«Эффективность использования интерактивных методов обучения на уроках русского языка: возможности интерактивной доски» (из опыта работы)
статья по теме

Булыгина Наталия Владимировна
 
Одной из главных задач на уроке остаётся формирование у обучающихся прочных знаний, умений и навыков. Её решению способствуют возможности интерактивной доски, позволяющие сочетать традиционные и инновационные приёмы обучения русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_-_kopiya.docx54.88 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Пречистенская СОШ

ДОКЛАД

 

«Эффективность использования интерактивных методов

обучения на уроках русского языка:

возможности интерактивной доски»

(из опыта работы)

Автор: Булыгина Наталия Владимировна,

учитель русского языка и литературы

МОУ Пречистенской СОШ

Первомайского района, Ярославской области

Пречистое, 2015 г.

ВВЕДЕНИЕ

Термин «активные методы и формы обучения» в педагогической практике применяется давно. Он объединяет группу педагогических технологий, достигающих высокого уровня активности учебной деятельности учащихся. В последнее время получил распространение ещё один термин – «интерактивное обучение». Современная наука об образовании приблизилась к тому моменту, когда возникла потребность в создании педагогических технологий, которые обеспечивают самое главное в образовательном процессе – развитие личности каждого учащегося, его активности. Необходимо создавать такие условия обучения, при которых учащийся стремился бы получить новые результаты своей работы и в дальнейшем успешно применить их в практической деятельности. На сегодняшний день мы не можем не задумываться над тем, что ожидает наших учащихся. Известно, что будущее потребует от них огромного запаса знаний не только по выбранной специальности, но в области современных технологий. Сегодня большинство предложений о работе требуют минимальных компьютерных знаний, поэтому очень важно при обучении школьников учитывать то, что современные информационные технологии приобретают первостепенное значение.

Одной из главных задач на уроке остается формирование у обучающихся прочных знаний, умений и навыков. Ее решению способствуют возможности интерактивной доски, позволяющие сочетать инновационные и традиционные приемы обучения русскому языку. Доска, мел, карточки с заданиями и бумажные плакаты – это составляющие части педагогических технологий, которые были хороши в прошлом. Наши дети, выросшие в компьютеризированном мире, ждут от современного учителя другого подхода. Современная школьная доска должна быть интерактивной – к этому выводу приходит каждый, кто сталкивается с все возрастающими требованиями к организации и информационному наполнению процесса школьного обучения.

Интерактивные доски на практике оказываются значительно эффективнее традиционных школьных досок или проекторов. За счет того, что материал подается в интерактивном режиме, существенно улучшается коммуникативное взаимодействие с учениками, что позволяет быстрее и эффективнее доводить до них информацию. Соответственно, улучшается и качество образования. Мотивация и вовлеченность учащихся на занятии увеличивается. Работа с интерактивными досками существенно помогает в образовательном процессе. Использование интерактивной доски на уроке не только помогает увлечь школьников интересным материалом, но и позволяет самому учителю по-новому взглянуть на преподаваемый предмет.

Цель исследования состоит в разработке условий для повышения познавательной активности и качества обученности обучающихся через применение эффективных средств обучения.

Новизна работы заключается в практическом применении на уроках русского языка методов и приёмов интерактивного обучения.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи исследования:

  • проанализировать состояние проблемы использования интерактивных методов обучения в теории и практике обучения русскому языку;
  • определить условия повышения эффективности развития школьников посредством использования интерактивных методов обучения русскому языку;
  • изучить и внедрить в учебный процесс интерактивные средства обучения;
  • организовать учебный процесс с использованием интерактивных средств обучения, активизирующих познавательную деятельность, индивидуальные способности через проектную и исследовательскую деятельность, использование ИКТ;
  • выявить возможности активизации познавательной деятельности обучающихся;
  • развить умения и навыки работы в сотрудничестве, коммуникативные умения, презентационные умения и навыки.

Гипотеза: повышение познавательной активности и качества обученности обучающихся зависит от применения эффективных средств обучения.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в школе.

Предмет исследования: применение интерактивных методов обучения и ИКТ на уроках русского языка.

