Педагогическая мастерская как форма организации учебно-воспитательного процесса
методическая разработка на тему

Платонова Людмила Викторовна

Методическая разработка на тему "Педагогическая мастерская как форма организации учебно-воспитательного процесса"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ПЛАТОНОВА ЛЮДМИЛА ВИКТОРОВНА

УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И  ЛИТЕРАТУРЫ                        

                                                                 МБОУ «КИНГИСЕППСКАЯ СРЕДНЯЯ

                                                                ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4»

                                                                 КИНГИСЕППСКИЙ РАЙОН

Обучение, развитие и воспитание будут наиболее успешными при переводе учащихся из объекта в субъект обучения и воспитания. Это достигается правильным выбором необходимых педагогических технологий. Они должны обеспечить становление личности успешной в профессиональной и семейной сферах, находящейся в согласии с другими людьми и с самим собой.

У. Глассер отмечает, что «человек никогда не преуспеет в жизни в широком смысле слова, если однажды не познает успеха в чем-то для него важном».

Технология педагогических мастерских помогает становлению социально-успешной личности. Это эффективная педагогическая технология обучения и воспитания, снижающая энергозатраты со стороны педагогов, развивающая мотивацию учащихся за счет изменения позиции ученика с пассивной на активную. Это дает основание говорить об актуальности рассматриваемого вопроса.

Педагогическая мастерская - это не стандартная форма организации учебно-воспитательного процесса, которая создает творческую атмосферу, психологический комфорт, способствует личностному росту Мастера и ученика, дарит радость сотворчества, «создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия» (И. А. Мухина)

Мастерская.

Цели:

  • Обучающие: обучение умениям ставить проблемы; обучение умениям творчески искать ответ.
  • Развивающие: развитие креативных умений.
  • Воспитывающие: воспитание уверенности в своих творческих способностях.

Мастерские получили развитие от творческих мастерских французских педагогов. В университете педагогического мастерства их успешно развивают И.А. Мухина, В.А. Степихова и другие сотрудники университета.

Мастерская получила своё название, потому что дети сами добывают и обрабатывают предметные знания и умения. В ходе мастерских учащиеся также обучаются осознавать свои различные психические состояния и учатся ими управлять.

Основные идеи мастерских состоят в том, чтобы создать условия учащимся для индивидуального выдвижения идеи и ее развития как в индивидуальной, так и в групповой работе. В процессе совместного обдумывания проблемы возможен переход на новый качественный уровень, что ведет к новому видению проблемы.

И.А. Мухина попыталась обобщить опыт проведения мастерских и выделить общий алгоритм.

Фаза индукции. Учащиеся формулируют, ставят проблему. Задание должно быть приближено к потребностям учащихся, опираться на их имеющийся опыт. Предлагаемый для постановки проблемы материал (слово или слова, предметы, рисунки, какие-то физические явления, внутренние психические образы и т.п.) должен быть в зоне понимания учащихся.

Учитель А.Л. Русакова на занятии по русскому языку, где открывали правило написания слов, в которых используется разделительный «ъ» и «ь» знаки, предложила тексты. Дети должны были их проанализировать и выяснить, что в них необычного. В тексте были такие предложения: «Не за то волка бют, что сер, а за то, что овцу сел. Ручьи солются – река будет, люди обединятся – силу их не победить»

Работа с материалом. Учащиеся анализируют материал, выдвигая безумные идеи. В работе мастерской не бывает плохих идей. На этом этапе детям можно подсказать какие-то приемы творчества. Например: что было бы, если бы…, води карандашом по бумаге, соединяй любые слова и т.п.

На первом этапе каждый самостоятельно работает над своим листом. Мешать друг другу нельзя. Иногда в мастерской работа начинается сразу в группе. Каждый из вариантов имеет свои плюсы и минусы. При индивидуальной работе у каждого ученика есть возможность сосредоточиться, поискать собственное решение проблемы, не подвергаться воздействию мыслей других учеников.

Если материал предназначен для работы в малой группе, то тогда идет сразу коллективный поиск.

На следующем этапе идет обсуждение в малой группе, если до этого была индивидуальная работа. Это представление всем какого-то промежуточного своего результата. Этот этап французские педагоги называют «социализацией». На этом этапе может быть коррекция своей работы, дополнение, улучшение.

Очень важным требованием является обучение учащихся умениям и желаниям искать в других работах положительное, примечательное, уникальное. В данном примере дети пытались сформулировать правила написания разделительного твердого и мягкого знаков.

