Здоровьесберегающие образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе.
статья на тему

Храброва Татьяна Владимировна

    Человечество уже много веков размышляет о своем здоровье и ищет возможности поддерживать его как можно дольше. Общее самочувствие ─  это и физические характеристики организма, и личностные качества человека, осознанность его поведения, которое или укрепляет здоровье, или наносит ему ущерб.

      Проблема здоровья детей в школе ─ совершенно уникальная проблема. Она не относится ни к медицине, ни к педагогике, ни к психологии. А точнее, относится сразу ко всем этим областям.

    Ребенок проводит в школе треть своей жизни, задача педагога ─ научить его такому поведению, которое способствовало бы сохранению и укреплению его здоровья, и не создавать условий, которые могли бы навредить детскому здоровью.   

             Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_gorodskom_seminare.docx19.76 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на городском семинаре «Современный урок химии»          27 марта 2012 года. Город Пушкин.

«Здоровьесберегающие образовательные технологии

в учебно-воспитательном процессе».  

 Здоровье до того перевешивает

                                                                                все остальные блага жизни, что

                                                                      поистине здоровый нищий          

                                                                           счастливее больного короля.

А.Шопенгауэр

            Человечество уже много веков размышляет о своем здоровье и ищет возможности поддерживать его как можно дольше. Общее самочувствие ─  это и физические характеристики организма, и личностные качества человека, осознанность его поведения, которое или укрепляет здоровье, или наносит ему ущерб.

             Богатство любого государства составляют люди, его населяющие, продолжительность их жизни и здоровье. Всегда считала, что учитель в ответе за все, что происходит с его учениками, и с их окружением. После рождения дочери все больше стала обращать внимание на здоровье детей, которое год от года становится хуже.  Отрадно то, что последнее время проблема здоровья учащихся беспокоит многих: родителей, учителей, медицинских работников, руководителей государства.

             Наша страна действительно великая держава, которая богата своими природными ресурсами, культурными ценностями, но самое главное это люди, живущие в нашей стране.

             А для любого человека самой большой ценностью является его здоровье. Потерять здоровье легко, а приобрести вновь не помогут никакие богатства мира.

             Осмелюсь напомнить, что по данным ВОЗ состояние здоровья определяется рядом факторов. Из которых образ жизни занимает основное положение. Если на наследственность, состояние окружающей среды, организацию медицины мы повлиять не можем, то образ жизни наших учеников в нашей власти. Поэтому возникла необходимость учить людей быть здоровыми, заботиться о своем здоровье.

              Проблема здоровья детей в школе ─ совершенно уникальная проблема. Она не относится ни к медицине, ни к педагогике, ни к психологии. А точнее, относится сразу ко всем этим областям.

              Ребенок проводит в школе треть своей жизни, задача педагога ─ научить его такому поведению, которое способствовало бы сохранению и укреплению его здоровья, и не создавать условий, которые могли бы навредить детскому здоровью.  

             Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

             Осуществление этой цели напрямую зависит от следующих приоритетов учебно-образовательного процесса: организация рационального учебного процесса в соответствии с СанПиН; рациональная организация двигательной активности учащихся; система работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

Китайская пословица гласит:

«Услышал ─ забыл,

  Увидел ─ запомнил,

  Сделал ─ понял».

Активная познавательная деятельность позволяет сохранить энергию для всего процесса обучения.

              Планируя учебно-воспитательный процесс всегда нужно помнить:

  1. Каждый урок должен оставлять в душе ребенка только положительные эмоции.
  2. Ребенок должен постоянно ощущать себя счастливым.
  3. Дети должны испытывать ощущение комфорта, защищенности, и, безусловно, интерес к предмету.

Планируя урок, стараюсь строить работу, используя те виды деятельности, которые востребованы  и любимы самими учащимися.

              А они очень любят играть, действовать, размышлять, наблюдать, творить…

Причем играть любят и маленькие дети и большие. Главное четко оговорить правила. Я хочу вам предложить одну очень простую игру, в которую вы все играли в детском саду. Но мы применим ее для отработки новых знаний. Основные понятия на первых уроках химии это «тела» и «вещества». Я называю вещество, вы поднимаете руки (летает), я называю тело, вы сидите (стоите) спокойно (не летают). Игра так и называется: «Летают, ─ не летают».

Карандаш, стекло, линейка, дом, вода, ложка, алюминий, лед, керосин, кирпич, льдина, железо и т. д.

