Проектная и научно-исследовательская деятельность как одна из форм всестороннего развития личности ребенка.
статья на тему

Тарзиманова Гюзель Раисовна

Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_i_nauchno-issledovatelskaya_deyatelnost.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная и научно-исследовательская деятельность

как одна из форм всестороннего развития личности ребенка.

(Тарзиманова Гюзель Раисовна учитель физики I квалификационной категории МАОУ «СОШ №16» г.Альметьевска, РТ)

               В последнее время особое внимание в педагогической науке уделяется проблемам теоретического обоснования, разработки и оперативного внедрения в образовательный процесс современных образовательных технологий, ориентированных на достижение высоких и устойчивых результатов педагогической деятельности.

            Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

           Наша школа рассматривает  образовательную технологию как содержательно-операционную деятельность, направленную на достижение целей воспитания, обучения и развития с учетом планируемых результатов. За основу классификации образовательных технологий мы взяли подход, предлагаемый авторами Сиденко А.С. и Сологуб В.А. (АПКиПРО), дополнив его здоровьесберегающими и информационными технологиями с учетом опыта работы школы.

             Таким образом, в образовательном процессе школы  используются следующие типы образовательных технологий:

– исследовательские (проблемно-поисковые);

– коммуникативные (дискуссионные);

– имитационного моделирования (игровые);

– психологические (самоопределенческие);

– деятельностные;

– здоровьесберегающие;

– информационные технологии, поскольку приоритетный национальный проект «Образование» определяет информатизацию ключевым направлением модернизации всей системы.

       Я в течение  шести лет являюсь руководителем научно – исследовательского общества школы «Астрофизика. Десять шагов сквозь небо» и я считаю, что умение удивляться  – есть самый первый признак учения, а оно подкрепленное самообразованием, обязательно принесет свои результаты. Под моим руководством ребята выполняют исследовательские проекты, готовятся к олимпиадам, проводят мастер – классы, участвуют в бибинарах.  Работа нашего клуба проходит в тесном сотрудничестве  с Казанским Федеральным Университетом, Астрономическим клубом  «Лира»  при кафедре астрономии и космической геодезии КФУ, руководителем которого является  Жучков Роман Яковлевич, к.ф.-м.н.,  старший научный сотрудник кафедры  астрономии и космической геодезии, Казанским Передвижным Планетарием, главнокомандующей которого является  Юрина Анастасия Вячеславовна, Казанским государственным техническим университетом  им. Туполева  в лице доктора  ф.-м. наук, профессора  Бориса Ахуновича  Тимеркаева.

             Наша школа представляет использование ИКТ  в профильном обучении при осуществлении проектной деятельности учащихся.  Не секрет, в профильном обучении проектирование является основным видом познавательной деятельности школьников. Это не случайно, в  основе метода проектов  лежит креативность,  умение ориентироваться в информационном пространстве  и самостоятельно  конструировать  свои знания.  Он  способствует  развитию наблюдательности  и стремлению находить ответы, а затем проверять правильность своих ответов, анализируя информацию, проводя эксперименты и исследования, где используем компьютер как инструмент для обработки визуальной информации, полученной из реального мира. Создавая собственные проекты применяем программы  CorelDRaW,  профессиональный графический редактор PHOTOSHOP, для обработки статистических данных используем в Excele программу «Поур Поинт», детские графические редакторы «Пэйнт», «кид пикс»

               Но в такой работе есть и свои трудности:

– работа над проектом – объемная и требующая терпения. Возникает опасность перегрузки учащихся. Поэтому учителя нашей школы стараются уйти от больших временных затрат, проекты на уроках проводят нечасто. Стараются не «давить» на обучающегося, выстраивать отношения сотрудничества;

– бывает, что с интересом начатая работа, не завершается. Учащиеся, столкнувшись с трудностями, бросают занятия над проектом. Возникает необходимость анализировать причины неудач;

– к сожалению, в школьном библиотечном фонде недостаточно современной научной литературы, что вызывает трудности при подготовке к проектам.

– недостаточно используются возможности современных компьютерных технологий в проектной деятельности;

– достаточно сложно для учителя удержаться в роли независимого консультанта, не подсказывать ученику, так как проекты должны выполняться самостоятельно.

Однако, несмотря на трудности, существуют большие перспективы развития и использования опыта.

