Развивающее занятие по психологии для учащихся 5 классов "Путешествие на остров..."
классный час (5 класс) на тему

Расулова Ольга Владимировна

Развивающее занятие по психологии для учащихся 5 классов «Путешествие на остров…» является одним из занятий внеурочной деятельности программы сопровождения учащихся в период адаптации в среднем звене.

Целью занятия является развитие универсальных учебных действий, развитие навыков сотрудничества, сплоченности. На занятии ставятся такие задачи, как формирование навыков взаимодействия между учащимися, умения согласовывать свои действия с партнером; развитие навыков планирования деятельности, саморегуляции; развитие навыков бесконфликтного принятия решений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект занятия469.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_1.doc26 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_2.doc26.5 КБ
Office presentation icon prilozhenie_4.ppt1.04 МБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_5.doc2.12 МБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_6.doc26.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_7.doc23.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_8.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающее занятие

для учащихся 5 классов

Разработчик педагог-психолог Расулова О.В.

2013

«ПУТЕШЕСТВИЕ НА ОСТРОВ …»

Развивающее занятие для учащихся 5 классов

Цель: развитие коммуникативных универсальных учебных действий, развитие навыков сотрудничества, сплоченности.

Задачи:

  • Формирование навыков взаимодействия между учащимися, умения согласовывать свои действия с партнером.
  • Развитие навыков планирования деятельности, саморегуляции.
  • Развитие навыков бесконфликтного принятия решений.

Форма проведения: групповая.

Количество участников: 15 – 20 чел.

Материалы и оборудование: мультимедиапроектор для показа презентации, правила сплоченной работы для демонстрации их на классной доске, магниты,  заданиями для групп, лист А3 для «карты путешественников», фломастеры разных цветов бумажные части корабля, схема построения корабля, клей, маркеры черный и красный, бумажные заготовки флага, парусов, большой лист бумаги, символизирующий остров.

Ход занятия:

1. Организационный момент. Приветствие. Знакомство.

- Здравствуйте. Ребята, мне очень приятно вас всех видеть. Давайте возьмемся за руки.  Мы с вами образовали круг, который обозначает единство, сплоченность. Давайте улыбнемся друг другу и забудем все плохое, грустное.

Упражнение «Знакомство»». 

Цель: приветствие участников друг друга, подчеркивание индивидуальности каждого ребенка.

Инструкция: «Ребята, я предлагаю каждому представиться. Каждый из вас называет свое имя и самую лучшую черту своего характера».  

Представление ведется по кругу.

2. Разминка.

- Теперь, когда мы с вами познакомились и узнали немного друг друга, я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Те, кто…».

Упражнение «Те, кто…».

Цель: дальнейшее знакомство участников, нахождение сходств между учащимися, создание позитивных эмоциональных установок на доверительное общение.

Инструкция: «Ребята, слушайте меня внимательно и выполняйте действия, которые я вам буду озвучивать.

- Присядьте те, кто любит плавать.

- Похлопайте в ладоши те, кто любит рисовать.

- Попрыгайте те, кто любит проводить время с друзьями.

- Поднимите правую руку те, кто любит мастерить что-нибудь своими руками.

- Поднимите левую руку те, кто любит придумывать разные истории, загадки, ребусы.

- Высоко поднимите руки и скажите « я» те, кто является учеником 5 класса».

- Хорошо, молодцы! Прошло совсем немного времени, а мы уже так много знаем дуг о друге! Я вижу, что вы интересные ребята, и вас многое объединяет. Думаю, это поможет нам в нашем занятии, и оно будет для вас познавательным и интересным.

Демонстрируется слайд № 1.

3. Основная часть.

Подводящий диалог.

Цель: подготовка учащихся к деятельности на основном этапе занятия.

- Ребята, скажите, в предыдущей игре какое сходство объединило всех вас?

- Да, самое главное ваше сходство в том, что все вы являетесь учениками одного класса. Несмотря на то, что все вы разные, вас в школе воспринимают не как Лешу, Таню и т.д., а как единое целое – «класс».

- Ребята, вы знаете, что такое команда?

- Скажите, а ваш класс можно назвать командой?  Почему?

- Можно  смело сказать, что вы  команда пятиклассников вашей школы. А где еще можно встретить команды?  (Подвести детей к тому, что есть команды на корабле).

