«Развитие концептуальных подходов к повышению роли книги в образовательной и научно-исследовательской деятельности»
статья на тему

Совершенствование информационной культуры работников образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_publikatsiyu.docx20.38 КБ

Предварительный просмотр:

      Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение              средняя общеобразовательная школа №88                                       Калининского района Санкт-Петербурга

Совершенствование информационной культуры работников образования

Публикация на тему:

«Развитие концептуальных подходов к повышению роли книги в образовательной и научно-исследовательской деятельности»

Работу выполнили:

Гладких Евгения Александровна,

учитель русского языка и литературы;

Румянцева Инна Анатольевна,

Заведующая библиотекой

2014 год

       

 В «Древнерусском сборнике XII в.» написано:

 «Подобны бо суть книги глубине морской, в неё же поныряющие выносят бисер драгой.» И так же: «Ум без книг, словно птица бескрылая. Как она взлететь не может, так же и ум недомыслится совершенного разума без книг».

              Перед школой, педагогами, школьной библиотекой встала задача: выработать совместно концептуальные подходы  к повышению роли книги в образовательной и научно-исследовательской деятельности. Это должна быть единая система взглядов, единая точка зрения на эту важную проблему: как «приохотить» учеников, их родителей к чтению.

              Каковы же концептуальные подходы к повышению роли книги в нашей школе? Именно художественная литература способствует накоплению образов, расширяет эмоциональный опыт ребенка, помогает воспринимать научные знания других  учебных дисциплин.

           В такой концепции литература является интегрирующим предметом. Благодаря чтению, общению с искусством, анализу художественных текстов, создаются условия для лучшего усвоения других школьных предметов.

           «Живое знание строится на связи науки и искусства. Искусство порождает другое знание. Оно сохраняет мир целостным». (Зинченко В.П. Мысль и слово Густава Шпета. М.: УРАО, 2000, с.208).

              К сожалению, учебники ориентированы на формирование понятийного мышления, образная природа литературы не отражается ни в методических пособиях, ни  в общих задачах преподавания литературы.

             А ведь литература формирует понимание ребенком окружающего мира его национальное самосознание, эстетически развивает. В основе нашей концепции лежат требования Федерального Государственного Образовательного Стандарта второго поколения по литературе, которые констатируют: литература – одна из главных учебных дисциплин, которая формирует духовный облик сегодняшнего ученика, воспитывает в нём нравственные принципы.

             Важное значение имеет связь классической литературы с современной, необходимо формировать интерес к чтению, развитию устной и письменной речи, освоение текстов произведений, научить использовать приобретенные знания на уроках, в научно-исследовательской деятельности.

            Это прежде всего, конечно, урок, на котором должно звучать слово учителя о книгах, не только учебных, но и о расширяющих школьную программу. Этому способствуют литературные композиции, уроки по внеклассного чтению, литературные гостиные и конкурсы.

             Учителями начальной школы проводятся занятия по формированию смыслового чтения. Это «Диалог с текстом», «Учимся задавать вопросы», соревнования-конкурсы по аналогии с передачами «Умники и умницы», «Что? Где? Когда?», «Сочиняем сказку». Эта работа нравится учащимся. По итогам оформляется стенд по сказкам с иллюстрациями. Это может быть «Старая сказка на новый лад», «Сказка наоборот», «Салат из сказок», «Сочинение волшебной сказки» по законам Дж.Родари.

            Литературные конкурсы в школе, районе привлекают учащихся со 2 по 11 класс.

            Работая в тесном контакте с библиотекой, используя её фонды, помощь в подборе литературно-критического материала, периодики,  учащиеся активно участвуют в них. Два года мы принимаем участие во Всероссийском детском конкурсе «Святые заступники Руси»: это был «князь Владимир – Солнце Руси», в этом году исполняется 700 лет со дня рождении Сергия Радонежского и вновь учащиеся 6 – 10 классов создают серии рисунков, пишут эссе и рефераты о жизни Сергия Радонежского.

            Вызвали большой интерес  Лихачёвские чтения «Знать  и охранять историю  четвёртое, очень важное измерение», наши ученицы 10-го класса заняли первое место в номинации «Сочинения», ученик 8-го класса – первое место в номинации «Творческая работа». Учитель русского языка и литературы Малыгина Ольга Николаевна выступала с докладом на тему: «Они живы, пока их помнят». Это урок мужества о воинах-афганцах.

             В прошлом году 10 «А» класс был приглашён на форум «Идеи Д.С.Лихачева и современность», так как наши учащиеся активно участвуют в этом конкурсе по комплексу предметов «Гуманитарные и социальные науки». Заслуживает внимания тематика работ наших учащихся: «Романтический пейзажный парк в поэзии и живописи», «О развитии культуры малых городов», «Об искусстве малых народов (Республика Саха)», «Надо любить учиться…» и др.

              У учащихся велик интерес к политической жизни Отечества, к миру социальных отношений, к роли человека в нашем, меняющемся обществе, к культурно-информационной среде общественной жизни. Этому способствует и школьное телевидение.  Один раз в месяц проводится телепередача о жизни школы, где наряду с самыми важными событиями обязательно есть литературная страничка: это обзор поступившей литературы, рецензия учащегося на новую книгу, рекомендации ее прочитать, приглашение участвовать в литературных конкурсах, выпуске газеты, занимательные викторины.

