Методические рекомендации по проектной деятельности.
учебно-методический материал на тему

Кириченко Наталья Сергеевна

В данной статье в краткой и доступной форме изложены рекомендации по проектной деятельности. При создании этих рекомендаций было профильтровано много различных научных статей. Сжатие и структурирование материала с различных источников,послужило поводом для создания этих рекомендаций.В статье приводится краткое описание истории и суть проектной деятельности, типология, критерии успешности и параметры внешней оценки. А также основные требования к созданию проекта, общие подходы к структуре и рекомендации по оформлению проекта. Надеюсь, что эти рекомендации помогут педагогам в работе по проектной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_rekomendatsii_proektnoy_deyatelnosti.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казённое образовательное учреждение Ростовской области

для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей детский дом «Теремок» г. Волгодонска

Методические рекомендации по проектной деятельности.

Составила

воспитатель детского дома

Кириченко Наталья Сергеевна

г. Волгодонск 2015 г

Проект. Проектная деятельность.

1. История возникновения методов проекта.

          Метод проектов зародился во второй половине XIX века в сельскохозяйственных школах США и основывался на теоретических концепциях «прагматической педагогики», основоположником которой был американский философ-идеалист Джон Дьюи (1859-1952). Согласно его воззрениям, истинным и ценным является только то, что полезно людям, что дает практический результат и направлено на благо всего общества. Принцип прагматической педагогики: «обучение посредством делания»

         В России идеи проектного обучения возникли практически одновременно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

        Метод проектов нашел широкое распространение и приобрел большую популярность за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем.

        Метод проектов – способы организации самостоятельной деятельности обучающихся по достижению определенного результата. Он ориентирован на интерес, на творческую самореализацию развивающейся личности обучающегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе деятельности по решению какой-либо интересующей его проблемы.

         Метод проектов - это совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов.

2. Суть проектной деятельности.

           Суть проектного обучения состоит в том, что ученик в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты. Оно предполагает проживание учеником конкретных ситуаций преодоления трудностей; приобщение его к проникновению вглубь явлений, процессов.

         В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

         Метод проектов - это из области дидактики, частных методик, если он используется в рамках определенного предмета. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей или взрослых студентов самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

3. Требования к проекту

       -  Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической.

   - Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации.

    - Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.

-  Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

-  Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

-  Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

  • определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола");
  • выдвижение гипотез их решения;
  • обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);
  • обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.).
  • сбор, систематизация и анализ полученных данных;
  • подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
  • выводы, выдвижение новых проблем исследования.

        Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.

                   

В современном понимании проект это шесть «п».

ПРОЕКТ

            ПРОБЛЕМА

             ПРОЕКТИРОВАНИЕ

             ПОИСК (информации)

             ПРОДУКТ

             ПОРТФОЛИО (папка-отчет)

             ПРЕЗЕНТАЦИЯ

4. Типология проектов

Существуют разные виды классификаций проектов.

По доминирующей деятельности выделяют :

- исследовательские,

- творческие,

- практико-ориентированные,

- информационные,

- приключенческие,

- игровые,

- телекоммуникационные.

Исследовательские проекты.

           Исследовательские проекты имеют чёткую продуманную структуру, которая практически совпадает со структурой реального научного исследования: актуальность темы, проблема, предмет и объект исследования; методы исследования; цель, гипотеза и вытекающие из них задачи исследования; методы исследования, обсуждение результатов, выводы и рекомендации. Исследовательские проекты – одна из наиболее распространённых форм данного вида деятельности.

Творческие проекты.

              Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности учащихся – она только намечается и далее развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть

- стенная газета,

- сценарий праздника,

- видеофильм,

- школьный печатный альманах,

- детская конференция и т.д.

Приключенческо-игровые проекты. 

              Приключенческо-игровые проекты требуют большой подготовительной работы. Принятие решения происходит в игровой ситуации. Участники выбирают себе определённые роли. Результаты таких проектов часто вырисовываются только к моменту завершения действия.

     Информационные проекты. 

