Реализация деятельностного подхода на уроках математики в 5,6 классах средствами УМК "Сферы"
статья на тему

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл maksiyn.docx24.88 КБ

Предварительный просмотр:

Максиян Ольга Валерьевна,

МОУ Снежногорская СОШ, Зейский район

РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 5,6 КЛАССАХ СРЕДСТВАМИ УМК "СФЕРЫ"

Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения предъявляют новые требования к учебному процессу. Основой ФГОС является системно-деятельностный подход, а механизмом развития личности обучающегося – формирование системы универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающей развитие способности и готовности учиться.

Новые цели и задачи современного образования диктуют необходимость использования новых учебно-методических комплексов.

В 2013 году МОУ Снежногорская СОШ стала пилотной по внедрению ФГОС второго поколения на основной ступени образования.

Для преподавания математики в 5 классе было принято решение выбрать УМК "Сферы". "Линия УМК "Сферы" по математике (5-6 кл.) разработана Е.А.Бунимовичем, В.Г. Дорофеевым, С.В. Суворовой , Л.В. Кузнецовой, С.С. Минаевой и Л.О. Рословой.

К важнейшим методическим особенностям учебников относится:

  • мотивированное и доступное изложение теоретических сведений, способствующее пониманию и осознанности при усвоении материала;
  • деятельностный подход в обучении;
  • целенаправленное обучение приемам и способам рассуждений, что позволяет обогатить интеллектуальный багаж школьников, способствует развитию мышления;
  • создание условий для формирования навыков исследовательской деятельности, самостоятельности мышления, творческих способностей;
  • живой и эмоциональный язык, использование современных сюжетов в теории и заданном материале, а так же наличие интересных для учащихся форм подачи материала.

УМК для каждого класса включает:

  • учебник - функции которого - предъявление содержания и  идеологии курса;
  • задачник, основное назначение которого- создание возможностей для формирования навыков, организации дифференцированного обучения;
  • тетрадь-тренажер, предназначенную для целенаправленного формирования познавательной учебной деятельности;
  • тетрадь-экзаменатор, содержащую материал для тематического и итогового контроля знаний учащихся;
  • электронное приложение к учебнику, выполняющее целый ряд важных функций, включающее различные типы учебных цифровых объектов;
  • методическое пособие для учителя, раскрывающее содержание, основные методические идеи курса и содержание рекомендации по планированию и организации учебного процесса[1]."

Реализацию деятельностного подхода средствами УМК "Сферы" раскрою  на примере урока "открытия" нового знания.

 Первый этап урока- мотивация (самоопределение)  к учебной деятельности. "С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно: 1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”); 2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”); 3) устанавливаются тематические рамки (“могу”)[2]."

Для включения обучающихся в учебную деятельность использую эпиграф, девиз к уроку в стихотворной форме или высказывание о математике великих людей. Обучающиеся читают, высказывают свое понимание, переключаются на учебную деятельность.

Второй этап урока - актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии. "На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения[2]." Здесь я планирую повторение учащимися знаний, умений и навыков, которые необходимы и достаточны для изучения нового материала. Хорошим помощником на этапе актуализации знаний является задачник, который обеспечивает полноценную систему упражнений для проведения мыслительной гимнастики. Количество заданий предлагаю небольшое, чтобы не затягивать этап и не рассеивать внимание обучающихся. Задание для пробного действия даю одинаковое, чтобы каждый попробовал его выполнить и зафиксировал индивидуальное затруднение.

Третий этап урока - выявление места и причины затруднения." Этот этап считается самым трудным как для учителя. так и для учащихся. Чтобы помочь учащимся выявить место затруднения, можно задавать вопросы: какое задание выполняли? каким способом? что делали сначала, потом? где возникло затруднение? Для выявления причины затруднения задаются вопросы типа: почему здесь возникло затруднение? чем это задание отличается от предыдущих? В итоге на данном шаге учащиеся должны понять, "чего они не знают", какого знания им не хватает[2]."

Четвертый этап урока - построение проекта выхода из затруднения. "Ha дaннoм  этaпe yчaщиecя в кoммyникaтивнoй фopме oбдумывают пpoект бyдyщиx учебных действий: ставят цель, согласовывают тему урока,  выбиpaют cпoсoб , строят план достижения цели и определяют средства - алгоритмы, модели, учебник т.д. Этим процессом руководит учитель. На первых порах используется подводящий диалог. Какую цель надо поставить? Как бы вы предложили сформулировать тему урока? Что сделаем сначала? Что сделаем потом? Как вы будите сроить новое правило? Выявление причины затруднения, постановка цели деятельности и построение проекта выхода из затруднения- область рефлексии, то есть обдумывания[2]." На этих этапах учебные пособия УМК не использую, возможно применить учебник в качестве справочника (вспомнить изученное правило, посмотреть формулу).

