ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
презентация к уроку на тему

Романенко Лариса Владимировна

Презентация предназначена для использования в работе учителями общеобразовательных школ. Материал содержит алгоритм создания учебного проекта, а также комментарий к презентации. В презентации использованы фотоматериалы проектов образовательной области "Технология", созданных учащимися МОБУ СОШ № 16 г. Таганрога.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогические основы ведущих технологий

обучения в современном образовании

Уважаемые коллеги! Рассмотрим педагогические основы одной из ведущих технологий обучения в современном образовании – технологии проектной деятельности.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале XX столетия в США. Его называли также методом проблем. Его родоначальником считается американский философ и педагог Джон Дьюи, а также его ученик американский педагог В.Х.Килпатрик.

В России в начале 20 века под руководством известного педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

При советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно и постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году использование метода проектов было запрещено.

Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Практика последних лет показывает, что технология проектно-исследовательской деятельности выдвигается на одно из лидирующих мест по применению и широте использования в общеобразовательном процессе современной школы.  Учитель является не только исполнителем и экспериментатором инновационных проектов, но и проектировщиком рабочих учебных программ, образовательного процесса в целом на длительный период, системы уроков вплоть до каждого отдельного урока, его этапов и компонентов. Т.е проектирование становится одной из базовых функций успешной педагогической деятельности.

Проектная деятельность включает в себя все виды деятельности педагога, и для того, чтобы продуктивно ею заниматься, необходимо обладать знаниями и умениями, то есть обладать профессиональной компетентностью.

Общеупотребительное значение слова «проект» в русском языке -«план, замысел». В словаре «проект» от лат. «projectus», что означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза».

Педагогический проект – это комплекс взаимосвязанных мероприятий по целенаправленному изменению педагогической системы.

Педагогическое проектирование – это творческая деятельность по совершенствованию образовательного процесса, имеющего своей целью создание благоприятных результативных условий для развития обучаемого.

Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность творческих методов: исследовательских, поисковых, проблемных.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы.

Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Чрезвычайно важно показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести.

Этапы разработки проекта

        В проектном обучении моделируются те же обобщенные этапы и процессуальные процедуры, что и в любой сфере деятельности. В теории и практике проектирования обычно выделяются 4 этапа разработки проекта. Назовем их условно временами года. Рассмотрим этапы проекта по выращиванию урожая картофеля

  1. Исходный: разработка проектного задания «Зима»

Первый этап подготовительный. Этот этап отвечает на вопросы: Что делать, чтобы преодолеть затруднение? Что должно стать результатом моей работы и как этого добиться? Определяем проблему (затруднения, обоснование актуальности);  формулируем гипотезу о результатах и путях их достижения; определяем цель и поэтапные задачи.

Необходимо также тщательно продумать ресурсное обеспечение проекта (определение пространственно-временных показателей для реализации проекта, материально-техническое обеспечение, правовое и др.).

После того как все ответы получены, можно приступить к подбору исполнителей и перейти к самой работе.

2. Разработка проекта: планирование работы «Весна»

Начало работы. Часто самый творческий этап. на этот этап затрачивается примерно 20% от общего времени работы. На данном этапе участники определяют стратегию педагогической деятельности, разработку соответствующих теорий, способ построения системы средств обучения и воспитания.

Определяем сроки выполнения проекта, выбираем средства и методы, обсуждаем критерии оценки качества проекта, выбираем способ оформления результатов, выбираем форму работы (индивидуальный, групповой), распределяем обязанности.

ВАЖНО! Не планируйте оценку проекта на послепроектный этап! Контроль должен быть постоянным, систематическим и включен в проект. Это показывает, что Вы реально подходите к выполнению своих задач и знаете, чем они завершаются и каков их результат. Контроль – ещё и удобный инструмент управления проектом.

3. Реализация проекта: (Апробация проекта) «Лето»

Самый разгар. На этом этапе делается 80% от всей работы или он длится 80% общего времени.

                Сбор, анализ и обобщение информации, проведение исследования, оформление результатов, контроль и коррекция промежуточных результатов.

Этот же этап во всем проекте завершает работу. После него необходимо получить уже реализованную задачу, достичь нужного результата, воплотить план в работающую идею.

4. Завершение проекта: «Осень»

Время собирать урожай, подводя итоги.

Общественная презентация, Экспертиза проекта в соответствии с заданными критериями, Рефлексия (обсуждение процесса и итогов работы, достижений).

Хорошее время, для того чтобы по горячим следам разобрать допущенные ошибки и возникшие проблемы по ходу работы. Также важно проанализировать результат, понять, что было эффективно в работе, а что нет, и как это сказалось на результате, а как бы могло сказаться другое решение. Почему сроки были затянуты или наоборот, почему работу сделали быстрее.

Проект должен напоминать красивое дерево, где проблема – это почва, из которого оно растёт, ствол – цель, крупные ветви – задачи, ветви поменьше – мероприятия, а плоды – результаты проекта. Подобно тому, как ветви имеют свойство переплетаться или разветвляться, несколько задач могут решаться одним и тем же мероприятием, а одна задача может решаться не одним, а несколькими мероприятиями. Бюджет же в данном случае – удобрение, которое ускорит созревание плодов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Инновационные образовательные технологии проектной деятельности»

Проектирование является таким видом деятельности, научить которой может только тот, кто ею владеет. Метод проектов – это образовательная технология, использовать которую нужно с пониманием психолого-п...

Доклад на тему « Внедрение новых образовательных технологий. Проектная деятельность»

В данной работе поднят вопрос о  задачах современной школы,  о том,  какими качествами должны обладать  выпускники школы в настоящее время. ...

Выступление "Образовательные технологии проектной деятельности"

Развитие современных социально – экономических отношений в России требует нового качества образования. Оно предусматривает готовность и способность выпускников общеобразовательных учреждений нес...