             Информационные проекты направлены на сбор информации, о каком – либо объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией, её анализ и обобщение фактов. Благодаря развитию цифровых технологий в учебную практику пришли новые средства обучения. Распространение компьютеров и мобильные технологии позволяют включить в образовательный процесс различные открытые площадки за стенами школы. Парки, площади и улицы городов теперь становятся такими же учебными аудиториями, где с помощью новейших приборов можно извлекать и использовать данные в ходе прогулок и путешествий. Освоение новых средств ведет не только к тому, что мы можем решать новые задачи. Новые средства постепенно меняют наше мировоззрение, позволяют видеть мир с новой точки зрения.

Практико-ориентированные проекты. 

               Практико-ориентированные проекты отличает чётко обозначенный с самого начала характер результата деятельности его участников. Этот результат обязательно должен быть ориентирован на социальные интересы самих участников. Этот проект требует чётко продуманной структуры, которая может быть представлена в виде сценария, определения функций каждого участника и участия каждого из них в оформлении конечного результата. Целесообразно проводить поэтапные обсуждения, позволяющие координировать совместную деятельность участников.

По количеству участников проекта:

- индивидуальные;

- групповые

Персональные или групповые проекты. 

а) Преимущества персональных проектов:

- план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью;

- у учащегося формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от него;

- учащийся приобретает опыт на всех без исключения этапах выполнения проекта - от рождения замысла до итоговой рефлексии;

- формирование у учащегося важнейших общеучебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) оказывается вполне управляемым процессом;

б) Преимущества групповых проектов: 

- в проектной группе формируются навыки сотрудничества;

- проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне;

- на каждом этапе работы над проектом, как правило, есть свой ситуативный лидер;

- в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы.

По продолжительности:

- мини-проекты

- краткосрочные;

- среднесрочные;

- долгосрочные.

По характеру контактов между участниками:

- внутриклассные;

- внутришкольные;

- межрегиональные;

-  международные.

5. Продукты проектной деятельности формы.

- видеофильм;

- выставка;

- газета, журнал;

- игра;

- коллекция;

- костюм;

- модель;

- музыкальное произведение;

- мультимедийный продукт;

- оформление кабинета;

- постановка;

- праздник;

- прогноз;

- система школьного самоуправления;

- справочник;

-  учебное пособие;

- экскурсия.

6. Общие подходы к структурированию проекта.

1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.

2. Далее необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна "мозговая атака" с последующим коллективным обсуждением.

 3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.

4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.

5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, пр.).

6. Защита проектов, оппонирование.

7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.

Проект с точки зрения учащегося - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Проект с точки зрения учителя-  это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.

      Особого внимания требует завершающий этап проектной деятельности- презентация (защита) проекта. Защита проекта часто осуществляется в форме выставки тех изделий, которые ученики создали. Для этого они готовят небольшое выступление с рассказом о своём проекте. Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами, памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, выполнявший проект. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. А лучше выделить несколько номинаций и постараться сделать так, чтобы каждый проект победил в какой-нибудь номинации.

7. Параметры внешней оценки проекта:

  • значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике;
    корректность используемых методов исследования и обработки получаемых результатов;
  • активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
  • коллективный характер принимаемых решений (при групповом проекте);
  • характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;
  • необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему;
  • привлечение знаний из других областей;
  • доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;
    эстетика оформления результатов проведенного проекта;
  • умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы.

8. Критерии успешности проекта

Что является критериями успеха работы над проектом?

- Достигнут конечный результат.

- Создана активная команда участников проекта, способная продолжить работу в будущем.

- Результат проекта может быть использован другими коллективами.

- Информация о проекте широко распространена.

-  Получено удовольствие от своей деятельности.  

9. Влияние проектной деятельности на умения

           Несколько групп умений, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние:

а) исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение);

б) социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направить ее в нужное русло);

в) оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);

 г) информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации, выявить, какой информации или каких умений не достает);

д) презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности);

е) рефлексивные (отвечать на вопросы: « Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?», адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);

ж) менеджерские (проектировать процесс, планировать деятельность, время, ресурсы; принимать решения; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).