       Реальность работы над проектом, а главное – рефлексивная оценка планируемых и достигнутых результатов помогают осознать, что знания это не столько самоцель, сколько необходимое средство, обеспечивающее способность человека грамотно выстраивать  свои мыслительные и жизненные стратегии, принимать решения,  адаптироваться в социуме и самореализоваться как личность.

          Умения, нарабатываемые школьником в процессе проектирования, в отличие от «накопительно – знаниевого» обучения, формируют осмысленное исполнение жизненно- важных умственных и практических действий. Иначе говоря, формируются ключевые  компетенциии учащегося: трудовые, коммуникативные, социальные. Т.О. метод проектов является технологией формирования и оценивания компетенции учащихся в профильном обучении.

          О правильности проводимой работы говорят хорошие результаты, которые показывают школьники на научно-практических конференциях различных уровней, включая международный. Наши ученики являются лауреатами Юбилейного Всероссийского форума научной молодежи "Шаг в будущее",  II Республиканской  научно-практической конференции для школьников "Ломоносовские чтения", имеют высшие награды Региональной научно-практической конференции "В науку первые шаги". Это Абзалов Камиль, научный руководитель: Багаутдинова Е.И., Максютина Татьяна, научный руководитель: Алчинова Р.А., Канануха Ксения, научный руководитель : Исмагилова Л.Ф., Максутов Артур, научный руководитель : Карпова Н.М.

          В качестве примера приведу последние события. В начале 2010-2011 учебного года наши ребята участвовали во  Всероссийском форуме «Шаг в Будущее» в Москве. Из 1200 представленных на конкурс работ экспертное жюри на первом (заочном) этапе отобрало 800 лучших работ для участия в очном этапе конкурса. Работа ученика  11 «А» класса Зарипова Ильшата  попала в это число. Ильшат был единственным, кто представлял Республику Татарстан  на таком солидном конкурсе и стал бронзовым  Нобелевским  призером, получил премию президента РФ.  Среди участников очного этапа конкурса были представители из Томска, Уфы, Астрахани, Волгограда, Екатеринбурга.

       Девизом конкурса «Шаг в будущее»  была мысль, что не ученик дотягивается до высоких мыслей и идей, а учитель должен найти в ученике золотое зерно и вывести его в люди, на большую дорогу. И за это учителю, который справился с такой непростой задачей, – честь и хвала. Особо обращалось внимание и на то, что даже поражение на конкурсе следует рассматривать как победу. Потому что человек, занявшийся исследовательской деятельностью, уже не сможет ее оставить, а будет продолжать свое образование и самообразование. И если даже ребенок бросит занятия исследовательской деятельностью, то проделанный путь не уйдет бесследно, всё равно огромный культурный пласт сохранится в сознании человека.                  

     Я  убеждена, что привлечение учеников к исследовательской и проектной  деятельности будет способствовать развитию нашего государства по инновационному пути. И школьный учитель, увидевший и взрастивший талантливого ученика, сможет гордо сказать: «Я сделал важный вклад в укрепление российского могущества. Науке в России быть!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль ансамблевой игры в формировании всесторонне развитой личности ребенка в учреждениях дополнительного образования

В статье рассматривается значение ансамблевой игры в развитии и формировании творческой,всесторонне развитой личности ребенка ....

Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности.

Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре. Очень важно в воспитании детей знако...

"ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К СТАНДАРТАМ II ПОКОЛЕНИЯ

Исследовательская и проектная деятельность учащихся является инновационной образовательной технологией и служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в соврем...

Проектная и научно-исследовательская деятельность учащихся во внеурочное время как способ раскрытия творческого потенциала личности ученика

Работа над проектами помогает развить у учащихся коммуникативную компетенцию и составляющую ее социальную компетенцию. Научно-исследовательская деятельность учащихся позволяет реализовать дифференциро...

Взаимодействие семьи и школы как одно из условий воспитания гармоничной, всесторонне развитой личности

Презентация к выступлению на педагогическом совете "Взаимодействие семьи и школы как одно из условий воспитания гармоничной, всесторонне развитой личности"...

Подвижная игра-как средство всестороннего развития личности ребенка.

Поможет разъяснить о важности подвижных игр в развитие ребенка...

Экскурсия, как одна из форм всестороннего развития школьников

Основные задачи организации внеурочной деятельности детей:- выявление интересов, склонностей, способностей и возможностей обучающихся в разных видах деятельности;- создание условий для индив...