Новый взгляд на проблемы
статья по теме

Латыпова Альфия Рамдраковна

Проблемы выявления и поддержки талантливых детей, учащихся школ и ссузов, студентов вузов волнуют педагогическую общественность уже много лет. Однако новая редакция Концепции развития талантливой молодежи РФ (2012 г.), опыт зарубежных школ и университетов позволяют по-новому взглянуть на традиционные проблемы одаренности у нас. В сборнике преимущественно отражена работа образовательных учреждений г. Казани в 2012-2013 гг. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_4_latypova.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМЫ

Альфия Рамдраковна Латыпова,

директор МБОУ «Гимназия № 52 Приволжского района г. Казани», Заслуженный учитель РТ

Предисловие

Проблемы выявления и поддержки талантливых детей, учащихся школ и ссузов, студентов вузов волнуют педагогическую общественность уже много лет. Однако новая редакция Концепции развития талантливой молодежи РФ (2012 г.), опыт зарубежных школ и университетов позволяют по-новому взглянуть на традиционные проблемы одаренности у нас. В сборнике преимущественно отражена работа образовательных учреждений г. Казани в 2012-2013 гг. Экспериментальные поиски педагогов и психологов г. Казани позволили доказать, что эффективность и перспективность  работы по развитию талантливой молодежи  должна определяться следующими условиями:

- полипарадигмальным, если рассматривать его как исследовательскую методологию, предполагающую: открытость различным видениям проблемы прогнозирования и проектирования будущего; обоснование инновационных стратегий развития образования в концептуальном синтезе из множества существующих образовательных парадигм; направленность на практический результат применения преобразующих стратегий и инновационных технологий к разным видам педагогических практик и разным моделям образования; выявление приоритетов инновационных стратегий в формировании единого образовательного пространства в глобализованном мире;

- ноксологическим, который должен обязательно учитываться при построении персонифицированного образования: это образование должно быть не только безопасным, но и направленным на развитие навыков здоровьесбережения, на формирование культуры здоровья;

- рефлексивным: рефлексивная технология организации профессионально-личностного саморазития представляет собой специальный организационно-педагогический процессуальный механизм осуществления взаимосвязанных между собой рефлексивных стадий совершенствования профессиональной деятельности учителя: 1) рефлексивно-аналитической (диагностическая стадия); 2) конструктивно-ориентационной (обучающая стадия); 3) стабилизации (критериально-оценочная стадия); 4) системной рефлексии (перспективно-проектировочная стадия);

- стратегическим: в жизненных стратегиях учащихся выявляются внутренние противоречия: между терминальным и инструментальным, между традиционными и современными ценностными установками, возникающими под влиянием факторов объективного и субъективного риска в сочетании с материальными условиями жизнедеятельности различных групп молодежи;

- духовно-нравственным: опора на культуру требует педагогически организованного процесса: только в педагогически организованном процессе происходит осмысление персонифицированных идеалов культуры, создаются условия для духовно-нравственного развития и воспитания детей, учащихся, студентов;

- индивидуализированным: этот компонент позволяет рассматривать подготовку образование как развитие личности, выступающей в роли активного субъекта учебной деятельности, направленной на образование, саморазвитие и самосовершенствование в течение всей жизни;

- личностно-ориентированным: субъектная позиция обучаемого включает мотивационно-ценностный, когнитивный и регулятивно-деятельностный аспекты, которые определяют ее уровни и показатели.

