Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики
методическая разработка на тему

Раднаева Юлия Базаровна

На современном этапе развития школьного образования проблема активной познавательной деятельности учащихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребности общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, иными словами, обладающих вариативностью действий и комбинаторикой  мышления, способных мыслить самостоятельно и свободных от стереотипов. Решение данной проблемы становится возможным только в условиях активного обучения, стимулирующего умственную деятельность учащихся. Активное обучение, которое осуществляется с помощью интенсивных методов обучения, способствует формированию познавательного интереса к приобретению знаний и учебной деятельности. Именно благодаря интересу, как знания, так и процесс их приобретения могут стать движущей силой интеллекта и важным фактором воспитания всесторонне развитой личности, а также укреплению ее активной, творческой жизненной позиции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dok_na_konkurs.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Активизация познавательной деятельности

учащихся на уроках математики.

Перед Российской школой поставлена конкретная задача – повышение качества образования и воспитания, совершенствование учебного процесса, методов обучения, развитие индивидуальных особенностей и склонностей учащихся, широкое использование передового педагогического опыта.

Школьникам надо дать не просто сумму знаний по предмету, но и сформировать у них логическое мышление, стойкость убеждений, умение творчески применять знания и использовать их в новой ситуации, привлечь интерес к предмету, научить думать, анализировать, сравнивать, обобщать.

В центре внимания педагога – целостная уникальная  личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей, открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.

В традиционных дидактических системах основой любой педагогической технологии является объяснение, а в личностно-ориентированном образовании – понимание и взаимопонимание. Понимание – это общение, сотрудничество, равенство во взаимопонимании. Творчество, исследовательский поиск являются основным способом существования ребенка в пространстве личностно-ориентированного образования.

Педагогика сотрудничества – это «проникающая» технология, являющая воплощением нового педагогического мышления, источником прогрессивных идей и в той или иной мере входящую во многие современные технологии как их составная часть. Целевыми ориентирами педагогики сотрудничества является переход от педагогики требований к педагогике отношений, гуманно-личностный подход к ребенку, единство обучения и воспитания.

На современном этапе развития школьного образования проблема активной познавательной деятельности учащихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребности общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, иными словами, обладающих вариативностью действий и комбинаторикой  мышления, способных мыслить самостоятельно и свободных от стереотипов. Решение данной проблемы становится возможным только в условиях активного обучения, стимулирующего умственную деятельность учащихся. Активное обучение, которое осуществляется с помощью интенсивных методов обучения, способствует формированию познавательного интереса к приобретению знаний и учебной деятельности. Именно благодаря интересу, как знания, так и процесс их приобретения могут стать движущей силой интеллекта и важным фактором воспитания всесторонне развитой личности, а также укреплению ее активной, творческой жизненной позиции.

За годы работы приобрела опыт и педагогическое мастерство.

Стремлюсь к тому, чтобы  уроки были новыми - и по форме, и по содержанию. Стараюсь умело организовать свой труд и труд школьников, воспитывать интерес к своему предмету и любовь к интересной, но сложной науке – математике.

 Считаю,  что развитию познавательных интересов, любви к изучаемому предмету и к самому процессу умственного труда способствует такая организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, поэтому в своей практике использую активные методы обучения. Это система методов, которая направлена главным образом не на изложение учителем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

      Одной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новым знанием. Работать над активизацией познавательной деятельности – это, значит, формировать положительное отношение школьников к учебной деятельности, развивать их стремление к более глубокому познанию изучаемых предметов. Основная задача учителя – повышение мотивации учащихся к учению.

      Познавательная активность возможна при условии, что деятельность, которой занимается ученик, ему интересна. Интересный учебный предмет – это предмет, ставший «сферой целей» учащихся в связи с тем или иным побуждающим его мотивом  в воспитании у детей глубокого интереса к знаниям и потребности в самообразовании. Любой педагог, пробуждая интерес к своему предмету, не просто осуществляет передачу опыта, но и укрепляет веру в свои силы у каждого ребёнка независимо от его способностей. Следует развивать творческие возможности у слабых учеников, не давать остановиться в своём развитии более способным детям, учить всех воспитывать у себя силу воли, твёрдый характер и целеустремлённость при решении сложных заданий. Всё это и есть воспитание творческой личности в самом широком и глубоком понимании этого слова. Но для создания глубокого интереса учащихся к предмету, для развития их познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся разного возраста. Применяя в течение ряда лет в своей практике нетрадиционные уроки, я сделала вывод, что именно такие уроки повышают эффективность обучения, предполагают творческий подход со стороны учителя и ученика. Это одна из форм активного обучения.   Дидактическая игра, игровой компонент, соревнование, дух творчества и игры должны, я думаю, присутствовать почти на всех уроках в младших классах, тогда урок вызовет интерес, желание работать и знать предмет.