             При закреплении различных химических навыков использую следующие игры и игровые моменты на уроках: «Кто быстрее...?», «Найди ошибку», «Эстафета формул (понятий, уравнений реакций, свойств…)», «Восстанови шпаргалку», «Нас четверо (типы реакций, классы неорганических соединений)», «Найди родственников (классы неорганических и органических соединений, гомологи, изомеры…)», «Третий лишний», «Летают, не летают», «Раздели нас (металлы и неметаллы, классы неорганических соединений…)», «Химическое лото» и многие другие.  

            Здоровьесбережение, также, зависит от объема и уровня сложности домашнего задания. Задавая на дом, стараешься учитывать индивидуальные особенности учащихся, уровень обучаемости и обученности учащихся, поэтому предлагаю несколько уровней домашних заданий. Хорошо себя зарекомендовали комплекты индивидуальных заданий из книги О.С.Габриеляна и Ю.Н.Казанцева «Химия для всех и каждого».

            С большим интересом учащиеся составляют презентации опережающего характера, а потом с удовольствием помогают учителю в проведении соответствующих уроков («Силикатная промышленность», «Минеральные удобрения», «Природные источники углеводородов», «Дисперсные системы»…).

           Когда дети на уроках вовлечены в активную познавательную деятельность, то они не чувствуют усталости, сохраняют энергию на последующее время обучения.

           В формировании здорового образа жизни помогает внеклассная работа: проведение научно-практических конференций по данной теме, бесед, игр; занятий в кружке «Химия вокруг нас», а также для старшеклассников элективный курс «Биохимические основы физической культуры и спорта».

           Все это позволяет показать связь химии с другими областями знаний и с повседневной жизнью. И если вооружить ребенка экологическими знаниями, то мы сможем повлиять и на состояние окружающей среды. И я стараюсь на уроках и различных дополнительных занятиях дать учащимся знания, практические умения и навыки рационального природопользования, способности оценить состояние природной среды и принимать правильные решения по ее улучшению.

           Большую часть нового материала на уроке я даю в виде схем, опорных конспектов, таблиц, что позволяет рационально использовать время на уроке, сочетать учебную и физическую нагрузку. Дома ребенку остается лишь «расцветить» изучаемый вопрос дополнительной информацией из различных источников и закрепить, выполняя соответствующее творческое задание.

           Учащиеся с удовольствием составляют презентации по различным темам к урокам, классным часам, внеклассным мероприятиям и в том числе по ЗОЖ, отбирая нужный материал, они думают, анализируют, сопоставляют информацию, что заставляет их задуматься о своем здоровье и сделать, я надеюсь, правильный выбор.

            После экскурсии на завод Coca-Cola и ряда публикаций в газетах и журналах была создана презентация, с которой учащиеся выступали на научно-практической конференции в школе, на классных часах и родительских собраниях. Получили много положительных отзывов. По словам самих учащихся, они стали пить газированные напитки меньше.

              Элективный курс по биохимии помогает объяснить спортсменам, да и не только, что человеческий организм это единое целое, и только комплексный подход к организму позволит достичь больших результатов и в спорте, и в учебе.  

              А для этого необходимо знать, что ты ешь и зачем. У Игоря Губермана есть такие строки:

   «Ешьте много, ешьте мало, проявляйте гуманизм,

 И не суйте, что попало в безответный организм».

             Природа создала все, чтобы человек был здоров и счастлив. Деревья, яркое солнце, чистую воду, плодородную почву. И нас, людей, − сильных, красивых, здоровых, разумных. Человек рождается для счастья, и поэтому нет места в его душе для злого духа и низменного порока. Нам доверено самое дорогое ─ ДЕТИ. Поэтому сохраняя их здоровье и свое, мы сохраняем радость жизни.

Храброва Татьяна Владимировна – учитель высшей категории,

ГБОУ СОШ № 456, Колпинского района Санкт-Петербурга.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе

 1.     Концепция здоровьесберегающего образования.2.     Понятие «здоровье» как основополагающее в характеристике данного типа образовательных технологий.3.     Культура здорового образа жизни личнос...

Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе

План1.   Концепция здоровьесберегающего образования.2.   Понятие «здоровье» как основополагающее в характеристике данного типа образовательных технологий.3.   Культ...

Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе

Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе с применением современных информационно -коммуникационных технологий...

Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе

Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе...

Доклад "Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе".

ДОКЛАД  Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе.(на августовском семинаре учителей физической культуры)...

Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе

Статья содержит материал о здоровьесберегающих технологиях, применяемых в учебном процессе. Поможет строить воспитательный процесс с учетом особенностей каждого ученика и его физических возможностях. ...

Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе как фактор формирования активной жизненной позиции

Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны зан...