статья "Создание мотивационно-обучающей среды достижения образовательных результатов обучающихся"
статья на тему

Малышкина Наталья Васильевна

Создание мотивационно-обучающей среды достижения образовательных результатов обучающихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_sozdanie_motivatsionno.doc106 КБ

Предварительный просмотр:

Создание  мотивационно-обучающей среды

  достижения  образовательных результатов обучающихся

                                                  Малышкина Н.В., заместитель директора

                                       по НМР МОУ «Ялгинская СОШ »,

                                                   Михайлова О.С., заместитель  директора

                                      по  ВР МОУ «Ялгинская СОШ »,

                                                  Хальзова  Н.С., учитель русского языка

                           МОУ «Ялгинская СОШ »

В настоящее время перед педагогами школ стоит задача по созданию таких условий, при которых ученики за минимально отведенное программой количество часов обучения могли усваивать максимально возможное количество информации  и  демонстрировать умение  работать с ней,  творчески применяя ее  на практике.

В 21 веке, когда доступ к информации является несложным вопросом, возникает другой вопрос, как мотивировать учащихся к постоянному изучению материалов и эффективному выбору и усвоению полученных знаний. Особую  роль при возникновении мотивации играет интерес и возбуждение интереса к обучению. А для этого необходимо  изменить  взгляд учителя  на модель  жизни  учебного заведения  в целом, изменив его  педагогическую философию. Смыслом   образования  становится  самоорганизация познания, где функции и цели  ученика и учителя  существенно меняются при переходе к партнерству, к диалогу сотрудничества, к совместному поиску нового.  Главной задачей в этом случае становится создание условий, включение процесса  поиска знаний и своевременная помощь, и поддержка  ученику-строителю собственного Образа Мира.

Именно мотивация – основное средство, которое дает возможность повысить уровень заинтересованности  обучающихся к учебному процессу, позволит повысить их самостоятельный и творческий потенциал. Как мотивировать школьников к обучению? Это самый важный и основной вопрос не только педагогов, психологов, но и родителей. Для успешного  разрешения данного вопроса   становится  малоэффективным  использование  «традиционной системы обучения», основывающейся, прежде всего  на классно-урочной  организации обучения, сложившейся еще в 18 веке на принципах  дидактики, сформулированной Я.А. Каменским. В российском образовании сегодня  провозглашен принцип  вариативности, который дает возможность  педагогическим коллективам выбирать  и конструировать  учебный процесс, создавая мотивационную  обучающую среду.

Мотивы обучения могут быть различные, а именно: социальные, познавательные, эстетические, коммуникативные, традиционно-исторические, неосознанные. Степень мотивации учащихся к обучению и их стремлению – это зеркало общества, так как именно подрастающее поколение является основным потенциалом, основой стабильного развития экономики страны, основной движущей силой к прогрессу.

Очевидно, что учебный процесс должен стать важнейшим фактором формирования устойчивого интереса школьников к предмету и процессу обучения, развитию потребности этот интерес удовлетворить. Каждый учитель должен   создать  условия, способствующие активизации мотивационной среды учащихся, успешного овладения умением учиться в творческом режиме. Сказанное определяет актуальность и важность изменения учебного процесса.

        Поскольку важнейшей характеристикой творческого обучения является единство мотивационных и операционных компонентов деятельности, то творчеству человек может учиться лишь тогда, когда он реально поставлен в ситуацию, требующую  нестандартного решения, обеспечивающую базу для дальнейшего продвижения в обучении и неизбежное формирование положительной учебной мотивации. Следовательно, одного усвоения каких-то готовых знаний и выработки на их основе соответствующих умений и навыков в традиционных условиях обучения недостаточно.  

