Аттестационная работа (дистанционные курсы ПЕДКАМПУС)
материал на тему

Ермоленко Лариса Валентиновна

Развитие профессиональных компетенций и мастерства педагога (учителя, воспитателя) в условиях реализации ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedkampus.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

                                         Итоговая аттестационная работа

                                        Ермоленко Ларисы Валентиновны

1.Сегодня, когда основной задачей в сфере образования и воспитания является обеспечение их качества, ещё больше возросли требования к профессиональной компетентности и мастерству педагога.

  Он выполняет одновременно несколько функций: обучающую, воспитательную, развивающую, методическую, пропагандистскую и др. Успешная реализация каждой из них требует от педагога определённых знаний, умений, навыков и способностей, а также личностных качеств. Чтобы работать успешно, каждый учитель должен владеть педагогическим мастерством, поскольку только мастерство может обеспечить эффективные результаты труда педагога. Под педагогическим мастерством подразумевает – комплекс свойств и качеств личности учителя, которые обеспечивают высокий уровень организации его профессиональной деятельности. Ученые сходятся во мнении, что фундаментальной основой, сущностным его компонентом являются профессиональные знания  учителя. Знаниевый компонент в структуре профессионального мастерства педагога представлен:  – обширными знаниями по предмету, глубокими и прочными знаниями психологии и педагогики, общими культурологическими знаниями. А ведь профессиональное мастерство ведь приходит к тому учителю, который имеет хорошее физическое здоровье, здоровую  центральную нервную систему, развитые органы восприятия и речи и, конечно же,внешнее обаяние. Но я думаю, каждый педагог сталкивается с рядом трудностей и проблем при этом. Соответственно мы зачастую овладеваем умениями чисто на основе житейских, обыденных представлений о педагогической деятельности и собственного опыта и опыта коллег по работе.  Специфика моей работы с «трудными» детьми, я работаю воспитателем  в школе для детей и подростков с девиантным поведением, накладывает определенные приоритетные направления в моей работе. Воспитатель должен положительно относиться к педагогической деятельности в целом и к воспитанникам - в частности, иначе в его работе возникнут большие трудности. В свою очередь, позитивное отношение перерастает в интерес к профессии, вызывает ответственность за результаты труда и побуждает нас совершенствовать свои личные качества, чтобы стать мастером, педагог должен иметь ряд способностей, которые помогут ему более успешно выполнять свои профессиональные функции. В число этих способностей входят следующие:

а) организаторские способности - способность организовать и развивать коллектив учащихся, направлять его на решение важных задач; способность организовать свой труд и совместную деятельность с учащимися;

б) коммуникативные способности - способность управлять процессом своего общения с учениками, их родителями, коллегами, предупреждать и своевременно устранять конфликты;

в) дидактические способности - способность передать свои знания в доступной форме и разъяснить их учащимся; способность самостоятельно добывать новейшие знания, следить за развитием науки и применять научные достижения в своей практике; учить самостоятельно мыслить, высказывать своё мнение и защищать его;

г) наблюдательские способности - умение изучать и понимать внутренний мир каждого ученика, раскрыть особенности его поведения и характера, «секреты» его духовного мира и направлять развитие личности каждого воспитанника;

д) речевые способности - умение точно и содержательно выразить посредством устной и письменной речи свои мысли и чувства, изложить учебный материал, методические указания, оценить знания, умения и поведение учащихся; способность учителя говорить и писать точно, просто (доступно), выразительно, эмоционально, содержательно, образно, без стилистических и грамматических ошибок;

е) гностические способности - способность предвидеть перспективы развития личности, то есть, на основе изучения материалов (личных дел, диагностики и мониторинга уровня развития воспитанности своих воспитанников) умение определить ход и результаты их познавательной деятельности, развития личностных качеств. Эти способности основаны на оптимизме, на вере воспитателя в своих детей.

