Активные методы обучения в условиях реализации ФГОС
презентация к уроку по теме

Презентация к выступлению на заседании педагогического совета, 2015 г

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ «Русско-татарская средняя общеобразовательная школа №129» Приволжского района г. Казани Методы достижения метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС Мингалиева Л.Э., к.ф.н., учитель школы №129

Слайд 4

А ктивное обучение - Предполагает использование такой системы методов , которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности

Слайд 5

Эвристический метод обучения

Слайд 6

Эвристический метод обучения

Слайд 7

Активные методы обучения - АМО

Слайд 8

Эффективность использования АМО зависит от таких факторов, как:

Слайд 9

Для того, чтобы правильно организовать дискуссию необходимо

Слайд 12

Составление « Синквейна » Название одно существительное , выражающее главную тему cинквейна Описание два прилагательных , выражающих главную мысль Действия три глагола , описывающие действия в рамках темы Чувство фраза , несущая определенный смысл Повторение сути заключение в форме существительного ( ассоциация с первым словом)

Слайд 13

Представление информации в кластерах Школа Обучающиеся Учителя Кабинеты Перемены Уроки, предметы

Слайд 14

« Инсерт » (пометки на полях) 1. Читая, ученик делает пометки в тексте: V – уже знал, + - новое, - - думал иначе, ? – не понял, есть вопросы. 2. Читая, второй раз, заполняет таблицу, систематизируя материал . V (уже знал) + (узнал новое - (думал иначе) ? (есть вопросы)

Слайд 15

Приём "Кубик"

Слайд 16

Приём «ЗХУ » Знаем Хотим узнать Узнали 1. 2. 3. 1. 2. 3. 1. 2. 3. Осталось узнать 1. 2. 3.

Слайд 17

Модель Фрейера

Слайд 19

Изучение сказки “ Колобок” (“ Күмәчкәй ”) по методике Сингапура

Слайд 21

Изучение темы “Однокоренные слова” “Тамырдаш сүзләр” в 3 классе по методике Сингапура

Слайд 23

Кроссенс 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Слайд 24

Кроссенс по татарской литературе в начальных классах

Слайд 25

Метод Мыслерешето ( Калдер Х. Я., Руттас В. И., 1989)

Слайд 26

Методика клиники

Слайд 27

Эврика !

Слайд 28

Мозговой штурм

Слайд 29

Шесть шляп (Автор — Эдвард де Боно ) Методика позволяет упорядочить творческий процесс с помощью мысленного надевания одной из шести цветных шляп. Так , в белой человек беспристрастно анализирует цифры и факты, затем надевает ч ерную и во всем ищет негатив . После этого наступает очередь желтой шляпы — поиска позитивных сторон проблемы . Надев зеленую , человек генерирует новые идеи , а в красной может позволить себе эмоциональные реакции. Наконец , в синей подводятся итоги.

Слайд 30

МЕТОД «АКВАРИУМ» . Время реализации метода — до 1,5 ч .

Слайд 31

Метод «Дерево решений»



Предварительный просмотр:

Активные  методы обучения в школе в условиях ФГОС.

Мингалиева Л.Э.

В XXI веке время диктует новые требования к процессу обучения школьников. Сегодня, говоря об образовании, мы говорим, о переходе парадигмы знаний, умений, навыков к парадигме развития личности обучающихся. Личности способной видеть цель, добиваться осознанного получения знаний и применять их в жизненных ситуациях, личности способной работать в сотрудничестве, быть коммуникабельной, нестандартно мыслить.

Важнейшей задачей стандартов нового поколения является: создание инновационной образовательной среды, способствующей формированию совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», научить быть готовым к условиям быстро меняющегося мира. В связи с этим сегодня перед учителем стоит задача создания таких психолого-педагогических условий в обучении, в которых обучаемый может занять активную личностную позицию, в наиболее полной мере выразить себя как субъект учебной деятельности, свое индивидуальное «Я». Как же сделать так, чтобы наши ученики не из-под палки, а играя, логически думая, анализируя, самостоятельно могли открывать новые знания, оценивать свой труд и, в конечном итоге, показывать  высокие результаты по предмету? Как добиться на уроке тех самых требуемых 80 % эффективной системной деятельности учащихся на уроке, создать психолого-педагогические условий в обучении, в которых обучаемый может занять активную личностную позицию, в наиболее полной мере выразить себя как субъект учебной деятельности, свое индивидуальное «Я»?