      Мир, в котором мы живем, предельно сложен, чтобы понимать его, зачастую недостаточно знаний, полученных не только в школе, но и в нескольких вузах. А все потому, что мы в течение многих лет изучаем разрозненные дисциплины, не выделяя никакой связи между ними. Сегодня есть надежда, что ситуация кардинально изменится  в связи с введением в школе новых стандартов общего образования.  Важнейшей задачей ФГОС  является формирование личностных, метапредметных   (универсальных  учебных действий обучающихся: познавательных, регулятивных    и коммуникативных, далее УУД) и предметных результатов. Данные результаты  обеспечат  школьникам, осваивающим изучаемые предметы, умение учиться, способность к самостоятельной работе, а, следовательно, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

      Процесс поиска  затрагивает  каждого учителя,  работая в школе   мы постоянно задаем  себе  вопрос как организовать  свою работу так, чтобы не только  формировать  программные  умения и навыки у всех ребят, но, и самое главное, научить их творчески распоряжаться ими, самостоятельно организовывать  свои действия, поиск новых знаний.  Годы работы  убеждают нас   в том, что наивысшую радость и удовлетворение дети  испытывают  от работы, позволяющей им  открывать себя: свои способности, возможности.  Каждый из нас понимает, что в  настоящее время необходимыми становятся не сами знания, а знание о том, где и как их применять. Но еще важнее – знание о том, как эту информацию добывать, интегрировать, или создавать. Любое знание состоит частично из «информации» («чистое знание») и частично из «умения». Процесс изучения того или иного предмета преследует своей целью как сообщение учащимся той или иной информации, касающейся этого предмета, так и создание определенных умений. Умение – это мастерство, это способность использовать имеющиеся сведения для достижения своих целей. Умение – это совокупность определенных навыков.  

Проведение уроков – это неисчерпаемый источник формирования и использования метапредметных результатов. Несомненно, на  нашем вооружении  должны  остаться  фундаментальные технологии. Однако требования времени предполагают включение в работу  новых образовательных технологий, так как преподавание по старинке не даёт желаемых результатов в получении конечной цели. Но новшество само по себе ничего не даёт, оно становится новой инновационной методикой, только если получает практическое использование в жизни и приводит к конкретному результату. Именно на конкретный результат – на практическое владение  грамотной речью, а также использование полученных навыков и умений в других областях жизни и деятельности учащихся (метапредметные связи)  должны  быть   направлены   наши  действия,  как учителя-предметника  любого направления, связанного с точными или гуманитарными науками.

Анализируя сказанное выше, можно сделать вывод, что мы должны  выйти  на уровень требований Госстандарта по метапредметным результатам освоения образовательной программы. Вот то, к чему мы должны стремиться как к результату освоения метапредметных связей:

  •  дети должны самостоятельно определять цели и составлять планы, осознавая приоритетные и второстепенные задачи;
  • они должны самостоятельно осуществлять свою деятельность, а также должны использовать различные ресурсы для достижения цели, уметь выбирать нужные стратегии;
  • немаловажно то, что мы должны формировать умение продуктивно общаться и взаимодействовать с коллективом. Важным фактором является умение самостоятельно оценивать ситуацию и принимать решения, владение навыками познавательной рефлексии;

В свете сказанного чётко просматривается необходимость работы над формированием метапредметных связей на каждом уроке, благо уроки   по любым предметам   позволяют это делать на достойном уровне.

Среди основных видов УУД можно выделить четыре блока:

1. Личностный.

2. Регулятивный.

3. Познавательный.

4. Коммуникативный.

На своих уроках  каждый из нас должен   способствовать  создаю условий, обеспечивающих  развитие УУД.

Формирование УУД в образовательном процессе определяется тремя следующими взаимодополняющими положениями:

  • формирование УУД как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию;
  • формирование УУД происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин;
  • УУД, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений, формирование образа мира и основных видов компетентности учащегося, в том числе социальной и личностной.

Отбор и структурирование содержания образования, выбор методов, определение форм обучения – все это должно учитывать цели формирования конкретных видов УУД.

«Умение учиться» выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образ мира и ценностно – смысловых оснований личностного морального выбора.

Построение содержания учебных предметов и образования с ориентацией на сущностные знания в определенных предметных областях, а также выделение качественных показателей сформированности УУД применительно к ценностно-личностному и познавательному развитию являются существенными условиями их формирования.

            К настоящему времени в практике школьного обучения работа по развитию УУД как психологической составляющей образовательного процесса осуществляется стихийным образом. Лишь незначительное число педагогов – новаторов, реализующих прогрессивные технологии образования и разделяющих тезис о приоритетности личностного развития учащегося как цели образовательного процесса, пытаются реализовать требование формирования УУД.  Стихийный характер развития УУД находит отражение в острых проблемах школьного обучения – в низком уровне учебной мотивации и познавательной инициативы учащихся, а также способности учащихся регулировать учебную и познавательную деятельность, в недостаточной сформированности общепознавательных и логических действий и как следствие – в школьной дезадаптации, росте девиантного поведения. Альтернативой сложившемуся положению должно стать целенаправленное планомерное формирование УУД с заранее заданными свойствами, такими как осознанность, разумность, высокий уровень обобщения и готовность применения в различных предметных областях, критичность, освоенность.