- субъектным: критериями эффективности личностно ориентированного подхода в работе по развитию учебной самостоятельности воспитанников, включенных в структуру персонифицированного образования, могут быть: осмысленность жизни, признание главными в ней ценностей роста и развития; позитивное восприятие себя, других, выбранной профессии, рассмотрение ее как возможности реализовать собственные интересы, задатки и ценности; интернальность; креативность; открытость к жизни и готовность постоянно учиться;

- антиципационным: антиципация усиливает персонификацию образования, если создавать условия для реализации прежде всего регулятивных компонентов антиципации, т.е. за счет специальной организации совместной учебной деятельности предоставить учащимся возможность участвовать в целеполагании, планировании своей учебной деятельности и ее контроле; обеспечить прогнозирование воспитанниками содержания, видов и результатов учебной работы на всех или большинстве этапов занятия; при разработке приемов организации структурных этапов занятия учитывать взаимосвязь регулятивных, когнитивных и коммуникативных компонентов антиципации;

- компетентностным: этот компонент предполагает включение комплекса профессионально ориентированных учебных задач, обеспечивающих реализацию интегративных связей дисциплины с другими дисциплинами; реализацию контекстной технологии, определяющей выбор форм, методов, средств обучения, направленных на формирование мотивационно-ценностных ориентаций, предметных знаний, умений, навыков, личностных качеств учащихся, составляющих основу общекультурных и профессиональных компетенций выпускников; внедрении компьютерных технологий в процесс профессионально направленного обучения с учетом его содержательного и процессуального компонентов; организации систематического мониторинга предметных образовательных результатов, соответствующих требованиям ФГОС.

Всё это позволило рассматривать персонифицированную работу с одаренными как направленность образования на развитие и реализацию потенциала каждого конкретного ребенка, ученика в решении жизненных и учебных проблем; как организацию педагогического взаимодействия с учетом индивидуальных особенностей воспитанника, учителя и тьютора; как использование технологии педагогической поддержки, активизации самостоятельной деятельности воспитанника в процессе решения учебно-познавательных задач. При этом в условиях реализации персонифицированной системы, по всей вероятности, необходим и особый принцип персонификации, связанный с реализацией не только личностно ориентированных, индивидуализированных, рефлексивных и др. подходов, но и подходов, ориентирующих на самосозидание личности каждого ученика.

В.Ф.Габдулхаков

О ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РОЛИ ЗНАНИЙ

А.Р.Латыпова,

директор МБОУ «Гимназия № 52» г. Казани

Хотелось бы начать наш разговор о дифференциации учебной и воспитательной работы, которая существует в гимназии № 52, с притчи Джорджа Х. Риверса «Школа для животных».

Однажды животные решили, что должны совершить что-нибудь героическое, чтобы достойно решать проблемы «нового мира». И   организовали школу.

 Они составили программу занятий, которая состояла из беганья, лазанья, плавания и полета.   Программа  обучения  была одинаковой для всех животных.

Утка отлично преуспевала в плавании, даже лучше своего наставника, но у нее были «ужасные» оценки за полет и еще хуже – за бег. Поскольку она так медленно бегала, ей приходилось оставаться после уроков и отказываться от плавания, чтобы учиться бегу. От этого ее бедные лапки совсем ослабли, так что она и плавать стала неважно. Непосредственные оценки в этой школе засчитывались, так что это никого не беспокоило, кроме самой, конечно, утки.

Кролик сначала был лучшим в классе по бегу, но у него случился нервный срыв из-за того, что нужно было так много наверстывать в плавании.

Белка была отличницей по лазанью, но вскоре у нее начались неприятности на занятиях по полету, где учитель заставлял ее взлетать с земли, а не спускаться с верхушки дерева. У нее также произошел срыв из-за переутомления, и она получила «тройку» за лазанье и «двойку» за бег.

Орел вообще оказался трудным учеником, и его постоянно строго наказывали.  На занятиях по лазанью он первым добирался до вершины дерева, но упорно делал это по-своему.

В конце года аномальный лось, который умел отлично плавать, а также бегал, лазал и немного летал, получил самые высокие средние оценки и выступал на выпускном вечере от имени своего класса.

Луговые собачки не стали ходить в школу, потому что администрация не включила в программу рытье нор. Они научили своих детей охотиться и позднее, объединившись с лесными сурками и сусликами, создали преуспевающую частную школу.

 Вы спросите: «Какова же мораль данной притчи?» Скажем вам: «Учет индивидуальных способностей». Думается, описанная выше школа является прообразом нашей гимназии №52.

