Статья "Возможности и ограничения дистанционной психологической помощи"
статья по теме

Надежда Александровна Муханова

В материале рассмотрены основные разновидности дистанционного психологического консультирования, проанализированны их возможности и ограничения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

к. псх. наук, педагог психолог Приморского ПМС- центра

Муханова Н. А.,

ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ ДИСТАНЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

Дистанционные технологии в последние 20 лет прочно занимают место в системе образования, оказания психологической и медицинской помощи. Разумное и оправданное использование новых технологий создает широкие возможности для обучения, оказания помощи и развития человека. Рассмотрим один из ее видов - психологическую помощь – с точки зрения обоснованности и уместности использования дистанционных технологий, в контексте психологического сопровождения ребенка с ОВЗ.

Выбор формы и способа взаимодействия с клиентом не только профессиональный выбор специалиста, но требование времени и условий проживания и местонахождения клиента.

Дистанционное консультирование создает новые возможности для оказания помощи и налагает ряд ограничений на возможности специалиста, может влиять на качество оказания помощи.

Несомненно, выбор в пользу дистанционного консультирования уместно делать тогда когда:

  • клиент не может добраться до специалиста в силу ограниченных возможностей передвижения, удаленности проживания, необходимости ухаживать за родственником-инвалидом (например, родители детей-инвалидов);
  • осуществляется посттерапевтическое, посткоррекционное сопровождение;
  • консультация носит информационно-справочный характер;
  • в процессе психотерапии или психокоррекции клиент вынужден покинуть город (выезд на лечение, в командировку и т.п.).

Психологическая помощь (е-консультирование), с использованием дистанционных технологий, с точки зрения формы организации процесса делится на 3 вида (рис. 1):

Рис. 1.Виды психологической помощи с использованием дистанционных технологий

Каждый из них имеет свои преимущества и ограничения.

1. Консультирование с использованием электронной почты.

Ограничения:

  • часто невозможность идентифицировать клиента по полу и возрасту,
  • сложность, часто невозможность создания ориентации на ситуацию «здесь и сейчас»,
  • сложности или даже невозможность использования процессуального подхода, отсутствие спонтанности, непосредственности реагирования  обоих участников процесса,
  • невозможность в полной мере оценить эмоциональные и поведенческие реакции клиента,
  • невозможность использования целого ряда методик диагностики, которые требуют непосредственного присутствия и участия специалиста,
  • отсутствие непосредственного контакта с клиентом чрезвычайно затрудняет психологическую диагностику на основании наблюдения. Специалист может получить искаженное представление о характере и глубине проблем клиента. Часто своевременная консультация смежных специалистов позволяет избежать серьезных последствий и сохранить качество жизни клиента.

2. Консультирование посредством средств быстрого обмена сообщениями (чат, ACQ).

Ограничения те же, что и в предыдущем случае.

При использовании этой формы работы создается больше возможностей для  управления ходом и гибкого изменения течения консультации, когда это необходимо, появляется возможность давать больше спонтанных реакций с обеих сторон, работать с ориентацией на ситуацию «здесь и сейчас».

3. Консультирование с использованием интернет-телефонии (SKYPE, в случае, если используется видеокамера).

Ограничения такие же, как и в предыдущих случаях. К ним может добавляться возможность внедрения клиента в личное пространство специалиста, если он проводит консультации дома, а не из рабочего кабинета.

В качестве возможностей появляется ограниченная возможность видеть эмоциональные, мимико-пантомимические реакции клиента (благодаря использованию видеозвонка). Однако и она остается ограниченной, т.к. по правилам дистанционного консультирования с использованием видеокамеры в поле ее видимости должна попадать только голова и плечи, как специалиста, так и клиента. Кроме того, скорость подключения к сети Интернет может препятствовать не только адекватной передаче картинки, но и звука.

В качестве преимуществ этой формы консультирования можно отметить, что использование видеокамеры позволяет идентифицировать клиента по полу и возрасту,  не превращая работу в консультирование человека-фантома.

