Голос как профессиональный инструмент.
статья по теме

Лапичева Людмила Юрьевна

 

Свобода владения своей мыслью и яркие способы ее распространения – мечта любого делового человека, потому что успех в нашем обществе зависит  от ясной и убедительной речи, свободной пластики тела, точного жеста и харизмы.  Человек, обладающий всеми видами личной презентации, не будет лишен внимания ни в профессиональной, ни в личной сфере.

Человеческий голос – это профессиональный инструмент многих профессий. Владение техникой речи - один из самых ярких самопрезентационных навыков. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Голос как профессиональный инструмент

«Мысль есть главная способность человека.

Выражать ее – одна из главных его потребностей.

Распространять ее – самая дорогая его свобода».

Пьер Буаст (1765 –1824),

французский лексикограф,

моралист и философ.

Свобода владения своей мыслью и яркие способы ее распространения – мечта любого делового человека, потому что успех в нашем обществе зависит  от ясной и убедительной речи, свободной пластики тела, точного жеста и харизмы.  Человек, обладающий всеми видами личной презентации, не будет лишен внимания ни в профессиональной, ни в личной сфере.

Найти походящую методику формирования успешности не сложно, интернет предоставит различные схемы в виде психологических тренингов и школ. Однако из длинного ряда знаний и навыков отдельным, наиболее важным, объектом изучения мне представляется  речь человека. Кроме убедительности и научности в информационном плане, речь может стать магическим инструментом воздействия на слушателей, главным составляющим которого является голос – правильно модулированный, с красивым тембром, легко слышимый в дальних уголках аудиторий.  Инструмент истинной пытки для слушателя – голос монотонный и неприятный для слуха,  и в другом случае - какое мощное орудие воздействия и передачи информации,  при правильном его использовании.

Человеческий голос – это профессиональный инструмент многих профессий и требует к себе особого внимания и тщательного изучения. Акустические свойства голоса, механизмы его порождения изучают самые различные науки — логопедия, фонетика, физиология, фониатрия.  Анатомия гортани, строение голосовых связок, анатомия нервов и мышц, участвующих в работе голоса – доступна для изучения и дальнейшей научной интерпретации. Голос становится предметом изучения такого раздела физики, как акустика, для усиления, определения и структурного изменения звука. Человеческий голос является определяющим фактором в криминалистике.

Методики работы с голосом берут свое начало в далекой древности. Первые попытки описания дефектов речи - как медицинского термина, описания отдельных органов голосового аппарата были предприняты еще Гиппократом (ок. 460–ок. 370 гг. до н.э.), Аристотелем (384–322 гг. до н.э.), Галеном (ок. 130–ок. 200).

Практическая польза от изучения голосовых возможностей человека наблюдалась в историях об ораторском искусстве, как искусстве красноречия. Великий афинский оратор Демосфен говорил спокойно, действуя на разум слушателей, периодически разбавляя свою речь яркими, эмоционально окрашенными эпизодами, что покоряло  и восхищало аудиторию.  Необыкновенная простота выражения  в его речах соединялась с величайшей силой чувства и мысли. Благодаря своему упорному учению и самосовершенствованию, стал величайшим мастером устной, по преимуществу, политической речи. Демосфен рос слабым, физически недоразвитым ребенком, он картавил и заикался. Вполне возможно, эти недостатки служили поводом для насмешек и унижений. Во что бы то ни стало исправить недостатки речи – таково было решение Демосфена.

Он развивал свою речь упражнениями: набирал в рот камешков и упорно добивался, чтобы, несмотря на камешки, его речь была чистой и ясной. Он развивал дыхание и  силу голоса, когда поднимался в гору и громко читал стихи. Заглушая шум прибоя, он тренировал звучность и громкость своей речи. Чтобы справиться с картавостью, Демосфен купил себе щенка. Упорной тренировкой он пытался повторять его рычание, тем самым совершенствуя свой голосовой аппарат. Чтобы свободно держаться перед публикой, он учился у своего друга-актера мастерству владения пространством и точности жеста.  

Имея такой яркий исторический пример, как пример Демосфена, нетрудно надеяться, что любой человек сможет не только отрегулировать свой голос по потребности, но и научиться использовать его в целях личной презентации.

Практически любой голос можно поставить как сценический. Для этого необходимо учиться управлять свои голосом, его резонирующими особенностями с учетом индивидуальной голосовой атаки: ставить правильное сценическое дыхание, снимать мышечные зажимы, искать эмоциональные окраски тем или иным высказываниям. Эта непростая работа. Присутствие педагога по сценической речи в постановке голоса неоспоримо, так как любое речевое действо предполагает слушателя и, конечно же, объект эмоционального воздействия.

Разговорную речь человека формируют его анатомические особенности, которые называются голосовым аппаратом. Голосовой аппарат состоит из гортани с голосовыми связками, органов дыхания и воздушных резонаторных полостей - носовой, ротовой, носоглотки и глотки. Во время произнесения звуков речи (фонации), при помощи давления воздуха, одновременно сокращаются все мышечные волокна голосовых связок. От частоты этих сокращений  зависит голосовой регистр. У мужчин в связи с большим размером гортани и голосовых связок (резонаторы, соответственно, тоже больше) голосовые регистры ниже, чем у детей и женщин.

Здоровый голос должен быть достаточно громким, высота его основного тона - соответствовать возрасту и полу человека. Совокупность всех звуков от низшего до высшего предела, воспроизводимых данным голосом называется диапазоном. Диапазон голоса - не врожденное свойство голосового аппарата, его можно расширить в результате систематических упражнений. И, тем не менее, необходимо соблюдать осторожность в работе с голосом, например в период ломки у юношей, когда упражнения на развитие диапазона, лучше заменить упражнениями на дыхание. Голос проявляется в полную силу только после полового созревания и теряет свою силу, «трескается» после гормонального затухания.

