Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС ООО
презентация к уроку на тему

Кузнецова Наталия Петровна
Урок - управляемый (целенаправленный, мотивированный, планируемый, организационно обеспеченный, корректируемый), ресурснообеспеченный системный процесс совместной деятельности учителя и обучающихся по достижению запрограм-мированного диагностируемого образовательного результата, определённого образовательной программой.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_doklad_na_pedsovet_2015.pptx754.91 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС ООО МБОУ Шатовская СШ учитель математики и изо Кузнецова Н.П.

Слайд 2

Урок Управляемый (целенаправленный, мотивированный, планируемый, организационно обеспеченный, корректируемый), ресурснообеспеченный системный процесс совместной деятельности учителя и обучающихся по достижению запрограм-мированного диагностируемого образовательного результата, определённого образовательной программой.

Слайд 3

На смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришёл лозунг «Образование на протяжении всей жизни».

Слайд 4

анализировать свои действия; самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия; отличаться мобильностью; быть способны к сотрудничеству; обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание. Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:

Слайд 5

«Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет». Уильям Уорд Что нового появляется в уроке при реализации ФГОС второго поколения?

Слайд 6

Предмет изменений Традиционная деятельность учителя Деятельность учителя, работающего по ФГОС Подготовка к уроку Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока 0% свободы учителя Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения 30-60% свободы учителя При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег, происходит обмен конспектами Основные этапы урока Основное время урока отводилось этапу объяснения и закрепления 80% -говорение учителя Самостоятельная деятельность обучающихся 20-30% -объяснение; 5-10% - закрепление

Слайд 7

Предмет изменений Традиционная деятельность учителя Деятельность учителя, работающего по ФГОС Главная цель учителя на уроке Успеть выполнить все, что запланировано на урок Организовать деятельность детей: - по поиску и обработке информации; - обобщению способов действия; - постановке учебной задачи и т. д. Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей) Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д. 93% - репродуктивные задания 7% - исследуй (чаще для сильных учащихся) Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д. Форма урока Преимущественно фронтальная Преимущественно групповая и/или индивидуальная

Слайд 8

Предмет изменений Традиционная деятельность учителя Деятельность учителя, работающего по ФГОС Нестандартное ведение уроков ---------------------------------- Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся Взаимодействие с родителями обучающихся Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета Образовательная среда Создается учителем. Выставки работ обучающихся Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов

Слайд 9

Предмет изменений Традиционная деятельность учителя Деятельность учителя, работающего по ФГОС Результаты обучения Предметные результаты Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные Нет портфолио обучающегося Создание портфолио Основная оценка – оценка учителя Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения

Слайд 10

Моделируя урок, необходимо придерживаться следующих правил: 1 . Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы. 2. Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, систему управлений, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание). 3. Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока. 4. Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников. 5. Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап. 6. Продумать форму подведения итогов урока. 7. Продумать содержание, объем и форму домашнего задания. Современный урок строится на основе использования технических средств с применением как традиционных, так и инновационных педагогических технологий.

Слайд 11

ОТ ТЕОРИИ – К ПРАКТИКЕ использование знаково-символической записи математического понятия; владение монологической и диалогической формами речи; формирование ценностных ориентаций; умение выделять свойства в изучаемых объектах и дифференцировать их; работа по алгоритму, с памятками, правилами; совершенствование навыков работы в группе; моделирование; умение выражать свои мысли

Слайд 12

Традиционные задания Обновленные задания Назови прогрессивные силы, участвовавшие в Гражданской войне. Представь, что ты оказался на месте своего предка – участника Гражданской войны на стороне белых или красных. За какие действия своих соратников ты бы испытывал угрызения совести? Свое мнение объясни. Перечислите отличия растений от животных. Лягушонок прыгал и кричал: «Я зеленый – значит, я растение!» Что ему ответил умный утенок Кряк? Перечислите имена существительные, которые относятся к 1-му, 2-му и 3-му склонению. Что нужно сделать, чтобы определить, к какому склонению относится имя существительное? Определите площадь прямоугольника. Дан план комнаты и размеры ковров. Определите, какой из предложенных ковров полностью закроет пол. Продуктивные задания – главное средство достижения результата образования ФГОС

