Статья "Обучение через исследование"
статья на тему
В стандартах второго поколения четко обозначены требования к результатам образования: предметным, метапредметным и личностным. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Одним из видов такой деятельности является – исследовательская деятельность. Когда она становится системой индивидуальной работы с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья
«Обучение через исследование»
Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни.
В этом случае акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Одним из видов такой деятельности является – исследовательская деятельность. Когда она становится системой индивидуальной работы с детьми.
Исследовательская деятельность школьников — деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.
Главной целью исследовательской деятельности является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности — в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).
Стандарт нового поколения определил требования, которым должны соответствовать образовательный процесс, его результат и условия обучения. Все, что заложено в новом стандарте адресовано, в первую очередь ,учителям. Как организовать процесс обучения, чтобы получить требуемые результаты?
Выбор исследовательского метода обучения - не случайность. Я давно занимаюсь исследовательской работой со своими учениками во внеурочное время и получаю стабильно высокие результаты. Химия как наука оказывает большое влияние на формирование научного мировоззрения, развитие ключевых компетенций и творческого мышления. Основной метод этой науки – исследовательский.
Что надо сделать, чтобы уже сегодня научить ребят принимать решения на основе глубокого понимания научной картины мира, сознательно организовывать свою учебную деятельность, учитывая востребованность химических знаний в жизни общества и каждого человека.
.
Считаю логичным остановиться на ряде принципиальных наблюдений:
- на данный момент недостаточно дидактических материалов по использованию исследовательского метода на уроках;
- исследовательский метод обучения на уроках применяется эпизодически;
- сам исследовательский метод направлен на развитие личности обучающегося, на формирование познавательной, мыслительной активности, социальной адаптации;
- формы контроля знаний на выходе из школы нацелены на проверку предметных знаний и практически не требуют от выпускника перечисленных качеств.
Сегодня мы сталкиваемся с явными противоречиями: с одной стороны - ЕГЭ, с другой - стандарты нового поколения, предлагающие изменить требования к результатам обучения, сделать главным в их оценивании умение учиться, компетентность.
Какое место при таком подходе к образованию займет исследовательская деятельность на уроке и во внеурочной деятельность?
Использование инструментария методов научного исследования на уроке приведёт к целому ряду важных последствий:
-проектному подходу в организации образовательного процесса;
-повышению уровня обученности учащихся;
-приобщению к культурным ценностям научного сообщества;
-развитию информационной культуры и коммуникативной компетенции;
-формированию умения адаптироваться в обществе.
Ведущая идея – использование методологии исследования для развития ключевых компетенций; изменение функции учителя: взаимодействие между учителем и учеником превращается в сотворчество; качественное изменение мотивации родителей (ставших по существу, научными руководителями) на развитие своих детей; широкое использование краеведческого и регионального материала при обучении химии.
Прежде чем говорить о результатах обучения через исследование, необходимо отметить:
Во-первых, качественно меняется структура урока. В урок вплетены элементы методологии научного поиска, что позволяет разнообразить используемые приемы.
Учебно-дидактические материалы практико-ориентированного характера,созданные на основе исследований учащихся, оживили исследовательский метод, так, что на протяжении всего урока идет постоянная активизация мышления учащихся, что позволяет вовлечь каждого ученика в познавательный процесс. При этом школьники на собственном опыте убеждаются в практической значимости приобретаемых знаний. Это в свою очередь является весомым фактором повышения их мотивации к изучению химии. И как следствие этого улучшаются учебные результаты.
Творческий подход к изучению тем, проблемные вопросы и ситуации, предлагаемые на уроках, вызывают у ребят интерес к дальнейшему проведению исследования. Они увлекают своей заинтересованностью родителей к выполнению работы, с которой участвуют в интеллектуальных конкурсах, научно-практических конференциях, становятся лауреатами и авторами публикаций.
Хочется подчеркнуть социальную значимость обучения через исследование: создание и функционирование системы сотрудничества с родителями, преподавателями вузов, специалистами-химиками, которые помогают выполнить исследование.
Оригинальность идеи: Ранее вхождение учащихся в коллектив производственных лабораторий позволяет осознать им значимость и необходимость химических знаний для решения экологических и региональных проблем, ориентирует на выбор будущей профессии.
Представленный опыт работы может быть использован преподавателями естественно-научного цикла и теми, преподавателями кому не безразлична исследовательская деятельность как мне. Ведь я испытываю огромное удовлетворение, занимаясь с ребятами исследованиями, и моя мечта, заниматься научной работой, сбывается в моих учениках, так как исследования моих учеников – это совместные исследования. Успехи ребят – это и мои достижения. Ведь счастлив тот учитель, ученики которого превзошли его самого.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/10/picture-340036-1384104417.jpg)
Мастер класс "Реализация компетентностного подхода в преподавании физики через организацию самостоятельных исследований при решении физических задач "
Материал будет полезен учителям при моделировании уроков физики в рамках реализации ФГОС...
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОРНИТОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Одной из актуальных проблема в наше непростое время-формирование экологической культуры школьников. Через орнитологию можно увлечь уч-ся в интересные орнитологические исследования и акции....
Презентация "ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОРНИТОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ"
Презентация "Формирование экологической культуры школьников через орнитологические исследования содержит материал по воспитанию школьников через орнитологические акции, проводимые союзом охраны ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/21/picture-300111-1379773117.jpg)
Развитие познавательного интереса к предмету математика, через внеклассную деятельность студентов математического клуба «Пи» (Путь исследования)
«Сделать учебную работу наскольковозможно интересной для ребенка ине превратить ее в забаву-это одна из труднейших и важнейших задачдидактики»К.Д.Ушинский...
Нравственно-этическое воспитание детей Предметом исследования этики является мораль - специфический способ ценностного познания и духовно-практического освоения человеком окружающего мира через призму добра и зла, справедливости и несправедливости и т.д.
Предметом исследования этики является мораль - специфический способ ценностного познания и духовно-практического освоения человеком окружающего мира через призму добра и зла, справедливости и н...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/07/picture-133775-1541610878.jpg)
Исследование оптических иллюзий и эксперименты по прохождению света через границу сред с различной оптической плотностью
Цель:Изучить оптические явления, как природные, так и искусственные.Проблемный вопрос: что лежит в основе оптических явлений – чудеса или наука? Практическая значимость:Работу можно использ...
Исследование "Анализ потребности профессионального роста учителя в условиях сельских школ ЯНАО через систему стимулирования"
Автор проводит исследование потребности учителей Панаевской школы-интерната в профессиональном росте. В ходе анализа полученных результатов, выявлены особенности мотивации профессионального развития п...