       Методологический базой работы является теория интеллектуальных систем, философское понимание неразрывности языка – мышления речи, творческий характер языка (А.А. Потебня, Л.В. Щерба и др.), что позволяет опереться на важные для использования опыта достижения педагогики творчества.

Для оценки мотивированности на изучение предмета   можно использовать  методику диагностики направленности мотивации изучения предмета, которая может использоваться в общеобразовательном процессе и служить основой повышения эффективности обучения (автор Гарбузова З.В.).

Цель методики – выявление направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности учащихся при изучении ими конкретных предметов.

1. Изучение предмета даст мне возможность узнать много важного для себя, проявить свои способности.

2. Изучаемый предмет мне интересен, и я хочу знать по данному предмету как можно больше.

3. В изучении данного предмета мне достаточно тех знаний, которые я получаю на занятиях.

4. Учебные задания по данному предмету мне неинтересны, я их выполняю, потому что этого требует учитель.

5. Трудности, возникающие при изучении данного предмета, делают его для меня ещё более увлекательным.

6. При изучении данного предмета, кроме учебников и рекомендованной литературы, самостоятельно читаю дополнительную литературу.

7. Считаю, что трудные теоретические вопросы по данному предмету можно было бы не изучать.

8. Если что-то не получается по данному предмету, стараюсь разобраться и дойти до самой сути.

9. На занятиях по данному предмету у меня часто бывает такое состояние, когда «совсем не хочется учиться».

10. Активно работаю и выполняю задания только под контролем учителя.

11. Материал, изучаемый по данному предмету, с интересном обсуждаю в свободное время с одноклассниками.

12. Стараюсь самостоятельно выполнять задания по данному предмету, не люблю, когда мне подсказывают и помогают.

13. По возможности стараюсь списать у товарищей или прошу кого-то выполнить задания за меня.

14. Считаю, что все задания по этому предмету являются ценными и по возможности нужно знать по данному предмету как можно больше.

15. Оценка по этому предмету для меня важнее, чем знания.

16. Если я плохо подготовлен к уроку, то особо не расстраиваюсь и не переживаю.

17. Мои интересы и увлечения в свободное время связаны с данным предметом.

18. Данный предмет дается мне с трудом, и мне приходится заставлять себя выполнять учебные задания.

19. Если по болезни (или другим причинам) я пропускаю уроки по данному предмету, то меня это огорчает.

20. Если бы было можно, то я исключил бы данный предмет из расписания (учебного плана).

Обработка результатов.

Подсчет показателей опросника производится в соответствии с ключом, где «ДА» означает положительные ответы (верно; пожалуй верно), а «НЕТ» -отрицательные (пожалуй неверно; неверно).

Ключ

Да 1,2,5,6,8,11,12,14,17,19

Нет 3,4,7,9,10,13,15,16,18,20

За каждое совпадение с ключом начисляется один балл. Чем выше суммарный балл, тем выше показатель внутренней мотивации изучения предмета. При низких суммарных баллах доминирует внешняя мотивация изучения предмета.

В своей практике  полезно использовать  технологии: 

1) Игровые;

2) ИКТ;

3) Интерактивные методы;

4) РКМЧП;

5) Интеграция в обучении.

Сама тематика языкового общения по  любым предметам предполагает воспитательную направленность  и  оказание помощи учителю  в реализации  воспитательных задач  и достижении  поставленной цели,  и помощи  в  формировании метапредметных  результатов. Именно работа на любых  уроках  формирует многие метапредметные связи. Мы учим различным способам при работе с текстами различной направленности и тематики. Дети получают навык чтения с пониманием основной идеи, поиска нужной информации, детального понимания – и эти же навыки они с успехом могут использовать при чтении любых текстов, в любой области знаний.  Мы учим аудировать, направляя речевую деятельность детей для осуществления тех же целей – полного, специального или детального понимания. Это обеспечивает успех при любом действии.  Навыки анализа и синтеза, которые дети получают при работе с текстами и выполнении заданий различной сложности также во многом способствуют формированию метапредметных связей и использованию их в любой образовательной деятельности.

