Образовательная среда направленная на стимулирование высоких достижений, формирование активности и самостоятельности.
методическая разработка на тему

Зайцева Яна Александровна

Объединение "Волшебная глина"

программа расчитанна на 2 года

Субъектхудожественно одаренный ребенок возраст 8-11 лет

Транслируемые ценности:

  • Личность

  • Дорога к самому себе

  • Самореализация в социуме

  • Сотрудничество

  • Культура

  • Традиции

  • Творчество

Личностные особенности одаренных детей:

  • творческая активность

  • учебно-познавательная мотивация

  • независимое мнение и поведение

  • упорство

  • стремление к совершенству

  • критическое отношение к своим достижениям

  • амбивалентное мышление

  • высокая степень заинтересованности

  • коммуникативность

  • стремление освоить незнакомое дело

  • желание привнести в выполняемую работу элемент новизны

Проблемы, с которыми сталкивается одаренный ребенок в процессе своего взросления,в учебной деятельности:

  • индивидуализм (отсутствие склонности действовать,думать и поступать сообразно мнению большинства.)

  • повышенная чувствительность

  • повышенная требовательность и нетерпимость (стремление добиваться совершенства в выполнении деятельности)

  • ощущение собственной неполноценности ( стрессовые ситуации от неудачи)

  • дефицит общения

Цельсоздание условий заинтересованности, увлеченности,эмоциональных переживаний у художественно одаренных детей .Помочь детям полюбить искусство керамики,познакомить их с особенностями и свойствами различных ее видов. Оказать помощь воспитанникам в развитии в себе способности мыслить рационально,эффективно. Проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни.

Цель достигается путем решения следующих задач:

 

  • художественно-творческой : развитие творческих способностей,фантазии и воображения,образного мышления,нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей. Формирование у ребенка нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в жизни искусства. Овладение образным языком прикладного творчества посредством формирования художественных знаний,умений,навыков,стремлений к самостоятельному поиску новых способов реализации творческих проектов.

  • технической: освоения практических приемов и навыков художественного мастерства. Умения заниматься творческой деятельностью самостоятельно.

Cоздания условий для решения проблем личностного развития:

  • создается благоприятная атмосфера (положительный климат в аудитории)

  • поддерживается инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации при работе в группе 

  • происходит разрешение конфликтов (создать зону совместной деятельности детей для решения поставленных задач )

  •  осуществляется психологическая поддержка  (статегия поощрения должна быть сдержанной,необходимо приучать к мысли о возможности появления неудач)

  • создаются благоприятные условия социальной самореализации и саморазвития (общественное одобрение)

  •  
  • воспитательной: формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество,восприятие духовного опыта человечества - как основу приобретения личностного опыта и само созидания. Воспитание навыков общения в коллективе ,уважение к личности и творческой деятельности друг друга,трудолюбие,усидчивость. Развитие самосознания.

Направленность среды на:

  • эффективное педагогическое общение

  •  благопрятное психологическое развитие личности

  • возможности самообучения

  •  реализацию потенциала возрастных и индивидуальных способностей. 

Предметно пространственный- компонент:

  • технические средства обучения ( использование интерактивной доски,компьютера,интернета,проектора)

  • визуальные средства обучения ( учебная,художественная,методическая литература,демонстративные материалы ; схемы,плакаты,скульптуры,муляжи,макеты,аудио и видео ряд по предметам и темам и т.п)

  • оборудование для лабораторных и практических работ ( расходные материалы; глина природная,глина полимерная,краски,кисти,пастель,канцелярские принадлежности и т.п)

  • создание максимально удобных и гармоничных условий для проведения процесса обучения (поддержание обстановки гармонии во время процесса обучения,эстетика оформления класса.)

