Формирование критического мышления учащихся на уроках истории при работе с текстом.
статья по теме

Дистрян Маргарита Борисовна

В данной статье освещаются различные методы работы с текстом (кластер, синквейн, ПОПС и др.), технологии  применения и их значение при работе с учебником, документами, дополнительной литературой на уроках истории. Работа текстом является основополагающей составляющей при изучении истории. В современной школе важно оптимизировать эту работу, привнести в неё креативные приёмы, позволяющие выделять основное, "раскладывать информацию по полкам", творчески работать с текстом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование  приёмов  технологии развития  критического мышления  для работы с текстом на уроках истории.

Автор: М.Б. Дистрян,  учитель истории и обществознания МАОУ «ЦО №13 имени Героя Советского Союза Н.А. Кузнецова» города Тамбова.

Критическое мышление как образовательная технология.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо разработана в конце XX века в США (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит). В ней синтезированы идеи и методы отечественных технологий, коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной.

       Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

        И.О. Загашев пишет: « Школьник, умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения, способен выделять в тексте противоречия и типы присутствующих в нем структур, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику (что уже немаловажно), но и на представления собеседника. Такой ученик чувствует уверенность в работе с различными типами информации, может эффективно использовать самые разнообразные ресурсы. На уровне ценностей, критически мыслящий учащийся умеет эффективно взаимодействовать с информационными пространствами, принципиально принимая многополярность окружающего мира, возможность сосуществования разнообразных точек зрения в рамках общечеловеческих ценностей».

В чем же специфика образовательной технологии развития критического мышления?

  • Во-первых, учебный процесс строится на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации.
  • Во-вторых, фазы этой технологии (вызов, осмысление, рефлексия) инструментально обеспечены таким образом, что преподаватель может быть максимально гибким в каждой учебной ситуации в любой момент времени: речь идет о разнообразных визуальных формах и стратегиях работы с текстом, организации дискуссий и процесса реализации проектов.
  • В-третьих, стратегии технологии позволяют все обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности.

Какие цели  ставит данная технология?

1) Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, осознание внутренней многозначности позиции и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.

2)   Развитие таких базовых качеств личности, как критическое и аналитическое мышление, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

Задачи:

-         выделять причинно-следственные связи;

-         отвергать ненужную или неверную информацию;

-         делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек;

-         уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения;

-         отделять главное от несущественного в тексте или в речи и уметь акцентировать на первом.

Каким же образом происходит организация учебного процесса?

Главная роль отводится тексту. Его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют.

Учащемуся надо освоить свой текст, выработать собственное мнение, выразить себя ясно, доказательно, уверенно. Чрезвычайно важно умение слушать и слышать другую точку зрения, понимать, что и она имеет право на существование.

Роль учителя – в основном координирующая.

Популярным методом демонстрации процесса мышления является графическая организация материала. Модели, рисунки, схемы и т.п. отражают взаимоотношения между идеями, показывают учащимся ход мыслей. Процесс мышления, скрытый от глаз, становится наглядным, обретает видимое воплощение.

  В  технологии критического мышления выделяют три основных этапа:

  • Первый этап работы называется стадия вызова – пробуждение имеющихся знаний, интереса к полученной информации, актуализация жизненного опыта. Другими словами «создание мотива к обучению».
  • Вторая стадия называется осмысление содержания (получение новой информации). Учитель может предложить кроме текста учебника альтернативные источники информации. А школьники со временем начинают более вдумчиво читать, слушать, задавать разнообразные вопросы. Задачи стадии реализации смысла:

- помочь активно воспринимать изучаемый материал,

- помочь соотнести старые знания с новыми.

  • Третья стадия - стадия рефлексии необходима не только для того, чтобы учитель проверил память своих учеников, но и для того, чтобы они сами смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей и решить возникшие вопросы.

Приемы и методы:

- Инсерт (активное чтение с маркировкой) Название приёма складывается из первых букв его  назначения: interactive (интерактивная)  noting (размечающая) system (система)  effective (для эффективного) reading and (чтения и)  thinking (размышления).

