Выступление на педагогическом совете на тему: "Дифференцированный подход к обучению на уроках русского языка"
статья на тему

Модернизация образовательной системы диктует пересмотр привычных форм и содержания обучения, требует от каждого образовательного учреждения и от учителя конкретной деятельности, направленной на формирование ключевых компетенций - готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в дальнейшей жизни для решения практических задач

В каждом классе есть дети с высокой обучаемостью, с хорошими способностями и дети, имеющие низкий познавательный уровень и интеллектуальные возможности. Как адаптировать учебный процесс к познавательным возможностям каждого ученика?

Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет полностью адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности ребенка к его особенностям, следить за каждым его действием, за продвижением от незнания к знанию, вносить вовремя необходимые коррекции в деятельность как ученика, так и учителя. Все это помогает ученику работать экономно, постоянно контролировать затраты своих сил, работать в оптимальное для себя время.  Технология И. Унт, А.С. Границкой и В.Д. Шадрикова позволяет  мотивировать сам процесс обучения, дать возможность ученику работать на том уровне, который для него сегодня доступен, возможен, а завтра - продвигаться дальше.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mordovskiy_respublikanskiy.docx38.65 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете

на тему: 

Дифференцированный подход

 к обучению на уроках русского языка.

                                                               

МОУ «Луховский лицей»

2 слайд Содержание:

Введение______________________________________________________________________2-3

Глава1.Теоретические аспекты дифференцированное обучение школьников____________4

1.1Понятие дифференциации.____________________________________________________4-6

1.2Внутренняя дифференциация _________________________________________________7-8

Глава 2. Практические аспекты дифференцированного обучения русскому языку_________9

2.1 Дифференцированный подход на различных этапах усвоения знаний________________10-11

2.2 Дифференцированный подход по основным направлениям обучения ________________12-14

Заключение ___________________________________________________________________15-16

Список использованной литературы _____________________________________________17

  1. Слайд «Введение»

Введение. Актуальность темы.

«МЫ ВСЕГДА ДОЛЖНЫ ПОМНИТЬ, КАКИМ БЫ ЦЕЛЬНЫМ НИ ПРЕДСТАВЛЯЛСЯ ДЛЯ НАС ЧЕЛОВЕК ПРИ ШИРОКОМ ОБОБЩЕНИИ, ВСЕ ЖЕ НЕЛЬЗЯ ЕГО СЧИТАТЬ СОВЕРШЕННО ОДНООБРАЗНЫМ ЯВЛЕНИЕМ. ЛЮДИ В ИЗВЕСТНОЙ СТЕПЕНИ ПРЕДСТАВЛЯЮТ СОБОЙ ОЧЕНЬ РАЗНОСОРТНЫЙ МАТЕРИАЛ… И ВЫПУСКАЕМЫЙ НАМИ «ПРОДУКТ» ОБЯЗАТЕЛЬНО БУДЕТ ТОЖЕ РАЗНООБРАЗЕН».

А.С.МАКАРЕНКО

Модернизация образовательной системы диктует пересмотр привычных форм и содержания обучения, требует от каждого образовательного учреждения и от учителя конкретной деятельности, направленной на формирование ключевых компетенций - готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в дальнейшей жизни для решения практических задач

        В каждом классе есть дети с высокой обучаемостью, с хорошими способностями и дети, имеющие низкий познавательный уровень и интеллектуальные возможности. Как адаптировать учебный процесс к познавательным возможностям каждого ученика?

Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет полностью адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности ребенка к его особенностям, следить за каждым его действием, за продвижением от незнания к знанию, вносить вовремя необходимые коррекции в деятельность как ученика, так и учителя. Все это помогает ученику работать экономно, постоянно контролировать затраты своих сил, работать в оптимальное для себя время.  Технология И. Унт, А.С. Границкой и В.Д. Шадрикова позволяет  мотивировать сам процесс обучения, дать возможность ученику работать на том уровне, который для него сегодня доступен, возможен, а завтра - продвигаться дальше.