  • создание безопасных условий обучения

Технологический компонент:

Основные принципы подачи материала:

  • доступность и наглядность

  • последовательность и системность

  • игровой момент

  • учет возрастных и индивидуальных способностей( подача материала в доступной форме для восприятия детей)

Организация процесса обучения: предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, способов работы, выборе тем. Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятия, создания ситуации успеха, чувство удовлетворения от процесса деятельности; объекты творчества ребенка значимость для него самого и для общества

Мероприятия по реализации условий обучения в среде (стимулы в среде) :

  • творческие выставки
  • научные конференции
  • экскурсии
  • самостоятельная работа детей
  • индивидуальная помощь педагога
  • анализ работ
  • общение с детьми и наблюдение за работой, поведением, развитием
  • проверка теоретических и практических знаний :викторины, конкурсы, (муниципального, областного, всероссийского, международного уровня)

Педагогические стратегии и тактики

Направленность среды достигается путем 

  • непосредственного контакта одаренного ребенка и педагога

  • раскрытия творческих способностей,решения задач трудового,нравственного,эстетического воспитания

  • стимулов для самостоятельной деятельности (ориентация на результат).
  • Ориентация на личностные качества ребенка
  • Создать условия для свободной социальной адаптации личности  к жизни в  обществе (в т.ч. информационном), для освоения и использования учащимися современных информационных и других образовательных технологий.
  • Сформировать у учащегося глубокую внутреннюю потребность, мотивацию обучения и самообучения, т.е. мотив ценностного отношения к непрерывному образованию (самообразованию) в течение всей жизни.
  • Научить ориентироваться в информационном пространстве, помочь в освоении информационной картины мира, формировании информационной культуры, самооценки личности.
  • постановка проблемы, актуальность.
  • Выбор целей, задач и способов их решения.
  • Педагогическим условием и методом для развития одаренности является создание проблемной учебной ситуации,которая является предельной для познавательных и личностных возможностей ребенка. Стимулируются скрытые линии развития и происходит само испытание человека в его субъективности,умений быть самостоятельными,инициативными,активными,способными полагаться на свои собственные внутренние ресурсы. При положительном развитии ситуации состояние микрокризиса приводит к формированию качественно новых познавательных и личностных позиций и как следствие ,к активному эффекту в развитии одаренности. Инициируется самоорганизация,выход в новое качество,осуществляется коррекция собственного развития.

  • Проблемное обучения (решение задач проблемного содержания).
  • ​Комплекс взаимосвязанных и усложняющихся ситуаций,где используются проблемные вопросы в форме познавательной задачи.

    Данная технология развивает произвольное внимание — фантазию. Формирует наблюдательность,умение прогнозировать,планировать .Развивает воображение и образное мышление,умение выразить чувства и представления о мире .Умение заниматься творческой деятельностью индивидуально и в коллективе ( навыки общения).Позволяет приобрести ребенку определенный творческий опыт. Может использоваться на следующих уроках: лекции,беседы,дискуссии и т.п

  • Проектное обучения (самостоятельная поисковая деятельность).
  • Продуктом является учебный проект (текст выступления, реферат, доклад, презентация, разработка эскизов для будущих проектов). Данная деятельность стимулирует познавательные интересы детей, дает возможность получить удовлетворение от своего труда, осознать ситуацию успеха.

  • Спец курсы:
  • деятельность по выполнению исследовательских проектов
  • углубленное изучение отдельных курсов программы
  • получение знаний в интересующих областях.

Этапы  организации деятельности детей в образовательной среде:

  • этап предварительного сбора информации (исследовательская деятельность)
  • этап создания образа
  • самостоятельная работа
  • этап презентации
  • этап рефлексии
  •  
  • Деятельность по актуализации интеллектуальных способностей ( умений мыслить, сопоставлять, сомневаться, выдвигать гипотезы строить алгоритмы, обладать большим запасом знаний.),коммуникативных (умение излагать свои мысли, быть гибким к изменяющимся условиям окружающей среды, ситуациям, умение отстоять свою позицию), нравственные и духовные качества (наличие собственной позиции, сопричастность, сочувствие, сострадание, позитивное отношение к миру и людям.)
  • Поддержания обстановки доверия, комфортности, равноправия, ненасилия к процессу обучения и познания.
  • Создания у ребенка чувства уверенности в себе, заинтересованности в обучении.
  • Создание нового продукта на основе полученных ЗУН
  • Анализ деятельности (процесса и результатов)