              Так вместе с библиотекарем, учителями литературы и технологии мы приняли участие во Всесоюзном конкурсе, проводимом Пушкинским домом «Одежды легкие, как дым. Литературные платья». И все вместе мы создали наряды для литературных героинь в точном соответствии с описанием автора, соблюдая технологии моделирования и портняжного искусства. Это были платья для героинь романов Л.Толстого и  И.С.Тургенева.

                Мы убеждены, что тесное взаимодействие библиотеки и учителей разного цикла даёт ощутимые результаты в развитии личности учащихся. В межрегиональном конкурсе в городе Тамбове «Подвиг души и духа («Жизнь архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого как пример служения бога и людям»)) ученица 10 класса получила диплом 2 степени, и это почётно, так как в основном участниками были тамбовские школьники.

           Конкурсы переводов, рисунков национальных костюмов, праздники этнокалендаря – все это методы воспитания толерантности; создаётся атмосфера сотрудничества, сопричастности к культуре Петербурга, знакомства русских ребят с национальным искусством.

            В нашей школе учатся дети разных национальностей. Как привлечь их к изучению русского языка и литературы, как заинтересовать классикой? Учителя вместе с библиотекарем решили, что надо помочь им не только не забыть родной язык, но и плодотворнее, результативнее они будут учиться, если займутся переводами с русского на родной. С родного на русский. Мы подбирали книги, стихи, сказки, делали подстрочник, помогали в правке  текстов. И это сыграло огромную роль в развитии интереса к русскому языку, к литературе, в воспитании толерантности.

           Участие в конкурсах «Море чернил», «Дыханье города – сады…», «Чудо сотворчества: от образа литературного к образу зримому» не только знакомит учащихся с историей и культурой Санкт – Петербурга, но и развивает у них чувство гордости за свой город, бережное отношение к его культурному наследию. Стихи, рассказы, эссе, лирические миниатюры, стихотворения в прозе – все  это развивает творческий потенциал ребенка, Такие конкурсы проводит Центральная детская библиотека района. Она главный помощник в привлечении ребят к чтению, к участию в литературных праздниках, конкурсах, творческих встречах с писателями. Пример тому недавно прошедший: конкурс чтецов «Живая классика», который вызвал интерес у большинства учащихся 6-х классов.

            В нашей школе библиотека всегда была и есть в центре учебной и воспитательной работы. И всегда была главным в повседневной  часто незаметной, кропотливой работе библиотекарей,  стремлении приобщить ребенка к книге, раскрыть красоту и полезность чтения для формирования его личности, отношения к другим людям, создать при библиотеке своеобразный клуб любителей чтения, тем более в нашей библиотеке.

           Именно библиотека становится часто той стартовой площадкой, откуда учащиеся совершают свой первый самостоятельный шаг в науку, в создании проектов и исследовательских работ, в участии конкурсов не только городских, но и во всесоюзных и международных.

         В школе 7-й год существует ученическое научное общество, за эти годы каждый второй ученик, начиная со 2 класса, выступал с исследованием, докладом, презентацией.

          Это всегда большой праздник Науки. Приобщение учащихся к научно-исследовательской деятельности развивает познавательную активность и самостоятельность личности, способствует приобретению  разнообразных умений, развивает логику, креативный потенциал.        

           Чтоб воспитать сильного, умного, благородного человека, гармонично развитую личность, необходимо верить учителям и библиотекарям в то, что общая их работа посеет в душах учащихся любовь  к книге, понимание, что она содержит Красоту и Знание.

          И вспомним Н.К. Рериха советовал: «Откройте в школах пути к творчеству, к великому искусству. Замените пошлость и уныние радостью и прозрением. Развивайте инстинкт творчества с самых малых лет ребенка. Уберегите его от гримасы жизни. И дайте ему счастливую, смелую жизнь, полную деятельности и светлых достижений…». И поможет в этом книги, живопись, музыка.

             Таким образом в основе работы педагогического коллектива  по развитию интереса к чтению, любви к книге лежит деятельный характер обучения, позволяющий формировать ключевые компетентности, как наиболее выработанные способы действия, способности и умения, необходимые учащимся в учёбе и повседневной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа научно - исследовательской школы "ЮнИс" МБОУ ДОД ЦРТДиЮ г. Тимашевска

Программа предназначена для одаренных детей. Занятия ведутся в летнее каникуларное время и имеют эколого - биологическую направленность....

«Повышение роли обучающихся в образовательном процессе с целью мотивации познавательной деятельности».

Цель: Формирование активности обучающихся, самостоятельности, личной инициативы и творчества, повышение качества учебно-воспитательного процесса.Реализации поставленной цели способствует решение следу...

Результаты научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся

Здесь представлены результаты научо-исследовательской и проектной деятельности обучающихся...

Результаты научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся (по предмету): научно-практические конференции, семинары и др.

Результаты научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся (по предмету): научно-практические конференции,семинары и др....

Роль школьного музея в организации научно – исследовательской деятельности школьников

Школьный музей играет огромную роль в воспитании у подрастающего поколения таких качеств, как гражданственность и патриотизм, способствует развитию их гражданской компетентности, самостоятельности. По...