Доклад "Опыт внедрения инклюзивного образования в рамках образовательного учреждения"
статья по теме

Богодухова  Ольга Витальевна

В настоящее время в Российской Федерации дети-инвалиды составляют, по разным оценкам, от 1,5 до 4,5 % детского населения. По мнению экспертов, с каждым годом эта цифра будет увеличиваться. Основным элементом реабилитации детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) является их обучение.

В материале представлен опыт реализации инклюзивного образования в рамках урока.

Доклад был представлен на X Всероссийской научно-практической конференции "Российское образование в XXI веке: проблемы и перспективы" и отмечен дипломом как лучший научный доклад (19.11.2015г.)

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Ольга Витальевна Богодухова

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №17»

г. Анжеро-Судженска Кемеровской области

В настоящее время в Российской Федерации дети-инвалиды составляют, по разным оценкам, от 1,5 до 4,5 % детского населения. По мнению экспертов, с каждым годом эта цифра будет увеличиваться. Основным элементом реабилитации детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) является их обучение.

В последнее время на смену традиционным (коррекционному, надомному, интеграционному) формам обучения детей с ОВЗ пришло инклюзивное образование. Оно является наиболее перспективным, так как обеспечивает доступность образования и исключает любую дискриминацию детей с ОВЗ.

С 2014-2015 учебного года проблема инклюзивного образования для нашей школы стоит очень остро: в результате реструктуризации была присоединена МКС(К)ОУ  " С(К)ОШ № 29  VII  вида". Таким образом, в классах оказалось по 3-4 ребёнка с ОВЗ, что потребовало изменений в подходах к планированию, организации и проведению учебных занятий.

Сложность заключается в том, что группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна.   В неё входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы. Учителю важно понимать и принимать каждого ребёнка, учитывать его индивидуальные особенности, структуру дефекта.

Педагог, работающий в инклюзивных классах, должен организовать пространство кабинета таким образом, чтобы оно было максимально комфортным для учащихся:

  • мебель в кабинете должна быть расставлена так, чтобы дети с нару-

шением движения могли свободно перемещаться по классу;

  • дети с нарушением зрения должны сидеть в самой освещенной части

кабинета;

  • дети с нарушением слуха - там, где им лучше всего слышно;
  • детей с нарушением поведения лучше сажать там, где мало предме-

тов, способных отвлечь их внимание (окон, стеллажей, таблиц).

Наиболее удачной для инклюзивного класса является структура урока, предполагающая поочерёдное «включение» в урок  то сильных детей, то детей с ОВЗ. Например, пока педагог объясняет новую тему классу, дети с ОВЗ работают с карточками для индивидуальной работы по темам, изученным ранее. Затем сильные ученики приступают к выполнению практических заданий, а педагог разбирает тему с «особенными» детьми.

Если тема простая, то сначала учитель разбирает материал со всем классом, затем сильные ученики самостоятельно выполняют задания, а педагог в это время еще раз разъясняет новый  материал для детей с ОВЗ. Только после повторного объяснения материала, слабые ученики приступают к выполнению практических заданий, а учитель проверяет работу, выполненную сильными учениками.

Урок в инклюзивном классе предполагает  частую смену видов деятельности и большое количество наглядности, так как дети с ОВЗ при усвоении нового материала  опираются, прежде всего, на наглядно-образное мышление.

Изучение нового материала должно проходить поэтапно: большой объём информации единовременно такие дети усвоить не могут. Наиболее эффективными формами изучения нового материала является беседа или комментированное чтение.

В ходе закрепления изученного материала детям с ОВЗ рекомендуется использовать карточки-подсказки, карточки - инструкторы, схемы, таблицы и т.д.

Повысить учебную мотивацию позволяет использование дидактических игр. Значительно повышает эффективность урока и использование информационно-коммуникационных технологий, в том числе мультимедиа.

В зависимости от сложности изучаемой темы домашнее задание может носить фронтальный или индивидуальный характер. Выполнение домашнего задания оценивается с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика.

При проведении контрольных работ следует помнить о щадящем режиме для данной группы детей:

- предоставление дополнительного времени для написания работы (разрешается дописать после уроков);

- предоставление возможности  улучшить результат, переписав контрольную работу;

- работа может быть принята позже установленного срока по договорённости учителя и ребёнка;

-возможность переработать творческую работу с учётом рекомендаций педагога.

Повышению учебной мотивации способствует участие детей в проектной, исследовательской и конкурсной  деятельности.

Важно помнить, что для детей с ОВЗ особенно важна поддержка и одобрение педагога и одноклассников.

Современная школа испытывает массу проблем, связанных с внедрением инклюзивного образования: требуется и улучшение материально- технической базы, и обучение педагогов работе с детьми с ОВЗ, и изменение подходов к преподаванию учебных предметов, но уже видны первые положительные результаты:

  • дети с ОВЗ имеют возможность в полном объёме осваивать учебные

программы, что способствует улучшению их учебных достижений;

  • в инклюзивных классах дети с ОВЗ учатся общаться со своими здоровыми сверстниками, что значительно облегчает в дальнейшем процесс их социализации;
  • школьники, обучающиеся в классе с детьми с ОВЗ,  становятся более терпимыми, учатся уважать и ценить своих товарищей.

Литература

1. Алехина С.В., Алексеева М.Н., Агафона Е.Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании [Электронный ресурс] //URL: http://www.gosbook.ru/node/36974 (дата обращения: 03.10.2015).

2. Николайкова Е.В. Опыт внедрения инклюзивного образования в условиях массовой общеобразовательной школы [Электронный ресурс] //URL: http://nsportal.ru/shkola/administrirovanie-shkoly/library/2015/02/23/opyt-vnedreniya-inklyuzivnogo-obrazovaniya-v   (дата обращения:01.10.2015).

3. Организация работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья в условиях внедрения инклюзивного образования: методические материалы /Под научной ред. Н.А Палиевой, д.п.н. [Электронный ресурс] //URL: http://achruo.edusite.ru/DswMedia/organizaciyarabotyisdet-misovzstavropol-2012.pdf  (дата обращения:01.10.2015).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внедрение инклюзивного образования в Казахстане

В докладе освещены проблемы внедрения инклюзивного образования в Казахстанских школах. К сожалению, наша страна, делает только первые шаги на этом трудном, тернистом пути. Я очень верю, что силы, прил...

Опыт внедрения инклюзивного образования в условиях массовой общеобразовательной школы

В статье представлен опыт внедрения инклюзивного образования в условиях массовой общеобразовательной школы (г. Междуреченск, МБОУ СОШ № 22"...

Проблемы внедрения инклюзивного образования в сельские ДОУ

Необходимость инклюзивного образования  назрела давно, так как количество детей с ограниченными возможностями здоровья растет из года в год, а их социально-психологическая адаптация не дает возмо...

Статья "Проблемы внедрения инклюзивного образования"

Статья "Проблемы внедрения инклюзивного образования"...

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ОДИН ИЗ ЭТАПОВ ВНЕДРЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Статья  о дистанционном обучении как переходном этапе к инклюзивному образованию...

Выступление на родительском собрании: "Подготовка к ОГЭ по русскому языку в условиях внедрения инклюзивного образования"

Выступление на родительском собрании: "Подготовка к ОГЭ по русскому языку в условиях внедрения инклюзивного образования"...