ВОЗМОЖНОСТИ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ
статья по теме

Статья по теме "ВОЗМОЖНОСТИ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ" для использования в работе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dukh-nravstv_vospitanie.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

ВОЗМОЖНОСТИ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ

Маркеленкова  Оксана Николаевна

заместитель директора по учебно-воспитательной работе

КГБОУ СПО «Камчатский педагогический колледж»

г. Петропавловск-Камчатский

Воспитание и обучение входят в состав педагогической деятельности. Направленное обучение ребенка, с целью дать ему трудовые навыки и общие представления о жизни, которые должны помочь найти в ней свое место, и называется воспитанием. В связи с этим, главная задача воспитания - формирование и развитие ребенка как личности, обладающей теми полезными качествами, которые ей необходимы для жизни в обществе. Обучение же - процесс, основная цель которого состоит в развитии способностей ребенка. Отделить эти два процесса практически невозможно: воспитывая ребенка, мы всегда его чему-то обучаем, а занимаясь обучением, одновременно и воспитываем.

        Главная ценность школы – это её ученики, воспитанию которых служат сформированные в школе духовные и гражданские ценности и традиции, основанные на принципах гуманизма, формирования личности с новым типом мышления, способной к культуросообразной деятельности. Важным является также принцип гуманитаризации – включение в образовательную программу идей приобщения к культуре общечеловеческих ценностей, органично введённых во все предметные области.

Принцип гуманитаризации является основным в образовании детей-инвалидов.
        В России фактически по сегодняшний день существует три различных варианта образования детей-инвалидов:

  1. Специальные интернаты, дома-интернаты, специальные школы.
  2. Общеобразовательные школы.
  3. Индивидуальное обучение на дому.

Но ограниченные ресурсы учебного плана индивидуального обучения (не более 8-ми часов в начальной школе, 10-ти часов в основной школе, 12-ти часов в 10-11-х классах) обуславливают сокращение учебной программы, что затрудняет реализацию государственного образовательного стандарта.

Кроме того, ограниченность социальных контактов и общения со сверстниками, бедность социального опыта затрудняют формирование социальной и коммуникативной компетентностей у детей-инвалидов. Обучение ребенка на дому нередко приводит к его изоляции от детского коллектива, депривации, формированию у ребенка патологической замкнутости, нежелания и боязни общения с другими детьми.  Неуверенность в себе, повышенная тревожность, неумение устанавливать коммуникативные взаимоотношения, страх чужих людей - все это создает труднопреодолимые барьеры между ребенком-инвалидом и внешним миром.
Поэтому включение в систему образования детей с ограниченными возможностями здоровья технологий дистанционного обучения позволяет не только усовершенствовать и повысить качество образования, но и даст детям-инвалидам возможность виртуального общения, знакомства и обмена мнениями в компьютерной сети, содействовать их духовно-нравственному развитию.

        В настоящее время в Камчатском крае создан Центр, в котором получают основное образование в дистанционной форме более 80-ти учащихся 1-11 классов.
Виртуальное здание Центра расположено в Интернете по адресу  
http://kamchatka.home-edu.ru. Уроки проводятся в специальной учебной среде. Специальная учебная среда ориентирована на коллаборативные технологии обучения - позволяет организовать обучение в процессе совместного решения учебных задач, осуществлять взаимообмен знаниями, коммуникацию в различных формах.

Во время проведения учебных занятий дистанционные технологии позволяют учащимся выйти за рамки стандартного учебного кабинета, посещая различные виртуальные библиотеки, музеи, архивы. Виртуальные (электронные) библиотека, музей, архив – новый информационный продукт. Они выполняют как кумулятивную (ориентированную на сохранение культуры), так и трансляционную функцию, направленную на распространение культуры, передачу её следующим поколениям. Причем с течением времени трансляционная функция приобретает все большее значение. Электронные библиотеки, музеи, архивы делают доступными для детей-инвалидов произведения культуры, в том числе классические, не только возможностью обращения к ним, но и тем, что помогают значительно быстрее находить информацию.

Важнейшими задачами духовно-нравственного воспитания школьников являются: научить детей понимать прекрасное и возвышенное с одной стороны, безобразное и низменное – с другой; развивать у них способность чувствовать, правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности, в природе, в общественной жизни, в труде и искусстве.

И очень важно, что, обучаясь в Центре дистанционного образования, дети-инвалиды получили возможность изучать такие предметы, как изобразительное  искусство, музыка, технология, которые, как правило, не входят в индивидуальные учебные планы детей-инвалидов, обучающихся на дому.

Приведу некоторые примеры.

Курс «Книга музыкальных открытий» представляет собой попытку  заронить в детские сердца зерна любви к миру прекрасного и зажечь в них огонек творчества, создав для ребят, оказавшихся в трудных жизненных обстоятельствах, возможность самовыражения в различных видах искусства. Он построен на музыкальном материале выдающихся образцов русской и зарубежной классики, детских музыкальных произведений с использованием аудио и видео ресурсов курса и Интернет-ресурсов, а так же с  использованием  интерактивных наглядных пособий и музыкальных  тренажеров. Программа курса предполагает взаимодействие с другими базисными общеобразовательными предметами (например, литература и художественное искусство, география). Результатом такого взаимодействия является проектная деятельность детей не только внутри одного курса, но и между детьми различных курсов.  Познавательная направленность предмета приводит к стремлению  творческого самовыражения. Участие детей в культурной жизни является благодатной почвой для раскрытия своего творческого потенциала.

