Активное обучение - веление времени
статья на тему

Седова Светлана Петровна

Активное обучение – веление времени.

 

Прошел еще один учебный день. Иду домой.  Трудный день. Что им надо этим современным подросткам? Чему и, главное, как их учить?» - думаю я. Размышляя, я  вдруг спрашиваю себя: «А что я, лично я могу дать моим ученикам? В чем моя педагогическая философия?»Она в том, чтобы, имея огромные возможности влияния на ребенка, не навредить ему! Не навредить, поставив «двойку»! Не навредить, не поставив «двойку»! Не навредить, делая замечание или, наоборот, не делая его! Не навредить! Помнить о том, что мы ответственны за того, кто рядом! Делать школьную жизнь каждого ребенка интереснее, насыщеннее! Проводить каждый урок, используя современные педагогические технологии, с пользой (в воспитательном плане, в образовательном, в общекультурном…) для КАЖДОГО!!!Традиционным методам образования, пусть даже модернизированным,  трудно конкурировать с возможностями компьютерной индустрии и телевидения. Где учебному процессу соревноваться с таким обилием других более важных, по мнению детей, и интересных занятий? Ведь в учебе ученик не активный участник борьбы и поиска, а пассивный поглотитель информации. Я вовсе не призываю к конкуренции процесса образования и компьютера. Я хочу, чтобы ученик, чья любознательность требует непрерывного активного поиска, мог удовлетворить ее и в рамках урока. Новый Федеральный Государственный  стандарт как раз и предполагает изменение принципов организации учебного процесса, в центре которого находится ученик. Суть моего опыта заключается в комплексном использовании технологий и методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся! 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sedova_sp.docx28.6 КБ

Предварительный просмотр:

Седова Светлана Петровна,

 учитель математики высшей категории,

МБОУ Увельская СОШ №1.

Активное обучение – веление времени.

Прошел еще один учебный день. Иду домой. « В 10а урок прошел продуктивно, многое успели,  10б как всегда активны, они молодцы все хотят знать…..  Мой любимый 9а, в котором я классный руководитель, опять пришли неподготовленными, 9б отмалчивались, ждали моих объяснений… Но какие молодцы девочки 9в класса, скромницы, труженицы, из них обязательно будет толк…  Трудный день. Что им надо этим современным подросткам? Чему и, главное, как их учить?» - думаю я. Размышляя, я  вдруг спрашиваю себя: «А что я, лично я, Седова Светлана Петровна, могу дать моим ученикам? В чем моя педагогическая философия?»

«Я даю им знания, математика ведь нужна всем и всюду» - отвечаю я себе. Стоп, но я, же не источник знаний и информации. Источник знаний – это книга, ну на худой конец компьютер. А если я даю детям только знания, значит, меня может заменить робот, нашпигованный информацией? Мои ученики разные и знания  «поглощают с разным аппетитом» и учитель, вооруженный современными  методиками и технологиями, может к каждому из них «подобрать свой ключик», чтобы  у каждого выпускника была сформирована не сумма знаний, а сумма его мышления, то есть его способность к порождению новых знаний, способность к образованию на протяжении всей жизни. А это робот-учитель не сформирует. На это способен только человек!

Значит, моим ученикам важны мои человеческие качества: умение слушать и слышать, умение любить и дарить человеческое тепло, терпение, милосердие и так далее, и так далее, включая все, что характеризует высоконравственного человека. Ведь еще Аристотель писал: «Если мы идем вперед в области знания, а не нравственности, то мы идем не вперед, а назад!» Чтобы выработать в себе все эти качества, нужно работать постоянно над собой, учиться всю жизнь, учиться и у них – у моих учеников, и у коллег….

Рассуждаю дальше. Мои ученики - способные и не очень, прилежные и наоборот, веселые, активные - разные, а значит методы обучения и воспитания, которые я использую в своей работе для обеспечения гармоничного развития каждого из ребят, должны быть разнообразные.

Что еще я даю моим ученикам? Я даю им возможность общаться и мои уроки - это уроки диалога между педагогом и учеником или между учеником и учеником. Значит, на моих уроках должна быть позитивная атмосфера и благоприятный микроклимат для того, чтобы мои ученики воспитали в себе культуру общения, ведь это движение к пониманию от непонимания, это развитие своей жизненной позиции.

