Использование различных методов обучения для развития познавательной активности и интереса учащихся.
статья на тему

Гаджимустафаева Тамила Шихмагомедовна

Предварительный просмотр:

Гаджимустафаева Т.Ш. учитель МБОУ «СОШ №7»

Использование различных методов обучения для развития познавательной  активности и интереса учащихся.

Всякое познание начинается с удивления. А удивление есть момент пробуждения интереса к предмету изучения. Общеизвестно, что каждый ребенок обладает громадным нераскрытым потенциалом творческих возможностей. Как же сохранить и поддержать их любознательность? Как изменить отношение учеников к школьному предмету под названием «биология». Тема моего доклада «Использование различных методов обучения для развития познавательной активности и интереса учащихся»  (применительно к предмету биология).

«Познавательный интерес» - важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека. Познавательный интерес носит поисковый  характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет, что соответствует требованиям новых федеральных государственных образовательных стандартов. При этом поисковая работа в деятельности школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Она положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов – мышление, воображение, память, внимание.

Далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересно. И тогда выступает еще один, не менее важный источник познавательного интереса – сам процесс деятельности. Чтобы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью. Активизация познавательной деятельности ученика  без развития его познавательного интереса не только трудна, но и практически и не возможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышая его качества.

Метод обучения – это система регулятивных принципов и правил организации педагогически целесообразного взаимодействия педагога и учащихся, применяемая для определенного круга задач обучения, развития и воспитания.

В литературе существует различные подходы к определению понятия методы обучения:

1) это способ деятельности учителя и учащихся;

2) совокупность приемов работы;

3) путь, по которому учитель ведет учащихся от незнания к знанию;

4) система действий учителя и учащихся.

Известный отечественный дидакт И.Я. Лернер дает следующее определение метода обучения: метод обучения как способ достижения цели обучения представляет собой систему последовательных и упорядоченных действий учителя, организующего с помощью определенных средств практическую и познавательную деятельность учащихся по усвоению социального опыта. И.Я. Лернер классифицирует методы обучения в зависимости от характера познавательной деятельности учащихся по усвоению изучаемого материала: объяснительно–иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично–поисковый, исследовательский.

П.И. Пидкасистый, доктор педагогических наук, профессор классифицирует методы обучения в зависимости от источника получения знаний:

- словесные методы (рассказ, объяснение, беседа ( вводная, сообщение, закрепляющая, индивидуальная, фронтальная, собеседование), учебная дискуссия, лекция, работа с книгой – конспектирование, составление плана текста, цитирование и т.д.)

- наглядные методы (метод иллюстраций, метод демонстраций).

- практические методы (упражнения – устные, письменные, графические, учебно – трудовые (практические работы), по степени самостоятельности–тренировочные; лабораторные работы, дидактическая игра.

А.М.Данилов, Б.П.Есипов ученые педагоги России классифицировали методы обучения в зависимости от основных дидактических целей:

  • методы приобретения знаний,
  • методы формирования умений и навыков,
  • методы применения знаний,
  • методы контроля ЗУН.

Метод непосредственно фиксирует не то, что есть в объективном мире, а то, как человек должен поступить в процессе познания и практического действия.

Какие методы могут помочь учителю в формировании познавательного интереса школьника?

Современная система образования предоставляет учителю возможность выбрать среди множества инновационных  методов «свои», по – новому взглянуть на привычные вещи, на собственный опыт, на возможность нести ученику информационную культуру действенных знаний.

Выбор методов обучения осуществляется на основании:

  • общих целей современного образования и ведущих установок современной дидактики,
  • особенностей методики преподавания конкретной учебной дисциплины,
  • особенностей содержания и методов данной науки и изучаемого предмета, темы,
  • времени, отведенного на изучение того или иного материала,
  • возрастных особенностей учащихся,
  • целей, задач и содержания материала конкретного урока,
  • материальной оснащенности кабинета, наличия оборудования,
  • возможностей и особенностей учителя, уровня теоретической и практической подготовленности, методического мастерства, его личных качеств.

В настоящее время в современной методике используют  следующие методы:

  • методы организации и осуществления учебно – познавательной деятельности
  • методы контроля за эффективностью учебно – познавательной деятельности
  • методы стимулирования  учебно – познавательной деятельности
  • активный метод
  • интерактивный метод

В своей работе я использую методы:

- Методы организации и осуществления учебно – познавательной деятельности:

а) Словесные, наглядные, практические

б) Поисковые, исследовательские, проблемные.

Например, (исследовательские и практические) в 6-м классе при изучении темы «Ткани» во время практической работы на уроке даю задание исследовать препараты  растительной ткани. Определить какая это ткань (указывая, признаки по которому они это делали) и указать местоположения этой ткани в растении.

