Главные вкладки

    Статья на тему:
    ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

     Поломошнова Наталья Анатольевна

    В статье рассматриваются принципы гуманистической педагогики и роль учителя  в образовательном процессе

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл gumanisticheskaya_pedagogika.docx32.26 КБ

    Предварительный просмотр:

    ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

    Поломошнова Н.А.

    В статье анализируются основные принципы деятельности педагога с точки зрения гуманистической педагогики.

    Ключевые слова: личность, педагогическая деятельность, гуманистическая педагогика.

    В условиях социальных реформ 90-х-2000-х годов, одним из аспектов которых стала реформирование системы российского образования, очень остро стоит вопрос о смысле и принципах педагогической деятельности современного российского учителя. Это проблема не только практическая, но и теоретическая. Причем, верное теоретическое решение этой проблемы позволит установить правильные ориентиры для практической деятельности современного российского учителя. По нашему мнению, основой для реализации высокой педагогической миссии учителя в современной российской школе ожжет быть только гуманистическая педагогика, впитавшая в себя лучшие традиции мировой педагогической мысли, в том числе и российской и советской педагогики. «Гуманистическая педагогика исходит из идеи о гуманности человека, заложенной в его природе и способной к проявлению, самоактуализации. Она видит свою цель в раскрытии гуманных творческих возможностей каждого человека. Ее идеал – здоровая творческая личность. Гуманистическая педагогика исходит из убеждения в том, что способность человека к самосовершенствованию, его стремление к достойной жизни, истине, добру, справедливости и красоте являются одновременно величайшей потребностью человеческого существования.»[2]

    Одним из главных принципов гуманистической педагогики является тесная связь образования и жизни. Умение педагога выйти за рамки предмета и осмыслить образовательный процесс в тесной взаимосвязи с  реальным миром, с изменениями подходов  и приоритетов в образовании  – необходимое требование современной  школы и жизни. «Non scholae, sed vitae discimus» (учимся не для школы, а для жизни) - говорили древние. Сегодня подросток  минимально испытывает воздействие собственных родителей, озабоченных зарабатыванием денег, воспитательных систем  школы, которые находятся в постоянном поиске, изменении и неопределенности (то мы занимаемся развивающим образованием, то здоровьесберегающим, то личностно ориентированным). Отсутствие влияния книг, которых он не читает, друзей, которых нет,  усугубляет процесс взаимодействия в Сети, подросток порабощен гаджетами, бездушными игрушками, слабо социализирован.

    Учитель, идущий на урок, должен все это помнить, осознавать и строить свое общение с детьми, свою методику проведения урока, внеурочных занятий  с учетом всех этих нарушений и издержек. Учителю жизненно необходимо выстраивать свою систему обучения, именно свою, ибо  если он будет только  старательно внедрять на уроке  новые технологии, новые методы которые так активно, бессистемно,   с завидной настойчивостью  навязываются сверху, то вся его деятельность будет сплошным дайджестом, разрозненными стеклышками калейдоскопа, которые никогда не сложатся в картинку и  не позволят осуществить целостный подход в деле воспитания личности. А ведь именно эту цель  должен быть более всего преследовать  настоящий учитель – профессионал – воспитание личности ребенка, осмысление целостной картины мира. Это  более  важные задачи, чем формирование компетенций, предметных и мета-предметных навыков. «Это ставит перед глобальным сообществом проблему «образования для нового тысячелетия», в меньшей степени ориентированного на формирование тех или иных предметных компетенций, но позволяющего людям самых разных возрастов осмыслить свою жизнь и принять свою судьбу»[1].

    Важной составляющей системы образования является наличие и четкое обозначение задач учебно-воспитательного процесса. Что мы хотим увидеть в итоге наших усилий? какого выпускника мы себе представляем? Успешного, социально-адаптированного, способного идти напролом к своей цели или духовно-развитого, утонченного, способного к творчеству и самопожертвованию; эгоистичного, делового, практического человека или способного отдаваться патриотическим устремлениям, видеть чужую боль, способного сострадать и помогать нуждающимся.  Беда состоит в том, что тот набор требований к выпускнику школ и его воспитателям  можно, мягко говоря, назвать общим понятием «Объять необъятное».

