Обучение для будущего
статья на тему

Татаринова Татьяна Михайловна

Материал разработан для проведения методического семинара с  целью освоения педагогами школы  метода проектов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Метод проектов. 498.09 КБ

Предварительный просмотр:

ОБУЧЕНИЕ ДЛЯ БУДУЩЕГО        Татаринова Т.М.

Любой вопрос, обсуждаемый нами в повседневной жизни, на перемене в школе, на совещании – это проблема, решение которой мы ищем. Тема педсовета – это тоже способ выхода из проблемной ситуации. Мы не привыкли смотреть на это с позиции ученых-педагогов, не называли причины, заставляющие нас обсуждать какие-то вопросы и  найденные решения современной терминологией. Плохо это или хорошо – привлечение заимствованных слов – не тема для сегодняшнего разговора, но современную терминологию и современные способы работы должны знать мы, учителя, и ученики, чтобы выходя из школы легко влиться в современное общество.

Структура моего выступления  почти полностью совпадает с методикой работы над проектом с классом.

В педагогике метод учебных проектов используют уже почти столетие. Основоположником считается американский философ-прагматик, психолог и педагог Джон Дьюи (1859-1952), хотя в своих работах он не использовал слова «проект». В книге «Школа и общество» он писал: «С точки зрения ребенка самый большой недостаток школы происходит от невозможности для него свободно, в полной степени использовать опыт, приобретенный вне школы, в самой школе. И, наоборот, с другой стороны он оказывается неспособным применить в повседневной жизни то, чему научился в школе». Детство ребенка - не период подготовки к будущей жизни, а полноценная жизнь. Всякая деятельность с детьми должна строиться с учетом их интересов, потребностей, основываясь на личном опыте ребенка. Все, что ребята делают, они должны делать сами.

Еще в 1905 году в России появилась небольшая группа педагогов под руководством С.Т. Шацкого, которая пыталась активно внедрять в педагогическую практику новые образовательные методики, очень напоминающие американские проекты. Внедрение оказалось недостаточно продуманным и последовательным. Позднее, в 20-ых годах метод проектов широко внедрялся в советской общеобразовательной школе в качестве основного направления обучения учащихся, но уже к 1931 году был сделан вывод о том, что с помощью этого метода невозможно увеличивать знания учащихся по общеобразовательным предметам.  Метод проектов был осужден, а его использование в школе – запрещено.  Советская общеобразовательная школа была полностью переведена на традиционное обучение.

В зарубежной же педагогике метод проектов, получил дальнейшее развитие, в него были включены все прогрессивные элементы обучения, успешно проверенные на практике.

Основные требования к использованию метода проектов

1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (на пример, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме; проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду и др.).

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; охрана леса в разных местностях, план мероприятий и др.).

З. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

5. Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола», статистических методов творческих отчетов, просмотров и др.), творческих по самой своей сути.

Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.

Умение пользоваться методом проектов — показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся. Недаром эти технологии относят к технологиям ХХI века, предусматривающим прежде всего умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека.

Если задачей педагога является обучение проектированию, то в работе по методу учебных проектов упор нужно сделать не на том, что получилось в результате совместных (хочу это подчеркнуть!) усилий ученика и учителя, а на том, каким путем был достигнут результат.

Виды учебных проектов:

  1. по характеру доминирующей в проекте деятельности:
  • Исследовательский проект. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.
  • Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

            Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т. ч. в Интернете.

  • Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т. п.               
  • Ролевой /игровой/ проект. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?
  • Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна — от учебного пособия для кабинета физики до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.
  1. по предметно-содержательной области:
  • монопроект, в рамках одной области знаний
  • межпредметный проект, на стыке различных областей
  1. по характеру координации проекта:
  • непосредственный (жесткий, гибкий)
  • скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов)

4. по характеру контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира)

  1. по количеству участников проекта   (индивидуальный, парный, групповой, коллективный, массовый)
  2. по продолжительности проекта(мини-проект (на 1 урок), краткосрочный (4-6 уроков), длительный (месяц, четверть, учебный год и т.п.))

Работа над проектом активно побуждает участников вторгаться в незнакомые области знаний, искать пути решения возникающих проблем, соизмерять собственные силы с поставленными целями и взаимодействовать с другими участниками проекта.

Грамотно сформулировать цели – особое умение. С постановки целей начинается работа над проектом. Именно эти цели являются движущей силой каждого проекта, и все усилия его участников направлены на то, чтобы их достичь.

Формулировке целей стоит посвятить специальные усилия, потому что от тщательности выполнения этой части работы наполовину зависит успех всего дела. Сначала определяются самые общие цели, затем постепенно они все больше детализируются, пока не спустятся на уровень максимально конкретных задач, стоящих перед каждым участником работы.

Целью метода проектов является развитие самообразовательной активности у студентов. В результате своей творческой практической деятельности обучаемые создают конечный продукт в виде новых знаний и умений.

1. Когнитивные цели – познание объектов окружающей реальности; изучение способов решения возникающих проблем, овладение навыками работы с первоисточниками; постановка эксперимента, проведение опытов.

2. Оргдеятельные цели – овладение навыками самоорганизации; умение ставить перед собой цели, планировать деятельность; развивать навыки работы в группе, освоение техники ведения дискуссии.

3. Креативные цели – творческие цели, конструирование, моделирование, проектирование и т.д.

Слайд 1. Выбор темы для проекта.

Выступление на методическом семинаре        Страница


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

о методике "Интел-обучение для будущего" в элективном курсе "Мир графиков функций"

рассказ о том, как создался элективный курс в рамках предпрофильного обучения "Мир графиков функций" и как его я сочетала с методикой "Интел- обучение для будущего"...

доклад "Использование информационных технологий на уроках английского языка" (по программе INTEL "Обучение для будущего") )

В докладе рассматривается применение новых информационных технологий при обучении иностранному языку...

Программа адаптации детей к обучению "Школа будущего первоклассника "АБВГДейка"

Программа способствует  формированию готовности к обучению  будущего школьника, развитию интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность...

Сертификат о прохождении курсов "Intel Обучение для будущего"

Сертификат о прохождении курсов "Intel Обучение для будущего"...

Курс Intel "Обучение для будущего" - 1

В феврале 2011 года проводила курсы  Intel "Обучение для  будущего"для учителей  МОУ СОШ №11 г. Усть-Илимска. Материалы Слушателей курсов находятся по ссылке http://www.wiki.irkut...

Курс Intel "Обучение для будущего" - 2

В апреле 2011 года проводила курсы  Intel "Обучение для  будущего" для учителей школ г. Усть-Илимска. Материалы Слушателей курсов находятся по ссылке http://www.wiki.irkutsk.ru/...