Большей эффективности в решении учебных задач можно добиться, используя элементы технологии проблемного обучения. Поставив ученика в проблемную ситуацию, интересную и для всего класса, учитель получает возможность «растормозить» механизм его мышления.

На этапе выдвижения гипотез необходимо, чтобы учащиеся научились прилагать свои варианты решений, первоначально анализировать их, отбирать наиболее адекватные, учиться видеть пути их доказательства.  

Проблемные в 8-м классе при изучении темы «Пищеварение» на последнем  уроке данной теме перед учащимися ставиться вопрос «Почему полноценное питание считается одним из важных условий здоровья человека?». Или при изучении темы «Лишайники» учащиеся узнают, что долгое время ученые принимали лишайники за обычное растение и относили их к мхам. Лишь в 1867г. русским ученым А.С.Фаминцыну и О.В. Баронецкому удалось выделить зеленые клетки из лишайника и установить, что они не только могут жить вне тела лишайника, но и размножаться делением и спорами. Следовательно, зеленые клетки лишайника – самостоятельные растения, водоросли. Формируется проблемная задача: что же такое лишайники? К какой группе растений их нужно было отнести?

- Методы контроля за эффективностью учебно–познавательной деятельности:  Устные, письменные проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками.

Например, контрольные тестирования, задания на соответствия, задания в котором ответ конструирует сам ученик, задания с исключением лишнего понятия, задания на выявление общих закономерностей, терминологические диктанты, творческие задания, работа по составлению и заполнению таблиц и т.д.

Задание на соответствия, суть этих заданий заключается в необходимости установить соответствие между понятием и его содержанием; например:

Соотнесите компоненты внутренней среды организма с их функциями:

Компоненты внутренней среды

Функции компонентов внутренней среды

1. Эритроциты

а) свертывание крови

2.Лейкоциты

б) образование антител

3. Тромбоциты

в) фагоцитоз

4. Плазма

г) транспорт кислорода

5. Лимфа

д) поддерживание постоянства состава

6. Тканевая жидкость

е) транспорт углекислого газа

ж) образование лимфоцитов, защитная

Задание на установление правильности последовательности, целесообразно использовать для выявления знаний учащихся о последовательности тех или иных процессов, стадий развития; например:

В каком случае правильно названы звенья рефлекторной дуги дыхательного рефлекса?

а) рецепторы легочных пузырьков – средний мозг – дыхательные мышцы

б) рецепторы аорты – продолговатый мозг – межрёберные мышцы

в) рецепторы внутренних органов – промежуточный мозг – дыхательные мышцы

Задания в котором ответ конструирует сам ученик, ответы в таких заданиях должны содержать 1-2 слова, числа, формулы; например:

Закончите следующие фразы:

а) Наука, изучающая строение и функции клеток называется _________________.

б) Мельчайшая структура клетки, выполняющая определенную функцию называется _

в) Ткань – это_______ клеток, обладающих__________строением________ и _______.

г) Содержание в крови солей, температура тела – является показателем________ химического_________  ________.

Задания с исключением лишнего понятия, учащимся предлагается из 3-4 понятий исключить лишнее, не относящееся к данному перечню:

Веретеница, уж, варан, кобра

Глотание, кашель, дыхание, пение

Рот, желудок, почки, печень

Надпочечник, печень, поджелудочная железа

Цирроз, туберкулёз, гастрит

Терминологический диктант, учащимся предлагается несколько понятий, объединенных одной темой, к каждому понятию необходимо сформулировать определение и записать его; например:

Органоид______________                        Орган__________________

Клетка________________                        Система органов________________

Ткань______________

Творческие задания, например составление сказок:

Сказка о корне.

Поспорили как – то части корня кто главнее.

- Мы, - говорят корневые волоски, - мы самые главные, потому что высасываем из почвы воду и растворенные в ней питательные вещества.

- Нет, - говорит зона деления, - мои клетки все время делятся, и корень растет. Я важнее.

- А мы, клетки зона роста, вытягиваемся, помогая корню продвигаться вглубь, к воде.

- А я,  - говорит чехлик, - предохраняю верхушку корня от повреждения. Спорят они так, спорят и ничего не делают. Приполз к ним дождевой червь и говорит: «Почему вы тут спорите, стебель и листья вянуть стали. Неужели вы не понимаете, что вы все главные?!» подумали зоны корня, подумали да и померились поскорее.

Работа по составлению и заполнению таблиц.

Название ткани

Строение ткани

Функция ткани

Месторасположение

Покровная

Образовательная

Фотосинтезирующая

Механическая

Проводящая

Запасающая

Составление кроссворд

По горизонтали:

1. Вещество, без которого человек умрет через 3-4 дня.

2. Питательные вещества, необходимые для роста организма, содержащиеся в мясе, рыбе, твороге.

5. Продукт животного происхождения, необходимый в большом количестве грудным детям.