    Фельдштейн Д.И. пишет: «При этом нам важно самим четко определиться – к чему мы стремимся готовить ребенка – к конкуренции, власти, деньгам? Или к осознанию ответственности за себя и других людей, за безопасность жизни на Земле, стимулируя совершение поступков, достойных человека?!» [5,С.7.]. То есть, пока мы, педагоги,  идем к заветным, неведомым и недостижимым целям, мы оказываем свое, порой непоправимое, воздействие на наших учеников. И насколько вредоносно это воздействие, если мы не отдаем отчета, чему мы учим своих детей, чего хотим от них добиться.

    То есть, я веду к тому, что прежде чем приступить к процессу образования, учитель должен  четко осознать:

     1) что он работает с очень тонким материалом – душой ребенка;

    2) осознавать свои замыслы и цели;

    3) необходимость выработать  демократический стиль общения (авторитарный уже не работает);

    4) способы стимулирования познавательной  активности;

    5) преобладающие методы работы (творческие, поисковые, проблемные).

    6)И конечно, представить себе педагогический идеал воспитанника.

     Я себе его представляю таким:

    - способность мыслить (как следствие – развитая речь),  

    - нравственные начала личности,

    -умение жить в коллективе,

    -способность к  здоровой конкуренции,

    - стремление к взаимопомощи,

    -творческое начало,

    - способность к саморазвитию.

    Здесь на помощь приходит личностно-ориентированное образование.   «Научить» самообразованию себя как личности, вооружить механизмом целенаправленного самоизменения на всю оставшуюся жизнь – это и составляет образовательную функцию личностно-развивающего образования!» [3] - утверджает Сериков В. В.  Многое из того, чему мы учим детей, позабудется, но в сухом остатке должен остаться самый главный навык, необходимый для жизни – умение и  постоянное желание учиться чему-то новому.

    «Гуманистическая педагогика рассматривает себя в качестве инструмента укрепления и воспитания воли к жизни и стремления конструктивно взаимодействовать с миром. Она ориентирует образование на развитие у детей и взрослых креативности, изобретательности, оптимизма, уверенности в себе, гибкости, открытости миру и тем изменениям, которые в нем постоянно происходят…

    Педагогическая составляющая гуманистического мировоззрения состоит в том, чтобы заложить в воспитуемом основы здравомыслия, научить самостоятельно размышлять над проблемами добра и зла, истины и лжи. Она чужда технологиям выработки слепого следования традиционным правилам, нормам и предписаниям. Это скорее дескриптивная, описательная и демонстрационная, а не прескриптивная, предписывающая или авторитарная педагогика. Это педагогика диалога и сотрудничества.»[2]

    Поэтому очень важным моментом в деле образования и воспитания  является свод принципов, на которые опирается учитель.

    1.В первую очередь, это принцип гуманизма. Перед тобой человек! – уважай его,  принимай его таким, какой он есть, каждый ребенок индивидуален, развивай его способности и уверенность в своих силах, не унижай, не дай засомневаться, что он хуже других.

    2.Учителю, как и врачу, необходимо понимание принципа Гиппократа «Не навреди!». Это еще  один наиважнейший принцип воспитания, необходимый педагогу как воздух. Соблюдай целесообразность в обучении и воспитании. Построй свои действия так, чтобы ребенку нравилось учиться, заниматься делом, которое ты предложил ему. Заинтересуй, а не заставляй! Увлеки, а не применяй палку. Ученик не должен терять здоровье в процессе обучения, а только  его наращивать.

    3.Принцип побуждения к самостоятельной деятельности: только знания, и умения, которые учащийся добыл сам, останутся  его настоящим багажом -  воспитание стремления к знаниям, к действию – вот главная заслуга учителя, педагога. здесь важно понять, что образование для ребенка будет непрерывным на протяжении жизни и поэтому более важно не то, что дал учитель, а то, что взял, добыл учащийся сам. Это возвышает его в своих глазах, дает ему заряд уверенности в своих силах на пути постижения мира.

