Статья "Обучение через исследование"
статья на тему

Мокрова Ирина Михайловна

В стандартах второго поколения четко обозначены требования к результатам образования: предметным, метапредметным и личностным. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Одним из видов такой деятельности является – исследовательская деятельность. Когда она становится системой индивидуальной работы с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_obuchenie_cherez_issledovanie.docx18.4 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

«Обучение через исследование»

Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни.

В этом случае акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Одним из видов такой деятельности является – исследовательская деятельность. Когда она становится системой индивидуальной работы с детьми.

Исследовательская деятельность школьников — деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

Главной целью исследовательской деятельности является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности — в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).

Стандарт нового поколения определил  требования, которым должны соответствовать образовательный процесс, его результат и условия обучения. Все, что заложено в новом стандарте адресовано, в первую очередь ,учителям. Как организовать процесс  обучения, чтобы получить требуемые  результаты?

    Выбор исследовательского метода обучения -  не случайность. Я давно занимаюсь исследовательской работой со своими учениками во внеурочное время и получаю стабильно высокие результаты. Химия как наука оказывает большое влияние на формирование научного мировоззрения, развитие ключевых компетенций и творческого мышления. Основной метод этой науки – исследовательский.

     Что надо сделать, чтобы уже сегодня научить ребят принимать решения на основе глубокого понимания научной картины мира, сознательно организовывать свою учебную деятельность, учитывая востребованность химических знаний в жизни общества и каждого человека.

   .

        Считаю логичным остановиться на ряде принципиальных наблюдений:

  • на данный момент недостаточно  дидактических материалов по использованию исследовательского метода на уроках;
  • исследовательский метод обучения на уроках применяется эпизодически;
  • сам исследовательский метод направлен на развитие личности обучающегося, на формирование познавательной, мыслительной активности, социальной адаптации;
  • формы контроля знаний на выходе из школы  нацелены на проверку предметных знаний и  практически не требуют от выпускника перечисленных качеств.

Сегодня мы сталкиваемся с явными противоречиями: с одной стороны  - ЕГЭ, с другой -  стандарты нового поколения, предлагающие изменить требования к результатам обучения, сделать главным в их оценивании умение учиться, компетентность.

      Какое место при таком подходе к образованию займет исследовательская деятельность на уроке и во внеурочной деятельность?

Использование инструментария методов научного исследования на уроке приведёт к целому ряду важных последствий:

-проектному подходу в организации образовательного процесса;

-повышению уровня обученности учащихся;

-приобщению к культурным ценностям научного сообщества;

-развитию информационной культуры и коммуникативной компетенции;

-формированию умения адаптироваться в обществе.

Ведущая идея – использование методологии исследования для развития ключевых компетенций; изменение функции учителя: взаимодействие между учителем и учеником превращается в сотворчество; качественное изменение мотивации родителей (ставших по существу, научными руководителями) на развитие своих детей; широкое использование краеведческого и регионального материала при обучении химии.

     Прежде чем говорить о результатах обучения через исследование, необходимо отметить:

Во-первых, качественно меняется структура урока. В урок вплетены элементы методологии научного поиска, что позволяет разнообразить используемые приемы.

 Учебно-дидактические материалы практико-ориентированного характера,созданные на основе исследований учащихся, оживили исследовательский метод, так, что на протяжении всего урока идет постоянная активизация мышления учащихся, что позволяет вовлечь каждого ученика в познавательный процесс. При этом школьники на собственном опыте убеждаются в практической значимости приобретаемых знаний. Это в свою очередь является весомым фактором повышения их мотивации к изучению химии. И как следствие этого улучшаются  учебные результаты.

Творческий подход к изучению тем, проблемные вопросы и ситуации, предлагаемые на уроках, вызывают у ребят интерес к дальнейшему проведению исследования. Они увлекают своей заинтересованностью родителей к выполнению работы, с которой участвуют в интеллектуальных конкурсах, научно-практических конференциях, становятся лауреатами и авторами публикаций.

Хочется подчеркнуть социальную значимость обучения через исследование: создание и функционирование  системы сотрудничества с родителями, преподавателями вузов, специалистами-химиками, которые помогают выполнить исследование.

Оригинальность идеи: Ранее вхождение учащихся в коллектив производственных лабораторий позволяет осознать им значимость и необходимость химических знаний для решения экологических и региональных проблем, ориентирует на выбор будущей профессии.

Представленный опыт работы   может быть использован преподавателями естественно-научного цикла и теми, преподавателями кому не безразлична исследовательская деятельность как мне. Ведь я испытываю огромное удовлетворение, занимаясь с ребятами исследованиями, и моя мечта, заниматься научной работой, сбывается в моих учениках, так как исследования моих учеников – это совместные исследования. Успехи ребят – это и мои достижения. Ведь счастлив тот учитель, ученики которого превзошли его самого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОРНИТОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Одной из  актуальных проблема в наше непростое время-формирование экологической культуры школьников. Через орнитологию  можно увлечь уч-ся в интересные орнитологические исследования и акции....

Презентация "ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОРНИТОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ"

Презентация "Формирование  экологической культуры школьников через орнитологические исследования содержит материал по воспитанию школьников через орнитологические акции, проводимые союзом охраны ...

Развитие познавательного интереса к предмету математика, через внеклассную деятельность студентов математического клуба «Пи» (Путь исследования)

«Сделать учебную работу наскольковозможно интересной для ребенка ине превратить ее в забаву-это одна из труднейших и важнейших задачдидактики»К.Д.Ушинский...

Нравственно-этическое воспитание детей Предметом исследования этики является мораль - специфический способ ценностного познания и духовно-практического освоения человеком окружающего мира через призму добра и зла, справедливости и несправедливости и т.д.

Предметом исследования этики является мораль - специфический способ ценностного познания и духовно-практического освоения человеком окружающего мира через призму добра и зла, справедливости и н...

Исследование оптических иллюзий и эксперименты по прохождению света через границу сред с различной оптической плотностью

Цель:Изучить оптические явления, как природные, так и искусственные.Проблемный вопрос: что лежит в основе оптических явлений – чудеса или наука? Практическая значимость:Работу можно использ...

Исследование "Анализ потребности профессионального роста учителя в условиях сельских школ ЯНАО через систему стимулирования"

Автор проводит исследование потребности учителей Панаевской школы-интерната в профессиональном росте. В ходе анализа полученных результатов, выявлены особенности мотивации профессионального развития п...