4.слайдТеоретические аспекты дифференцированное обучение школьников

1. 1. Понятие дифференциации.

Дифференциация - это форма организации учебной деятельности школьников, при которой учитываются их склонности, интересы, проявившиеся способности. Дифференциация в переводе с латинского означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени. Дифференциация в образовании - это создание различий между частями (школами, классами, группами) образовательной системы (общее образование, школа, класс, группа) с учетом одного или нескольких направлений.

В настоящее время в опыте работы общеобразовательных школ обозначилось несколько направлений дифференциации обучения:

  • по образовательным целям;
  • по уровням выполнения заданий;
  • по времени обучения, времени выполнения заданий;
  • по содержанию обучения;
  • по последовательности учебного материала;
  • по структуре учебного материала;
  • по подходам к обучению;
  • по видам учебной деятельности;

-           по способам применения

Несколько учащихся одного класса, собранных вместе только по возрастному принципу без учета их индивидуальных и интеллектуальных способностей, не могут равномерно и одинаково продвигаться вперед в усвоении знаний. Ученики одного и того же класса для выполнения одного и того же задания могут тратить от 5 минут до 1,5 часов. Одни ученики не обладают для данного возраста гибкостью, подвижностью мышления, умением обобщать, творчески подходить к решению тех или иных задач, начинают отставать в прохождении учебного материала. У таких учеников падает интерес к знаниям, проявляется отрицательный интерес к учебе. Это приводит к неуспеваемости. Не лучшее положение и с сильными учениками, которые вынуждены работать не в полную силу своих возможностей в связи с тем, что учитель ведет обучение, ориентируясь на “среднего” ученика. Они постепенно привыкают к легкости выполнения учебных заданий, и первые трудности поражают растерянность, неуверенность в себе. А это ведет к снижению успеваемости. Поэтому задача достижения максимально высокой успеваемости каждым учеником может быть решена только на основе изучения индивидуальных особенностей учащихся

Следующий слайд

Основными принципами данной технологии являются:

  1. всеобщая талантливость – нет бесталанных людей, есть люди, занятые не своим делом;

2.взаимное превосходство – если у кого-то одно дело получается хуже, значит, другое должно получиться лучше, это «другое» нужно искать учителю;

    3. неизбежность перемен – ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным

следующий слайд

Эта система учитывает следующие элементы:

•   воспитанность

•   познавательный интерес

•   общеучебные умения и навыки

•   фонд действенных знаний

•   мышление

•   память

•   тревожность

•   темперамент

Дифференцированное обучение на уроках русского языка – актуальная проблема  современной школы. Это работа по одной программе, но на разном уровне сложности в рамках классно-урочной системы с целью развития личности каждого школьника. Мы работаем в классах, где собраны дети с разным уровнем подготовленности, разными способностями, они по-разному усваивают материал, по-разному относятся к тому, что надо узнать, понять, усвоить, запомнить. Поэтому даже самый методически совершенный урок не обязательно будет успешным.

Таким образом, дифференцированное обучение - это такое построение системы обучения, при которой учащиеся на основании каких-либо особенностей объединяются в более или менее однородные группы (либо в малые группы внутри класса - внутренняя дифференциация, либо в целые классы, даже школы - внешняя дифференциация) для отдельного обучения (постоянно или временно) по различным специальностям для каждой группы, учебным заданиям, планам, программам.

Следующий слайд1. 2 Внутренняя дифференциация.

Внутренняя дифференциация представляет собой различное обучение детей в достаточно большой группе учащихся (класс), подобранной по случайным признакам. Эта форма основана на возможно более полном учете индивидуальных и групповых особенностей учащихся.