- Какие цели преследует команда на корабле?  

- Как должны работать участники команды для того, чтоб достичь общей цели?

- Может ли команда достичь своих целей, если члены её не могут договориться?

- Давайте теперь подведем итог, какие правила необходимо соблюдать членам команды, чтобы работа была сплоченной и команда достигла намеченной цели:

  • следовать намеченной командной цели
  • оказывать поддержку друг другу
  • поддерживать доброжелательные и доверительные отношения
  • уважать мнение другого человека
  • работать увлеченно, творчески, с удовольствием
  • рационально распределять между собой обязанности и ответственно их выполнять.

- Ребята, а вы любите путешествовать?

Работа в мини-группах. Упражнение «Готовимся в путь».

Цель: формирование навыков умения работать в команде, развитие навыков планирования деятельности.

Оборудование: заданиями для групп, лист А3 для «карты путешественников», фломастеры разных цветов бумажные части корабля, схема построения корабля, клей, маркеры черный и красный, бумажные заготовки флага, парусов.

Инструкция: «Сейчас я предлагаю вам побывать в качестве команды корабля, которая собирается в морское путешествие. Но для того, чтобы отправиться в путь, необходимо подготовить корабль и составить карту пути, по которой команда будет путешествовать.

Чтобы подготовка затратила как можно меньше времени, вы, участники команды  должны распределить обязанности между собой. Для этого необходимо разделиться на три групп. Это можно сделать двумя способами, либо по вашим любимым занятиям, вспомните, кто из вас любит рисовать, мастерить, сочинять, либо по цвету бейджов.

Затем каждая группа выполняет свое индивидуальное задание, и мы вновь объединяемся. Каждая группа должна выполнять задание быстро, ловко, и не забывать о правилах сплоченной работы в команде».  

Учащиеся делятся на группы, получают инструкции, которые лежат на столах и приступают к выполнению заданий. Задания для групп: «Кораблестроители» - из подготовленных частей корабля склеивают корабль. «Мореплаватели» - придумывают название корабля, символ для флага, подбирают как можно больше крылатых выражений, пословиц, поговорок, словосочетаний, отдельных слов на тему «Дружная команда» и записывают их на парусах корабля. «Путешественники» - рисуют карту с придуманными названиями островов и океанов, морей, которые нужно пройти, чтоб достигнуть умения взаимодействовать и вежливо общаться.

На протяжении выполнения задания демонстрируется слайд № 2, включается  музыкальное сопровождение.

Обсуждение.

Как группа организовала свою работу?

Какой была атмосфера во время работы?

Удалось ли вам придерживаться правил, о которых мы с вами говорили?

-Ребята, вы молодцы. Ваша команда замечательно подготовилась к путешествию и пора нам отправляться в путь. Я предлагаю вам отправиться к острову … (подбирается название острова, придуманного детьми на карте, демонстрируется слайд № 3).

Упражнение «Остров».

Цель: тренировка навыков совместной деятельности.

Оборудование: большой лист бумаги, символизирующий остров.

Инструкция: «И вот перед нами остров. Нужно всей командой разместиться на этом острове, то есть встать таким образом, чтобы никакие ноги, руки и другие части тела каких-либо членов команды не касались пола, все должны быть на острове. Как вы этого добьетесь — вам решать  (учащиеся размещаются на «острове»).

-  Но вот начинается прилив, наш остров уменьшается в размерах, а вам необходимо удержаться на нем, при этом никто не должен пострадать (учащиеся стараются вместиться на уменьшенном «острове»).

Обсуждение.

Что помогло вам всем удержаться на острове?

4. Рефлексия.

- Мне очень понравилось, как вы сегодня работали на занятии. Вам удалось поработать командой, выполнить свою задачу и мы достигли своей цели, благодаря тому, что вы всегда помнили о правилах сплоченной работы, о правилах взаимодействия в команде.  

- Я хочу узнать, ваши впечатления о сегодняшнем занятии. Предлагаю вам прочитать и продолжить предложение, написанное на карточке.

Сегодня от работы в команде мы  получили …

Занятие для нас оказалось полезным в том, что …

Наша команда работала сплоченно, потому что…

5. Завершение занятия. Упражнение: «Я желаю тебе……»

Цель: развитие умения выражать позитивные пожелания письменно, формирование позитивного отношения к своим одноклассникам.