В процессе чтения текста ученик карандашом или маркером делает пометки на полях: “V” - уже знал, «+»- новое,  «-» - думал иначе, «?»- не понял, есть вопросы.  Этот приём можно использовать при работе с текстом исторического источника. В пояснительной записке к программе по истории России говорится, что школьники «…должны уметь вести поиск информации в  исторических источниках, анализировать их…» Работа с источниками требует особых навыков.  В 10 классе учащиеся при изучении темы «Восточные славяне в 6 – 9 веках» из летописи «Повесть временных лет» узнают о территории расселения восточных славян, о деятельности первых князей. Так как первое знакомство  с этим источником происходит в 7 классе, в 10 классе, используя условные значки можно проверить свои предположения («v»), осознать новые знания («+»), исправить неверные предположения («-»), пробудить дальнейший интерес к теме («?»). Учитель выступает в роли помощника, комментируя непонятные отрывки текста, отвечая на вопросы учеников. Авторы книги «Учим детей мыслить критически» считают: «Активное чтение способствует развитию систематичности мышления, развитию умения классифицировать информацию и развитию умения видеть новое». Приём  ИНСЕРТ  помогает  ученикам читать текст источника более внимательно, способствует  лучшему запоминанию материала. Этот приём осуществляется в несколько этапов.  1 э т а п: Предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в ней информацию. 2 э т а п: Читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения.  3 э т а п: Учащимся предлагается систематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в следующую таблицу:

 «V» (то, что уже известно)        

знак «-»  (то, что противоречит представлению)        

знак «+» (то, что является интересным и неожиданным)        

«?» (если что-то неясно, возникло желание узнать больше)

4 э т а п: Последовательное обсуждение каждой графы таблицы. Работая над заполнением таблицы, ученики выявляют свои представления или более конкретные знания по изучаемой теме и это помогает им придти к новому знанию. Учителю необходимо уметь принимать все варианты, правильные и не правильные. Часто возникающие варианты противоречат друг другу, и это подталкивает ребят преодолеть противоречия, собрать больше информации, найти аргументы в доказательство своей точки зрения. Прием способствует развитию аналитического мышления, является средством отслеживания понимания материала. Этапы ИНСЕРТА соответствуют трем стадиям: вызов, осмысление, рефлексия.

Ещё один приём графического  оформления текста  я использую на своих уроках. Это сводная таблица: «Плюс. Минус. Интересно» (ПМИ) Соответствующие знаки ставят прямо в тексте учебника или заполняют таблицу. Разбирая тему «Экономика СССР в 1953 – 1964 гг.», получилась такая таблица:

«+» (факты носят положительный характер)

«-« (отрицательное значение)

«?» (мне это интересно)

Колхозы получили право вносить изменения в свои уставы

Введены пенсии колхозникам, паспорта

Возросли темпы роста с/х. продукции

Быстрые темпы развития тяжёлой  промышленности

Запуск первого в мире  иск. Спутника Земли

Искусств. материалы, тепловозы, электровозы.

Потеря кадров механизаторов и др.

Упадок личного хозяйства

«Кукурузная» эпопея

Кризис в освоении целинных земель – эрозия почв

Продовольственный кризис

Предприятия лёгкой пром. отставали

Реформа управления народным хозяйством

Экономический курс Маленкова – интенсивный путь

Экономический курс Хрущева – экстенсивный путь

Социальная политика направлена  на улучшение жизни народа

 - Кластер (гроздь): предполагает выделение смысловых единиц текста и его графическое оформление в виде грозди. Это способ графической организации материала, позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Последовательность действий проста и логична:

1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.

2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.

3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждой из «веточек» в свою очередь тоже появляются «веточки», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.

2. . Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

При изучении темы «Хозяйственное развитие России в 17 веке» у нас получился такой кластер:

                                            Хозяйство России

Территория                            Деятельность                             Население

               С/х                 Промышленность                 Торговля

             Средства пр-ва             Мануфактура                      Внутр. Рынок                      Ярмарки

Типы хоз-ва                                                               внешн. рынок    

                                                                                                                     Импорт

                                                                                                    Экспорт

Составление кластера при работе с источником поможет учащимся систематизировать свои знания. Например, работая с текстом о земских учреждениях («Либеральные реформы 60-80-х гг.19 века») у ребят получилась такая схема:

                                    Земские учреждения

      Полномочия                                                                                      Ограничения    

                               Приобретение имущества                   не могут вмешиваться в дела                                                        

Договоры                                                                 правительственных   общественных властей

                                       обязательства  

Для формирования навыков работы с источниками эффективно использовать  

приём  ПОПС (позиция, обоснование, подтверждение, следствие). Этот приём помогает высказывать аргументированную точку зрения, как автора документа, так и самого ученика.   Предлагается прочитать документ, выделить основную мысль, начиная её словами «Я считаю, что…». Далее следует обоснование: « Потому что…». Подтверждается эта мысль словами из текста: «Я могу это подтвердить…». И, делается вывод: «Следовательно…». Вывод не должен противоречить первому высказыванию, но может его в чём-то повторить. Анализ доклада министра финансов С. Ю. Витте (1899г.) может выглядеть так:

 Позиция:      С.Ю. Витте считает, что правительству России сейчас необходимо проводить политику протекционизма, развивать свою промышленность.

