Программа по развитию творчества и одарённости детей
методическая разработка по теме

Ромахова Алла Геннадьевна

Программа по развитию творчества и одарённости детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_odaryonnye.docx24.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 «Муромцевский лицей»

Муромцевского муниципального района Омской области

Программа

«Развитие творчества и одарённости детей

в рамках изучения гуманитарных дисциплин: истории и обществознания»

учителя истории МБОУ «Муромцевский лицей»

Ромаховой Аллы Геннадьевны

 

Муромцево 2013

Пояснительная записка

Выявление и развитие способностей, поддержка и реализация одарённости учащихся  - цель современной школы. Педагогический коллектив нашего лицея с 2010 года работает в рамках деятельности регионального ИнКО «Школа как центр творчества и развития одарённости детей».

Работа с одаренными  и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие является одним из важнейших аспектов деятельности учителя. Такие дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний.

Учебный процесс в старших классах профильной школы  организован так,  чтобы он был результативным. У каждого учащегося есть потенциал, который должен быть реализован.

   По поводу трактовки смысла понятия детская одарённость в современной науке нет однозначного мнения. Педагогический словарь даёт такое толкование термина одарённость: это системное, развивающееся в течение жизни человека качество, которое определяет возможность достижения им по сравнению с другими людьми более высоких результатов в различных видах деятельности. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Смена парадигмы общественного развития и вхождение в информационно-техническое пространство нынешнего века сформулировали новое поле образовательной деятельности России. Большое внимание на совершенствование всей системы образования в стране оказывает социальный заказ общества на творческую, активную личность, способную проявить себя в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях.

Цель: технологически проработать вопросы организации работы с одарёнными детьми на всех этапах обучения истории и обществознанию и во внеурочное время с целью создания эффективной системы деятельности по  их выявлению, поддержке и  развитию способностей.

Задачи:

1.Развитие одаренности учащихся через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования.

2.Формирование у школьников через интерактивное включение в учебный процесс критического мышления, культуры работы с информацией.

3.Активизация самостоятельной поисковой деятельности учеников: проектирования.

4.Развитие исследовательских умений и навыков.

5. Решение проблем и проблемных задач, построенных на содержании программного материала.

6.Формирование всех компонентов исследовательской культуры.

7.Развитие коммуникативной культуры и навыков публичного выступления, ведения диалога.

        Методы:

  1. Использование школьного банка данных о талантливых и одарённых детях, пришедших в 10 класс.
  2. Метод наблюдения за учащимися.
  3. Самореализация учащимися своих творческих способностей на уроках истории, обществознания, права и экономики.
  4. Индивидуальная и групповая работа по развитию творческих и интеллектуальных способностей учащихся во внеурочное время.

Формы:

  • групповые занятия  с мотивированными учащимися;
  • работа по индивидуальным планам;
  • элективные курсы;
  • занятия исследовательской и проектной деятельностью;
  • участие в олимпиадах;
  • участие в конкурсах.

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

№ п/п

месяц

мероприятия

1

сентябрь

1.Выявление способных учащихся.

2.Организация  работы элективных курсов.

3. Составление  плана-графика групповой и  индивидуальной работы с учащимися.

4.Анализ исследовательской деятельности,

 выполненной на летних каникулах.

2

Октябрь-май

1.Индивидуальный подход в работе на уроках и во внеурочное время.

2.Занятия на элективных курсах.

3.Использование ресурса банка олимпиадных заданий для организации индивидуальной и групповой подготовки.

4.Участие в творческих конкурсах.

5.Подготовка творческих работ к НПК.

3

ноябрь

1.Проведение школьного этапа ВОШ.

4

декабрь

2.Проведение муниципального этапа ВОШ.

5

январь

1.Участие в региональном этапе ВОШ по истории, обществознанию, праву.

2.Участие в  школьном этапе НПК НОУ «Поиск».

6

февраль

1.Участие в региональном этапе ВОШ по истории, обществознанию, праву.

2.Участие в  школьном этапе НПК НОУ «Поиск».

3. Участие в  муниципальном этапе НПК НОУ «Поиск».

7

апрель

1.Участие в  региональном этапе НПК НОУ «Поиск».

8

май

1.Подведение итогов  олимпиадного движения за год.

2.Определение тем и  объёма творческих работ на лето.

Предполагаемые результаты:

Критерий

Индикатор

Результат

Позитивная динамика учащихся, интересующихся предметами обществоведческого цикла

Количество учащихся элективных курсов.

Количество учащихся, выбирающих для сдачи ЕГЭ историю и обществознание.

Количество воспитанников профильной гуманитарной смены лагеря дневного пребывания при лицее.

Количество учащихся по индивидуальному учебному плану.

Рост численности детей по всем индикаторам

Участие в этапах ВОШ

Количество победителей и призёров ВОШ

Рост количества участников и призёров ВОШ

Участие в НПК разных уровней

Количество участников и доля призёров, лауреатов

Рост количества призёров, лауреатов НПК

ЕГЭ

Количество участников ЕГЭ выше среднего балла по области и России

Рост доли участников ЕГЭ с итогами выше среднего балла по области и России

В работу программы включены учащиеся 10-11-х классов. Реализация программы позволит учащимся побеждать в предметных олимпиадах различного уровня, заниматься творчеством в процессе научно-исследовательской деятельности, существенно поможет при подготовке к ЕГЭ,  будет способствовать профессиональной ориентации выпускников.

Согласовано

Директор МБОУ «Муромцевский лицей»                 Т.М. Иванова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О роли школьной печатной газеты в развитии способностей поэтически одарённых детей

В статье рассказывается об опыте работы учителя русского языка и литературы как редактора школьной печатной газеты....

Статья «Система выявления одарённости, способствование творческому развитию и самореализации одарённых детей при дифференцированном подходе к обучению в условиях МАОУ лицей «Морской технический»»

Статья «Система выявления одарённости, способствование творческому развитию и самореализации одарённых детей при дифференцированном подходе к обучению в условиях МАОУ лицей «Морской технический»» дает...

Статья "Использование современных образовательных технологий в процессе подготовки обучающихся к олимпиадам и развитии творческих способностей одарённых детей".

В статье я делюсь напопленным пкдагогическим опытом подготовки обучающихся к олимпиадам и развитии  творческих способностей у одарённых детей. В работе представлены условия вониковения опыта, акт...

Статья "Использование современных образовательных технологий в процессе подготовки обучающихся к олимпиадам и развитии творческих способностей одарённых детей".

В статье я делюсь своим педагогическим опытом работы с олипиадниками и одарёнными детьми. Статья представляет собой несколько  разделов:  условия возникновения опыта, актуальность,теъническа...

«Дополнительное образование как средство выявления, поддержки и развития творческого потенциала одарённых детей»

В данной работе представлены принципы специализации образовательных программ дополнительного образования детей разного возраста, описаны основные направления, проблемы, принципы, формы и методы органи...

Использование современных образовательных технологий в процессе подготовки обучающихся к олимпиадам и развитии творческих способностей одарённых детей.

В данном материале представлен опыт работы по подготовке учащихся к олимпиале по русскому языку и литературе. Методы работы и приемы посредствам которых достигаются результаты результаты как на ...

Педагогический опыт К.Ш.Танкиной, учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ № 7 Использование современных образовательных технологий в процессе подготовки обучающихся к олимпиадам и развитии творческих способностей одарённых детей.

В нашей школе уже давно открыты классы углублённого изучения иностранного языка, химии, профильные классы филологического, социально-гуманитарного, информационно-технологического и ...