И ,пожалуй, самой  важной функцией   для меня является способность управлять вниманием учащихся - умение  заинтересовать обучающихся, сосредоточить их внимание на конкретном вопросе, проблеме, задании. Эта способность помогает мне «видеть» всех учеников одновременно, выделять из них более способных, направлять их деятельность в нужное русло. Способность создавать и повышать авторитет - позволяет педагогу укреплять своё ведущее место по отношению к учащимся, несмотря на достаточно близкие отношение с ними. Повышение авторитета невозможно только за счёт эмоционально волевых усилий, для этого педагог сам должен быть образцом нравственности, доброты, честности, порядочности, справедливости и т.д. Воспитательная  деятельность связана с постоянным общением педагога с воспитанниками - это почётный, но сложный труд, требующий от воспитателя доброты, самопожертвования, полной отдачи своих сил, а это, к сожалению, не всегда получается на должном уровне,  Все вышеназванные способности в совокупности обеспечивают более успешную деятельность педагога, способствуют созданию его собственного опыта, собственного стиля работы и авторитета. Иначе говоря, педагогического мастерства. Однако, это невозможно без наличия у него таких личностных качеств, как трудолюбие, терпеливость, требовательность, настойчивость, творческий подход к работе, ответственность за её результаты и др. Воспитанники уважают тех, педагогов, которые одинаково справедливо относятся ко всем, не грубят, не оскорбляют их и не терпят безвольных, грубых, раздражительных. Педагог должен уметь ходить, шутить, радоваться и огорчаться. Воспитатель должен так уметь вести себя, чтобы каждое его действие было воспитывающим. Он должен знать, чего он хочет или не хочет в определённый момент. Если педагог этого не знает, кого он может воспитать? Постоянно обновляющийся педагогический процесс требует от педагога постоянного развития своего мастерства, таким образом, педагогу необходимо, прежде всего, самому проанализировать свои профессиональные знания . При этом он может задать себе следующие вопросы: На каком уровне развития мои профессиональные знания, умения, способности? В чём мои сильные и слабые стороны? Что я должен делать, чтобы избавиться от недостатков? Думаю эти вопросы нужно как можно чаще задавать себе каждому педагогу и совершенствовать свое мастерство.

2.Среди ключевых  компетенций педагога я выделяю а) общекультурную компетенцию: владение базовыми знаниями, умениями, навыками, ориентация в фундаментальных проблемах науки, б) интеллектуальная компетенция. Считаю, что выпускник должен быть всестороннее развит, уметь аргументировано и ясно строить свою речь,  быть в курсе инновационных технологий, в)уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения, а также и у воспитанников уметь ее организовать, г)проводить занятия в режиме диалога и дискуссии, стремиться созданию непринужденной доверительной атмосферы, в которой каждому воспитаннику хотелось бы высказать свою точку зрения ,зная ,что он будет понят, а также понимая, что его точка зрения по тому или иному вопросу может быть подвергнута критике и сомнению, г) уметь «сценировать» процесс воспитания, стараться использовать разнообразные формы  деятельности и методики. Включать обучающихся в разные виды работы, учитывая их индивидуальные интересы, д)владение компьютерными технологиями. Считаю, что без этих компетенций невозможно обладать высокой мотивацией в своей деятельности, способностью управлять и работать с информацией в сетях интернета, работать в коллективе, обладать способностью к интеллектуальному, культурному, нравственному и профессиональному саморазвитию а также повышение своей квалификации и мастерства.

 3. В любых отношениях воспитанник-воспитанник или педагог воспитанник зачастую возникают разногласия, иначе говоря, конфликтные ситуации, которые высокопрофессиональному педагогу следует конструктивно преодолевать. Для этого необходимо правильно выбрать тот или иной способ поведения в конфликте, наиболее приемлемый для данной ситуации, это порой бывает непросто, но я придерживаюсь со своими воспитанниками следующих типов поведения в конфликтных ситуациях. Это компромисс, т.е частичное удовлетворение интересов обеих сторон конфликта. Стратегия сотрудничества  позволяет разрешить ситуацию таким образом, чтобы в выигрыше оказались все. Также убеждение и внушение. С моими воспитанниками, которые оказались в нелегкой жизненной ситуации это  очень действенные методы. Ложные убеждения должны быть заменены истинными, подлинными установками и для отказа и разрушения неправильных убеждений используются а) столкновение нравственных качеств педагога с неправильным поведением воспитанника, т.е в ответ на на грубость проявляю сдержанность и приветливость, уважение личного достоинства подростка, б) оказываю подростку доверие, даже при совершении неправильного поступка, не отталкиваю его а стараюсь помочь, интересуюсь чем именно вызвано такое поведение, в)с помощью убеждения формируются новые взгляды, поэтому использую дискуссии, беседы, рассказ, личные примеры. Но нужно помнить педагогу ,что убеждая других, педагог должен глубоко верить в то, о чем он говорит.

Педагог должен четко осознавать цели педагогического воздействия и реализовывать их через убеждение и внушение. Порой часто похвала в адрес воспитанников, искренняя радость за их успехи выраженная в подбадривающем взгляде, в интонации голоса, отдельных репликах, внушает воспитаннику веру в свои силы, создает положительный эмоциональный и психологический настрой.