Одной из наиболее серьезных и обсуждаемых в профессиональном сообществе тем остается проблема соблюдения конфиденциальности и оперирования персональными данными клиента и специалиста. Ни один из доступных интернет-каналов связи не является защищенным, следовательно, конфиденциальная информация потенциально может стать доступной третьим лицам. В настоящее время эта проблема отчасти решается получением информированного согласия клиента на получение такого вида помощи. Еще одной проблемой является работа с детьми до 14 лет, для которой необходимо согласие его родителей (законных представителей).

Рассматривая работу с детьми дошкольного и младшего школьного возраста  следует отметить, что в силу незавершенного процесса психического развития, а также особенностей этого развития (возможны задержки или искажения развития) игра часто становится единственно возможной формой выражения своего состояния ребенком и построения диалога с ним, в отличие от взрослых клиентов, которым доступны вербальные средства. В этом случае (клиент-ребенок) игра остается не только методом установления контакта, но и методом коррекционного воздействия, что невозможно при  дистанционном консультировании. При игровой коррекции необходимо создать физическое, специально организованное игровое пространство, которое позволяет включать разнообразные каналы восприятия и средства выражения, в т.ч. тактильный и кинестетический, помимо зрительного и слухового.

ДИСТАНЦИОННОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ предполагает осознанное принятие основных его  принципов, а именно:

  1. Знать запрос (о теме следует договориться заранее).
  2. Консультирование предваряет 10 минут репетиции (установление контакта, проверка качества связи до начала сессии).
  3. Гарантия успеха предполагает передачу части ответственности (речь идет о конфиденциальности и о равной ответственности психолога и клиента за разглашение информации, полученной в процессе консультирования, как и  в традиционном формате работы).
  4. Выбор оптимального времени (удобного для обеих сторон).
  5. Использование  части договора о прекращении  консультации (обыкновенные правила заключения контракта, например, договор прекращается в случае грубого неоднократного нарушения границ и т.п.)
  6. Оговариваются допустимые формы поведения (речь идет о сопутствующих действиях, которые часто совершаются при пользовании компьютером: отлучки, параллельная игра или беседа в других сетях, по телефону и т.п.)
  7. Уместность переписки в соцсетях после консультации (обсуждается вопрос возможности распространения и обсуждения содержания консультации с другими людьми. Это неприемлемо).

В заключение следует отметить, что использование современных технологий и средств связи, несомненно, создает возможности, которых большая часть населения была лишена ранее, однако использовать эти возможности нужно разумно и обоснованно.

Наиболее предпочтительными ситуациями использования дистанционного консультирования являются следующие:

  • удаленность проживания клиента, недоступность других форм психологической помощи;
  • ограниченность передвижения в связи с болезнью или уходом за больным;
  • сопровождение после окончания активной консультационной или коррекционной работы;
  • информационно-справочный характер запроса клиента;
  • вынужденный отъезд клиента при незавершенной коррекции или терапии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая помощь учащимся и родителям.

Советы родителям о том, как можно психологически помочь ребенку, сдающему  экзамены....

Психологическая помощь обучающимся при подготовке к экзаменам

В  этой статье  даются советы,как вести работу с педагогами  и родителями выпусных классов. Даются рекомендации для учителей и родителей....

Презентация : "психологическая помощь при сдаче ГИА и ЕГЭ."

Данная презентация направлена на то, чтобы помочь ребятам успешно сдать экзамены и преодолеть страхи связанные с экзаменами ....

Психологическая помощь при переживании горя

Данная презентация необходима в работе школьного психолога. Описаны этапы переживания горя. Психологические приёмы при переживания горя подростком....

Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями с помощью развития у них творческих способностей.

Использование здоровьесберегающих технологий с детьми с ограниченными возможностями здоровья на уроках логоритмики....

Психологическое просвещение "Психологическая помощь и поддержка семей, воспитывающих ребёнка с умственной отсталостью"

Психологическое просвещение для педагогов и педагогов -психологов "Психологическая помощь и поддержка семей,  воспитывающих ребёнка с умственной отсталостью"...

Психологический тренинг, направленный на оказания психологической помощи преподавателям.

Профессия преподавателя сложна. А в современных условиях – тем более. Жизнь в условиях высоких рисков возникновения стресса усложняет профессиональную работу учителя. На помощь преподавателю мож...