Особенности конфликтного поведения подростков
консультация (7 класс) на тему

Статья посвящена рассмотрению возрастных особенностей конфликтного поведения современных подростков. Предлагается исследование стратегий поведения школьников в конфликте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК 159.9

ОСОБЕННОСТИ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ

Манина Ксения Евгеньевна – студент,

ТГПУ им. Л.Н.Толстого;

e-mail:manun4ik71@rambler.ru

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена рассмотрению возрастных особенностей конфликтного поведения современных подростков. Предлагается исследование стратегий поведения школьников в конфликте.

Ключевые слова: конфликт, подросток, стратегия поведения, урегулирование.

Конфликт – важнейшая форма взаимодействия людей между собой. Существует большое количество определений данного явления. Например, большой психологический словарь трактует понятие следующим образом: конфликт – актуализированное противоречие, столкновение противоположно направленных интересов, целей, позиций, мнений, взглядов субъектов взаимодействия или оппонентов и даже столкновения самих оппонентов.[10] 

Что же касается образовательного процесса, следует отметить, что, к сожалению, он часто сопровождается конфликтами. Педагогический конфликт – противоречие, вызванное несоответствием имеющегося уровня личностного и индивидуального развития и реальных ситуаций учебно -воспитательного процесса, преодоление которого приводит участников (чаще всего учеников и педагогов) на новый, более высокий, уровень индивидуального и личностного развития. [5]

К сожалению, в современной школе  конфликтов стало больше, так как к обычному падению  учебной мотивации в подростковом возрасте добавились социальные причины: падение общего интереса к знаниям в обществе, которое озабочено материально-прагматическими проблемами.

Исследования специалистов показали, что в современной школе реально существующий вид отношений детей с учителями в основном сводится к дидактическим назиданиям, невмешательству (нейтралитет) или конфронтации, редко встречаются сотрудничество или опека.

Давайте обратимся к  предмету  нашего исследования –  особенностям конфликтного поведения подростков. Во время прохождения педагогической практики мы диагностировали учащихся 6 класс, средний возраст которых 12 -13 лет. Это период принято называть ранним подростковым возрастом. Он связан с началом  ускорения темпа физического развития, половым созреванием, гормональной перестройкой, что, в свою очередь, приводит к эмоциональной нестабильности. В это время подростки уделяют особое внимание своему внешнему виду, что связано с желанием произвести впечатление на окружающих, стремлением к самовыражению. На этой почве часто возникают конфликты между родителями и детьми. Проблема внешности – одна из самых болезненных в этом возрасте. Ведь сравнение себя с другими - важный механизм самооценки подростка. Несовпадение с "эталоном" оказывает влияние на самооценку и часто приводит к конфликтам между детьми. [2;6]

В подростковом возрасте происходит снижение продуктивности умственной деятельности в связи с тем, что конкретное мышление сменяется логическим. Как правило, подростки направляют умственную деятельность на ту сферу, которая больше всего их увлекает в данный момент. Учебная деятельность и школа перестают быть главной и самой важной задачей. Ведущей деятельностью становится коммуникативная, интимно-личностное общение со сверстниками.

С другой стороны, в этот период часто ослабевает или снимается вовсе контроль со стороны родителей,  которые полагают, что ребенок достаточно взрослый и сам может отвечать за последствия своих поступков. Очень важно, выбрав оптимальную  форму помощи,  не ущемляя самолюбия подростка, в тоже время оказать ему своевременную поддержку.[1;9]

Одно из новообразований подросткового возраста – чувство взрослости.  До реальной взрослости далеко – и физически, и психологически, и социально, но так хочется! Он объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремится к ней и претендует на равные со взрослыми права. Изменить они пока ничего не могут, но внешне подражают взрослым. Отсюда и появляются атрибуты "псевдовзрослости": курение сигарет, тусовки у подъезда, поездки за город.

Подростковый возраст характеризуется тем, что появляется тенденция ребенка к самостоятельности и потребность в признании его во взрослом мире, в обществе. Отсюда поиск конкретных дел, отличающихся реально взрослым характером, поиск таких видов деятельности, которые имеют общественно полезное значение и получают общественную оценку. Психологически  у подростка уже сформирована потребность в осуществлении различных форм общественно полезной деятельности, в общественном признании, осознание не только своих обязанностей, но и прав в обществе. Подростку необходимо дать возможность удовлетворить свое стремление к самореализации, осознать свою социальную приобщенность. Следовательно, необходимо подобрать для ребенка такой вид деятельности, который с одной стороны отвечал бы запросам самого ребенка, а с другой стороны имел бы общественно полезное значение. Необходимо отметить, что общественно значимая деятельность вовсе не исключает какого-либо вознаграждения, либо материальной заинтересованности. Этот фактор также следует учитывать и продумать адекватные способы реализации этих потребностей подростка.[2]

Подростку необходимы положительные и отрицательные эмоции. Для успешного развития ребенка полезно изредка отказывать ему в чем-то, ограничивать его желания, тем самым, подготавливая к преодолению подобных ситуаций в будущем. Именно умение справляться с неприятностями помогает подростку сформироваться как личности. Отгораживая ребенка от реального мира, пусть даже с самыми благими намерениями, взрослые  лишают его возможности приобрести жизненный опыт, найти свой путь.  [4;7]

Необходимо поддерживать уверенность детей в себе, в своих силах, в том, что даже при определенных недостатках у них есть свои неоспоримые достоинства. Стратегия учителей и родителей – сформировать у ребенка позицию уверенности: «все зависит от меня, во мне причина неудач или успехов. Я могу добиться многого и все изменить, если изменю себя».

Знание возрастных особенностей учащихся дает возможность учителю понять, какой путь взаимодействия с учениками будет уместнее в той или иной ситуации, что поможет привести к эффективному разрешению конфликта. [11; 9]

Исследование, проведенное на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения гимназии №20 города Тулы, ставило перед собой цель выявления способов поведения личности в конфликте. Для проведения исследования была использована методика тест К.Н.Томаса  «Типы поведения в конфликте».[13] Выборка составила 21 человек. Из них 9 девочек, 12 мальчиков.

При анализе выявлялась оптимальная стратегия поведения в конфликте отдельной личности –  такая, когда применяются все пять тактик поведения, и каждая из них имеет значение в интервале от 5 до 7 баллов. Если  результат отличен от оптимального, то одни тактики выражены слабо - имеют значение ниже 5 баллов, другие - сильно - выше 7 баллов.

В результате проведения методики К. Томаса по определению стиля поведения в конфликтной ситуации получены следующие данные:

Большинство учащихся – 39%  при возникновении конфликтной ситуации стремятся прийти к компромиссу, пойти на взаимные уступки, при этом многого не теряя, но и не выигрывая.  25%  придерживаются стратегии соперничества. Эти учащиеся стремятся настоять на своем, активно отстаивают  позицию. Для них существует только два выхода из конфликтной ситуации: победа или поражение.  18 % учащихся стремятся приспосабливаться к сложившейся ситуации (приносят свои интересы в жертву). Они стремятся сохранить доброжелательные отношения с партнером, сгладить все «острые углы». Готовы уступить свои интересы, согласиться с претензиями и требованиями партнера.  Около 10 % не придерживаются конкретного типа поведения в конфликте. Они  стремятся прийти к сотрудничеству или компромиссу, но у этих учащихся наравне с данными формами поведения проявляется стремление к  приспособлению. Они стараются полностью прийти к соглашению, удовлетворяя интересы всех сторон, но могут умолчать о части своих претензий в целях сохранения доброжелательных отношений. Данная стратегия может быть признана самой рациональной.   7%  принимают стратегию избегания, то есть не стремятся как к кооперации, так и к достижению собственных целей. Эти учащиеся занимают стороннюю позицию, не настаивают на своем, не стремятся к дискуссии, воздерживаются от возражений оппоненту и даже от высказывания своей позиции.

Из наблюдений за учащимися 6А класса можно сделать вывод, что конфликты не являются редкостью в данном коллективе. Дело в том, что еще свободно место лидера, и многие учащиеся стремятся им овладеть. Из данных исследования видно, что 24% учеников – почти четверть класса –  стремятся к соперничеству. В то же время 15% приспосабливаются, то есть являются предметом деятельности для потенциальных лидеров. Следовательно, пока приспосабливающиеся не определятся,  кому из лидеров отдать свое предпочтение, раздел сфер влияние в 6А не прекратится.

Помимо этого, невооруженным глазом виден конфликт между мальчиками и девочками класса. Представительницы прекрасного пола жалуются на невежливое, недоброжелательное отношение со стороны ребят. Очередная волна конфликта разгорелась во время празднования Дня защитника Отечества и Международного женского дня. Девочки подготовили подарки и творческие поздравления для мальчишек. Маленькие мужчины же переложили всю ответственность за поздравление дам на плечи своих родителей.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что 6А класс значительно дифференцирован по формам поведения в конфликте. Мы выявили  причины конфликтного поведения учащихся, установили, что пока в коллективе не найдены конструктивные формы урегулирования противоречий. Поэтому мы

предложили следующие рекомендации по урегулированию противоречий.

Классному руководителю:

  • активно вовлекать соревнующуюся команду в дела класса, жизнь гимназии для того, чтобы другие учащиеся поняли, что потенциальные лидеры достойны этого звания;
  • возможно, ввести переходящую должность дежурного командира, чтобы каждый смог попробовать себя в роли лидера и осознать сложность этой деятельности;
  • распределить обязанности в классе так, чтобы каждый смог проявить себя в определенной сфере;
  • проводить мероприятия, направленные на более близкое общение мальчиков и девочек;
  • проводить беседы, игры на сплочение классного коллектива, тренинги;
  • организовывать длительные экскурсии, которые позволят проявить мальчикам и девочкам самостоятельность и понять важность и необходимость помощи друг другу;
  • проводить беседы с родителями;
  • помощь психолога.

Родителям:

  • проводить воспитательные беседы с детьми в дружеском тоне;
  • участвовать в классных мероприятиях;
  • научиться смотреть на  вещи глазами ребенка;
  • поддерживать ребенка во всех его начинаниях;
  • уделять больше времени своему ребенку.[3;6;8;13]

В данной статье мы установили, что в основе любого конфликта лежит противоречие, протекающее по определенным законам. Задача учителя не бояться подобных ситуаций, а научиться пользоваться определенными механизмами воздействия для успешного урегулирования столкновения. Необходимо помнить, что конфликт – это не всегда плохо, он обладает и позитивными функциями.

Но важнее всего  развить в себе умение предупреждать конфликт, создавать такие условия, когда поводы для противоборств  не будут возникать в образовательной среде.

Исследование, представленное в работе, открывает реальную картину особенностей поведения в конфликтах  современных школьников и дает возможность еще раз понять, что с подобными ситуациями сталкивается каждый педагог. Отсюда вновь мы приходим в выводу о необходимости умения управлять столкновениями интересов, идей и т.д.

Литература

[1]Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов ВУЗов. – Екатеринбург.: Деловая книга, 2002 г., - 704 с. : Изд. 3-е, исп. и доп.

[2]Агапов В.С. Концепция Я и самореализация субъекта: проблемное поле научных исследований // Акмеология. №3(43). 2012. С 26-31

[3]Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. — М.: Гуманит. изд; центр ВЛАДОС, 2003. — 208 с. — (Б-ка школьного психолога).

[4]Анцупов А.Я., Монахова К.В. Оценка межличностных отношений в группе // Акмеология. №2(38). 2011.С 58-70

[5]Гребенюк О.С. Общая педагогика: Курс лекций / Калинингр. ун-т. Калининград,1996. - 107 с.

[6]Драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте // Психология подростка: Хрестоматия / Сост. Ю.И. Фролов. –  М., 1997.

[7]Дубровина И.В., Прихожан А.М., Зацепин В.В. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр "Академия", 2001. – 368с.

[8]Метод статистической обработки составляющих конфликта как основа выбора стратегии разрешения конфликтных ситуаций в школьно - педагогическом коллективе // Методы психологии: Ежегодник Российского психологического общества. Тезисы докладов. - Ростов-на-Дону, 1997.-Том3, выпуск 2. с. 11-12.

[9]Платонов Ю.П. Психология конфликтного поведения. СПб: Речь, 2009. – 544с.

[10]Психологический  словарь / Под общей науч. ред. П.С. Гуревича.  –  М.: Олма Медиа Групп, Олма Пресс Образование, 2007.  –  800 с.

[11]Психология конфликтов в средней школе // Монография. / Под ред.докт. филол. наук, проф. Ю.В. Красикова, Владикавказ: Изд-во СОГУ. 2002.

[12]Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. –

М., 2007.

[13]Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп.  –  М.: Изд-во Института Психотерапии. 2005.  –  490 с.

[14]Constructive Conflict Management: An Answer to Critical . Social Problems? // Journal of Social Issues, vol.50, №.1, 1994.

[15]Kaplan H. B. Deviant Behavior in Defense of Self. New York-London, 1980.


        

FEATURES OF CONFLICT BEHAVIOUR AMONG MODERN TEENAGERS.

Manina Ksenija Evgen'evna – student,

TGPU im. L.N.Tolstogo;

e-mail:manun4ik71@rambler.ru

ABSTRACT

 The article is devoted to review of  age-related features of conflict behavior among  modern teenagers. This article suggests research of behavior strategies in the conflict.

Key words: conflict, teenager, strategies of behavior, solution.

[1]Abramova G.S. Vozrastnaja psihologija: Uchebnoe posobie dlja studentov VUZov. – Ekaterinburg.: Delovaja kniga, 2002 g., - 704 s. : Izd. 3-e, isp. i dop.

[2]Agapov V.S. Koncepcija Ja i samorealizacija sub#ekta: problemnoe pole nauchnyh issledovanij // Akmeologija. №3(43). 2012. S 26-31

[3]Ancupov A.Ja. Profilaktika konfliktov v shkol'nom kollektive. — M.: Gumanit. izd; centr VLADOS, 2003. — 208 s. — (B-ka shkol'nogo psihologa).

[4]Ancupov A.Ja., Monahova K.V. Ocenka mezhlichnostnyh otnoshenij v gruppe // Akmeologija. №2(38). 2011.S 58-70

[5]Grebenjuk O.S. Obshhaja pedagogika: Kurs lekcij / Kaliningr. un-t. Kaliningrad,1996. - 107 s.

[6]Dragunova T.V. Problema konflikta v podrostkovom vozraste // Psihologija podrostka: Hrestomatija / Sost. Ju.I. Frolov. –  M., 1997.

[7]Dubrovina I.V., Prihozhan A.M., Zacepin V.V. Vozrastnaja i pedagogicheskaja psihologija: Hrestomatija: Ucheb. Posobie dlja stud. vyssh. ucheb. zavedenij. – M.: Izdatel'skij centr "Akademija", 2001. – 368s.

[8]Metod statisticheskoj obrabotki sostavljajushhih konflikta kak osnova vybora strategii razreshenija konfliktnyh situacij v shkol'no - pedagogicheskom kollektive // Metody psihologii: Ezhegodnik Rossijskogo psihologicheskogo obshhestva. Tezisy dokladov. - Rostov-na-Donu, 1997.-Tom3, vypusk 2. s. 11-12.

[9]Platonov Ju.P. Psihologija konfliktnogo povedenija. SPb: Rech', 2009. – 544s.

[10]Psihologicheskij  slovar' / Pod obshhej nauch. red. P.S. Gurevicha.  –  M.: Olma Media Grupp, Olma Press Obrazovanie, 2007.  –  800 s.

[11]Psihologija konfliktov v srednej shkole // Monografija. / Pod red.dokt. filol. nauk, prof. Ju.V. Krasikova, Vladikavkaz: Izd-vo SOGU. 2002.

[12]Rybakova M.M. Konflikt i vzaimodejstvie v pedagogicheskom processe. –

M., 2007.

[13]Fetiskin N. P., Kozlov V. V., Manujlov G. M. Social'no-psihologicheskaja diagnostika razvitija lichnosti i malyh grupp.  –  M.: Izd-vo Instituta Psihoterapii. 2005.  –  490 s.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации Особенности конфликтного поведения детей старшего дошкольного возраста

Отношения в коллективе детей самая актуальная тема на сегодняшний день. Среди детей встречаются и конфликтные дети, которые создают много проблем. Я думаю, что эти рекомендации помогут в какой-то мере...

Методические рекомендации Особенности конфликтного поведения детей старшего дошкольного возраста

Отношения в коллективе детей самая актуальная тема на сегодняшний день. Среди детей встречаются и конфликтные дети, которые создают много проблем. Я думаю, что эти рекомендации помогут в какой-то мере...

Психологические особенности агрессивного поведения подростков.Исследование агрессивности подростков.

Проблема агрессивности подростков - одна из центральных социально-психологических проблем, которая затрагивает общество в целом, педагогов, родителей, привлекает внимание исследователей. Важной состав...

ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В КЛАССЕ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ (из опыта работы)

Так как вопрос взаимодействия участников педагогического процесса приобретает все большую остроту для современной школы, педагогу надо хорошо владеть умениями и навыками предупреждения и разрешения ко...

ВЗАИМОСВЯЗЬ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ И СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ

Интенсивное развитие самосознания и критического мышленияприводит к тому, что ребенок в подростковом возрасте обнаруживаетпротиворечия не только в окружающем его мире, но и внутри собственногопредстав...

Статья "Особенности агрессивного поведения подростков"

Подростковый возраст представляет собой период завершения детства, переходный момент от детства к взрослости, и, как правило, длится с 10-11 лет до 14-15 лет. Психологические особенности подросткового...

Статья "Особенности совладающего поведения подростков при разных психических состояниях"

В статье представлены результаты исследования связи стратегий совладающего поведения и психических состояний у подростков оказавшихся в стрессовых, трудных жизненных ситуациях. Выявлена и установлена ...