    4. «Красота спасет мир!» Учи и воспитывай на положительных примерах.

    «Любование, наслаждение  прекрасным естественно  перерастает в  желание жить по законам красоты - творить прекрасное, наслаждаться прекрасным, созданным своими руками » [4,С.46],  – говорил  известный педагог В.Сухомлинский. Действительно, в красоте содержится творческая, созидательная основа, способная делать человека добрее, человечнее, одухотвореннее. Человеку открывается радость жизни, если он видит красоту природы, слышит  прекрасную музыку, созерцает произведения искусства. Ребенок, который с детства соприкасается с прекрасным, погружаясь в мир музыки, изобразительного искусства, получает на всю жизнь особую прививку, которая впоследствии, во взрослой жизни помогает ему не зачерстветь душой, развивать в себе творческие начала, сострадать другому человеку, не позволяет   опускаться до уровня    человека общества потребления, которому интересны только  его физические наслаждения. Учитель активно привлекает в своей работе все виды искусства: живопись,  музыку, театр. И замечательно, если это он делает не только на уроке, а во внеурочное время, когда можно в непринужденной обстановке обсудить увиденное и услышанное. А если он общается с детьми на природе, в походе, в поездке, насколько это обогащает внутренний мир ребенка, расширяет его горизонты и взгляд на мир.

    5. Принцип коллективизма. Человек живет среди людей,  и как бы он ни был индивидуален, он должен уметь общаться, находить общий язык  в коллективе. Именно в школе ребенок должен научиться уважать не только себя, но и окружающих, увидеть их проблемы и заботы, понять, что он человек среди людей, это даст ему возможность на стать эгоистом, впоследствии успешно создать семью, найти свое место  в трудовом коллективе, в кампании или фирме. Дело учителя помочь ребенку почувствовать себя полноправным членом коллектива через общие дела, заботы и развлечения.

    Печально наблюдать, как негативно влияют на  образовательный процесс в школе   отсутствие стабильности,   постоянно изменяющиеся  правила игры: ЕГЭ, ГИА,  которые разрушают целостность воспитательного и образовательного процесса, создают ситуацию постоянного стресса не только для учащихся, но и для учителей. Вообще,  возникает ощущение, что образовательную систему вслед за модернизацией поразил некий управленческий  идиотизм, основанный на отсутствии единства в подходах к целям и задачам образования, а, вернее, отсутствия четких целей, подмена идеи  воспитания и образования формалистскими штучками, в виде компетенций. Эти проблемы отталкивают молодых специалистов, не желающих работать в таких условиях. Но, думается, что еще есть запас прочности в кадрах старой закалки, в среднем поколении учительского сообщества,  и не за горами то время, когда вольются в школу новые силы серьезных, думающих педагогов, воспринимающих свою профессию не только как способ зарабатывания средств, но и как миссию в гуманистической педагогике.

    Гуманистическая педагогика – педагогика практического деятельного гуманизма, который не уклоняется от признания фактов антигуманизма, в том числе и в педагогике, а активно борется с ними педагогическими средствами. «Гуманистические психология и педагогика помогают человеку осознать потребность совершенствования, а также придать ей максимально безопасный для самой личности характер. Гуманизм признает возможность и действительность бытования в человеке антигуманного, бесчеловечного, и человек должен учиться максимально ограничивать проявление своего негатива, контролировать темную сторону своего существа. Гуманистическая педагогика исходит из уверенности в возможности обуздания человеком своей бесчеловечности в ходе личного самосовершенствования и плодотворного общения с миром и людьми.»[1]