Координация движений мышц голосовых связок, гортани, мягкого нёба, губ, языка, нижней челюсти и дыхательных движений - называется артикуляцией. Для развития артикуляционного аппарата существуют базовые упражнения, которые необходимы для произнесения звуков родного языка, они обеспечивают подвижность органов артикуляционного аппарата, тем самым развивая дикцию.

Любой человеческий голос обладает своим собственным тембром, т.е. психоакустической характеристикой. Основополагающий фактор в формировании тембра – голосовые связки. Тембр звука человеческого голоса индивидуален и уникален, как отпечатки пальцев, однако мужской тембр и женский существенно отличаются друг от друга. Наиболее приятным тембром считается, например,  голос с  правильной модуляцией, как по высоким, так по низким тонам, вне зависимости, женский, мужской или детский это голос. Изменить индивидуальный тембр голоса практически невозможно, а вот улучшить его окраску вполне реально.

Большое значение для качества голоса (тембра) имеет способ его подачи — атака звука. Различают три виды звуковой атаки: твердая, мягкая и придыхательная.

Твердая атака – это когда выдох осуществляется после момента смыкания голосовых связок. Мягкая атака – совпадение момента смыкания голосовых связок с началом выдоха. Предыхательная – вслед за легким выдохом происходит смыкание и колебание голосовых связок, голос звучит как бы после небольшого шума.

Произвольно меняя способ подачи звука, мы тем самым можем влиять на характер работы голосовых связок. Воздействуя таким образом, т.е. изменяя атаки голоса и меняя регистры и артикуляцию, можно влиять на качество звука - тембр.

В области речевого голосообразования сегодня  существуют не один десяток теорий формирования речи, но на современном этапе развития науки основными теориями фонации считаются  две – это миоэластическая и нейрохронаксическая.

Миоэластическая теория  возникла во второй половине XVIII века, автор которой Антуан Ферейн утверждал, что образование голоса (фонация) происходит на фазе выдоха при участии воздушной струи и голосовых связок. При этом колебание голосовых связок происходит пассивно, то есть под действием воздуха.

Нейрохроноксическая теория (1950г, автор Рауль Юссон) – согласно этой теории ведущая роль в голосообразовании принадлежит центральной нервной системе (ЦНС), именно она посылает импульсы, которые приводят в колебание голосовые связки.

Сам собой напрашивается вывод, что механизмы голосообразования чрезвычайно сложны, а существующие теории голосообразования - противоречивы.  Однако способы воздействия на речевой аппарат давно используются в системе воспитания актера.

«Слово для артиста не просто звук, а возбудитель образов. Поэтому при словесном общении на сцене говорите не столько уху, сколько глазу. Говорить - значит действовать.»

К.С.Станиславский

Однако, если следовать логике приведенного выше выражения,  чтобы речь «говорила не только слуху, сколько  глазу»,  необходимы дополнительные средства. И средства эти – жест и поза.

Жесты обладают огромной эмоциональной силой, жесты столько же говорят глазу, сколько речь слуху. Жестами  разговаривают, убеждают, приказывают, спорят, любят. Точный жест усиливает эмоциональное воздействие голоса. Неумеренная жестикуляция может сгладить впечатление от даже самой разумной речи, но осознанное владение жестом – это великое подспорье для оратора,  ведущего, лектора, учителя.

От позы человека зависит тон его голоса. Попробуйте, сидя ссутулившись на стуле и глядя себе под ноги, сказать «Какое прекрасное утро!» Вас не поймут, в лучшем случае, сочтут Вас притворщиком. Не правда ли?

Наблюдая некоторых лекторов  или просто выступающих на аудиторию, у меня часто создается ощущение, что человек, как бы старается быть «невидимым». Он прячется за трибуной, голос его  звучит монотонно. Восприятие такого рассказчика притупляется, смысл сказанного не доходит до слушателей, информационная суть лекции растворяется в воздухе. Для слушателя важно не то, ЧТО мы говорим, а то, КАК мы это говорим.

Культура движений и жеста в любой профессии, инструментом которой является голос -  основной показатель уровня профессиональности. Учитель в школе, объясняющий новую тему урока, менеджер по продажам, рекламирующий свой продукт, ведущий и аниматор праздничного вечера, соискатель на работу, ведущий переговоры с нанимателем – любая деталь: голос, поза, жесты работает на уникальность и харизматичность личности-профессионала. При правильном подходе и приложении сил можно сформировать успешного профессионала в любом деле, яркую презентативную личность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Голос как инструмент самопознания и эффективного взаимодействия.

Рабочая программа для учащихся 8-10 классов, направленная на освобождение природного естественного голоса и овладение им как инструментом установления контакта с собой и окружающим миром....

Звучат голоса народных инструментов

16 марта Дубровская детская музыкальная школа тепло и радушно встречала своих гостей – участников IV Межзонального открытого фестиваля-конкурса «Голоса народных инструментов». Проведение этого фестив...

Голос как музыкальный инструмент

Крнспект занятия по вокалу....

Звонкие голоса Музыкальные инструменты. Духовые музыкальные инструменты.

Музыкальные инструменты. Духовые музыкальные инструменты....

Звонкие голоса Музыкальные инструменты. Струнные музыкальные инструменты.

Музыкальные инструменты. Струнные музыкальные инструменты....

Звонкие голоса Викторина музыкальные инструменты

Викторина "Музыкальные инструменты"...

Человеческий голос - наш главный инструмент.

ВведениеМногие люди в немалой степени обязаны своим успехом именно голосу. Так же как и о внешнем виде, люди судят о голосе незнакомого человека, учителя, ведущего на радио или политического деятеля в...