Социализация. После обсуждения в малой группе, дополнения своих работ ребята вывешивают их на стенах. Можно знакомиться с другими работами, рассказывать о своей. Идет свободное общение. Дети ходят по классу, смотрят, задают вопросы, высказывают свои мнения. Целесообразно ввести принцип общения «нахождение успеха». Нужно пытаться в любой работе найти интересный, примечательный момент и об этом сообщить автору работы. Отрицательные моменты не высказываются. Таким образом, первичная социализация своего творчества может быть в малой группе, а основная перед всем классом. Здесь необходимо соблюдать принцип добровольности. Если кто-то из учащихся сегодня не хочет представлять свою работу, то он должен иметь право это сделать.

Фазы «работа с материалом» и «социализация» могут чередоваться в процессе работы мастерской.

Рефлексия. Учащиеся рассказывают о своих чувствах, которые у них возникали в процессе работы мастерской. Дети учатся ощущать свои чувства и их высказывать. Это очень важный момент мастерской и поэтому мастерские можно называть не только педагогическими, но и психологическими, так как  в них идет работа с психическим материалом.

На этой фазе учащиеся могут сообщить о том, чему они сегодня научились.

Принципы проведения мастерских (И.А. Мухина)

  1. равенство всех участников, включая педагога;
  2. ненасильственное вовлечение в процесс деятельности;
  3. отсутствие оценки (точнее, отметки, так как оценка есть и должна быть, но только положительная;
  4. отсутствие соперничества, соревнования;
  5. чередование индивидуальной и групповой работы;
  6. важность не столько результата творчества, сколько самого процесса;
  7. разнообразие используемого материала;
  8. ответственность каждого за свой выбор.

Анализ публикаций с описанием мастерских (А.А. Окунев и др.) и практической работы в мастерских позволяет сделать некоторые предварительные выводы. Мастерские являются разновидностью проблемного метода обучения, который имеет большую историю в нашей стране. Огромная заслуга разработчиков состоит в конструировании большого разнообразия педагогических технологий проведения занятий по разным предметам и с различными целями.

В мастерских у детей развивается креативное мышление, воображение. У учащихся развивается мотивация, интерес к предмету. Дети, сами открыв какие-то истины, лучше их запоминают и лучше могут их использовать в разных ситуациях.

У детей развиваются умения и желания сотрудничать при выполнении коллективной творческой деятельности. Идет становление позитивной, адекватной Я-концепции, формируется ответственность.

Технологии проведения мастерских разработаны хорошо, но есть еще перспективы в этом направлении. Временные затраты оправдываются развивающими, воспитывающими результатами. Однако для обучения предметным знаниям, умениям есть менее трудоемкие технологии, которые более эффективны при условии, если в данном классе имеется сильная мотивация на усвоение знаний, умений.

Требуется основательная подготовка педагогов. Противопоказаниями применения мастерских является недостаточная подготовка педагогов в организации творческого процесса в классе.

Технология педагогической мастерской

Технология педагогической мастерской раскрыта в книгах и статьях петербургских ученых, методистов, учителей: И. А. Мухиной, Т. Б. Ереминой, Л. Д. Фураевой, Н. И. Беловой, В. А. Степиxовой, О. В. Орловой и др.

Педагогическая мастерская - это не стандартная форма организации учебно-воспитательного процесса, которая создает творческую атмосферу, психологический комфорт, способствует личностному росту Мастера и ученика, дарит радость сотворчества, «создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия» (И. А. Мухина)

В книге Н. И. Беловой, Н. Н. Наумовой «Экология в мастерских» дано такое определение педагогической мастерской: «Мастерская - это личностно-деятельностная рефлексивная синтетическая форма обучения, в которой сочетается индивидуальная работа с групповой, включающая межгрупповую социализацию; в ней есть место поиску, творчеству, работе с материальными объектами, множественному выбору, что вместе с рефлексией помогает учащимся сформировать сознательную активную жизненную установку».

В основе организации педагогической мастерской лежат следующие принципы:

равенство всех участников, включая мастера. Все способны к творчеству, саморазвитию;

• ненасилъственное привлечение к процессу познания, поиску с помощью создания личностной мотивации. Мотивация создается индуктором;

• отсутствие оценки, соревнования, соперничества. Стимул в работе - самооценка, самокоррекция, самовоспитание;

• сочетание индивидуальной и коллективной работы, что создает атмосферу сотрудничества, взаимопонимания, дает реальное понятие о диалогическом способе восхождения к истине;

• важность не столько результата творческого поиска, сколько его процесса, в котором реализуются законы проблемного обучения на основе инновационной методики;

• язык - важнейший материал для  работы во всех мастерских независимо от предмета;

• предоставление участникам мастерской права выбора материала, вида деятельности, способа предъявления результата, так как без выбора нет свободы;

• нравственная ответственность каждого за свой выбор, деятельность и ее результаты.

Основные этапы  мастерской

1. «Индуктор» (индукция – «наведение») - создание эмоционального настроя, мотивирующего творческую деятельность каждого, включение чувств, подсознания, формирование личностного отношения к предмету обсуждения.