8. Орган пищеварения в виде трубки, соединяющей рот и желудок.

9. Инструмент, помогающий человеку заботиться о зубах.

10. Соседка желудка, но живет справа.

По вертикали:

1. Полезные вещества, в большом количестве содержащиеся в овощах и фруктах.

3. Сильная нехватка еды, ощущаемая человеком.

4. Желание есть.

6. Помидор, огурец, лук… (общее понятие).

7. Орган, в котором пища начинает перевариваться.

Методы стимулирования учебно–познавательной деятельности: Определенные поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками. Стимулирую, я учащихся не только оценкой, но и грамотами, дальнейшем участием на новом уровне, организация выставок.

Так же в своей работе пользуюсь активными и интерактивными методами.

- Активный метод - это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока.

Например, сюда можно отнести конкурсы, викторины, имитации телевизионных конкурсов. Данные игры можно проводить как на уроке, так и во внеклассной работе.

Интерактивный метод. Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учитель также разрабатывает план урока (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых ученик изучает материал).

Например, сюжетно – ролевые игры – это «Пресс – конференция», «Круглый стол», «Суды». Учащиеся могут исполнять роли специалистов сельского хозяйства, рыбоохраны, ученого – орнитолога, археолога. Роли, которые ставят учеников в позицию исследователя, преследует не только познавательные цели, но и профессиональную ориентацию.

познавательные игры – путешествия, в предлагаемой игре учащиеся могут совершать «путешествия» на континенты, в различные географические пояса, природные зоны (такие уроки провожу часто в 5-м классе, когда проходим темы «Суша планеты»).

Например, в 6-м классе по теме «Передвижение воды, минеральных и органических веществ» урок проводиться в виде «Путешествия  капельки воды по растению»

Один из наиболее популярных и любимым детьми, проектный метод. Где в течение урока учащимся предлагается выполнить проект. Например, составить маршрутную карту для совершения путешествия, по какому-то континенту (по группам) с указанием достопримечательностей континента, представителями растительного и животного мира, внутренними водами и кратким описанием всего континента.

Правильное и грамотное использование методов на уроках и во внеклассной работе, позволило мне добиться положительных результатов в обучении. Так при 100% общей успеваемости, качественная успеваемость за последние три года повысилась на 7%. Участия детей в различных мероприятиях (конкурсах, конференциях) так же возросло на 10%.

Работая над этой темой, я поняла, что заинтересовать детей нужно и занимательным материалом, и сознанием серьезности того, чем мы занимаемся на уроке. Вместе с ребятами мы делаем маленькие открытия, я поощряю их стремление находить и выделять самое главное, поддерживаю интерес к предмету, чтобы каждый ученик включался в познавательную деятельность, умел вести исследовательскую работу. Задача учителя – принять ученика таким, каков он есть: положительно относиться к нему, понимать его чувства сопутствующие пониманию нового материала. И на этой основе создать атмосферу, помогающую возникновению учения, значимого для ученика.

Список используемой литературы

  1. Бардин К.В. Как научить детей учиться. – М.: Просвещение, 1984
  2. Бабанский Ю.К. Оптимизация прцесса обучения. – М.: 1997
  3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989
  4. Верзилин Н.М. Проблемы методики преподавания биологии. – М.: Педагогика, 1974
  5. Звягин А.Н. Совершенствование процесса систематизации знаний в средней школе. – Челябинск, 1978
  6. Максимова В.Н., Ковалева Г.Е. и др. Современный урок биологии. – М.: Просвещение, 2005
  7. Молис С.С. Активные формы и методы обучения биологиию – М.:Просвещение, 2004
  8. Сухова Т.С. Как повысить результаты в обучении. Советы учителям биологии – М.: Педагогика, 1999
  9. Якиманская И.С. Развивающее обучение. – М.: 1999

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование различных методов обучения в преподавании географии в зависимости от характера познавательной деятельности учащихся

Школа всегда выполняла свою основную функцию – формировала всесторонне развитую личность. Но каждый период времени диктует свои  требования к тому, какой должна  быть эта личность. Традицион...

Статья: «Использование различных методов обучения для активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках физики»

laquo;Знание  в собственном смысле слова сообщить невозможно.Можно их человеку предложить, подсказать, но овладеть ими он должен путем собственной деятельности».А. Дистервег Нов...

Использование различных методов обучения в преподавании географии в зависимости от характера познавательной деятельности учащихся

Дана характеристика методов обучения, используемых на уроках географии, с учетом уровня  познавательной деятельности учащихся....

«Использование различных методов обучения на уроках физкультуры, особенности применения соревновательно - игрового метода».

laquo;Использование различных методов обучения на уроках физкультуры, особенности применения соревновательно - игрового метода»Современные методы обучения многогранны и разнообразны, в данном д...