 Ожидаемые результаты:

  • для учителя: возможность реализовать новые формы, методы обучения и организовать совместную деятельность учащихся и учителя.
  • для обучающихся: сформированность познавательной активности; готовности к саморазвитию; овладение новыми компетенциями; умение эффективно взаимодействовать, появление новых возможностей для творчества.
  • для родителей: возможность участвовать в процессе обучения, контролировать уровень успеваемости, участвовать в совместной деятельности.

Практическая значимость: материалы данного исследования могут быть использованы учащимися для получения дополнительных знаний по русскому языку, учителями - при организации учебно-воспитательного процесса.

Информационно-коммуникационные технологииоткрывают    новые  перспективы  и  возможности  для обучения.  Использование  компьютерных  программ,  анимаций, флипчартов, интерактивной доски, видеороликов позволяет увидеть то, что на обычном уроке невозможно. Они позволяют  сделать  урок    наглядным  и  интересным.  

Использование ИКТ  позволяет  представить  информацию  в  наиболее привлекательном  виде, быстро проверить степень усвоения программного материала,   систематизировать   богатый   информационный   материал, обеспечить индивидуализацию и дифференциацию обучения.

 Урок с использованием интерактивной доски – это информативно, интерактивно. Экономит время учителя и ученика, позволяет ученику работать в своем темпе, позволяет учителю работать с учеником дифференцированно и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения. Применение  компьютеров  эффективно  на  всех  стадиях  педагогического  процесса. Такой  подход  позволяет  индивидуализировать  процесс  обучения.

Работа с интерактивными досками делает любое занятие динамичным, благодаря этому можно заинтересовать учащихся уже на начальном этапе урока. Преподаватель может, к примеру, написать на доске задания или вернуться к предыдущему материалу, чтобы проверить, как учащиеся его усвоили. Исследования показали, что работа с интерактивными досками улучшает восприятие материала учащимися. Интерактивные доски, используя разнообразные динамичные ресурсы и улучшая мотивацию, делают занятия увлекательными и для преподавателей, и для учеников. Правильная работа с интерактивной доской может помочь преподавателям проверить знания учащихся. Правильные вопросы для прояснения некоторых идей развивают дискуссию, позволяет ученикам лучше понять материал. Управляя обсуждением, преподаватель может подтолкнуть учащихся к работе в небольших группах. Интерактивная доска становится центром внимания для всего класса. А если все материалы подготовлены заранее и легко доступны, она обеспечивает хороший темп урока.

Работа с интерактивными досками предусматривает простое, но творческое использование материалов. Файлы или страницы можно подготовить заранее и привязать их к другим ресурсам, которые будут доступны на занятии (аудио и видеозаписи, интернет и др.). Преподаватели говорят, что подготовка к уроку на основе одного главного файла помогает планировать и благоприятствует течению занятия.  Главное условие успешного обучения – способность учителя постоянно совершенствовать современный урок, находить новые подходы, приемы обучения учащихся, позволяющие повышать познавательный интерес к изучаемому предмету, повышать качество знаний учащихся.  

Все учителя, которые начали работать с интерактивными досками, отмечают повышение интереса учащихся. Интерес в широком смысле слова – это направленность личности на изучение всего нового, овладение умениями, приобретение различных навыков. Формирование у учащихся устойчивого активного интереса относится к ключевым проблемам современной дидактики.

Интерактивная доска – одно из самых современных средств обучения в школе, технология работы с которой сегодня активно осваивается учителями самых разных школьных предметов.

В своей работе для оптимизации учебного процесса на базе новых информационных технологий я по-разному применяю компьютер: на уроках,  во внеклассной работе по русскому языку и литературе, в исследовательской работе и как классный руководитель.

Я считаю, что использование интерактивной доски не обязательно на каждом этапе урока, что обусловлено спецификой предмета «русский язык». В зависимости от темы, типа урока, поставленных целей обращаюсь к возможностям интерактивной доски лишь тогда, когда эффективность и целесообразность такой работы очевидна и дает результат. Я применяю компьютер с интерактивной доской на всех этапах процесса обучения. При этом для ребенка интерактивная доска выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, игровой среды.

Практика показала, что урок с использованием интерактивных технологий, должен иметь четкий план и структуру, достигать определенных целей и результатов. Все это помогает учащимся лучше усвоить материал и соотнести его с тем, что они уже знают.
        Для  уроков чаще создаю или нахожу в интернете мультимедийные презентации и флипчарты, содержащие краткий текст, основные схемы, рисунки, аудио и видеофрагменты, которые впоследствии систематизирую по темам, т.е. создаю собственную мультимедийную коллекцию.

Я считаю, что эффективно применение интерактивной доски  на этапе объяснения нового материала. Это дает возможность учитывать возрастные и психологические ребенка, позволяя каждому ученику в соответствии с его ведущим каналом восприятия (аудиал, кинестетик, визуал) выбрать ту форму задания, с помощью которой он быстрее и легче овладеет учебным материалом.  

Теоретический материал параграфа  представляю в виде схем, таблиц.

 Визуальная информация, самостоятельное составление схемы или заполнение таблицы формирует умение обучающихся анализировать, выделять главное, обобщать, лаконично излагать мысли. Развиваются слуховая, зрительная и моторная виды памяти.

Учителя русского языка знают, как сложно дети запоминают словарные слова. В этой работе  также помогает  интерактивная доска. На экран я вывожу словарное слово  для запоминания правописания, дается его этимология, лексическое значение (можно представить несколько вариантов значений, и ученик сам входе логических размышлений выбирает правильное). Затем ученики  составляют словосочетания как самостоятельно в тетради, так и на доске, записывают однокоренные слова. В конце изучение темы даю словарный диктант («орфографическая пятиминутка»), который так же вывожу на экран.

Учащиеся записывают слова, вставляют пропущенные буквы, потом проходит взаимопроверка с выставлением результатов в оценочные листы. Оформление словарных слов как гиперссылки позволяет создать словари различных видов: тематический,  орфографический, орфоэпический. Работу по созданию страниц в таких словарях  поручаю и детям в качестве индивидуального дифференцированного домашнего задания. Это повышает мотивацию к изучению предмета, активность на уроке.

Орфографическая и пунктуационная работа – самая главная на уроках русского языка. Этот вид деятельности тоже можно разнообразить с помощью интерактивной доски. На экране высвечивается заранее подготовленный «текст с дырками». К доске вызывается ученик, который выполняет поставленное перед ним задание. В это время класс занят другим видом деятельности. Выполнивший работу ученик «выбирает» себе «учителя-ученика», который проверяет работу и выставляет оценку.

Часто на уроках использую различные инструменты: примечания, указатели, часы. Например, на уроке «Деепричастие в речи» предлагаю ученикам расставить запятые, сделать вывод и, открыв примечание флипчарта, проверить себя. Игровые моменты с использованием инструмента «Часы», «Кто быстрей и правильней…» нравятся учащимся всех классов. Циферблат выводится на доску, после заданного времени раздается бой курантов, флипчарт меняется, либо закрывается шторкой, т.е. дальнейшее выполнение задания невозможно.

Хороший помощник доска и на уроках развития речи. Ребенок при работе с интерактивной доской не только видит и воспринимает, он переживает эмоции. На уроках подготовки к сочинению демонстрирую репродукции картин известных художников, осуществляю подбор рабочих материалов (слова, словосочетания), включаю музыку в качестве фона.

Наглядная, всегда находящаяся перед глазами информация помогает сосредоточить внимание на ключевых моментах и активно задействовать зрительную память. При работе над сочинением-описанием создаю флипчарты, где помещаю отрывки из художественных произведений с пропусками. Прочитав предложение, дети должны подобрать соответствующее слово.

Возможности интерактивной  доски я использую и на этапе контроля. Создаю сама тематические тесты или использую коллекцию ЦОРов.

Преимущества тестового контроля: объективность оценки, достоверность информации, надежность, дифференцирующая способность, реализация индивидуального подхода в обучении, сравнимость результатов для разных групп учащихся по разным программам, учебникам.

Недавно я стала осваивать компьютерное тестирование с помощью AKTIVOTE (радиопультов). Тесты создаю в вариантах именованного, анонимного режимов, ответы программирую, смену слайдов настраиваю  на автоматический переход через определенный интервал времени.Практика показала, что такой вид деятельности повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников. Считаю: тестирование с использованием компьютерных средств является очень удобным, эффективным, объективным видом контроля.

Так как у нас в школе  в каждый кабинет проведен Интернет, я использую и его. Особенно помогают в работе ЦОРы.