Оборудование: небольшие листочки бумаги (8x10) для записи пожеланий, фломастеры.

Инструкция: «В завершении нашего занятия, я предлагаю каждому из вас написать пожелание своим одноклассникам. И эти пожелания мы оставим в трюме вашего корабля, в качестве бортового журнала.  Чтобы вы всегда помнили о том, что вы единый союз, единая команда - команда пятиклассников, и впереди вас ждет еще очень долгий  школьный путь».  

После выполнения упражнения, учащиеся  берутся за руки, и выполняют ритуал прощания: все вместе  говорят «Мы - команда».

- Занятие окончено. Всем спасибо!




Предварительный просмотр:

Приложение 1

Команда – это группа людей, которая преследует определенные цели

и способы их достижения.

Приложение 1

Следовать намеченной командной цели

Приложение 1

Оказывать поддержку друг другу

Приложение 1

Поддерживать доброжелательные и доверительные отношения

Приложение 1

Критиковать

по делу

Быть пунктуальным

Приложение 1

Уважать

мнение другого человека

Приложение 1

Работать увлеченно, творчески,

с удовольствием

Приложение 1

Рационально распределять обязанности и ответственно их выполнять



Предварительный просмотр:

Приложение 2

Инструкции разрезаются и до начала занятия раскладываются на столах.

«Кораблестроители»

Раскрасить ватерлинию красным маркером, дно - черным маркером.

Приклеить мачты и борта по схеме.

Флаг и паруса приклеить после того, когда команда «мореплавателей» подготовит их.

Удачи! Не забывайте о правилах взаимодействия!

«Мореплаватели»

Придумать и записать название корабля на заготовке.

Придумать и нарисовать символ для флага.

На парусах корабля как можно больше  написать крылатых выражений, пословиц, поговорок, словосочетаний, отдельных слов на тему «Дружная команда».

Удачи! Не забывайте о правилах взаимодействия!

«Путешественники»

Придумать и нарисовать карту путешествия.  На карте должны быть моря, океаны, острова через которые придется плыть команде. Названия морей, океанов, островов связаны с темой «Дружная команда».

Удачи! Не забывайте о правилах взаимодействия!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Приложение 6

Приложение 6



Предварительный просмотр:

Приложение 7

Продолжите следующие предложения:

Сегодня от работы в команде мы  получили …

Занятие для нас оказалось полезным в том, что …

Наша команда работала сплоченно, потому что…



Предварительный просмотр:

Приложение 8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающее занятие по психологии "В гостях у трех Поросят"

Коррекционно-развивающее занятие     по психологии                                       ...

Коррекционно-развивающее занятие по психологии "Сказочное путешествие в волшебную Страну"

Данное занятие было выбрано с учётом индивидуальных возможностей и способностей учащихся.Была поставлена цель: Создание дружеской атмосферы между участниками, установление положительных эмоциона...

Коррекционно-развивающее занятие по психологии с элементами тренинга и сказкотерапии (урок-проект) "Игра-путешествие в сказочную Страну добра"

В начале учебного года была проведена психодиагностика познавательных процессов таких как: слуховое восприятие, память – зрительная, слуховая, опосредованная, внимание, мышление, речь, величина,...

Коррекционно-развивающее занятие по психологии с элементами тренинга и сказкотерапии «Гномы-Ощущения»

Открытое региональное занятие по психологии для учащихся МКСКОУ школы-интерната с участием педагогов.Цель:Развитие слухового и зрительного восприятия.Развитие целенаправленного внимания и памяти...

Развивающее занятие по психологии “Я в мире людей” для обучающихся 5 классов

Цель: развитие коммуникативных навыков.Задачи:-         совершенствовать умение работать в группе;-         развивать ко...

Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога с учащимися 1-4 классов

Цель психокорреционных занятий заключается в применении разных форм взаимодействия с обучающимися, направленными на преодоление или ослабление проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию...

Открытое интегрированное занятие (педагог-психолог, учитель-дефектолог) "Путешествие на остров "Дружба"

Открытое интегрированное занятие, проведенное совместно учителем-дефектологом и педагогом-психологом в рамках недели "Психологии и дефектологии". Целевая аудитория: обучающиеся 3-4 класса с ...