Моим ученикам должно быть интересно учиться. А интересно им становится только тогда, когда каждый из них вовлечен в работу. И тогда каждый ощутит радость от своего труда (замечено, что человек получает радость именно от своего труда!). Значит, я, как педагог, не должна работать за них, не должна предлагать готовые решения, а должна ставить их в проблемную ситуацию поиска, избегая назидательной нравоучительности, просветительского менторства, излучая «приветливое любопытство»!

Нет, так не пойдет! Я даю, я должна… А мне, мне что дает моя работа, мои ученики?! – рассуждаю я. А мне моя работа дает ту энергию, которой хватает для того, чтобы жить полной, часто трудной и напряженной жизнью нужного и профессионально состоявшегося человека! Она мне дает счастливую возможность ощущать себя ребенком, общаясь с детьми и заряжаясь их энергией! Моя работа постоянно вынуждает меня работать над собой, совершенствоваться, учиться, а, значит, думать о болезнях и о прочих жизненных неприятностях мне попросту некогда! Конфуций писал: «Учитель и ученик растут вместе!»

Итак, в чем же моя педагогическая философия?

Она в том, чтобы, имея огромные возможности влияния на ребенка, не навредить ему! Не навредить, поставив «двойку»! Не навредить, не поставив «двойку»! Не навредить, делая замечание или, наоборот, не делая его! Не навредить! Помнить о том, что мы ответственны за того, кто рядом! Делать школьную жизнь каждого ребенка интереснее, насыщеннее! Проводить каждый урок, используя современные педагогические технологии, с пользой (в воспитательном плане, в образовательном, в общекультурном…) для КАЖДОГО!!!

Все мы с детства любим детский киножурнал «Ералаш». А сколько выпусков этого киножурнала касаются уроков математики?... Авторы представляют их так: полусонные или занятые посторонним дети, скучный, занудный учитель. Это неудивительно! Для многих математика – это «сухая» наука, практически ненужная в обычной жизни. А ведь математика - это особая теория красоты и гармонии. И задача учителя заключается в том, чтобы открыть для каждого ребенка этот волшебный мир математики.

Традиционным методам образования, пусть даже модернизированным,  трудно конкурировать с возможностями компьютерной индустрии и телевидения. Где учебному процессу соревноваться с таким обилием других более важных, по мнению детей, и интересных занятий? Ведь в учебе ученик не активный участник борьбы и поиска, а пассивный поглотитель информации. Я вовсе не призываю к конкуренции процесса образования и компьютера. Я хочу, чтобы ученик, чья любознательность требует непрерывного активного поиска, мог удовлетворить ее и в рамках урока. Новый Федеральный Государственный  стандарт как раз и предполагает изменение принципов организации учебного процесса, в центре которого находится ученик. Суть моего опыта заключается в комплексном использовании технологий и методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся!

Активное обучение математике я строю:

на социо-игровой технологии, что является сплавом групповых методов работы, театральной педагогики и науки об искусстве понимания герменевтике. Использую эту технологию на каждом этапе урока от инициации до рефлексии. О некоторых приемах мне хотелось сегодня рассказать. Начнем с простого: шарады, кроссворды, ребусы – пища для любознательного ума. Добавим дух соревнования. И вот знания усваиваются! Незаметно, словно сами собой.

Следующий прием: Ответственный момент урока – передача информации -а я передаю инициативу детям. Перед ними чистый лист, ребята заполняют его самой важной информацией по заданному мною разделу темы, используя все доступные ресурсы. Через определенное время они переходят к листу другой группы и дополняют ее работу тем, что уже узнали сами. По сути перед нами модель работы социальной группы. Здесь и умение слушать и слышать, умение настоять на своем, желание сотрудничать и соперничать. Участие каждого и свобода выражения сродни творчеству. Как я уже говорила, дети перешли на другое место работы, и это есть еще один наиважнейший принцип моей работы. Чем чаще ученики во время урока меняют мизансцены, места, позы, тем активнее и работоспособнее их деятельность.

И наконец, один из моих любимых приемов: «на посылках». Общеизвестно, многие ученики боятся доски. Этот страх уходит, если стоящий у доски ученик будет имеет возможность воспользоваться помощью консультанта. А тот, в свою очередь, помощью класса и даже учителя. Роль посыльного – очень важна! Побежит, разузнает, передаст. И если нужно – на доске напишет.  В результате каждый в классе не наблюдатель, но участник, каждый готов помочь, у каждого ответственность за одноклассника. Я думаю, что все вы заметили, что дети работают в малых группах. Это еще одно условие активного обучения потому, что реализуется их стремление к совместному поиску, формируются коммуникативные учебные действия.