 Это ресурс позволяет мне выстроить с учащимися  и учебную проектную деятельность, быстро и качественно подготовиться к любому, уроку, используя  готовые уроки, тесты-тренажеры, медиатеки, энциклопедические и справочные коллекции, словари.

 Её применение было бы неэффективным без интерактивной доски. Работая с интерактивной доской, я использую не только готовые электронные ресурсы, но и созданные собственноручно.

Использование ИКТ позволяет дифференцированно подходить к каждому ребёнку. Уверенные в своих знаниях ученики быстро справляются с основным заданием, получают право выполнить упражнение с помощью компьютерного тренажёра и услышать или увидеть заслуженное «отлично». Сильный ученик выполняет компьютерное задание без подсказки, а менее подготовленный имеет возможность воспользоваться помощью компьютера. Следует отметить, что средние и даже слабые ученики неплохо справляются с заданием компьютера. Если за традиционную проверочную работу обучающийся получает «3» или «2», то упражнение тренажёра на эту же тему, как правило, выполняет на балл выше.

В 5 классе на уроках русского языка я провела небольшой эксперимент. На каждом уроке по теме «Имя существительное» применяла мультимедийные средства обучения: компьютерную презентацию, флипчарты, аудио и видеоматериалы, интерактивную доску.  А тему «Имя прилагательное» изучалис использованием традиционных методов и приёмов. Контрольные работы (в том числе и тесты) одинаковые по уровню сложности показали, что уровень усвоения темы с использованием  информационно-коммуникационных технологий обучения гораздо выше. Уроки русского языка с использование интерактивной доски оказались более эффективны. Результаты работы по данной проблеме прослеживаются в диаграммах, которые подтверждают эффективность данного опыта.

Эффективность предлагаемого опыта подтверждает и результат школьного этапа Всероссийской олимпиады школьниковпо русскому языку в 2011-20014 году и итоговая аттестация обучающихся  9-х классов в 2014-2015 учебном году.

Исходя из результатов анкетирования, я пришла к выводу, что учеников привлекает новизна проведения подобных уроков. В классе во время уроков создаётся обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли «своими словами», они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу. Учащиеся самостоятельно работают с учебной, справочной и другой литературой по предмету, у них появляется заинтересованность в получении более высокого результата, готовность и желание выполнять дополнительные задания, повышается самооценка. Таким образом,  очевидны преимущества использования интерактивной доски на уроках русского языка:

  • доска позволяет создавать и совершенствовать собственные коллекции материалов к урокам;
  • позволяет существенно экономить время на различных этапах урока. Это весьма актуально в условиях интенсивного обучения, где дефицит времени ощутим;
  • интерактивная доска дает возможность многократно использовать подготовленный материал: при объяснении нового материала; при проверке домашнего задания и тематическом повторении;
  • оперативный контроль ЗУН и наличие обратной связи;
  • доска позволяет создавать и совершенствовать собственные коллекции материалов к урокам.
  • цифровые ресурсы интерактивной доски увлекают, поэтому учащиеся более внимательны на уроках;
  • использование интерактивной доски стимулирует активность учеников на уроках, усиливается процесс запоминания и повторения.

При использовании интерактивной доски обычный урок становится более эффектным, повышается динамичность урока, открывается возможность видеодействия, возможность оперативного получения информации. Обучение с помощью интерактивных досок существенно отличается от привычных методов преподавания, хотя основы успешного проведения занятия одни и те же.

Любое занятие, в том числе и с использованием интерактивных технологий, должно иметь четкий план и структуру, достигать определенных целей и результатов. Все это помогает учащимся лучше усвоить материал и соотнести его с тем, что они уже знают. Интерактивное творчество учителя и ученика безгранично. Важно только умело направить его для достижения поставленных учебных целей. Таким образом, работа с интерактивной доской побуждает учителя к поиску новых подходов в обучении, что способствует его творческому и профессиональному росту.

Заключение

Интерактивное обучение повышает мотивацию участников в решении обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников, побуждает их к конкретным действиям. Думаю, не может не впечатлять, что в интерактивном обучении каждый успешен, каждый вносит свой вклад в общий результат групповой работы, поэтому процесс обучения становится более осмысленным и увлекательным.