Школа №52 Приволжского района города Казани приобрела статус гимназии с педагогическим профилем в 1992 году. Весь педагогический коллектив включился в работу над  темой «Психолого-педагогические условия реализации модели учебно-воспитательного процесса, ориентированного на педагогическую профессию «Человек-Человек», и перед учителями гимназии раскрылись перспективы развития познавательных, нравственно-этических, мировоззренческих аспектов педагогического образования для старшеклассников, подготовки выпускников к широкой гуманитарной (главным образом педагогической) деятельности.

Направлениями  работы МБОУ «Гимназия №52» и ныне являются:

  • обучение на уровне, превышающем образовательные стандарты; 
  • развитие интеллекта, кругозора, творческой активности обучающихся;
  • выявление школьников, которые обнаруживают интерес к профессии «Человек-человек»
  • создание условий, позволяющих им определить потенциальные педагогические и художественно-эстетические способности;
  • обеспечение психологической готовности к деятельности, связанной с профессией «Человек-человек»,
  • реализация возможностей гимназии как опытной площадки К(П)ФУ.

В гимназии учится на сегодняшний день 1096 детей.

Каждого из нас, 82 педагогов,  волнует вопрос: «Как сделать процесс обучения более гибким, приспособленным к каждому ученику?» Оказывается этого  можно добиться, если организовать процесс обучения, как дифференцированный. Дифференциация учебного и воспитательного  процессов позволяет более эффективно использовать потенциальные возможности каждого ученика и предполагает такие формы обучения, которые позволяют дать столько знаний для конкретного ученика,  сколько он может в себя вместить. К сожалению, массовая школа не  в состоянии предложить каждому школьнику индивидуальную программу, даже если для каждого мы составим индивидуальный образовательный маршрут(индивидуальную образовательную траекторию).  Поэтому в своей работе мы стараемся использовать некоторые приёмы дифференциации, зная, что образование и воспитание – две половины  одного целого. «И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания; всякое же знание действует воспитательно» - утверждал Л.Н.Толстой

Цель воспитания в  нашей гимназии - воспитание творчески развитой социально ориентированной личности, способной строить жизнь достойного человека, а также раскрытие, развитие и реализация интеллектуальных и духовных свойств личности учащихся.

Мы считаем, основная задача дифференцированного подхода  заключена в следующем:

- Увидеть индивидуальность и сохранить её;

- Помочь ребёнку поверить в свои силы;

- Обеспечить его максимальное развитие.

Каковы же, по-нашему, условия, которые  позволяют эффективно использовать дифференциацию на уроках:

• Создание ситуации успеха и уверенности;

• Сотрудничество, сотворчество учителя и ученика, где учитель виртуоз, дирижер,

• Возможность выбора учеником заданий различной трудности;

• Учет временного фактора в зависимости от индивидуальных особенностей ученика;

• Использование метода малых групп;

• Логическая обусловленность и своевременность контроля;

• Соблюдение принципа гуманизации при осуществлении контроля;

• Поощрение ученика;

За последние годы произошли качественные изменения по всем направлениям деятельности  гимназии: повысился уровень обученности учащихся; увеличилась доля участия школьников в предметных олимпиадах городского и республиканского уровней, научно-практических конференциях; увеличилась доля выпускников, окончивших гимназию с золотой и серебряной медалями; повысился уровень мотивации и воспитанности учащихся. Успеваемость составляет – 100%, качество 62%.  Результаты ЕГЭ за 2012 год – русский язык – 72% (от 80-100баллов получили 19 человек); математика – 55%; физика – 59% (более 80 баллов – 1 чел); информатика – 78% (более 80 баллов – 1 чел).

Для примера развития во взаимосвязи воспитания и образования, об их дифференциации поговорим  о модели  учебно-воспитательного процесса через призму предметов художественно-эстетического цикла.