        Поиски по данной проблеме выводят на понятие «активное обучение» (АМО), которое предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности. Параллельно с обучением и воспитанием, применение АМО в образовательном процессе обеспечивает становление и развитие у обучающихся так называемых мягких или универсальных навыков. К ним обычно относят способность принимать решения и умение решать проблемы, коммуникативные умения и качества, умения ясно формулировать сообщения и четко ставить задачи, умение выслушивать и принимать во внимание разные точки зрения и мнения других людей, лидерские умения и качества, умение работать в команде.

Характеристика основных активных методов обучения

Проблемное обучение — такая форма, в которой процесс познания учащихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Успешность проблемного обучения обеспечивается совместными усилиями преподавателя и обучаемых. Основная задача педагога — не столько передать информацию, сколько приобщить слушателей к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения. В сотрудничестве с преподавателем учащиеся «открывают» для себя новые знания, постигают теоретические особенности отдельной науки.

При проблемном обучении новое знание вводится как неизвестное для учащихся. Функция учащихся — не просто переработать информацию, а активно включиться в открытие неизвестного для себя знания.
Основной дидактический прием «включения» мышления учащихся при проблемном обучении — создание проблемной ситуации, имеющей форму познавательной задачи, фиксирующей некоторое противоречие в ее условиях и завершающейся вопросом (вопросами), который это противоречие объективирует. Неизвестным является ответ на вопрос, разрешающий противоречие.

Важно, чтобы познавательные задачи должны были доступны по своей трудности для учащихся, учитывали познавательные возможности обучаемых, лежали в русле изучаемого предмета и были значимы для усвоения нового материала.

Анализ конкретных ситуаций (case-study) — один из наиболее эффективных и распространенных методов организации активной познавательной деятельности обучающихся. Метод анализа конкретных ситуаций развивает способность к анализу нерафинированных жизненных и производственных задач. Сталкиваясь с конкретной ситуацией, обучаемый должен определить: есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить свое отношение к ситуации. Развивается гибкость мышления

Разыгрывание ролей — игровой метод активного обучения, характеризующийся следующими основными признаками:

• наличие задачи и проблемы 

•взаимодействие участников игрового занятия, обычно посредством проведения дискуссии. 
• ввод педагогом в процессе занятия корректирующих условий. 

•оценка результатов обсуждения и подведение итогов учителем.

Деловая игра — метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путем игры, по заданным правилам.
Правила деловой игры определяются выбранной деятельностью. Одним из ее вариантов являются ролевые игры. Когда дети играют в «дочки-матери», они точно имитируют все входящие в игру роли и не могут от них отступать: так папы не делают, детям так вести себя нельзя, мама должна... и т.д. Возможно использование деловой игры в учебном процессе. Например, исходя из современных рыночных условий жизни, на занятиях по основам экономических знаний можно провести деловую игру «Банк», в которой в процессе проигрывания ситуаций работы банка лучше понимается и осваивается сложная для заучивания терминология, что она обозначает, сам характер деятельности банка, его место и значение в рыночных отношениях. Такая игра может быть организована и на этапе первичного закрепления материала, и как обобщение, и как определенная форма контроля. В данном случае речь идет о самом стандартном варианте деловой игры. Такие варианты, как организационно-Деловые и организационно-мыслительные игры и аналогичные им, требуют очень серьезной специальной подготовки их организаторов. Решение поставленных задачь является результатом компромисса между несколькими участниками, интересы которых не идентичны.

Семинар-дискуссия (групповая дискуссия) образуется как процесс диалогического общения участников, в ходе которого происходит формирование практического опыта совместного участия в обсуждении и разрешении теоретических и практических проблем.

На семинаре-дискуссии старшеклассники учатся точно выражать свои мысли в докладах и выступлениях, активно отстаивать свою точку зрения, аргументировано возражать, опровергать ошибочную позицию одноклассника. В такой работе учащийся получает возможность построения собственной деятельности, что и обусловливает высокий уровень его интеллектуальной и личностной активности, включенности в процесс учебного познания. Необходимым условием развертывания продуктивной дискуссии являются личные знания. Учителю нельзя подавлять своим авторитетом инициативу учащихся, необходимо создать условия интеллектуальной раскованности, использовать приемы преодоления барьеров общения, реализовывать, в конечном счете, педагогику сотрудничества.