      В своей работе я применяю уроки-путешествия, уроки-турниры и интегрированные уроки, которые тоже проводятся в нетрадиционной форме.

      Урок-путешествие – это игра, но игра, решающая целый ряд познавательных и воспитательных задач. Недаром многие педагоги и психологи отмечают большую роль игры в обучении школьников. Для любого ребёнка игра – это норма, поэтому в детском возрасте каждый должен играть, даже когда делает серьёзное дело. Педагог должен помнить, что у ребёнка есть страсть к игре и надо её удовлетворять. В любой игре содержатся психолого-педагогические возможности воспитания и обучения детей. Один из видов игр, выделяемый психологами, - это игра на «преодоление этапов».

       Урок-путешествие можно отнести именно к такому виду. В течение ряда лет я применяю такие уроки в 5 – 8-х классах, в основном, для обобщения тем. Включая в такие уроки-путешествия станции «Историческая», «Ботаническая», «Зоологическая», «Физическая», «Химическая», я учу детей мыслить широко, осуществляют связь с другими учебными  предметами. Особенно любят дети станцию «Волшебную», на которой победителя ждёт приз (такая станция особенно интересна детям более младшего возраста). Интересны уроки-путешествия по темам «Десятичные дроби», «Обыкновенные дроби», «Рациональные числа». А по темам 8-го класса алгебры разработаны следующие уроки-путешествия: в страну «Квадратные корни», «Квадратные уравнения», «Квадратные неравенства», «Алгебра, 8». Все эти уроки – уроки-праздники, на которые приглашаются родители учащихся, учителя школы, часто такие уроки являются открытыми и для учителей района.

Разработка урока-путешествия.

     При решении задач на движение по воде провожу урок-путешествие. Например, урок-путешествие по теме «Сложение, вычитание, округление десятичных дробей». Цель урока: закрепление и обобщение пройденной темы. Вначале проводим разминку. Решаем устные примеры, например, на сравнение, вычисление десятичных дробей. Первый этап путешествия будем проводить на катере, и чтобы оно прошло успешно, нужно в каждой команде избрать капитана. Делимся на три команды (по рядам). Капитан за 3 – 4 минуты должен найти скорость катера по течению и против течения, в предлагаемой задаче. Пока капитаны выясняют, с какой скоростью будут они двигаться, остальные ребята идут в кассу покупать билеты. На доске записаны примеры в три столбика. По цепочке каждая команда решает примеры из своего столбика, можно решить устно, кто не может – письменно. Если пример решён неверно, то члены команды могут его исправить, тем самым они помогут своему товарищу приобрести билет.     Итак, все заняли свои места на катере, плывём по течению реки. Капитаны докладывают, с какой скоростью они плывут. Все члены команд должны принять участие в движении катера, а для этого необходимо подбросить горючего. Каждый правильно решённый пример – это капелька горючего. Задания написаны на заготовленных заранее листочках. Например, округлим: а) до десятых 6,713; 8,348; 5,643; 16,083; 0,849; 9,25,

б) до сотых 0,526; 3,964; 8,555.

в) до единиц 63,6; 13,3; 0,5.

    Катер № 1 сел на мель. Чтобы снять его с мели, надо решить пример с комментированием. Также поступаем с катерами № 2 и № 3. Подобные уроки можно провести при решении любых задач на движение, ведь можно не только плыть, но и лететь, ехать, идти.

      При решении задач на сравнение, рассматриваются различные ситуации: «В магазине», «На рынке», «В библиотеке» и другие, позволяющие учащимся не только самостоятельно представить ситуацию, но и активизировать мыслительную деятельность.