Вся урочная и внеурочная деятельность нашей гимназии,  дополнительное образование (кружки, студии) составляют единый непрерывный и интегрированный образовательный процесс, основанный на вариативности,  разноуровневости, постоянном обновлении содержания и подчинению  единой цели: «Воспитание эстетической культуры путем формирования эстетического сознания, через активную художественно – эстетическую деятельность, а также создание условий для творческого сотрудничества детей и педагогов».

За  20 лет работы художественно-эстетического цикла (с 1992 года) в гимназии  созданы все условия для целостной системы художественно- эстетического образования и  воспитания,  создана прочная  материально-техническая база, позволяющая осуществлять урочную, внеурочную работу и дополнительное образование на высоком профессиональном уровне. Учителями ХЭЦ разработано и введено в действие 4 авторские программы и множество методических пособий и разработок.

Например, цикл «Выразительное чтение» - является одним из важнейших компонентов театрального курса в нашей гимназии. Его значение трудно переоценить. Ведь как говорил А.П.Чехов – «Не уметь правильно говорить – все равно, что не уметь читать и писать».         

В задачи этого курса входит работа над техникой речи, логикой чтения, национально-образной выразительностью. Невозможно не согласиться с утверждением К.С.Станиславского: «Надо уметь правильно произносить звуки, слова, фразы. Научившись этому так, чтобы все это вошло в привычку, - можно творить».

Дыхание, голос, дикция, произношение – работа над ними занимает одно из главных мест в этом курсе.

Занимаясь на уроках речевым тренингом (комплексом упражнений по технике речи), ребята учатся работать в коллективе и с коллективом. Групповые упражнения дают возможность работать слаженно, четко, слушать не только себя, но и слышать других. Существует  и целый ряд индивидуальных упражнений и заданий, выполняя которые, ученик максимально мобилизует  свои умения и фантазию,  пытается хотя бы в деталях привнести что-то свое, индивидуальное, непохожее на других, идти к цели своими собственными путями.

Важное место в работе над речью занимает работа над стилистикой: учащиеся пишут творческие работы, разыгрывают речевые этюды, знакомятся с различными оборотами речи, знакомятся с основами ораторского искусства, учатся вести дискуссии, ставить вопросы и отвечать на них.  

В работу берутся лучшие образцы классического и современного репертуара, что развивает и воспитывает в ребятах вкус к хорошей литературе.        Подготовка и выступления на зачетных уроках, показах, конкурсах чтецов,  концертах вырабатывают в учащихся уверенность в себе, снимают «страхи» перед большой аудиторией – то, что впоследствии, уже во «взрослой» жизни, им так будет необходимо.

Основными задачами современного образования являются развитие каждого учащегося с учётом его индивидуальности и переход от информационно-репродуктивного обучения к активно-творческому и продуктивно-деятельностному. Их решение становится возможным при условии гуманизации и гуманитаризации образования.

Вместе с тем эти задачи образования имеют зачастую декларативный характер и ориентированы в основном на расширение содержания образования по гуманитарным дисциплинам. Однако подлинная гуманитаризация образования начинается с гуманизации, раскрепощения внутренних возможностей личности, которые влияли бы, прежде всего, на качественные изменения во взаимодействиях участников образовательного процесса. Именно этому процессу способствуют уроки хореографии, театра, мирового художественного искусства, ИЗО.

 Известно, что эстетическое воспитание, будучи сложной философской и педагогической категорией, включает в себя воспитание способности восприятия и правильного понимания прекрасного в действительности и в искусстве, развитие эстетических взглядов, вкусов и чувств, потребности и способности участвовать в создании прекрасного в искусстве и жизни.

Задачи эстетического воспитания как одного из средств всестороннего развития личности, наиболее успешно решаются при параллельном воздействии различных искусств, при обучении основам искусства слова, звуков, линий, красок, историческим фактам.

Важное значение для эстетического и общего развития личности имеет принцип единства художественного и общепсихологического развития этой личности (наши уроки психологии общения в 9-11 классах)

Цель воспитания и учения, по мнению К.Ушинского, состоит в том, чтобы возбудить «в человеке искренний интерес ко всему полезному, высшему и нравственному», только в этом случае можно быть спокойным, что выпускник школы «сохранит всегда человеческое достоинство». «Изумление человеком – вот что должно быть красной нитью всего школьного воспитания», – утверждал  В.А.Сухомлинский. Эти слова известного педагога стали педагогическим кредо для педагогов гимназии №52.