Кроме того, интерактивное обучение формирует способность мыслить неординарно, по-своему видеть проблемную ситуацию, выход из нее; обосновывать свои позиции, свои жизненные ценности; развивает такие черты, как умение выслушивать иную точку зрения, умение сотрудничать, вступать в партнерское общение, проявляя при этом толерантность по отношению к своим оппонентам, необходимый такт, доброжелательность к участникам процесса совместного нахождения путей взаимопонимания, поиска истины.

При интерактивном обучении педагог выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации; центральное место в его деятельности должен занимать не отдельный учащийся как индивид, а группа взаимодействующих учащихся, которые стимулируют и активизируют друг друга.

Систематическое проведение уроков русского языка с использованием интерактивных методов и ИКТ даёт возможность сделать вывод о том, что задача развития творческих способностей учащихся успешно решается. Одним из главных достижений педагогической деятельности считаю создание на уроке ситуации успеха, что позволяет активизировать развитие творческих способностей, стимулировать их проявление, а также способствовать повышению результатов обучения учащихся.

Использование интерактивных методов обучения, современных информационных технологий, применение исследовательской и проектной деятельности учащихся повышает познавательную активность обучающихся, расширяет творческие возможности учителя и учащихся, стимулирует к усвоению сложных тем, делает процесс обучения ненавязчивым, интересным и продуктивным. Кроме того, мои обучающиеся активно участвуют в конкурсах, олимпиадах, проектах и исследованиях, в экспериментальной деятельности, дают положительную динамику качественной успеваемости.

Задачи, поставленные в начале работы, достигнуты, изучены и внедрены в учебный процесс, выявлены возможности активизации познавательной деятельности обучающихся при обучении русскому языку; организован учебный процесс с использованием эффективных средств обучения, активизирующих познавательную деятельность с использованием ИКТ.

Использованная литература

  1. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе – М.: Просвещение, 2003г.
  2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. – М.: Академия, 2002. – 320с.
  3. Ваганова Н.А. Изучение особенностей проявления творческого потенциала школьников.
  4. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – С.-Пб.: Союз, 2002.
  5. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М.: Педагогика, 1986. – 230с.
  6. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер, 2000.
  7. Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении – М.: Знание, 1960г. 162с.
  8. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. – М.: Педагогика, 1990.
  9. Ковалева Т.М. Инновационная школа: аксиомы и гипотезы. – М.: Издательский дом Российской академии образования, 2003.
  10.  Лордкипанидзе Д.О. Принципы организации и принципы обучения. М., 1957.
  11.  Моляко В.А. Психологические проблемы творческой одаренности.//Киев. Знамя. 1995.
  12.  Нестандартные задания на уроках русского языка.// Русская словесность. №5, 2000, стр.16-19.
  13.  Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров – М.: Издательский центр "Академия", 2004
  14.  Сухомлинский В.А. О воспитании – М.: Просвещение, 1975г.
  15.  Ушинский К.Д. О наглядном обучении. – И Чучин-Русов А.Е. Образование и культура // Педагогика, – 1998г. №1 с12.
  16.  Шаталов В.Ф. Точка опоры. – М.: Педагогика, 2007г.-160с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интерактивных методов обучения на уроках русского языка и литературы с целью развития творческих способностей учащихся

Интерактивные методы ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения....

"Работа в малых группах как интерактивный метод обучения на уроках русского языка и литературы"

Статья посвящена групповой форме работы с учащимися и методам обучения в сотрудничестве....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

 В статье рассматриваются основные виды интерактивных методов и приёмов обучения, раскрывается  содержание понятия «интерактивные методы». Обобщается практический оп...

Использование интерактивных методов обучения на уроках русского языка и чтения в специальных ( коррекционных) общеобразовательных школах VIII вида.

В данной статье автор останавливается на следующих вопросах: роль интерактивных методов обучения  во время работы с детьми с нарушением интеллекта, признаки интерактивног...

мастер-класс "Использование интерактивных методов обучения на уроках русского языка при подготовке к ЕГЭ"

Мастер-класс  "Использование  интерактивных  методов обучения на уроках русского языка при подготовке к ЕГЭ"...

"Использование активных и интерактивных методов обучения на уроках русского языка и чтенияв 4-9 классах ООШ, осуществляющей деятельность по АООП"

Сообщение было заслушано на видеоконференции со специалистами ИКП РАО и Министерства Просвещения РФ...