Но самое главное – учить детей рефлексировать, использовать полученные знания, навыки и умения в практических заданиях, в формировании жизненного опыта. Навык, полученный во время урочной деятельности, сформированные умения, усвоенные знания помогают в самостоятельной деятельности, умении её планировать и реализовывать с получением практического результата.

Уже много лет, начиная с раннего возраста мы обучаем детей проектно-исследовательской деятельности, так как это заложено во всех курсах обучения. Это прекрасная возможность для формирования метапредметных связей.

Навык, полученный во время урочной деятельности, сформированные умения, усвоенные знания помогают в самостоятельной деятельности, умении её планировать и реализовывать с получением практического результата.

Для повышения интереса и мотивации к предмету необходимо разнообразить учебную деятельность, чередовать разные формы деятельности. При этом каждый урок должен быть неповторимым, вызывать у учеников позитивные эмоции и желания познавать, развиваться, самовыражаться.

Структура урока может быть различной, главное, чтобы все этапы запланированного урока были успешными.

3.2. Схема урока изучения нового материала.

I. Организационно - психологический этап.

1) Валеологический компонент. (Учитель настраивает детей на урок. Может звучать музыка, учащиеся могут составлять «солнышко», возможны различные пожелания: « Я желаю Вам, друзья, мира, счастья и добра!» и др.)

2) « Наши ожидания». (Предложите детям высказать свои ожидания от урока, но при этом все записывайте на листе ватмана или на доске.)

II. Диагностика успешности учащихся.

1) Проверка домашнего задания (выборочная, индивидуальная и т.д.)

2) Небольшая самостоятельная работа или игровое упражнение на развитие внимательности, памяти, логического мышления.

3) Игра, которая поможет сделать логический переход к изучению новой темы. « Третье лишнее» (с обоснованием выбора « лишнего слова»); игра на профессиональную направленность; упражнение из рубрики « Знаете ли вы…» и т.д.

III. Изучение новой темы.

1) Предполагает самостоятельное изучение нового учебного материала. (Учащимся предполагается составить краткий конспект, алгоритм на быстрое усвоение материала, таблицу, опорную схему и др.) Учитель всегда предлагает учащимся подкреплять своими примеры каждый пункт составленного конспекта. Обязательно проверяется данная работа, учащимся предлагается высказать мнение по прослушанному.

2) «Историческая справка». (Заранее подготовленный материал по значению слова, его происхождению. Маленькая презентация, подготовленная одним из учеников.)

3) Закрепление материала может проводиться под руководством учителя, можно проверить работу ребят, которые выполнили её быстро и грамотно. Предложите ребятам поработать консультантами. «Слабые» учащиеся поддержку «сильных» ребят воспринимают спокойнее, увереннее, мотивация повышается за счет желания в другой раз такую работу провести самостоятельно. Можно на доске показать образец выполняемой работы, тем самым целенаправить ребят, дать им возможность дальше работать самостоятельно, уверенно.

4) Обязательно вводите творческую работу. Например, ребята с удовольствием пишут мини - сочинения, эссе, небольшие стихотворения, сказки. Пусть у них возникнет желание озаглавить свой текст.

IV. Рефлексия.

В конце урока учащиеся делают самостоятельные выводы по теме урока, обращаются к «нашим ожиданиям» и определяют уровень качества выполнения поставленных задач. Если раздавать «Листы успеха», то дети должны определить уровень личностного интереса, творческого, нестандартного подхода к выполнению задания. Можно делать графу «ожидаемая оценка». В этом случае вы всегда будете знать желание ученика, предвосхищение им того успеха, которое вы, возможно, упустили в процессе урока. Можно использовать технологию «Рефлексивная мишень». Карточки должны быть заготовлены на каждого ученика. В конце урока учитель раздает карточки, а учащиеся оценивают состоявшуюся деятельность, взаимодействие.

Технология «Рефлексивная мишень»

В каждом секторе записываются параметры – вопросы рефлексии состоявшейся деятельности, взаимодействия.