 Позиции педагога:

  • Стимулы (ориентация на результат)
  • Ориентация на личностные качества ребенка
  • Создать условия для свободной социальной адаптации личности  к жизни в  обществе (в т.ч. информационном), для освоения и использования учащимися современных информационных и других образовательных технологий.
  • Сформировать у учащегося глубокую внутреннюю потребность, мотивацию обучения и самообучения, т.е. мотив ценностного отношения к непрерывному образованию (самообразованию) в течение всей жизни.
  • Научить ориентироваться в информационном пространстве, помочь в освоении информационной картины мира, формировании информационной культуры, самооценки личности.
  • постановка проблемы, актуальность.
  • Выбор целей, задач и способов их решения.
  • Деятельность по актуализации; интеллектуальных способностей( умений мыслить, сопоставлять, сомневаться, выдвигать гипотезы строить алгоритмы, обладать большим запасом знаний.),коммуникативных - (умение излагать свои мысли, быть гибким к изменяющимся условиям окружающей среды, ситуациям, умение отстоять свою позицию. ),нравственные и духовные качества -( наличие собственной позиции, сопричастность, сочувствие, сострадание, позитивное отношение к миру и людям.)
  • Поддержания обстановки доверия, комфортности, равноправия, ненасилия к процессу обучения и познания.
  • Создания у ребенка чувства уверенности в себе, заинтересованности в обучении.
  • Создание нового продукта на основе полученных ЗУН
  • Анализ деятельности.

Позиции детей:

  • применение творческих способностей в различных ситуациях
  • удовлетворение своих интересов и любознательности
  • удовлетворение от собственной самостоятельной деятельности
  • изобретательность в использовании материалов и идей
  • собственное понимание окружающего мира
  • саморазвитие и само организация личности ребенка
  • осознание своей уникальности, выбор смысла жизни и жизненного пути
  • овладение более высоким уровнем мастерства
  • наблюдательность, отзывчивость к миру вокруг
  • позитивная академическая Я-концепция ,связанная с адекватной самооценкой

Виды деятельности для детей:

  • творческие задания (создание образов с использованием разнообразных техник ранее изученного материала) 

  • поисковая деятельностью ( поиск материалов по содержанию выбранного проекта с использованием разнообразных источников)

  • работа с наглядным материалом ( изучение илюстраций,фотографий,макетов.Выбор материалов для своей работы)

  • презентации (развитие самостоятельного творческого мышления,умение представить свою работу )

  • самоконтроль знаний (проверка знаний и умений с помощью различных точек зрения по выполненному заданию)

  • мозговой штурм (умений мыслить, сопоставлять, сомневаться, выдвигать гипотезы строить алгоритмы, обладать большим запасом знаний.)

  • работа в группах ( создание общего проекта,разделение функций)

  • разрешение проблемного задания (создать оптимальные по трудности проекты для развития одаренности)

Критерии эффективности образовательной среды:

  • применение творческих способностей в различных ситуациях;
  • удовлетворение своих интересов и любознательности;
  • собственное понимание окружающего мира;
  • саморазвитие и самоорганизация личности ребенка;
  • осознание своей уникальности, выбор смысла жизни и жизненного пути;
  • овладение более высоким уровнем мастерства.
  • Общение
  • продукт

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл образовательная среда28.54 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная среда направленная на стимулирование высоких достижений, формирование активности и самостоятельности.