Она предполагает вариативность темпа изучения материала, дифференциацию учебных заданий, выбор разных видов деятельности, определение характера и степени дозировки помощи со стороны учителя. При этом возможно разделение учащихся на группы внутри класса с целью осуществления учебной работы с ними на разных уровнях и разными методами. Эти группы, как правило, мобильны, гибки, подвижны.

Следующий слайд

Класс можно разделить на группы:

Ученики с высокими учебными возможностями

Ученики со средними учебными возможностями.

Ученики с низкими учебными возможностями

Дифференцированный подход позволяет в условиях классно-урочной системы реализовать творческие возможности всех учащихся

Следующий слайд

Практические аспекты дифференцированного обучения русскому язык

Задания для группы сильных учеников готовим не за счёт увеличения объёма материала, а за счет разнообразия заданий:

•   составление текстов диктантов,

•   составление карточек-заданий по изученному материалу,

•   составление обобщающих таблиц для работы на уроке,

•   сочинение лингвистических сказок,

•   работа с дополнительной литературой,

•  проверка индивидуальных заданий, выполняемых учащимися, которые имеют более низкий уровень подготовки,

•   выполнение обязанностей консультанта при групповой работе,

•   работа «учителем» (проведение фрагментов урока).

Ученикам с низкими учебными возможностями предлагаю необходимые опорные схемы, таблицы, подсказки, рифмованные правила, опорные карточки со зрительно-текстовой опорой и индивидуальный темп работы.

 Следующий слайд.

Схема урока дифференцированного обучения

•   совместная постановка задачи,

•   дифференцированное повторение необходимого материала,

•   совместное изучение нового материала,

•   дифференцированное закрепление,

•   проверка каждой группы с участием остальных учеников,

•   общая проверка усвоения материала,

•   дифференцированное домашнее задание

Следующий слайд.

Дифференцированный подход на различных этапах усвоения знаний

I этап. Повторение пройденного.

Самостоятельная работа учащихся различной сложности.

1-я группа выполняет самостоятельно работу, получая при этом различные творческие задания, например: разобрать слово по составу, разобрать предложения по членам предложения, сделать фонетический анализ слова, придумать свои слова на эту же орфограмму.

2-я группа и 3-я группа прорабатывает правила по опорным схемам, затем учащиеся 2 группы выполняет работу самостоятельно, а учащиеся из 3 группы выполняют ту же работу по образцу или по опорным схемам.

II этап. Фронтальное объяснение учителем материала всему классу. “Сильные” учащиеся самостоятельно делают выводы, составляют тезисы, схемы. Далее происходит анализ способов применения новых знаний на практике (работают все группы)

III этап.Выявление качества усвоения знаний учащимися всех групп и умение применять усвоенный материал на практике.

1-я группа. Самостоятельная работа по углублению и расширению знаний, требующей не только тренировки, но и применение полученных знаний в новой, незнакомой ситуации. Учащиеся не должны тратить время и силы на ненужное повторение.

2-я группа и 3я-я группа. Вторичное объяснение нового материала по основным вопросам с применением опорных схем.

2-я группа выполняет работу самостоятельно по образцу или опорным схемам.

3-я группа занимается доработкой по объяснению нового материала: теория по учебнику и выполнение типовых тренировочных упражнений под руководством учителя с целью овладения навыками учебной работы.

IV этап.Проверка результатов выполнения самостоятельной работы. Выполнение самостоятельной работы 1-й группы слушают 2-я и 3-я группы, делая пометки в своих работах, затем прослушиваются работы 2-й и 3-й группы.

V этап.Единая самостоятельная работа для всех групп.)Затем каждой группе предлагается дополнительное задание разной сложности.

VI этап.Словарная работа.

VII этап.Домашние задание задается различной сложности. “Сильным” ученикам даются творческие задания, а ученикам из “слабых” групп даются типовые задания по учебнику или схожие с теми, которые выполняли на уроке.

