Здоровьесберегающие образовательные технологии обучения
статья по теме

Черепанова Лариса Николаевна

Здоровьесберегающие образовательные технологии обучения - дают школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе и формируют у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon _zdorovesberezhenie.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

                Здоровьесберегающие  образовательные технологии  обучения  

                                    (Черепанова Лариса Николаевна, методист МБОУ ДПО       (ПК) «Старооскольский институт усовершенствования учителей») 

          Проблема сохранения и целенаправленного формирования культуры здоровья школьников исключительно значима и актуальна, поскольку от состояния здоровья человека зависит уровень экономики, качество жизни людей, национальная безопасность. Именно поэтому перед школой стоит задача подготовки учащихся по вопросам укрепления физического и психического здоровья, овладения каждым из них определенным минимумом знаний и умений, необходимых для оптимизации личного здоровья и гармоничного развития.

          Существенное ухудшение здоровья детей в нашей стране, связанное, в основном, с возрастанием объема и усложнением характера учебной нагрузки, недостатком двигательной активности, неправильным питанием учащихся, несоблюдением гигиенических требований в организации образовательного процесса, отсутствием у учащихся элементарных знаний о том, как стать здоровым.

          По данным  статистики в России менее 10% выпускников школ могут считаться здоровыми. По данным Института возрастной физиологии РАН, за период обучения в школе у детей в 5 раз возрастает частота нарушения зрения и осанки, в 4 - психоневрологических отклонений, в 3 - патологии органов пищеварения уже имеющиеся отклонения переходят в хронические. Гиподинамия среди школьников достигает 80%. По данным Госкомстата, около 75% детей школьного возраста имеют серьезные отклонения в состоянии здоровья. Быстрыми темпами ухудшается здоровье у школьниц. За  последние 10 лет число здоровых девушек-выпускниц уменьшилось с 28,3% до 6,3 %, т.е. более чем в 3 раза. Соответственно, с 40% до 75% увеличилось количество девушек, имеющих хронические заболевания. По данным Минздрава РФ, из подростков 15-17 лет, прошедших  профилактические осмотры, у 94,5% были зарегистрированы различные заболевания. При этом треть заболеваний ограничивает выбор будущей профессии. Это данные официальной статистики, на самом же деле больных детей значительно больше.

          Здоровьесберегающие образовательные технологии обучения - дают школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе и формируют у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни.

          Сущность здоровьесберегающего урока  заключается в том, чтобы этот урок обеспечивал ученику, и учителю сохранение запаса их жизненных сил от начала до конца урока.  Помимо обычных учебных задач, перед учителем стоят еще и такие задачи:


-помочь ученику сохранить свое здоровье;

-через свой предмет формировать жизненные установки и жизненные приоритеты на здоровье, и здоровый образ жизни;

-вызвать интерес к самопознанию и самосовершенствованию.

        В настоящее время современное общество нацелено на формирование всесторонне развитой личности, интегрированной в это общество, способной самоопределиться, обладающей творческой индивидуальностью, но при этом, безусловно, имеющей необходимый запас знаний, способностью применить их в практической деятельности.

         Сегодня учитель не только носитель, транслятор социокультурных образцов (ментор, организатор жизни детей, наставник),  но прежде всего координатор усилий самих учеников, представляющий им выбор действий (поведенческого, учебного),  формирующий умения контролировать и оценивать свои действия, умение уважать мнение других и аргументированно отстаивать свою собственную точку зрения. Такое сотрудничество не возникает само собой. Для этого необходимо самой быть открытой детям, уважительно относиться к ним, не подавлять их своим авторитетом, а чутко прислушиваться к их желаниям, познавательным потребностям, учебным интересам обучающихся.

        Одна из проблем, остро стоящих не только в школе, но и в обществе в целом, - гиподинамия. Технический прогресс ведет к уменьшению подвижности человека. Уменьшается не только время, посвященное активным двигательным упражнениям, но и время, проведенное, на открытом воздухе. Двигательная активность является биологической потребностью ребенка.

        Обязательным элементом здоровье сберегающей организации урока, в соответствии с современными требованиями, являются физкультминутки  (расслабление кистей рук, массаж пальцев перед письмом, дыхательная гимнастика, предупреждение утомления глаз), слежу за правильностью осанки учеников. Это предупреждает резкое снижение работоспособности, повышает эффективность работы. После физкультминуток, особенно с музыкальным сопровождением, улучшается функциональное состояние центральной нервной системы.

        Количество подъемов и продолжительность однократного пребывания в положении стоя зависят от характера урока и от возраста учащихся. Эффективным способом расслабиться на уроке являются "психологические паузы". Основной задачей здоровье сберегающей  педагогики является такая организация      режима     обучения,      которая      бы      обеспечила     высокую работоспособность на протяжении всего времени учебных занятий, позволила бы отодвинуть утомление и избежать переутомления.

        И утомление, и переутомление у детей возникают быстрее, чем у взрослых, что объясняется особенностями нервной системы. Решение этой задачи - сохранение высокой работоспособности, отодвигание утомления и исключение переутомления школьников - возможно только при правильной организации их деятельности.

          Очень большое влияние на функциональное состояние организма школьников оказывает структура урока. По мнению многих исследователей, структура урока должна быть гибкой, но обязательно учитывать динамику работоспособности школьников. Во время фазы врабатывания (первые 3-5 минут) нагрузка должна быть относительно невелика, необходимо дать школьникам войти в работу. В период оптимальной устойчивости работоспособности (следующие 20-25 минут) нагрузка может быть максимальной. Затем нагрузку следует снизить, т. к. развивается утомление. Отсюда понятно, что не всегда оправдана та практика, когда учитель первую, наиболее продуктивную часть урока отводить под опрос домашнего задания: лучше эту часть урока посвятить изучению нового материала, а опрос перенести на вторую, менее продуктивную.

        Сохранить высокую работоспособность на уроке помогает правильная регламентация продолжительности и чередования различных видов деятельности. Переключение с одного вида деятельности на другой является микро переменой и отодвигает развитие утомления.

         Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

Литература:

1.Алексеев Н. И. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики.─ Тюмень: изд-во ТюнГУ, 1997

2.Воронова Е.А. Здоровый образ жизни в современной школе: программы, мероприятия, игры. ─Ростов на Дону: Феникс,2008

3.Кульневич С. В. Педагогика самоорганизации феномен содержания. ─ Воронеж, 1997

4.Личностно-ориентированная педагогика.  Под  ред. В. И. Лещинского, А. Ю. Ефремова  Вып. 3 ─ Воронеж, 1999

5.Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе.─ М.:АРКТИ, 2006.