Пятый этап урока -реализация построенного проекта. "На данном этапе ученики действуют по плану, а учитель при необходимости направляет их с помощью наводящих вопросов[2]." На данном этапе основным помощником является учебник и электронное приложение к учебнику, которое в информационно образовательной среде УМК занимает особое место. "Учебник- центральное пособие комплекта. Основной текст на теоретическом развороте разбит на небольшие содержательные блоки, каждый из которых в комплексе с иллюстрациями и сопровождающим его дополнительным материалом является в определенной мере завершенным информационным фрагментом. Учебник является главным структурным элементом электронного приложения, что позволяет сделать процесс обучения более привлекательным, задействовать различные способы восприятия информации, вследствие чего повышается эффективность учебного процесса в целом. Через разворот учебника, отображаемого на экране монитора, при помощи системы гиперссылок может осуществляться выход на все медиаобъекты, содержащиеся в электронном приложении[3]." Реализуя построенный проект учащиеся чаще всего используют мультимедийные демонстрации, читают текст изучаемого пункта, разбирают образцы решения, читают и делают по алгоритму, фиксируют утверждения, которые необходимо запомнить, делают записи в рабочей тетради. Обязательным условием является возврат к заданию пробного действия. Обучающиеся применяют к нему новый способ.  Итогом данного этапа является фиксация преодоления затруднения.

Шестой этап - первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. "Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия -сначала фронтально, а затем в группах и в парах- решают типовые задания с проговариванием алгоритма решения вслух. Этап сопровождается рефлексией (обдумыванием) того, что делается, как делается и все ли понятно[2]  ." На этом этапе использую задания из учебника, задачника, тетради -тренажера в зависимости от уровня подготовки всего класса и каждого ученика в отдельности.

Седьмой этап урока- самостоятельная работа с проверкой по эталону. "При проведении данного этапа проводится индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном[2]." В этом случае целесообразно использовать задачник, в котором имеется полноценная система упражнений ,  направленная на формирование  и отработку знаний и умений базового уровня.

Восьмой этап урока- включение в систему знаний и повторение."На данном этапе выясняется, в каких известных типах заданий может быть использовано новое знание[2]." Считаю, что переход на этот этап в уроке открытия нового знаний могут осуществить сильные ученики, для остальных учеников целесообразно продолжить формирование нового знания на заданиях базового уровня. Для реализации этого этапа в задачнике и учебнике имеются упражнения повышенного уровня.

Девятый этап- рефлексия учебной деятельности (итог урока). "На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершении соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности. В завершение урока фиксируется неразрешенные затруднения и намечаются перспективы будущей учебной деятельности и согласовывается домашнее задание[2]."

"Приведенная технология деятельностного метода "Школа 2000..." конкретизируется для уроков разных типов в зависимости от их целей[2]." Это уроки "открытия" нового знания, уроки рефлексии, уроки общеметодологической направленности, уроки развивающего контроля. На первых трех типах урока параллельно используются учебник, задачник, тетрадь-тренажер. Урок развивающего контроля подразумевает использование тетради- экзаменатора, содержащую  материалы для тематического и итогового контроля. Учителю предоставляется право выбора формы контроля: контроль с выбором ответа или кратким ответом, контроль с записью решения.

Электронное приложение к учебнику значительно расширяет информационное поле путем вовлечения в учебный процесс широкого набора медиаобъектов. Обучающиеся имеют возможность на уроке и дома открыть на экране компьютера любой разворот учебника, послушать повторно объяснение, посмотреть анимацию, потренироваться на тренажере, проверить себя с помощью тестов. Во внеурочное время на занятиях математического кружка обучающиеся решают задачи исследовательского характера, развивают сообразительность с помощью головоломок и математических игр.

Таким образом, УМК "Сферы" дает возможность в полной мере реализовать деятельностный подход на уроках математики . "Инновационная модель построения УМК, позволяет за счет новых форм организации учебной деятельности и увеличения познавательной активности учащихся усилить ее дидактические возможности.[3]"

Список литературы

  1. Современные подходы к обучению математике в условиях введения ФГОС второго поколения: методические рекомендации/Авт.- сост. А.В.Василенко, Л.В. Филонова. - Благовещенск: Изд-во ГОАУ ДПО Амурский областной институт развития образования,2013.-55 с.
  2. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Мазурина С.Е.Зайцева И.В. Что значит "уметь учиться". – М.:АПК и ППРО, УМЦ "Школа 2000...", 2008.-80 с.
  3. Математика. Арифметика. Геометрия. Поурочное тематическое планирование. 5 класс: пособие для учителей общеобразовт.учреждений / [Л.В. Кузнецова, С.С. Минаева, Л.О. Рослова, С.Б. Суворова]; Рос.акад.наук, Рос.акад.образавания, изд-во "Просвещение".-М.: Просвещение, 2010.-96