Объединение "Волшебная глина"

программа рассчитана на 2 года

Субъект: художественно одаренный ребенок возраст 8-11 лет

Транслируемые ценности:

  • Личность
  • Дорога к самому себе
  • Самореализация в социуме
  • Сотрудничество
  • Культура
  • Традиции
  • Творчество

Личностные особенности одаренных детей:

  • творческая активность
  • учебно-познавательная мотивация
  • независимое мнение и поведение
  • упорство
  • стремление к совершенству
  • критическое отношение к своим достижениям
  • амбивалентное мышление
  • высокая степень заинтересованности
  • коммуникативность
  • стремление освоить незнакомое дело
  • желание привнести в выполняемую работу элемент новизны

Проблемы, с которыми сталкивается одаренный ребенок в процессе своего взросления,в учебной деятельности:

  • индивидуализм (отсутствие склонности действовать,думать и поступать сообразно мнению большинства.)
  • повышенная чувствительность
  • повышенная требовательность и нетерпимость (стремление добиваться совершенства в выполнении деятельности)
  • ощущение собственной неполноценности ( стрессовые ситуации от неудачи)
  • дефицит общения

Цель: создание условий заинтересованности, увлеченности,эмоциональных переживаний у художественно одаренных детей .Помочь детям полюбить искусство керамики,познакомить их с особенностями и свойствами различных ее видов. Оказать помощь воспитанникам в развитии в себе способности мыслить рационально,эффективно. Проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни.

Цель достигается путем решения следующих задач:

 

  • художественно-творческой : развитие творческих способностей,фантазии и воображения,образного мышления,нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей. Формирование у ребенка нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в жизни искусства. Овладение образным языком прикладного творчества посредством формирования художественных знаний,умений,навыков,стремлений к самостоятельному поиску новых способов реализации творческих проектов.
  • технической: освоения практических приемов и навыков художественного мастерства. Умения заниматься творческой деятельностью самостоятельно.

     Создания условий для решения проблем личностного развития:

  • создается благоприятная атмосфера (положительный климат в аудитории)
  • поддерживается инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации при работе в группе 
  • происходит разрешение конфликтов (создать зону совместной деятельности детей для решения поставленных задач )
  •  осуществляется психологическая поддержка  (стратегия поощрения должна быть сдержанной,необходимо приучать к мысли о возможности появления неудач)
  • создаются благоприятные условия социальной самореализации и саморазвития (общественное одобрение)
  •  
  • воспитательной: формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество,восприятие духовного опыта человечества - как основу приобретения личностного опыта и само созидания. Воспитание навыков общения в коллективе ,уважение к личности и творческой деятельности друг друга,трудолюбие,усидчивость. Развитие самосознания.

Направленность среды на:

  • эффективное педагогическое общение
  •  благоприятное психологическое развитие личности
  • возможности самообучения
  •  реализацию потенциала возрастных и индивидуальных способностей. 

Предметно пространственный- компонент:

  • технические средства обучения ( использование интерактивной доски,компьютера,интернета,проектора)
  • визуальные средства обучения ( учебная,художественная,методическая литература,демонстративные материалы ; схемы,плакаты,скульптуры,муляжи,макеты,аудио и видео ряд по предметам и темам и т.п)
  • оборудование для лабораторных и практических работ ( расходные материалы; глина природная,глина полимерная,краски,кисти,пастель,канцелярские принадлежности и т.п)
  • создание максимально удобных и гармоничных условий для проведения процесса обучения (поддержание обстановки гармонии во время процесса обучения,эстетика оформления класса.)
  • создание безопасных условий обучения

Технологический компонент:

Основные принципы подачи материала:

  • доступность и наглядность
  • последовательность и системность
  • игровой момент
  • учет возрастных и индивидуальных способностей( подача материала в доступной форме для восприятия детей)

Организация процесса обучения: предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, способов работы, выборе тем. Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятия, создания ситуации успеха, чувство удовлетворения от процесса деятельности; объекты творчества ребенка значимость для него самого и для общества

Мероприятия по реализации условий обучения в среде (стимулы в среде) :

  • творческие выставки
  • научные конференции
  • экскурсии
  • самостоятельная работа детей
  • индивидуальная помощь педагога
  • анализ работ
  • общение с детьми и наблюдение за работой, поведением, развитием
  • проверка теоретических и практических знаний :викторины, конкурсы, (муниципального, областного, всероссийского, международного уровня)