Следующий слайд

Дифференцированный подход по основным направлениям обучения

  • По уровню сложности заданий на одно правило.
  • По категориям отрабатываемых правил.
  • По уровню развития письменной речи.
  • По уровню овладения видами разборов.

1. По уровню сложности заданий на одно правило.

Например, при изучении темы «Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте» (7 кл)

УРОВЕНЬ 3. Выписать определяемые существительные, причастный оборот, составить схемы.

УРОВЕНЬ 2. Распредели предложения:1) с причастными оборотами, выделяемыми запятыми;

2) с причастными оборотами, не выделяемыми запятыми.

УРОВЕНЬ 1. Расставь запятые, выдели грамматическую основу, причастный оборот, суффиксы причастий. Определи вид глаголов и причастий..

2. По категориям отрабатываемых правил.

Для отработки знания правила предлагаем детям проверочную работу.

Для сильных детей даем, например, задание: “Какое утверждение является неверным?.”

а) Причастие имеет признаки как глагола, так и прилагательного.

б) В предложении причастие всегда бывает определением.

в) Причастия бывают настоящего или прошедшего времени.

г) Причастие обозначает признак предмета, который проявляется во времени.

Для слабых учащихся задание такого вида: «Вставь нужные слова в определение и напиши 2 примера на данное правило»

Причастие - … часть речи, которая обозначает … …  предмета по … и отвечает на вопросы ..? ..? ..? ..?. Причастия бывают … и … вида, … и … времени. Изменяются по …, … и только в единственном числе по... .

3. По уровню развития письменной речи.

а) При задании «Озаглавить текст» слабые дети выбирают заголовок к тексту из предложенных учителем, а сильные озаглавливают текст самостоятельно.

б) При работе над планом слабые дети  пользуются готовым планом, соотнося его с текстом, а сильные составляют план самостоятельно.

в) Работы творческого характера, где требуется придумать продолжение текста или составить текст из данных частей, сильные дети выполняют самостоятельно, слабым детям предлагаю несколько вариантов продолжения текста или готовых текстов, они выбирают и записывают нужный.

4. По уровню овладения видами разборов.

При изучении различных видов разбора, слабым детям предлагаются более легкие варианты заданий, чем сильным.

«Синтаксический разбор простого предложения (Повторение. 5кл)»

Слабым:найди предложения, в которых неправильно подчеркнуты члены предложения.

Сильным:запиши предложение, разбери их по членам.

Следующий слайд

.Опыт работы с разноуровневыми заданиями позволяет сформулировать следующие рекомендации:

- желательно постепенное выполнение всех представленных заданий (при этом переход на новый уровень возможен только при безошибочном выполнении упражнений предыдущего уровня);

- однако допускается и иной подход, при котором учитель сразу же предлагает ученику задание определённого уровня сложности;

- при проверочной работе каждому ученику должен быть предоставлен выбор уровня сложности. При этом ученик должен понимать, что, даже при отличном выполнении заданий основного уровня, он может рассчитывать только на «3». К тому же, если ученик не справился с заданием своего уровня (даже если это уровень повышенной сложности), то его работа должна быть оценена «2». (Это, конечно, несколько жестоко, но это приучает ребёнка нести ответственность за свой выбор);

- работа с разноуровневыми заданиями не должна быть стихийной или разовой, к ней нужно заранее готовиться, её результаты нужно обязательно анализировать.

Следующий слайд

Заключение

Дифференцированный подход в обучении на уроках русского языка помогает формировать учебную деятельность детей. Овладев этой деятельностью, учащиеся сами начинают её совершенствовать, что приводит к развитию их интеллектуальных способностей..

Дифференцированный подход в обучении может быть основан на учёте общих умственных и специальных лингвистических способностей, позволяющих успешно усваивать знания.

. Применяя элементы разноуровневой технологии в учебной деятельности,  учащиеся стараются преодолевать трудности, видеть проблемные ситуации и устанавливать пути их разрешения. Работая в парах, группах, учащиеся ставят цель к выполняемой работе, делают выводы, учатся быть коммуникабельными, учатся помогать друг другу, поддерживать, разъяснять, производить самопроверку, взаимопроверку, самостоятельно работать в любой ситуации.