    Крайне велика роль гуманистической педагогике как позитивной альтернативы комплексу негативных явлений, развивающихся сегодня в российском образовании в результате непродуманных реформ и неоправданных попыток переноса на российскую почву западных модеоейй и стандартов образования. «Существующая система образования все более превращает знание в товар на рынке идей, инструмент манипулирования людьми. Гуманистическая педагогика призвана преодолеть отчуждение человека от самого себя, от своих способностей и потребностей. В ее рамках этические принципы проверяются каждым человеком непосредственно в контексте конкретной ситуации, своего уникального жизненного опыта. Поэтому педагог не должен упускать возможности при обсуждении этических и других ценностных проблем обращаться к личному опыту учащихся и напоминать им о науке доверять своему внутреннему я, быть открытым для нового опыта, – возможно, тяжелого, даже трагического, поскольку сама суть жизненных дилемм состоит в столкновении необходимого или должного с системой личных ценностей.

    Современный гуманизм предлагает конструктивную этическую альтернативу, способную обеспечить высокую жизнеспособность личности и общества перед лицом все более сложных психологических, социальных и правовых проблем. По своему духу гуманистическая педагогика противостоит иррационализму и догматизму. Гуманизм выступает здесь за нравственную свободу каждого отдельного человека определять смысл и образ своей жизни на основе не столько групповых, идеологических или религиозных, но прежде всего общечеловеческих ценностей. Гуманистическая педагогика побуждает личность к осмыслению этих ценностей. Следует снова подчеркнуть, что гуманизм, не связывая себя ни с одной политической или религиозной доктриной, способствует развитию демократического мышления.»[1]

    Мы считаем, что теоретическая разработка и практическое внедрение гуманистической педагогики в массовое педагогическое сознание и трансформация на основе ее принципов современной российской системы образования является главным условием преодоления наметившейся в последнее время тенденции деградации российского образования.

    Литература

    1.Бермус А.Г. Онтологический поворот в науках об образовании// Непрерывное образование: XXI век. 2013. №2. URL: http://lll21.petrsu.ru/journal/atricle.php?id=2081

    2.Кудишина А.А. Гуманистическая педагогика. URL: ttp://hum.offlink.ru/education/kurses/pedagogics-main/Pedliterature/

    3.Сериков В. В. Личностно-развивающая функция непрерывного образования // Непрерывное образование: XXI век. 2013. № 1. URL: http://lll21.petrsu.ru/journal/atricle.php?id=1943

    4.Сухомлинский В.А. О воспитании. – М.,1982.

    5.Фельдштейн Д.И. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы  в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития. «Проблемы современного образования»  2010. №2. - с.5-12.

    HUMANISTIC PEDAGOGY AS EDUCATIONAL SYSTEM

    Polomoshnova N.A.

    The paper analyzes the basic principles of the activity of teacher in terms of humanistic pedagogy.

    Keywords: personality, teaching activities, humanistic pedagogy.

    Поломошнова Наталья Анатальевна - учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 61, почетный работник общего образования


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Принципы гуманистической педагогики

    Нравственность человека – актуальная тема для всех времен и народов, а в XXIвеке она становится первостепенной; современный школьник стал неуважительно относиться к старшим, склонен к насилию ...

    Принципы гуманистической педагогики

    В статье описаны множество принципов гуманистической педагогики. Материал лекционного характера...

    Родительское собрание "Семья как педагогическая система и партнер школы"

    Семья - это социально-педагогическая система, как и детский сад, школа, внешкольные воспитательно-образовательные учреждения и другие. Александров и Иванкова выделяют следующие элементы семьи, к...

    Школьное родительское собрание "Семья и школа как педагогическая система и партнёры"

    Методическая разработка содержит ряд важных вопросов по вышеуказанной теме и предлагает пути их решения. Например, функции семьи и школы, права и обязанности участников образовательного процесса, вари...

    Классный час "Формирование личности в коллективе - ведущая идея в гуманистической педагогике"

    С первых лет создания советской школы одной из центральных ее задач было создание самодеятельного сплоченного коллектива школьников....

    Гуманистическая педагогика С. Френе

    Нельзя сказать, что педагогика Френе получила большую известность и распространение в мировом масштабе. Если сравнивать её с педагогикой Марией Монтессори или Рудольфа Штайнера, то школ, работающих по...