Педагогические стратегии и тактики

       Направленность среды достигается путем 

  • непосредственного контакта одаренного ребенка и педагога
  • раскрытия творческих способностей,решения задач трудового,нравственного,эстетического воспитания
  • стимулов для самостоятельной деятельности (ориентация на результат).
  • Ориентация на личностные качества ребенка
  • Создать условия для свободной социальной адаптации личности  к жизни в  обществе (в т.ч. информационном), для освоения и использования учащимися современных информационных и других образовательных технологий.
  • Сформировать у учащегося глубокую внутреннюю потребность, мотивацию обучения и самообучения, т.е. мотив ценностного отношения к непрерывному образованию (самообразованию) в течение всей жизни.
  • Научить ориентироваться в информационном пространстве, помочь в освоении информационной картины мира, формировании информационной культуры, самооценки личности.
  • постановка проблемы, актуальность.
  • Выбор целей, задач и способов их решения.
  • Педагогическим условием и методом для развития одаренности является создание проблемной учебной ситуации,которая является предельной для познавательных и личностных возможностей ребенка. Стимулируются скрытые линии развития и происходит само испытание человека в его субъективности,умений быть самостоятельными,инициативными,активными,способными полагаться на свои собственные внутренние ресурсы. При положительном развитии ситуации состояние микрокризиса приводит к формированию качественно новых познавательных и личностных позиций и как следствие ,к активному эффекту в развитии одаренности. Инициируется самоорганизация,выход в новое качество,осуществляется коррекция собственного развития.
  • Проблемное обучения (решение задач проблемного содержания).
  • ​Комплекс взаимосвязанных и усложняющихся ситуаций,где используются проблемные вопросы в форме познавательной задачи.

Данная технология развивает произвольное внимание — фантазию. Формирует наблюдательность,умение прогнозировать,планировать .Развивает воображение и образное мышление,умение выразить чувства и представления о мире .Умение заниматься творческой деятельностью индивидуально и в коллективе ( навыки общения).Позволяет приобрести ребенку определенный творческий опыт. Может использоваться на следующих уроках: лекции,беседы,дискуссии и т.п

  • Проектное обучения (самостоятельная поисковая деятельность).
  • Продуктом является учебный проект (текст выступления, реферат, доклад, презентация, разработка эскизов для будущих проектов). Данная деятельность стимулирует познавательные интересы детей, дает возможность получить удовлетворение от своего труда, осознать ситуацию успеха.
  • Спец курсы:
  • деятельность по выполнению исследовательских проектов
  • углубленное изучение отдельных курсов программы
  • получение знаний в интересующих областях.

      Этапы  организации деятельности детей в образовательной среде:

  • этап предварительного сбора информации (исследовательская деятельность)
  • этап создания образа
  • самостоятельная работа
  • этап презентации
  • этап рефлексии

  • Деятельность по актуализации интеллектуальных способностей ( умений мыслить, сопоставлять, сомневаться, выдвигать гипотезы строить алгоритмы, обладать большим запасом знаний.),коммуникативных (умение излагать свои мысли, быть гибким к изменяющимся условиям окружающей среды, ситуациям, умение отстоять свою позицию), нравственные и духовные качества (наличие собственной позиции, сопричастность, сочувствие, сострадание, позитивное отношение к миру и людям.)
  • Поддержания обстановки доверия, комфортности, равноправия, ненасилия к процессу обучения и познания.
  • Создания у ребенка чувства уверенности в себе, заинтересованности в обучении.
  • Создание нового продукта на основе полученных ЗУН
  • Анализ деятельности (процесса и результатов)

 Позиции педагога:

  • Стимулы (ориентация на результат)
  • Ориентация на личностные качества ребенка
  • Создать условия для свободной социальной адаптации личности  к жизни в  обществе (в т.ч. информационном), для освоения и использования учащимися современных информационных и других образовательных технологий.
  • Сформировать у учащегося глубокую внутреннюю потребность, мотивацию обучения и самообучения, т.е. мотив ценностного отношения к непрерывному образованию (самообразованию) в течение всей жизни.
  • Научить ориентироваться в информационном пространстве, помочь в освоении информационной картины мира, формировании информационной культуры, самооценки личности.
  • постановка проблемы, актуальность.
  • Выбор целей, задач и способов их решения.
  • Деятельность по актуализации; интеллектуальных способностей( умений мыслить, сопоставлять, сомневаться, выдвигать гипотезы строить алгоритмы, обладать большим запасом знаний.),коммуникативных - (умение излагать свои мысли, быть гибким к изменяющимся условиям окружающей среды, ситуациям, умение отстоять свою позицию. ),нравственные и духовные качества -( наличие собственной позиции, сопричастность, сочувствие, сострадание, позитивное отношение к миру и людям.)
  • Поддержания обстановки доверия, комфортности, равноправия, ненасилия к процессу обучения и познания.
  • Создания у ребенка чувства уверенности в себе, заинтересованности в обучении.
  • Создание нового продукта на основе полученных ЗУН
  • Анализ деятельности.

Позиции детей:

  • применение творческих способностей в различных ситуациях
  • удовлетворение своих интересов и любознательности
  • удовлетворение от собственной самостоятельной деятельности
  • изобретательность в использовании материалов и идей
  • собственное понимание окружающего мира
  • саморазвитие и само организация личности ребенка
  • осознание своей уникальности, выбор смысла жизни и жизненного пути
  • овладение более высоким уровнем мастерства
  • наблюдательность, отзывчивость к миру вокруг
  • позитивная академическая Я-концепция ,связанная с адекватной самооценкой

Виды деятельности для детей:

  • творческие задания (создание образов с использованием разнообразных техник ранее изученного материала) 
  • поисковая деятельностью ( поиск материалов по содержанию выбранного проекта с использованием разнообразных источников)
  • работа с наглядным материалом ( изучение илюстраций,фотографий,макетов. Выбор материалов для своей работы)
  • презентации (развитие самостоятельного творческого мышления,умение представить свою работу )
  • самоконтроль знаний (проверка знаний и умений с помощью различных точек зрения по выполненному заданию)
  • мозговой штурм (умений мыслить, сопоставлять, сомневаться, выдвигать гипотезы строить алгоритмы, обладать большим запасом знаний.)
  • работа в группах ( создание общего проекта,разделение функций)
  • разрешение проблемного задания (создать оптимальные по трудности проекты для развития одаренности)

Критерии эффективности образовательной среды:

  • применение творческих способностей в различных ситуациях;
  • удовлетворение своих интересов и любознательности;
  • собственное понимание окружающего мира;
  • саморазвитие и самоорганизация личности ребенка;
  • осознание своей уникальности, выбор смысла жизни и жизненного пути;
  • овладение более высоким уровнем мастерства.
  • Общение
  • продукт


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме: «Организация работы педагога-психолога с субъектами образовательного процесса, направленной на сохранение, укрепление и формирование здоровья учащихся»

Вашему вниманию представляю обобщение опыта по теме «Организация работы педагога-психолога с субъектами образовательного процесса, направленной на сохранение, укрепление и формирование здоровья учащих...

Механизмы формирования образовательной среды, обеспечивающей высокие достижения обучающихся на уроках музыки.

Механизмы формирования образовательной среды,  обеспечивающей высокие достижения обучающихся на уроках музыки....

Статья на тему "Формирование образовательной среды для школьников с низким уровнем познавательной активности на уроках биологии в 6-м классе"

quot;Формирование образовательной среды для школьников с низким уровнем познавательной активности на уроках биологии в 6-м классе"...

Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе как фактор формирования активной жизненной позиции

Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны зан...

Приемы и подходы педагога, направленные на стимулирование творческой активности ученика.

Дополнительное образование направлено на создание условий для творческого развития каждого ребенка, его адаптацию к условиям жизни в современном мире, к принятию его мультикультурности, приобщение к к...