Ребёнок в своём развитии индивидуален, и чтобы знания, полученные на уроке, принесли ему пользу, а не остались пустым звуком, учителю необходимо учитывать особенности каждого ученика. Главная задача школы - научить учиться, а это значит уметь самостоятельно добывать знания в процессе поисковой деятельности, применять полученные знания на практике, решать поставленную задачу творчески, контролировать и оценивать свою деятельность. Эти умения поможет сформировать такая форма организации учебного процесса, как дифференциация

Поледний слайд

Список использованной литературы:

1.Богуславский М. Дифференцированный подход в обучении: четыре основных принципа. – Первое сентября. – 2007. - №1.

2.Борисова Ю., Гребенёв Ю. Дифференциация методов обучения в зависимости от когнитивного стиля ученика. – Народное образование. – 2003. - № 7.

3.Ващенко А.А. Дифференцированный подход к учащимся.-

  1. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения.
  2. Дифференцированное обучение на уроках русского языка. Методическое пособие./Сост.Л.К.Иванова. – Санкт-Петербург, ЛОИРО, 2000
  3. Концепция дифференциации обучения в средней общеобразовательной школе. Под ред. Монахова В. М., Орлова В. А. – М., 1990.
  4. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 1. – Ростов н/Д: Изд-во          «Учитель»,2005. – 28
  5. Н. А. Малякина “Научить каждого” (РЯШ.-1999.-№ 1.).
  6. Осмоловская И. М.  Как организовать дифференцированное обучение. - М.; Сентябрь, 2002-160 с.
  7. Осмоловская И. М. Организация дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе. -  Москва - Воронеж, 1998 -160 с.
  8.  Певцова Е. А. Развитие форм организации дифференцированного обучения в истории педагогической теории и практике инновационных образовательных учреждений. – М., 1994.
  9. Унт И.Э., Границкой А.С., Шадрикова В.Д. Индивидуализация и дифференциация         обучения. – М., 1990.
  10. Фирсова В.В. Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных         результатов.
  11. Шишмаренков В. К. Дифференциация обучения как педагогическая проблема. – Челябинск, 1996.
  12. Якиманская И.С. Развивающее обучение. – М., 1979.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете на тему: "Использование лингвистической сказки на уроках русского языка"

На выступлении была представлена работа учителя с обучающимися с ОВЗ по использованию лингвистической сказки на уроках русского языка...

Выступление на педагогическом совете по теме "Деятельностный метод обучения информатике"

В статье рассмотрены аспекты деятельностного обучения учащихся на уроках информатики и ИКТ...

Выступление на педагогическом совете по теме «Применение инновационных технологий на уроках русского языка»

Объективной необходимостью в условиях современного образования становится освоение учителем и применение им на своих уроках инновационных технологий при обучении детей. Сегодня не должно быть такого у...

Выступление на педагогическом совете на тему «Система оценивания учащихся на уроках русского языка и чтения в коррекционной школе VIII вида»

У педагогов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида и учителей общеобразовательных школ, работающих с детьми, имеющими отклонения в интеллектуальном развитии, нередко возникают вопросы, связа...

Выступление на педагогическом совете по теме: «Эффективность самостоятельной работы на уроках английского языка»

Выступление на педагогическом совете по теме: «Эффективность самостоятельной работы на уроках английского языка»...

Выступление на педагогическом совете "О подготовке обучающихся к ЕГЭ на уроках русского языка и литературы"

Выступление на педагогическом совете  "О подготовке обучающихся к ЕГЭ на уроках русского языка и литературы"...

Выступление на педагогических чтениях по теме: "Экологическое воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы"

Кратко изложены примеры экологического воспитания на уроках русского языка и литературы....