 Использование жизненного опыта обучающихся, решение задач с практическим содержанием, – вот что еще необходимо для организации активного обучения. Решаем такие задачи с пятого класса, причем уже сама подача заинтересовывает ребят. Это актуально и для успешной сдачи ЕГЭ и ГИА.

 Интересна для учеников модель перевернутого класса. Привычная картина: учитель, урок, объяснение материала, и большое задание на дом. А ведь сколько вопросов по ходу его выполнения возникает у любого ученика? Это и исправляет форма перевернутого класса: ученики изучают дома новый материал, используя интернет-технологии, а в классе выполняют упражнения, обсуждают проекты.

Благодаря совместным проектам Министерства науки и образования Челябинской области, ЧИПКРО и некоммерческого партнерства «Телешкола», а также при поддержке Увельского управления образования с 2006 года я использую эту технологию, являясь сетевым преподавателем «Телешколы».

Интеграция знаний на уроках и в проектной деятельности, - это еще один способ заинтересовать учеников. Ведь математика во всем, и поиск таких связей позволяет не только увлечь учащихся, но и вдохновляет их на действительно интересные проектно-исследовательские работы.  Вот некоторые из них .

 Нельзя не упомянуть и о системно-деятельностном подходе к обучению, который требует от учителя придерживаться простого правила: к классу не с ответом, а с вопросом.

 И, конечно, нельзя забывать о рефлексии.

 Помимо активных методов обучения, о которых я говорила сегодня, существует множество других разнообразных способов активизации образовательного процесса. Необходимость готовить детей к сдаче экзаменов по математике от 50 до 100 человек в каждом выпуске поневоле заставляет искать все новые и новые формы, чем я активно делюсь с коллегами через публикации в интернет-сообществах.

 Если говорить об эффективности моей методики, то можно упомянуть о результатах сдачи экзаменов, о сформированности у моих учеников универсальных учебных действий, ведь все они, выпускаясь из стен нашей школы, успешно продолжают свое обучение, зачастую связывая свое будущее с математикой. И, когда я вижу на вечерах встречи своих учеников -успешных, состоявшихся, - это ли не показатель эффективности!

 Не менее ценным показателем моей работы являются их (моих учеников) признания, адресованные мне!

А они благодарят за терпение, за уважение к ним; за пробуждение интереса к алгебре и геометрии;  А еще они дают советы: не жалеть детей и проводить побольше зачетов. Они  и критикуют: вы бываете излишне строги; Они рассуждают: Смысл работы учителя, наверное, в том, чтобы дать понять ученику, что надо учиться, не заставляя против его же воли!

 В заключение хотелось напомнить слова Уильяма Артура Уорда, американского писателя, публициста: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет». Давайте стремиться к великому!


Седова С. П.Страница


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБУЧЕНИЕ ВИДО-ВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ АНГЛИЙСКОГО ГЛАГОЛА

Урок по изучению видо-временной системы английского глагола, который  предполагает системнодеятельный подход, позволяющий сформировать у обучаемых прочные речевые навыки, различения смысла аспект...

Второй иностранный - веление времени

В условиях введения ФГОС к выпускнику современной школы предъявляются следующие требования. Это должен быть «деятельный, любознательный, креативно мыслящий молодой человек, уверенный в своих силах и з...

Индивидуализация процесса обучения - потребность времени.

В приложении к научно-практическому журналу "Педагогическая нива" № 5/2013, СПб.: Стратегия будущего, 2013, - 73 с. напечатана статья учителя ГБОУ лицея № 572 Невского района Санкт-Петербурга  Пе...

Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)

Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....

Дистанционное обучение. Реалии времени.

Об организации дистанционного обучения в Татьянинской школе...

Статья «Современные педагогические технологии на уроках английского языка: технологии активного обучения, технология смыслового чтения, технология проектного обучения"

Основной задачей педагога в современных условиях является умение так организовать учебную деятельность, чтобы у ученика не было ни времени, ни желания, ни возможности отвлекаться на длительное время. ...