Круглый стол — это метод активного обучения, одна из организационных форм познавательной деятельности учащихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии. Характерной чертой «круглого стола» является сочетание тематической дискуссии с групповой консультацией. Наряду с активным обменом знаниями, у учащихся вырабатываются профессиональные умения излагать мысли, аргументировать свои соображения, обосновывать предлагаемые решения и отстаивать свои убеждения. При этом происходит закрепление информации и самостоятельной работы с дополнительным материалом, а также выявление проблем и вопросов для обсуждения. Важное условие при организации «круглого стола»: нужно, чтобы он был действительно круглым, т.е. процесс коммуникации, общения, происходил «глаза в глаза». Принцип «круглого стола» (не случайно он принят на переговорах), т.е. расположение участников лицом друг к другу, а не в затылок, как на обычном занятии, в целом приводит к возрастанию активности, увеличению числа высказываний, возможности личного включения каждого учащегося в обсуждение, повышает мотивацию учащихся, включает невербальные средства общения, такие как мимика, жесты, эмоциональные проявления.

Эффективность проведения дискуссии зависит от таких факторов, как:

•подготовка (информированность и компетентность) ученика по предложенной проблеме;
•все термины, дефиниции, понятия должны быть одинаково поняты всеми учащимися;
•корректность поведения участников;
•умение учителя проводить дискуссию.

Для того, чтобы правильно организовать дискуссию необходимо:

1.Сформулировать проблему и цели дискуссии.

2.Создать необходимую мотивацию, т.е. изложить проблему, показать ее значимость, выявить в ней нерешенные и противоречивые вопросы, определить ожидаемый результат (решение).
3. Установить регламент дискуссии, а точнее, регламент выступлений.
4. Сформулировать правила ведения дискуссии, основное из которых — выступить должен каждый. 

7. Создать доброжелательную атмосферу, а также положительный эмоциональный фон.

8.Добиться однозначного семантического понимания терминов, понятий и т.п.

Требования к учителю: высокий профессионализм, хорошее знание материала в рамках учебной программы; речевая культура, педагогический такт, коммуникативные умения, позволяющие педагогу найти подход к каждому школьнику, прогностические способности, позволяющие заранее предусмотреть все трудности в усвоении материала, умение анализировать и корректировать ход дискуссии, быть объективным.

Перед началом любой дискуссии учителю необходимо ответить для себя на следующие вопросы:
Заслуживает ли проблема моего внимания?
Что дает ее решение?
Кому и для чего это нужно?
Что произойдет, если ничего не менять?
Что случится, если я не выдвину ни одной идеи?

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.

Жизнь.

Активная, бурная.

Воспитывает, развивает, учит.

Дает возможность реализовать себя.

Искусство.

Ася (И.С. Тургенева “Ася”)

Скромная, беззащитная

Любила, страдала, сбежала

Готова пойти на все ради любимого человека.

Загадочная.

         «Кластер». Слово «кластер» в переводе означает «пучок, созвездие». Это графический прием систематизации материала в виде «грозди».
Последовательность действий по составлению кластера проста и логична:
1. посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является ключевым в раскрытии идеи, темы;
2. вокруг записать слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы;
3. по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. Приём - «КЛАСТЕР» помогает развитию умений вырабатывать собственное мнение на основе различных наблюдений, опыта, содействует самообразовательной деятельности учащихся, умению самостоятельно решать проблемы и работать в группе, активизирует учебную деятельность. У детей есть возможность исправления, редактирования работ. Такие уроки дают учащимся возможность проявить себя, показать свое видение предложенных тем и проблем, дают большую свободу творческого поиска.

Приём  "Верные и неверные утверждения" или "верите ли вы".

 «Мудрый совет» - Группа пишет в конце урока «совет» детям, которые:

 еще не совсем поняли тему урока или не изучали тему (младшим). Совет анализируется группой-соседкой.

Метод  «Ромашка».       

Дети отрывают лепестки ромашки, по кругу передают разноцветные листы и т.д. и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, мероприятия, записанные на обратной стороне. Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке.

Модель Фрейера. Во время дискуссий, парных и индивидуальных работах эффективно использование Модели Фрейера. Я часто использую эту модель.  Это обучающая структура, метод развития мышления и креативности,  помогающая учащимся глубоко понять и осознать изучаемые понятия и концепции. Участники рассматривают какое-либо понятие с разных сторон, записывая его обязательные и необязательные характеристики, примеры и антипримеры (то, что не может являться примером).

Кроссенс. Какая связь между Буратиной и табуреткой? …. Верно, дерево. Это и есть принцип кроссенса. Для разгадки кроссенса, надо найти цепь ассоциаций между двумя соседними картинками.