10. Некоторые рекомендации при организации проектной деятельности.

      При организации проектной деятельности необходимо учитывать возрастные и психолого–физиологические особенности.

        Учитывать реальные возможности учащихся, развития их интеллекта воли, мотивов.

         Необходима системность в использовании активных методов, постепенное увеличение степени детской самостоятельности в учебно-познавательной деятельности и уменьшение различных видов учительской помощи.

                Общие правила для педагогов – руководителей проектов.

  • Старайтесь подходить ко всему творчески, боритесь с банальными решениями.
  • Ориентируйтесь на процесс исследовательского поиска, а не только на результат.
  • Стремитесь открыть и развить в каждом ребенке его индивидуальные наклонности и способности.
  • Старайтесь меньше заниматься наставлениями, помогайте детям действовать независимо, Оценивая, помните – лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что критиковать.
  • Помните о главном педагогическом результате – не делайте за ученика то, что он может сделать самостоятельно.
  • Не сдерживайте инициативы детей.
  • Учите детей действовать независимо, приучайте их к навыкам оригинального решения проблем, самостоятельным поискам и анализу ситуаций.
  • Учите способности добывать информацию, а не проглатывать ее в готовом виде.
  • Старайтесь обучать детей умениям анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую ими информацию.

                   

                               11. Структура оформления проекта:

  1. Паспорт, визитка проекта.

Название проекта.

Цели, задачи.

Определение типа проекта.

Предполагаемые мероприятия проекта.

Предполагаемый продукт проекта.

  1. Описание этапов проекта.

 подготовительный,

 практически-реализующий,

 заключительный.

Во всех этапах подробное описание проведенных мероприятий с ссылками на приложения. В приложениях размещаются методические рекомендации и фотографии, подтверждающие проведенные мероприятия. При необходимости оформление продукта деятельности (альбом, газета, поделка и т.д.)

  1. Публичная презентация проекта.

Подготовка презентации по проекту и его публичная защита.

  1. Самооценка результатов и собственной деятельности. 

        Итоговым моментом в работе над проектом будет письменная самооценка участниками проекта: процесса и результата собственной деятельности.

Вывод: проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен детского сада, интерната, детского дома и  школы в окружающий мир.

            Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».

Используемая литература

  1. Заир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования. - СПБ., 1995.
  2. Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование: учебное пособие для высших учебных заведений. - М.: издательский центр "Академия", 2005.

   3.     Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ,2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Организация проектной и исследовательской деятельности в школе"

Презентация  об организации проектной и исследовательской деятельности в школе....

Методические рекомендации "технология проектного обучения"

Методические рекомендации "технология проектного обучения"...

Методические рекомендации по проектной деятельности. Буклет.

Методические рекомендации по проектной деятельности. Буклет.Данная информация позволяет учителям химии кратко использовать материал на уроках....

Методические рекомендации по планированию деятельности школьного методического объединения. Составитель : методист Чупина Л.А.

Руководство по работе ШМО, которое мы используем в нашем лицее №329 Невского района Санкт-Петербурга....

Методические рекомендации к проектно-исследовательской деятельности учащихся на примере работы «Исследование зависимости безопасности движения от силы трения»

В современном школьном образовании большое внимание уделяется проектно-исследовательской деятельности учащихся. Она является одним из видов внеклассной работы по предмету. Растет число учеников,...

Методические рекомендации "Организация проектно - исследовательской деятельности школьников по биологии в образовательном учреждении"

В сборнике представлена система организации и воспитательная роль исследовательской деятельности учащихся по биологии и экологии в образовательном учреждении, алгоритм разработки проекта, подготовки к...

Методические рекомендации "Организация проектной и исследовательской деятельности в объединениях естественнонаучного направления деятельности"

Данная разработка предназначена для педагогов дополнительного образования, работающих в кружках естественнонаучного направления деятельности...