Слайд 13

1.Организационный момент . Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне . «Хочу, потому что могу ». • 1-2 минуты; • У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность. • включение детей в деятельность; • выделение содержательной области. • «С малой удачи начинается большой успех » ФГОС

Слайд 14

II. Актуализация знаний. Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. 1. 4-5 минут; 2. Возникновение проблемной ситуации. • актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи); • создание проблемной ситуации; • выявление и фиксирование в громкой речи: где и почему возникло затруднение; темы и цели урока. ФГОС

Слайд 15

III. Постановка учебной задачи. Цель: обсуждение затруднений (« Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока . • 4-5 мин; ФГОС

Слайд 16

IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения). Этап изучения новых знаний и способов действий Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения. • 7-8 мин; • Способы: диалог, групповая или парная работа: • Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог. • организация самостоятельной исследовательской деятельности; • выведение алгоритма. ФГОС

Слайд 17

V. Первичное закрепление . Этап закрепления знаний и способов действий Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала. • 4-5 минут; • Способы: фронтальная работа, работа в парах; • Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий. • выполнение заданий с проговариванием в громкой речи ФГОС

Слайд 18

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль Этап применения знаний и способов действий Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. • 4-5 минут; • Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий); • Выполняется письменно; • Методы: самоконтроль, самооценка. ФГОС

Слайд 19

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение. • 7-8 минут; • Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие; • Заем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее . ФГОС

Слайд 20

VIII.Рефлексия деятельности (итог урока). Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса. • 2-3 минуты; Вопросы : • Какую задачу ставили? • Удалось решить поставленную задачу? • Каким способом? • Какие получили результаты? • Что нужно сделать ещё? • Где можно применить новые знания? ФГОС

Слайд 21

ТРЕБОВАНИЕ 1. Урок должен комплексно решать задачи развития, образования и воспитания. Сегодня: развивающие задачи в первую очередь! Разивающие цели урока направлены на МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД, воспитательные – на ЛИЧНОСТНЫЕ УУД, образовательные – на ПРЕДМЕТНЫЕ образовательные результаты. Вся проблема у учителей - в формулировке развивающих и воспитательных целей урока. Терминология целей должна определяться через деятельность обучающихся ( развивающие и воспитательные цели урока ставятся только для обучающихся ).

Слайд 22

ТРЕБОВАНИЕ 2. Хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание. Учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока. На уроке учитель должен выделять главное, существенное в учебном материале, в уроке должен быть стержень!!! Если он есть, урок выстроен грамотно!

Слайд 23

Классификация типов уроков. Их сегодня более 50!!! Классификация уроков по признаку : «Место урока в данной теме» - Урок изучения нового материала (Это: традиционный, лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний); - Урок совершенствования и углубления знаний, умений (Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях); - Урок обобщения и систематизации знаний, умений (Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему); Урок контроля и коррекции (Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками). Здесь нет комбинированного урока (несколько видов деятельности) урока, т.к. каждый из этих уроков уже комбинированный!!!

Слайд 24

ТРЕБОВАНИЕ 3. Учитель должен осознанно выбирать формы и методы обучения. Формы организации обучения (раньше было): - индивидуальная; - фронтальная; - групповая. Сегодня: + коммуникативная, + групповая и парная. ФГОС 2 поколения: формы организации урока: - индивидуальная; - групповая (до 5-7 человек); - фронтальная; - дифференцированно-групповая ; - парная.

Слайд 25

ТРЕБОВАНИЕ 4. Учитель должен постоянно работать над созданием хорошего психологического климата в классе. Личностно – ориентированный подход!!! Психологический климат в классе зависит от ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ!!! Модели общения учителя: «Китайская стена» (учитель закрыт от общения); «Монблан»(гора) (Я выше всех и лучше всех); «Тетерев (глухарь)» (учитель слышит только себя); «Локатор» (избирательное отношение к ученику, учитель спрашивает одних и тех же учеников, а других не замечает); «Союз» (самая лучшая модель общения, отношения сотворчества, содружества!!!); «Гамлет» (самая опасная модель, учитель всегда не доволен собой, своими учениками, самовыгорание ) Урок должен быть добрым!!!