Например: 1-й сектор-оценка содержания; 2-й сектор- оценка формы, методов взаимодействия; 3-й сектор-оценка деятельности педагога; 4-й сектор-оценка своей деятельности.

V. Оценка. Каждую оценку учитель должен обязательно прокомментировать. Если ученик попросит не выставлять оценку в журнал, то учитель может пойти ему навстречу. Это даст возможность школьнику повысить свой результат на следующем уроке, а значит, внутренняя мотивация перейдет во внешнюю мотивацию успеха.

Если вводится рейтинговая система оценивания ЗУН учащихся, то лучше заранее познакомить с ней ребят. Система оценки может колебаться от 5 до 12 баллов. Дайте ребятам возможность самостоятельно оценить свою работу на уроке, но, доверяя, проверяйте, так как у ребенка иногда бывает завышенная самооценка, и он может оценить себя на 100 баллов желаемых, но еще не достигнутых.

VI. Домашнее задание может носить самостоятельный, творческий, дифференцированный характер. Ребята могут готовить презентации, небольшие творческие работы поискового характера, тестовые задания, кроссворды и другое.

Дифференцированное домашнее задание даст возможность ученику проверить свои знания, умения, способности; оценить себя.

Ещё один момент организации урока, способствующий сохранению коммуникативной мотивации, - это рациональное сочетание различных форм работы. Например, при выполнении однотипных упражнений применять форму игры «по цепочке». Совершенствовать фронтальную работу можно, если использовать на уроке игровые формы деятельности («Сказка о чудесном появлении на свет причастия»), ставить проблемные вопросы (Почему, по мнению чешского ученого К. Сохоры, 90% неологизмов составляют технические термины? Можно ли по морфеме определить часть речи? Почему неопределенные местоимения создают впечатление загадочности, таинственности?), требующие использование элементов творчества, а также использование групповых форм работы.

В течение урока не забывайте проводить разминки, физминутки, вводить здоровьесберегающие компоненты.

Разминки могут быть направлены на развитие знаний, умений, навыков учащихся, внимательности, сообразительности, логического мышления. Например: Составьте и запишите сложное существительное: туго + думать =      Добавьте к нотам буквы, чтобы получились новые слова:

- - до

- - ре

- - ми - -

- - фа

- - соль

- - ля

- - си - -

(Чудо, море, домино, арфа, фасоль, воля, лисица)

Выпишите группу однокоренных слов. Выделите корень.

Дача, дачка, дачница, дата, дачный.

Разминки могут носить профориентационную направленность. Учитель называет букву, а учащиеся называют на неё профессии. Кто назовет последним профессию на заданную букву, тот является победителем. (Буква «эм»: мастер, маляр, монтажник, монтёр, механик, механизатор и т.д.)

Физминутки могут носить тематический характер, тогда они не будут выходить за рамки темы урока, а будут носить логический и последовательный характер. По теме «Глагол» (6 класс) можно провести такую разминку. Дети встают, принимают свободное положение, выполняют движения вслед за словами и действиями учителя:

Покачайтесь,

Покружитесь,

Потянитесь,

Распрямитесь,

Приседайте, приседайте,

Пошагайте, пошагайте.

Встаньте на носок, на пятку,

Покачайтесь-ка вприсядку,

Глубоко теперь вдохните,

Все в порядок приведите,

И читать, друзья, начните,

Попишите, почитайте,

Поднимитесь, пошагайте,

Покричите, помолчите,

Попишите, постучите,

Помашите, потянитесь,

Поморгайте, улыбнитесь,

Посидите, пошепчите,

Успокойтесь, подремлите…

А теперь все подымайтесь

И за дело принимайтесь.

( Г. Александрова «Занимательный русский язык, Санкт-Петербург, «Тригон», 1997 год, стр.288-289)

3.3 Рейтинговая система оценки успешности обучения учащихся.

I. Организационно-дисциплинарные критерии.

1. Присутствие на уроке в школьной форме без опоздания. +3 балла.

2. Готовность к уроку, наличие всех необходимых школьных принадлежностей. + 1, 2 балла.

II. Критерии текущего контроля успеваемости обучающихся.

1. Качество учебно-познавательной деятельности и устные ответы на уроке от 1 до 7 баллов.

2. Качество выполнения обучающимися стандартных домашних заданий от 1 до 10 баллов.