 «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» определила первостепенным приоритетом в образовании воспитание, которое должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития.  Хочется привести в качестве примера мероприятия- традиционные праздники, подготовленные учителями художественно-эстетического цикла (лишь маленькую их  толику):

«Новогодние представления сказочных героев» (1-4 классы)

«Посвящение в гимназисты» (5 классы),

Музыкальный КВН-«Клуб веселых музыкантов» (6кл.),

Лабиринт искусств» 5-7 классы,

«Новогодний серпантин» (9-11 кл.),

Фестиваль патриотической песни (9-11 кл.),

Фестиваль английской песни (7-11 кл.).

 Совместные дела помогают сплочению классного коллектива, способствуют развитию творчества, помогают учащимся преодолевать различные комплексы. Ведется большая внеклассная работа по эстетическому воспитанию. Практически на протяжении 20 лет в гимназии  сохраняются  лучшие традиции в организации внеурочной работы с учащимися. Ежегодно  в данных мероприятиях принимают  участие более 80% учащихся гимназии.

Наряду с традиционными праздниками в стенах гимназии активно практикуются итоговые спектакли, отчетные концерты студий, кружков, портреты одного класса.

Неоценима заслуга педагогов ХЭЦ в плане подготовки к различным мероприятиям, что значительно влияет на результативность гимназии в районе, городе, республике:

Гимназия была награждена Министерством по делам молодежи, спорту и туризму РТ  Благодарственным письмом за содействие в организации и проведении «Уроков мужества»  в рамках проекта гражданско-патриотического воспитания молодежи РТ «Мы… помним!»

  • Сертификат Победителя конкурса «Команда 2013», является Центром подготовки городских волонтеров «Казань – 2013»
  • Диплом и Кубок Управления МВД России по г. Казани «Лучший правоохранительный отряд г. Казани «Юный правовед», 2013 год.

Особая роль отводится в гимназии дополнительному образованию, которым

охвачено 85% школьников. Ярким событием стало участие гимназистов и педагогов

  • в Казанском фестивале общеобразовательных учреждений «Большая перемена», гимназия удостоена Специальным Призом Мэрии Казани - 150 тыс. рублей, 2009 год
  • в городском конкурсе-фестивале художественного творчества среди педагогических коллективов образовательных учреждений г. Казани «Муза профессии» в номинации «Хоровое исполнение» Диплом Лауреата, 2010 год

В 2011 году на канале ТНВ в программе «Мәктәп» был показан фильм о  деятельности гимназии.

Эти умозаключения - только небольшая часть, только вершина айсберга общего педагогического опыта моих коллег-педагогов гимназии № 52, наивысшая цель коих - формирование и развитие личности, формирование ключевых компетенций через дифференциацию учебной и воспитательной работы, через индивидуализацию учебно -воспитательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новый взгляд на учебную программу предмета "Технология"

В учебной программе  по  предмету "Технология" в основной школе много  внимания уделяется изучению  материалов, ручных  инструментов, ручной работе и работе на станках , истор...

УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА СТАРЫЕ ДЖИНСЫ»

Целью нашей работы является прослеживание последовательности преобразования джинсовой ткани, истории развития и популярность джинсовой одежды, через создание коллекции «Новый взгляд на старые джинсы»....

Новый взгляд на оценивание

Критерии оценивания по Кембриджскому проекту...

Новый взгляд на урок литературы в 10 классе. Попытка осмысления прозы С.Довлатова сквозь призму жанра анекдота.

В статье раскрывается собственный взгляд на творчество С. Довлатова.У Сергея Довлатова была трудная и счастливая судьба. Трудная, потому что так и не смог, живя на родине, выйти к читателю со своими п...