Образы тесно связанны с ассоциациями, рождающимися в мыслях в ответ на эмоциональный раздражитель. Они могут формироваться на основе различных источников – речи, текста, изображения, звука, видео. Образ исторического деятеля чаще всего формируется из информационной справки и портрета, образ государства – из знаний о правителях, политике, международных отношениях, а также положения на карте. Образ понятия формируется из многократных его отражений в жизни. Самым интересным в этом смысле может стать образ эпохи или какого-либо явления – революции, например. Он собирается из множества визуальных и воображаемых образов, складывающихся подобно мозаике в оригинальный прихотливый узор. Причем у каждого этого узор получится особенным. Если десяти людям предложить в небольшом тексте заменить каждое слово картинкой, то ни один коллаж не повторится. В этом также кроется специфика использования образов. Безусловно, при грамотном подходе, подобные сюжетные и глобальные образы могут иметь огромный воспитательный и образовательный эффект.

Развивающий метод «кроссенс» способствует на основе деятельностного подхода формированию креативности, сотрудничества, коммуникации и критического мышления обучающихся.

Слово "кроссенс" означает  "пересечение смыслов" и этот метод разработан нашими соотечественниками Сергеем Фединым - писателем, педагогом, математиком и Владимиром Бусленко - доктором технических наук, художником и философом. Метод кроссенс, впервые опубликован в 2002 году в журнале "Наука и жизнь". Он представляет собой  стандартное поле из девяти квадратиков, в которых помещены изображения.

Задача – объяснить кроссенс, составить рассказ – ассоциативную цепочку, посредством взаимосвязи изображений. Девять изображений расставлены  таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными, но в любом случае это отличное упражнение для развития логического и творческого мышления.

Читать кроссенс нужно сверху вниз и слева  направо (как правило чтения в русском языке), далее двигаться только вперед и заканчивать на центральном 5 квадрате, таким образом получается цепочка завернутая «улиткой». Начать можно как  первой, так и с любой узнаваемой картинки. Центральным является квадрат с номером 5.  По желанию автора, он может быть связан по смыслу со всеми изображениями в кроссенсе. Обычно же нужно установить связи по периметру между квадратами 1-2, 2-3, 3-6, 6-9, 9-8, 8-7, 7-4, 4-1, а также по центральному кресту между квадратами 2-5, 6-5,  8-5 и 4-5.

Алгоритм составления кроссенса:

1) определить тематику, общую идею;

2) поиск и подбор изображений, иллюстрирующих элементы;

3) выделить 9 элементов - изображений, имеющих отношение к идее, теме;

4) найти связь между элементами, определить последовательность;

5) сконцентрировать смысл в одном элементе (5 - й квадрат);

6) выделить отличительные черты, особенности каждого элемента.

Пример объяснения кроссенса на тему «Развитие человека».

1 – Началом живого является клетка;

2 – как любой живой организм человек тоже состоит из клеток;

3 – развитие человека начинается в водной среде, именно в воде происходит эволюционное становление простых одноклеточных организмов в сложные многоклеточные;

4 – научно обосновал эволюционные идеи английский ученный Ч. Дарвин;

5 – один из трудов Ч. Дарвина – «Происхождение человека»;

6 – но в своем труде Ч.Дарвин указал только биологическое становление человека, не затронув социального  и культурного развития, важную роль в котором играет интеллект;

7 – именно через развитие интеллекта, формирование опыта и передачу его другим поколениям происходит всестороннее развитие человека;

8 – развитие человека можно сравнить с цветущим, плодоносящим деревом;

9 – «плоды дерева» - знания человека ведут к экологическому равновесию, к гармонии, отраженных символически на рисунке Леонардо да Винчи Витрувианский человек.

Наша память уникальна. Одно и то же событие каждый из нас способен запомнить по-своему, при этом в голове у нас выстраивается ряд картинок, связанных с тем или иным событием. На этом построен метод кроссенс.

Кроссенс по теме «Смутное время»

Картинки 1-2  - цари занимавшие престол (в хронологическом порядке) – Борис Годунов, Лжедмитрий I, Марина Мнишек – дочь польского воеводы жена Лжедмитрия I, а затем и Лжедмитрия II, с которым боролся царь В.Шуйский, свергнутый боярами с престола в 1610 г., престол перешел к «Семибоярщине», бояре тайно впустили поляков в Москву, изгнало поляков второе ополчение под руководством К.Минина и Д.Пожарского, после изгнания поляков на Земском соборе избран новый царь – Михаил Романов. В центре -  картина «Иван Грозный и его сын Иван» как символ прекращения династии Рюриковичей» и одна из причин Смуты.