3. Контрольные, самостоятельные, практические и письменные работы. Стандартные от 1 до 7 баллов, повышенной трудности от 8 до 12 баллов.

4. Творческий, оригинальный подход к выполнению задания от 1 до 5 баллов.

5. Активность на уроке от 1 до 3 баллов.

6. Выполнение дифференцированных заданий: вопросы уровня «А» - 1 балл, уровня «В» - 2 балла, уровня «С» - от 3 до 5 баллов.

7. Подготовка к уроку реферата + 10 баллов.

8. Презентация + 12 баллов.

9. Умение формулировать и задавать вопросы от 2 до 4 баллов.

10. Хорошее, уместное чувство юмора + 3 балла.

III. Рефлексия.

1.Умение корректно оценить работу товарищей +3 балла.

2. Самооценка.

Можно в рейтинговую систему включать и штрафные баллы, но делать это надо осторожно, учитывая личностные качества и возможности учащихся. Если урок «живой», насыщенный разнообразными видами заданий, то учитель может в течение урока оценить работу многих. В таком случае ребенку легче в течение урока заполнить свой рейтинговый лист, а в конце урока подсчитать количество набранных баллов. Отсюда ученик будет видеть свою объективную оценку за урок, которая не будет вызывать негативных эмоций.

На всех этапах урока стимулируйте деятельность учащихся.

3.4 Педагогические правила стимулирования учения.

Д. Карнеги писал: «Скажите кому-либо, что у него нет способности к чему-то и, что он делает всё совершенно неправильно, и вы лишите его почти всяких стимулов для самосовершенствования. Но примените противоположный метод: будьте щедры в своем поощрении; создайте впечатление, что в стоящей перед вашим собеседником задач нет ничего трудного; дайте ему понять, что вы верите в его способность справиться с ней, что у него имеется необходимое для этого внутреннее чутье, и он всю ночь до рассвета будет практиковаться, чтобы добиться успеха.»

1. Опирайтесь на желание.

2. Используйте идентификацию.

3. Учитывайте склонность и интересы.

4. Поощряйте желание «быть признанным».

5.Признавайте достоинство.

6. Одобряйте успехи.

7. Сделайте работу привлекательной.

Извлекайте максимум стимулов из ошибок учащихся:

-«Прекрасная ошибка!»,

-«Ошибка, которая ведет к истине!»

-«Спасибо, твоё мнение не совсем правильное, но даёт пищу для размышлений.»

8.Используйте ситуацию.

9.Дайте обучаемому шанс.

10. Говорите иногда «надо».

Итак, более подробно о сопереживающей критике. Психолог Ю.Красовский советует это делать громко, во всеоружии современных научных достижений:

• подбадривающая критика ( «Ничего. В следующий раз сделаешь лучше. А в этот раз не получилось.»);

• критика-упрек ( «Ну, что же ты? А я на тебя так рассчитывала.»)

• критика-надежда ( « Надеюсь, что в следующий раз ты выполнишь задание лучше»)

• критика-удивление (« Как? Неужели ты не подготовил(а) урок? Не ожидала…»)

• критика-требование (« Работу тебе придется переделать»)

• критика-описание («Я очень опасалась, что в следующий раз работа будет выполнена на таком же уровне»)

3.5 Педагоги должны помнить следующее:

- принимать учащегося таким, какой он есть; откажитесь от иллюзий, опирайтесь на действительность, а не желаемое;

- учитесь понимать учащегося;

- попытайтесь ответить себе, почему он поступает так, как он поступает, и почему он не может поступить иначе;

- это полезнее и интереснее, чем заниматься критикой и понуканиями, и развивает в педагоге сочувствие, терпимость, доброжелательность;

-в глубине нашего сознания существуют «скрытые пружины» , нажимая на которые можно приводить человека в активное состояние, полное энергии и желание действовать;

- натура человека многолика, а поэтому всегда предпочтительно применять слабые стимулы, чем один сильнодействующий; в таком случае что-нибудь обязательно сработает, а сильнодействующий стимул, на который сделана ставка, может не попасть в цель.

Анализ опыта показывает:

1. Мотив и мотивация необходимы при инновационном подходе к изучению русского языка, за счет этого у учащихся появляется интерес к поисковой деятельности, растет стремление работать самостоятельно, вносить элемент творчества.