  4. Чтобы стимулировать активную познавательную и развивающую деятельность учащихся необходимо формировать у школьников стойкий интерес. Познавательный интерес – интерес к учению, который тесно связан с уровнем сформированности учебной деятельности. Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен. Однообразная информация однообразные способы действия очень быстро развивают скуку, затруднения.У многих школьников отмечается равнодушие к знаниям, нежелание учиться, низкий уровень познавательных интересов и главная задача педагога в нахождении более эффективных форм и способов обучения. Поэтому и проблема активизации деятельности учащихся выходит на первый план. При выполнении домащних заданий на самоподготовках мы с воспитанниками выявляем места и причины затруднения в выполнении того или иного задания. Дети должны уметь: 1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место- шаг, операцию, где возникло затруднение; 2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.п.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения. Построение проекта выхода из затруднения (цель, способ, план, средство).Учащиеся обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, выбирают способ действий, строят план достижения цели и определяют средства. Затем осуществляется реализация  построенного проекта. Метод проектов во внеклассной работе всегда ориентирован на самостоятельную деятельность, индивидуальную или групповую. Он предполагает решение поставленной проблемы, а ее решение в свою очередь предусматривает использование совокупности разнообразных методов и средств ,интегрирование знаний, умения применять знания из разных областей науки, творческих областей. И конечно важен результат. Работа с методами проекта требует от нас создания условий для проявления интереса к познавательной деятельности у детей, самообразованию и применению полученных знаний на практике. Тема проекта должна быть интересна  и близка детям, например, социальный  проект «Осторожно, еда!». Цель  проекта: повысить уровень знаний учащихся и педагогов о вредных продуктах питания, способствовать формированию у воспитанников сознательного отношения в своему здоровью. Дети с интересом работали над реализацией этого проекта. Навыки проектировочной деятельности формируют у учащихся (педагогов) опыт продуктивных действий в ситуациях, характерных для переходных периодов в развитии общества, когда нарастает неопределенность, нестабильность и люди больше, чем раньше, нуждаются в координации совместных действий, продуманных решениях, обретении смысла жизни, в новых ценностях. Современный человек умеет наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения, умеет преодолевать конфликты и противоречия – все эти качества личности формируются при выполнении учебных проектов.

                              5. Основными принципами ФГОС является принцип преемственности и развития. Ученик должен уметь учиться, осознавать важность образования, самообразования для жизни, уметь применять знания на практике. Кроме того, необходимо научиться самостоятельно действовать, отвечать перед семьей и обществом за свои поступки, быть социально активным, уважать закон и правопорядок. уметь анализировать свои поступки с нравственными ценностями ,осознавать свои обязанности перед Отечеством и обществом. Особое место в рамках ФГОС я выделяю  таким направлениям ,как духовно-нравственное, физкультурно-спортивное, оздоровительное, социальное, общекультурное. Программа социализации включает такие направления как профориентация, социализация, формирование экологической культуры, коррекционная работа, что имеет место быть в моей работе, тк воспитанники имеют разный «знаниевый» уровень и большое место отводиться именно  «ликвидации пробелов в знаниях», а также коррекции их поведения.

Преемственность и развитие реализуются в требованиях к результатам освоения основных образовательных программ а также и ряда воспитательных. Как превратить традиционное обучение и воспитание в процесс развития личности ребенка? В условиях ФГОС огромный выбор технологий для достижения желаемого результата. Это и проектная технология, и технология развивающего обучения, и здоровьесберегающие технологии, кейс–технологии, педагогика сотрудничества, игровые технологии, ИКТ, технологии уровневой дифференциации, групповые технологии, но и нельзя забывать о традиционных. Ведь классно-урочная система по- прежнему является одной из основных. Традиционные и инновационные технологии должны дополнять друг друга, только тогда можно достичь положительных результатов. В своей работе я стараюсь чередовать или смешивать элементы разных педагогических технологий для достижения поставленной цели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация аттестационной работы факультативного курса "British spirit"

Данная презентация - краткое (наглядное) описание аттестационной работы факультативного курса....

Дистанционное обучение (аттестационная работа за 2013-2014 учебный год)

Представлен вариант экзаменационных заданий по математике за прошлый учебный год...

Аттестационная работа слушателя курсов повышения квалификации

Аттестационная работа слушателя курсов повышения квалификации  по программе: "Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реа...

Дистанционное обучение (аттестационная работа за 2013-2014 учебный год)

Представлен вариант экзаменационных заданий по математике за прошлый учебный год...

АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА ПО КУРСУ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ "ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ СРЕДСТВ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО"

Моя аттестационная работа посвящена теме применения технологии  развития критического мышления на уроках физики.      Применение технологии развития критического мышления...

Итоговая аттестационная работа по курсу «Разработка цифровых учебных и оценочных материалов для СПО»

Учебная дисциплина «Иностранный язык(английский)»Тема: The Universe Итоговая аттестационная работа: комплект контрольно-оценочных заданий различных типов 1. Тип задания:  установ...

Дистанционные курсы по навыкам 21 века и функциональной грамотности (авторские курсы): Дистанционный курс "Прокачай креатив", Дистанционный курс "Время читать", Дистанционный курс "Дела житейские".

Функциональная грамотность уже давно перестала быть для образования просто критерием измерения результатов обучения. На сегодня, развитие таких составляющих функциональной грамотности, как финанс...