Как работает кроссенс учителя

Кроссенс может быть использованы на любом этапе урока как:

- проверка домашнего задания (с помощью кроссенса рассказать о материале прошлого урока, функция опорной образной схемы);

- формулировка темы урока, постановка цели урока (найдите связь между изображениями и определите тему урока; определите, что мы будем делать);

- раскрытие информационного блока темы, поиск проблемы (виды, причины, черты, последствия чего-либо в образах и символах);

- обобщение материала, закрепление (кроссенс состоит из изображений, которые появлялись в ходе урока на разных этапах, ученики по ним обобщают материал и делают вывод);

- организация групповой работы (составление кроссенса на заданную тему из предложенных изображений, сравнение кроссенсов групп);

- творческое домашнее задание (составление кроссенса в печатном или электронном виде на заданную тему, на произвольную тему, по исторической личности или эпохе);

- построение структуры урока (девять элементов кроссенса могут содержать в себе последовательное отражение структуры урока с именем, целью или проблемой в середине).

         Как работает кроссенс ученика

Такой кроссенс ещё полезней, чем созданный учителем. В первую очередь он отражает глубину понимания учеником заданной темы, способствует развитию логического и образного мышления, повышает мотивацию и развивает способность самовыражения. Если не пожалеть на это времени, то организация групповой или парной работы с кроссенсами одноклассников поможет ребятам увидеть тему или проблему с другой стороны, с другой позиции. Стремясь отразить своё видение, ученики ищут интересный дополнительный материал, проявляют нестандартное мышление и повышают уровень собственной эрудиции. Как любое творческое задание, кроссенсы повышают инициативность, креативность и развивают воображение.

Не стоит упускать из виду и огромный воспитательный потенциал кроссенсов. Они могут быть составлены по теме классного часа, праздничного мероприятия, юбилейной даты. Они могут стать способом организации коллективного творческого дела по созданию интеллектуальной игры, стенгазеты, открыток ко дню рождения одноклассников, оформлению портфолио. Работа с кроссенсами способствует развитию коммуникативных и регулятивных умений, навыков работы с информацией. Стать творцом, умеющим создавать свои уникальные образные, наполненные смыслом миры – это блестящая победа ученика и учителя.

Таким образом, концепция деятельностного подхода сегодня требует от учителя принятия и осознания новых целей и задач, глубокого понимания специфики учебно-познавательной деятельности и процессов усвоения содержания предмета, т.е. серьезной перестройки сложившейся методической системы, основанной на проектировании учебного процесса с позиции деятельности школьника. Педагогически целесообразное, грамотное использование АМО на разных этапах уроков позволяет достичь высоких результатов в обучении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые методы обучения в условиях реализации ФГОС

Презентация-оформление для доклада на педсовете "ФГОС ООО" МАРТ 2015...

РАЗРАБОТКА УРОКА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ПО ТЕХНОЛОГИИ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС.

Технология активных методов обучения (АМО) является простым и в то же время эффективным педагогическим инструментом, позволяющим на каждом уроке системно осуществлять обучение, воспитание, развитие и ...

Конспект урока английского языка с применением технологии "Активные методы обучения" в условиях реализации ФГОС

В данной публикации представлен табличный вариант оформления конспекта урока с применением Активных Методов Обучения в 9 классе по УМК: Афанасьева О.В., Михеева И.В. Английский язык. IX класс по ...

Новые методы обучения в условиях реализации ФГОС на уроках физики

Выступление на методическом объединении школы на тему: "Новые методы обучения в условиях реализации ФГОС на уроках физики"...

«Разработка урока физкультуры по технологии АМО (активные методы обучения) в условиях внедрения ФГОС»

Дистанционные курсы  «Разработка урока физкультуры по технологии АМО (активные методы обучения) в условиях внедрения ФГОС» варианты выполнения заданий...

Метод проектов — один из ведущих методов обучения в условиях реализации ФГОС

Метод проектов может рассматриваться как один из ведущих методов обучения, отвечающий современным целям образования, одной из которых является формирование ключевых компетенций обучающихся. Как отмеча...

Использование активных форм обучения в условиях реализации ФГОС на уроках английского языка

Активные формы обучения активизируют познавательную деятельность учащихся, положительно влияют на развитие личности ребенка....