2. Источником положительной учебной мотивации становится потребность в учебной деятельности. Повышается возможности ученика, которые выражаются в интеллектуальных и коммуникативных потребностях и интересах.

3. Устойчивый характер учебной деятельности приводит к личностной стимуляции.

4. При инновационном подходе исчезают препятствия, страхи на пути обучения, и создаются условия для процесса формирования положительной мотивации.

5. При инновационном подходе ученик может сам ставит себе цели, достижения которых, могут обуславливать лучшее освоение им учебного материала по русскому языку.

6. Диагностические исследования помогают учителю совершенствовать своё профессиональное мастерство, находить и разрабатывать новые технологии, внедрять в педагогическую практику современные стратегии , методы, приемы, способствующие повышению положительной мотивации обучения школьников.

Подводя итог, мне хотелось бы отметить, что я не отрицаю принципов  традиционного обучения, я их дополняю, чтобы обеспечить  необходимые изменения, динамику, непрерывное обновление содержания обучения. На пути реализации данных идей нельзя не остановиться на  трудностях, с которыми приходится сталкиваться мне учителю. Ведь преодоление трудностей начинается с анализа, выявления  диагностики проблем, которые стоят передо мной, и над которыми  мне еще предстоит работать. Попробую сформировать  и перечислить эти проблемы:

-недостаточность  представлений учителя о психологических  особенностях  и учебных  возможностях отдельных учащихся  и класса в целом:

-желание активно вмешиваться  в происходящее, вернуть себе позицию  лидера, указать способ действия;

-необходимость  пребывания  в условиях  определенной  неопределенности, предсказуемой непредсказуемости, импровизации:

-необходимость  безотметочную  деятельность  перевести в бальную  систему традиционного образования;

-необходимость  запуска процессов  самооценки, самокритичности у учащихся;

-необходимость  выстраивания  полного цикла усвоения  учебной  информации  новыми методами.

Я делаю этот перечень проблем открытым, чтобы любой учитель  заинтересовавшийся   данным направлением  смог продолжить  или , может быть, сократить его.

Для меня этот перечень проблем -перспектива  моей дальнейшей деятельности, источник мыслительного процесса.

Литература:

1.Акбердин З.З., Кибанов А.Я. Управление персоналом: Учебник. – М.: ЮНИТИ, 2003.

2.Ольшанский В. Б. Практическая психология для учителей. —М., 1994.

3.Дятлов В.А. Управление персоналом: Учебник. – М.: Слово, 2004.

4.Фисин Ю. М. 0 некоторых мотивах устойчивости кадров в педагогическом коллективе среднего ПТУ // Личность в системе коллективных отношений: Тезисы докладов Всесоюзной конференции в г. Курске.—М., 1980.

5.Кибанова А.Я. Управление менеджментом организации. Учебник. – М.: Инфра-М, 2002.

6.Маркелов В. В. Типологические различия во влиянии некоторых форм педагогического воздействия на формирование двигательных навыков // Темперамент и спорт. — Пермь, 1972. Вып. 1.

8.Ковалев В. И. Мотивы поведения и деятельности.—М., 1988.

9.Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. Питер, 2000

10.Никитенко В. Н. Противоречия процесса профессионального становления учителей и пути их решения: Пути совершенствования психолого-педагогической подготовки будущего учителя. — Тула, 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание модели мотивационной образовательной среды достижения образовательных результатов обучающихся в условиях реализации ФГОС ОО

Практическая значимость  разработанной  модели  обусловлена  тем, что  на ее основе может быть  организован  процесс обуче...

Создание модели мотивационной образовательной среды достижения образовательных результатов обучающихся в условиях реализации ФГОС ОО

Практическая значимость  разработанной  модели  обусловлена  тем, что  на ее основе может быть  организован  процесс обуче...

1. Результаты освоения обучающимися образовательных программ: динамика индивидуальных образовательных результатов обучающихся

1. Результаты освоения обучающимися образовательных программ, качество знаний учащихся по итогам внутришкольного контроля (справка от завуча)....

Результаты освоения обучающимися образовательных программ: динамика индивидуальных образовательных результатов обучающихся

Результаты освоения обучающимися образовательных программ, динамика индивидуальных образовательных результатов обучающихся....