Не менее важно овладевать и технологией. Изучение технологии в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • развитие конструктивно-технических способностей учащихся, образного и технического мышления, пространственного воображения, сенсорики и мелкой моторики рук;
  • овладение начальными технологическими знаниям, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию личностно значимых объектов труда;
  • воспитание трудолюбия, усидчивости, уважительного отношения к людям и результатам труда; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.

И наконец, грамотно рисовать может научиться каждый, так же как читать и писать. Но занятия живописью дают значительно больше. Они воспитывают чувства формы, ритма, гармонии, цвета. А это уже воспитание и художника и зрителя. Именно уроки изобразительного искусства требуют предварительного анализа натуры, умения прогнозировать и оценивать результаты собственной деятельности, что будет необходимо каждому ученику в будущем. Именно на уроках изобразительного искусства происходит духовно-нравственное воспитание личности, умеющей ценить прекрасное в искусстве, природе, человеке, способного сострадать всему живому.

Всё вышеизложенное говорит о том, что, благодаря дистанционным технологиям,  учащиеся Центра получили возможность для самореализации, не только изучая различные курсы, но и участвуя в различных дистанционных конкурсах краевого, всероссийского и международного уровня.

Нет сомнения в том, что духовно-нравственные основы личности зарождаются и произрастают в семье. Первые несколько лет ребенок получает почти одну треть понятий о жизни взрослого человека, в первые семь лет детства человек устанавливает канву своей последующей жизни.
В семье рождается чувство живой преемственности поколений, ощущение причастности к истории своего народа, прошлому, настоящему и будущему своей Родины.

Школа продолжает и углубляет совершенствование ребёнка как социально значимой личности, ЦДО, обладая широкими возможностями в виртуальном пространстве, представляет такую возможность определённой группе детей.

Ежегодно в Центре дистанционного образования проводятся внеклассные мероприятия, в подготовке и проведении которых участвуют учащиеся и их родители. Наиболее запоминающимися явились «Я и моя семья», «Я помню! Я горжусь!»

Такая организация совместной деятельности способствует раскрытию способностей каждого ученика, развитию их нравственной сферы, патриотизма, позволяет обучающимся получить социальный опыт, воспитывает личность, готовую к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире, способную к самоорганизации и имеющего установку на «обучение на протяжении жизни» .

Таким образом, включение ребенка-инвалида в виртуальное сообщество позволяет ему осознать себя как субъекта деятельности в информационном образовательном пространстве, способствует формированию у него адекватного отношения к действительности, потребности в сотрудничестве, преодолению замкнутости, развитию коммуникативного потенциала и формированию «жизненной компетентности».

Список литературы

  1. Асмолов А.Г. //Педагогика. - 2009.
  2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: Изд-во «Просвещение», 2011.
  3. Духовно-нравственное воспитание российских школьников. Интернет-ресурс http:nsportal.ru
  4. Якимова И.В. Духовно-нравственное воспитание младших школьников. Интернет-ресурс http://festival.1september.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сценарий педсовета « Формирование гражданской позиции школьников с ограниченными возможностями здоровья в контексте духовно-нравственного воспитания»

Формирование гражданственности  в настоящее время становится одной из приоритетных задач в воспитании и обучении школьников. В стране идет поиск потенциального возрождения России и обязател...

Доклад "Технология сенсорного воспитания детей-инвалидов с выраженными интеллектуальными нарушениями при сопровождении в условиях психолого-педагогического центра"

Описание этапов сенсорного воспитания в соответствии с закономерностями формирования перцептивных действий у нормативно развивающихся детей и последовательность формирования сенсорных навыков у детей ...

Статья " Возможности проектной деятельности в духовно - нравственном воспитании обучающихся с ОВЗ"

Данная статья представляет собой поэтапное ознакомление с одним из проектов Государственного бюджетного образовательного учреждения школы № 370.Авторы статьи делятся положительным опытом духовно - нра...

Доклад "Дистанционные технологии в духовно-нравственном воспитании студенческой молодежи."

Доклад "дистанционные технологии в духовно-нравственном воспитании студенческой молодежи." на XXV Международных Рождественских чтениях. Региональный этап....

Презентация к докладу "Дистанционные технологии в духовно-нравственном воспитании студенческой молодежи."

Презентация к докладу "Дистанционные технологии в духовно-нравственном воспитании студенческой молодежи."  на XXV Международных Рождественских чтениях. Региональный этап....

Внедрение современных развивающих и реабилитационных технологий, новых подходов в обучении и воспитании детей-инвалидов с отклонениями в умственном развитии и тяжелыми множественными нарушениями психофизического развития в повседневную работу специалистов

Внедрение современных развивающих и реабилитационных технологий, новых подходов в обучении и воспитании детей-инвалидов с отклонениями в умственном развитии и тяжелыми множественными нарушениями психо...