Основные требования к индуктору:

  • должен актуализировать личный опыт участника мастерской;
  • должен быть связан с содержанием мастерской;
  •    должен предоставлять участнику возможность выбора. Индуктором может быть слово, образ, фраза, текст, предмет, звук,

мелодия, рисунок и др.

• в мастерской письма по картине И. Шишкина «Ручей в лесу» и рассказу Н. Сладкова «Руче:й» предлагаем индуктор – «журчание ручья»,

  • Проводя мастерскую построения знаний по произведению о войне, задаем учащимся вопрос: «С чем у вас ассоциируется слово "война" (цвет, предмет, жест, чувство, природное явление, музыка)?»

2. «Деконструкция» - работа с материалом (текстом, красками, звуками, веществами) и превращение его в хаос.

3. «Реконструкция» - создание своего мира, текста, рисунка, гипотезы, проекта, решения.

4. «Социализация» - соотнесение своей деятельности с деятельностью других: работа в парах, в малых группах, представление всем участникам мастерской. Задача этого этапа состоит в том, чтобы не столько оценить работу другого, сколько дать самооценку и провести самокоррекцию.

5. «Афиширование» - вывешивание произведений (текстов, рисунков, схем и т. д.) и ознакомление с ними всех участников мастерской.

6. «Разрыв» - кульминация творческого процесса: озарение, новое видение предмета, явления, внутреннее осознание неполноты или несоответствие своего старого знания новому, побуждающее к поиску ответов на возникшие вопросы, к работе с литературой. По убеждению педагогов из группы «Новое образование», «всякое новое знание становится новым лишь потому, что я порываю с тем, что считал правильным до сих пор». Это состояние - основа концепции разрыва, разработанной Гастоном Башляром. Обеспечить разрыв - это обеспечить условия для переживания состояния озарения.

Разрушение старого знания и строительство нового в ходе мастерской приводит к разрыву. Разрыв - это одно из возможных эмоциональных и (или) интеллектуальных состояний участника мастерской:

  • осознание собственной состоятельности или несостоятельности в данном материале;
  • неожиданное собственное открытие в предложенном материале;
  • открытие в себе неожиданных качеств характера, способностей, чувств;
  • осознание значимости своего «Я» в этом мире;
  • переоценка чего-либо;
  • осознание необходимости поиска информации.

(Т.П. Лакоценина)

7. «Рефлексия» - размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ. Анализ движения своей собственной мысли, чувства, знания, мироощущения.

в психологии различают рефлексию как осознание собственных мыслей, чувств и рефлексию как отражение того, о чем думает другой человек.

На этапе рефлексии участники мастерской учатся осознавать свои чувства и высказывать их, а также соотносить их с чувствами других людей. Это тренировка способности самопознания и самокоррекции.

Петербургская педагогическая мастерская может быть разделена на типы в зависимости от состава участников, целей и способов деятельности, временной продолжительности процесса. По составу участников мастерские разделены на занятия только для учащихся, только для педагогов, мастерские, которые могут быть проведены со взрослыми и детьми. По целям и способам деятельности выделяются такие типы мастерских:

  1. Педагогическая мастерская построения знаний.
  2. Педагогическая мастерская письма.
  3. Мастерская самопознания.
  4. Мастерская отношений и ценностных ориентаций.

По мнению автора, мастерские построения знаний и творческого письма являются наиболее важными в постижении общечеловеческих ценностей, выраженных в тексте художественного произведения, в освоении идейно-художественного богатства русской литературы. Педагогические мастерские помогают организации самостоятельной работы школьников на уроке, способствуют выработке активной жизненной позиции, воспитывают творческую личность. Они совершенствуют речевые навыки учащихся.

Список использованной литературы

  • Гуляков Е.Н. Новые педагогические технологии: развитие художественного мышления и речи на уроках литературы: метод. пособие / Е.Н. Гуляков. – М.: Дрофа, 2006. – (Библиотека учителя).
  • Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. – СПб. : КАРО, 2008.
  • Пугач В.Е. Русская поэзия на уроках литературы. 9-11 классы. Метод. пособие. СПб.: «Паритет», 2003. – (Педагогическая мастерская).
  • Пустошкина А.А., Филатова Е.А. Современные открытые уроки литературы. 8 – 9-е классы – Ростов н / Д: «Феникс», 2003. – (Учение с увлечением).
  • Современные педагогические технологии в преподавании предметов гуманитарного цикла: русский язык, литература, история, МХК, музыка: метод. пособие. (Из опыта работы методистов ЛОИРО и учителей Ленинградской области) / под ред. Л.К. Ивановой. – СПб. : ЛОИРО, 2009.