 Обоснование: Потому что, Россия свои потребности в промышленных товарах удовлетворяет за счёт импорта из-за границы, расплачиваясь сырьём.

 Подтверждение:    Я могу подтвердить это словами из доклада С.Ю.Витте: «Россия и по настоящее время остаётся ещё страной существенно земледельческой. За все свои обязательства перед иностранцами она расплачивается вывозом сырья, преимущественно хлеба».

Следствие:    Следовательно, экономическая и политическая задача – создание своей собственной промышленности.

- Синквейн (пятистишие) - это нерифмованное стихотворение, состоящее из пяти строкю. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.    Как показывает опыт, синквейны могут применяться в качестве:

1) инструмента для понимания сложной информации;

2) способа оценки понятийного багажа учащихся;

3) средства развития творческой выразительности;

4) способа выражения своего отношения к событию или исторической личности .

Существуют определённые правила написания синквейна:

1. первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным;

2. вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными;

3. третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами;

4. четвертая строка – фраза из четырёх слов, выражающая отношение автора к данной теме;

5. пятая строка – одно слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы.

Учитель обращает внимание учащихся на портреты Сталина и предлагает свои впечатления выразить в стихах в виде «синквейна», где:

 1 строка – имя

2 строка – два прилагательных

3 строка – три глагола

4 строка – своё отношение

5 строка - вывод

Сталин

Великий, военный

Репрессировал, властвовал, побеждал

Погубил много людей

Тиран

Революция

Пылающая, кровопролитная

Наступает, разрушает, убивает

Принесла много потрясений

Большевизм

- Прием «РАФТ». Название представляет собой сокращение: Р(оль)- А(удитория)- Ф(орма)- Т(ема). Идея состоит в том, что пишущий выбирает для себя некую роль, т.е. пишет текст не от своего лица, а от  имени исторического персонажа (король, крестьянин, революционер и т.д.). Затем выбираем, для кого будем писать, и определяем стиль создаваемого текста. Это может быть письмо, заметка в газету, жалоба чиновнику и т.д.

               

ПЕРЕПУТАННЫЕ ЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕПОЧКИ. На отдельные листы или на доску выписываются 5-6 событий из текста (как правило, историко-хронологического). Демонстрируются перед классом в заведомо нарушенной последовательности. Учащимся предлагается восстановить правильный порядок хронологической или причинно-следственной цепи. После заслушивания различных мнений и придя к более или менее единому решению, учитель предлагает ученикам познакомиться с исходным текстом и определить: верны ли были их предположения. В таком виде это задание используется на стадии вызова. На стадии рефлексии, учащимся предлагается расставить события в правильной последовательности после прочтения текста или лекции учителя. Аналогичные формы заданий встречаются в тестах ЕГЭ, поэтому такие формы работы на уроке помогают учащимся подготовиться к предстоящим экзаменам.

В настоящее время, когда приоритетным направлением обучения выбрано личностно-ориентированное обучение, перед нами стоит цель сделать его, с одной стороны, содержательным и практическим, а, с другой стороны, доступным и интересным. Любое новшество, как известно, встречает на своем пути поддержку, одобрение или сопротивление. Некоторые приёмы позволяют сделать урок более продуктивным, помогают ученикам сформировать собственную позицию, освоить навыки работы с источниками, справочниками. 

       


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология развития критического мышления учащихся на уроках истории на примере изучения темы «Внутренняя политика Ивана IV Грозного: реформы и контрреформы».

    Проект урока с использованием методики развития критического мышления.        Получая новую информацию, современные  ученики должны научиться рассма...

Формирование критического мышления учащихся на уроках русского языка и литературы.

Современный этап развития педагогической теории и практики характеризуется состоянием постоянной изменчивости. Всё острее ощущается необходимость обновления имеющихся знаний и освоенных технологий пре...

Работа с художественными кинофильмами на уроках истории как способ формирования критического мышления учащихся

Формы и методы работы по развитию критического мышления на уроках истории...

Развитие критического мышления учащихся на уроках истории и обществознания

В статье учителя истории ГБОУ Гимназии №295 Фрунзенского района Санкт-Петербурга Абрамова А.И. рассказывается о развитии критического мышления учащихся на уроках истории и обществознания...

Тема самообразования «Приемы и методы формирования критического мышления учащихся на уроках физической культуры»

Тема самообразования  «Приемы и методы формирования критического мышления учащихся на уроках физической культуры»Проблема: Как повысить мотивацию к обучению у современных школьников? Как вовлечь ...

Приемы технологии развития критического мышления учащихся на уроках истории.

Применение приемов технологии развития критического мышления учащихся на уроках истории....