В старших классах использую лекционно-семинарско-зачетную систему обучения, которая способствует активизации познавательной деятельности учащихся. Прохождение учебного материала провожу по схеме: лекция (блоками), семинары, практикумы, консультации, зачеты.

Так, например, по геометрии в 11 классе на прохождении темы «Объемы тел» отводятся 22 часа. Я распределяю так: на первом уроке проводится лекция, на которой рассматривается теоретический материал. Понятие объема. Объем прямоугольного параллелепипеда. Объем прямой призмы, основанием которой является прямоугольный треугольник. Объем прямой  призмы. Объем цилиндра. На следующем уроке повторяется весь теоретический материал и проводится проверка усвоения его. Следующие четыре урока – это уроки-практикумы по решению задач. На последнем уроке проводится самостоятельная работа.

Затем проводится урок-лекция, на котором рассматриваются вычисление объемов с помощью определенного интеграла, объем наклонной призмы, объем пирамиды, объем усеченной пирамиды и объем конуса. На следующем уроке – семинаре осуществляется проверка усвоения теоретического материала, пять уроков отведены для решения задач и на восьмом уроке проводится контрольная работа.

Последующие шесть уроков строятся аналогично, на которых рассматриваются объемы шара, его частей и площадь сферы. На 7 уроке проводится контрольная работа и на последнем 22 уроке проводится зачет.

Лекция является активной формой обучения, обладающей повышенной информативностью. Она способствует формированию у школьников системы знаний, а также развитию у них логического мышления, показывает необходимость пополнения знаний и сознательного использования при решении теоретических и практических задач, приобщает старшеклассников к самоорганизации, самодисциплине. Провожу различные типы школьных лекций, это проблемные, лекции-визуализации, лекции-диалоги, лекции-провокации, лекции с применением игровых методов.  Главное при проведении лекции сосредоточить внимание учащихся на основных вопросах, побудить их самих выразить мысли и прокомментировать главное, добиться оптимального сочетания фронтальной и групповой форм работы. Важнейшая роль в проблемной лекции принадлежит общению диалогического типа. С помощью постановки проблемных и информационных вопросов, выдвижения гипотез, их подтверждение или опровержение, анализ ситуации и др. стараюсь побудить учеников к совместному размышлению, поиску неизвестного знания.

Семинары – важная форма выработки у школьников самостоятельности, активности, умение работать с литературой, творчески мыслить и действовать. При подготовке и проведении использую групповую работу, которая имеет ряд преимуществ: учит школьников умению работать сообща для достижения общей цели, умению слушать, стать на точку зрения другого, воспитывается самоуважение, учащиеся убеждаются в ценности взаимопомощи. Часто на семинарах провожу регламентированную дискуссию.

На уроках-практикумах решаем «ключевые» задачи, задачи с обсуждением, самостоятельно, в группах, когда консультанты могут оказать помощь членам своей группы, решаем задачи, которые приносят сами учащиеся. Уделяю большое внимание решению задачи разными способами, после рассмотрения которых выбираем с учениками наиболее рациональное решение.

 После прохождения темы провожу зачеты, основными компонентами которых являются уровневая дифференциация заданий, оценочная деятельность учителя, диагностика результата и коррекция знаний и умений. Подготовка и сам зачет способствуют развитию у учащихся логического мышления, памяти, способности к анализу и синтезу, формированию навыков и адекватной самооценки, что способствует глубокому и прочному усвоению материала. Зачет имеет большое воспитательное значение, способствует формированию культуры учебного труда, навыков самообразования, ответственного отношения к учению. Применение активных методов обучения, технологий обучения и игровых методов, способствует успешному усвоению учащимися учебного материала, развитию их познавательной активности и самостоятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики в коррекционной школе 8 вида.

 Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. В ...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочное время, формирование творческой инициативы учащихся

На современном этапе развития школьного образования проблема активной познавательной деятельности учащихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствован...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики на примере урока алгебры в 8-м классе

Цель:повторить, обобщить полученные знания по теме "Квадратные уравнения"; учить проводить сравнительный анализ, делать выводы...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики, развитие любознательности и глубокого познавательного интереса к предмету через игровую деятельность

«Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, ...

Эффективный урок. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики...