Исследование успешности обучения одаренных детей в общеобразовательных учреждениях
статья на тему

Ковалева Ирина Леонидовна

Статья является частью магистерского исследования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx25.75 КБ

Предварительный просмотр:

Исследование успешности обучения одаренных детей в общеобразовательных учреждениях

Ни для кого не секрет, что со временем уделяется все больше и больше внимания раннему определению, поддержанию и развитию юных талантов. Это непосредственно связано с инновационным развитием нашей страны. У современных детей и подростков есть широкий спектр возможностей, таких как обучение в специализированных классах, школах, появляется все больше и больше технологий и методик индивидуального обучения и тьюторства, во многих школах появляется возможность построения индивидуального маршрута обучения, кружки, клубы, студии или лаборатории. Для одаренных детей открываются специализированные школы и центры, создаются возможности для развития способностей в системе дополнительного образования, позволяющие включать ребенка в различные виды деятельности, учитывая его склонности и способности. Естественно, усиливается интерес со стороны работников образования к феномену детской одаренности. С другой стороны, изменяются и требования к педагогам со стороны талантливых детей и их родителей.

Важно отметить, что при работе с талантливыми и одаренными детьми практически все внимание уделяется развитию одаренности, в то время как в современном мире для успешной самореализации требуется широкий спектр навыков и умений. Успешность социализации и обучения по общеобразовательным программам необходима для дальнейшего обучения и трудоустройства. Да данный момент результаты ЕГЭ являются определяющими при поступлении в высшее учебное заведение и даже самый талантливый музыкант не сможет продолжить обучение в вузе, не сдав экзамен по математике. Известны также примеры бесспорно интеллектуально одаренных людей, которым не хватило коммуникативных навыков для достижения успеха.

Таким образом, целью исследования является разработка мониторинга успешности обучения одаренных детей в общеобразовательных учреждениях на основе современного подхода к понятию одаренности и существующих методов поддержки талантливых и одаренных детей.

 В соответствии с целью исследования были сформулированы следующие задачи:

  • Раскрыть понятие феномена одаренности в современном отечественном образовании с точки  зрения научных разработок и нормативных документов.
  • Сравнить различные подходы к классификации одаренности.  
  • Выявить методики диагностики одаренности
  • Рассмотреть существующие методы работы с талантливыми и одаренными детьми.
  • Раскрыть понятие успешности обучения, опираясь на законодательную базу и педагогический опыт.
  • Охарактеризовать возможные трудности в обучении в общеобразовательных учреждениях.
  • Выявить факторы и методы воздействия на них, влияющие на успешность обучения и разработать мониторинг этих факторов.

Для решения поставленных задач можно выделить следующие методы исследования:

  • теоретические методы: анализ научно-методической, психолого-педагогической литературы, посвященной данной проблематике; анализ нормативных документов, в том числе законов и законопроектов в области образования.
  • общелогические методы (сравнение моделирование). Изучение и обобщение педагогического опыта по теме исследования.
  • эмпирические методы: беседа и анкетирование участников образовательного процесса.

На протяжении  изучения феномена детской одаренности, представление о нем существенно менялось. До сих пор существует множество подходов, базирующихся в основном на происхождении, развитии и проявлении одаренности. Ученые еще не пришли к однозначным выводам, откуда берется одаренность, почему она часто со временем затухает по мере взросления, как ее обнаружить и как воспитать ребенка, проявляющего выдающиеся способности так, чтобы он был успешен не только в узкой области своих талантов. Согласно одной из точек зрения, наследственность ребенка определяет его способности, и повлиять на их развития считается затруднительным (Ч.Спирмен, Мюнстерберг), с другой стороны находится много ученых-исследователей, доказывающих обратную точку зрения (К.Витт, Дж.Милль, Л.Виннер, Л.Полгар и др.).

  В результате анализа перечисленных выше источников был выделен ряд факторов, определяющих одаренность. Ключевым фактором были выделены незаурядные способности. Под способностями обычно понимают такие индивидуальные особенности, которые не сводятся к наличным навыкам, умениям или знаниям, но которые могут объяснять легкость и быстроту приобретения этих знаний и навыков. Мы не можем понимать способности как врожденные возможности индивида, потому что способности определены как "индивидуально-психологические особенности человека", а они не могут быть врожденными. Врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, т. е. задатки, которые лежат в основе развития способностей, сами же способности всегда являются результатом развития. "Одаренность", понимаемая как то качественно своеобразное сочетание способностей, от которых зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности. [Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М, 1961]. По мнению подавляющего большинства авторов, второй неотъемлемой частью одаренности является высокая мотивация к определенной деятельности, к которой имеются незаурядные способности. В педагогической практике эти 2 фактора обычно служат для диагностики учителем одаренности у ребенка. Наряду с этим необходимо подчеркнуть важность влияния окружающей среды, волевую составляющую и так называемую «креативность», под которой обычно понимается умение нестандартно мыслить, создавать что-то принципиально новое или подходить к решению известной задачи, используя новаторские подходы.

Диагностика одаренности также является очень спорным вопросом. Основными мы будем читать следующие показатели:

  • наличие и легкость достижений в определенной области. Этот показатель можно учитывать с той оговоркой, что ребенок может быть натаскан для определенной олимпиады или конкурса.
  • высокие результаты в тесте интеллектуальных способностей, в случае талантов, с ними связанных.

Базовой для большинства нормативных документов стала «Рабочая концепция одаренности» [Рабочая концепция одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской, В.Д. Шадрикова. — М., 2003.], разработанной по заданию Министерства образования Российской Федерации. В основу этой программы были взяты тезисы сформулированные Ф.Гальтоном. По этой концепции одаренными и талантливыми учащимися являются те, кто выявлен профессионально подготовленными людьми как обладающие потенциалом к высоким достижениям в силу выдающихся способностей. Такие дети требуют дифференцированных учебных программ и/или помощи, которые выходят за рамки обычного школьного обучения, для того чтобы иметь возможность реализовать свои потенции и сделать вклад в развитие общества. Дети, склонные к высоким достижениям, могут и не демонстрировать их сразу, но иметь потенции к ним в любой из следующих областей (в одной или в сочетании):

  • общие интеллектуальные способности;
  • конкретные академические способности;
  • творческое, или продуктивное, мышление;
  • лидерские способности;
  • художественные и исполнительские искусства;
  • психомоторные способности.

Существует множество классификаций одаренности. Например, Н.С.Лейтес дифференцирует психомоторную, интеллектуальную, творческую, академическую, социальную и духовную одаренность.

В данном исследовании мы предложили вариант более общей классификации с точки зрения поддержки школой одаренных детей. Таким образом, можно выделить:

  1. одаренность во внеучебной деятельности, требующая больших временных затрат и связанная с длительными поездками. К ней можно отнести спортивную и творческую одаренность, при развитии которой ребенок много времени проводит на тренировках, гастролях, пленэрах или выставках.
  2. одаренность во внеучебной деятельности, не связанная с длительными поездками и большими временными затратами. Сюда можно отнести социальную или духовную одаренность, ярко выраженные лидерские качества, творческие и организаторские способности. Так же можно отнести к этому виду и так называемую «общую» одаренность, чрезвычайно высокую обучаемость, без выделения конкретных предметов.
  3. одаренность в учебной деятельности, связанная с обучением по конкретному предмету или ряду предметов. Чаще всего это выдающиеся математические способности и успехи по предметам технического цикла.

Придерживаясь данной классификации, можно предположить возможные трудности, возникающие при освоении общеобразовательных программ, а также охарактеризовать варианты поддержки, подходящие для этих случаев.

  1. вне всякого сомнения, одаренность, связанная с творчеством или спортом, находит свое развитие не в школе, а в специализированных заведениях дополнительного образования. В школе проблемы могут возникнуть в случае частых пропусков уроков из-за сборов и тренировок, нерегулярное выполнение домашнего задания. Эта проблема успешно решается в специализированных спортивных школах или спортивных классах, однако в большинстве обычных школ это может стать серьезной проблемой. В таких случаях незаменимыми помощниками могут стать методы дистанционного обучения, тьюторская поддержка и индивидуальные образовательные маршруты, учитывающие специфику внешкольных занятий.
  2. теоретически, дети, проявляющие общую или социальную одаренность испытывают гораздо меньше проблем в обучении, чем обычные дети. Роль школы в данном случае сводится к поддержанию заинтересованности в учебе и предоставлению возможности самореализации. Здесь дети могут быть задействованы в кружках и внеурочных занятиях, клубах по интересам, различных проектах и конкурсах, школьных ученических советах, участвовать в организации внутришкольных и межшкольных мероприятий, таких как дебаты, КВН и др.
  3. для детей, проявляющих одаренность в конкретной области знаний, общеобразовательной программы по этому предмету не хватает, чтобы реализовать свой интерес к этой области. Следовательно, ребенок может столкнуться с такими препятствиями к доступу к информации как непонимание и/или недостаточное внимание со стороны учителей, к которым он обращается, а также отсутствием интереса к другим предметам. В результате можно получить существенный «перекос» знаний, например обширные знания математике и неграмотная речь и письмо. Крайними можно считать  ситуации, когда ребенок полностью поглощен одной учебной деятельностью, игнорируя другие, в том числе и социальную активность. Для развития этого вида одаренности существуют специализированные школы, построение индивидуальных маршрутов обучения, различные методики ускорения и углубления обучения. Однако для решения сопутствующих проблем стоит обратить внимание на психолого-педагогическую поддержку и возможности тьюторского сопровождения.

Для подтверждения или опровержения приведенных теоретических выводов необходимо проанализировать существующий педагогический опыт, в том числе провести беседы с различными участниками образовательного процесса, чтобы на основе синтеза теории и практического опыта сформулировать влияющие факторы окружающей среды и определить  эффективность методов поддержки одаренных детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Потенци­альная одаренность по отношению к разным видам деятельности при­суща многим детям, тогда как актуальную одаренность демонстрирует небольшая часть детей. В практике школьного обучения о...

Статья. Основное и дополнительное образование детей в общеобразовательных учреждениях.

:      Практические рекомендации по организации работы методического объединения учителей технологии в образовательном учреждении....

Программа элективного курса "Исследование и оценка санитарно-гигиенического режима общеобразовательного учреждения"

Элективный курс "Исследование и оценка санитарно-гигиенического режима общеобразовательного учреждения" предлагается учащимся 9 классов, заинтересовавшимся данной темой. Занятия рассчитаны на 1 час в ...

Обучение иностранному языку одаренных детей в общеобразовательной школе

Не все одаренные дети одинаково испытывают интерес к изучению иностранного языка или к исследовательской деятельности. И то, и другое требует определенных волевых усилий, навыков саморегуляции, что яв...

Проект в сфере образования "Управление процессом выявления и поддержки одаренных детей в образовательном учреждении"

Для развития системы современного российского образования  очень важным является своевременное выявление и эффективная диагностика одаренных детей. Веяния времени требуют создания оптимальны...

: «Организация работы с одаренными детьми в общеобразовательном учреждении (на примере МБОУ «СОШ №2 г. Никольское»)

Научно-исследовательская работаТема работы: «Организация работы с одаренными детьми в общеобразовательном учреждении(на примере МБОУ «СОШ №2 г. Никольское»)Задачи исследования:Раскры...