Слайд 26

ТРЕБОВАНИЕ 5. Должна быть повышена объективность оценки ЗУН. Сегодня: три подхода: 1)деятельность обучающихся оценивается количественно («2», «3», «4», «5»); 2)в балльной системе, когда количество баллов переводится в оценку; 3)деятельность обучающихся оценивается качественно, ЧТО и НА КАКОМ УРОВНЕ усвоил ученик. Деятельность обучающихся необходимо оценивать дифференцированно. Разные «весовые» категории отметки. Отметка обучающемуся выставляется по его продвижению к самому себе. Девочки (левое полушарие –отвечает за логику, письменный ответ), мальчики (правое полушарие – отвечает за интуицию, устный ответ). Если между «4» и «5» - надо найти способ и поставить ученику «5», но при этом надо обсудить с ним: «Я верю в тебя» (ситуация успеха)

Слайд 27

Сравним традиционный урок с уроком современного типа…

Слайд 28

Объявление темы урока Традиционный урок Урок современного типа Учитель сообщает учащимся Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)

Слайд 29

Сообщение целей и задач Традиционный урок Урок современного типа Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)

Слайд 30

Планирование Традиционный урок Урок современного типа Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует)

Слайд 31

Практическая деятельность учащихся Традиционный урок Урок современного типа Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану

Слайд 32

Осуществление контроля Традиционный урок Урок современного типа Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы Учащиеся осуществляют контроль (самоконтроль, взаимоконтроль)

Слайд 33

Осуществление коррекции Традиционный урок Урок современного типа Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию Учащиеся формулируют затруднения и осуществляет коррекцию самостоятельно, учитель консультирует, советует. помогает

Слайд 34

Оценивание учащихся Традиционный урок Урок современного типа Учитель осуществляет оценивание работы учащихся на уроке Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей)

Слайд 35

Итог урока Традиционный урок Урок современного типа Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили Проводится рефлексия

Слайд 36

Домашнее задание Традиционный урок Урок современного типа Учитель объявляет и комментирует одно задание для всех Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учетом своих возможностей

Слайд 37

Критерии эффективности современного урока Обучение через открытие Наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения. Развитие личности Способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом Демократичность , открытость Осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения , как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом. Моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения. Позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к открытию Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то: задача, пример, правило, закон, теорема или - выведенное самостоятельно понятие. Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.

Слайд 38

ФГОС Если бы в кабинете у врача, юриста или дантиста одновременно собрались 40 человек с разными желаниями и потребностями, а некоторые, не имея желания там находиться, постоянно мешали бы ему работать, а врач, юрист или дантист (без ассистента), должен был бы в течение 9 месяцев, применяя все свое мастерство, добиться высоких профессиональных результатов, вот тогда, возможно, он бы получил некоторое представление о работе школьного учителя» (Дональд Д. Куинн ).

Слайд 39

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС

Дидактические требования к современному уроку...

Доклад "Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС"

О требованиях в современному уроку в условиях ФГОС...

Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС

Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго поколения (ФГОС), где на смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришёл лозунг ...

"Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения"

Урок как форма организации учебной работы существует с семнадцатого века, то есть более 350 лет.Это педагогическое изобретение оказалось столь жизнеспособным, что и в наши дни урок остается самой расп...

Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС

Современная жизнь предъявляет к человеку новые требования. Общество нуждается в людях творчески мыслящих, любознательных, активных, умеющих принимать нестандартные решения и брать ответственность за и...

Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС

основные требования к уроку в условиях внедрения ФГОС...

Презентация "Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС"

Презентация "Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС" может оказаться полдезной для педагога, работающего по ФГОСам нового поколения...