Аннотация к рабочей программе Формирование средств речевого общения у детей с недоразвитием речи (ранний возраст)
методическая разработка на тему

Аннотация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл annotatsiya_k_programme_onr_i_ur_3-hletn.docx14.81 КБ

Предварительный просмотр:

Афонина О.А., Варешина Н.М., Жукова Л.С.

Рабочая программа. - М.: Департамент образования города Москвы СВОУО ГБОУ города Москвы ЦДиК «Участие»,2015.-22 с.

Рабочая программа «Формирование средств речевого общения у детей 3 лет с недоразвитием речи» имеет коррекционно-развивающую направленность и составлена на основе рекомендованных традиционных коррекционных программ и технологий:

-О.А. Безрукова, О.Н. Каленкова «Программа формирования средств речевого общения у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи»,

- Т.Б. Филичева, Чиркина Г.В., Туманова Т.В., Миронова С.А., Лагутина «Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи».

Программа адресована детям трёх лет с недоразвитием речи I уровня.  

 Новизной программы является функциональный подход к развитию (коррекции) речи, ориентированный на коммуникацию. Согласно этому подходу и с целью решения задач общения речевой материал сгруппирован вокруг актуальных для ребёнка лексических тем, а грамматические категории вводятся по принципу функциональной значимости.

Программа составлена с учётом нормативно-правовых документов и требований СанПин и ФГОС.

Цель программы: Формирование у ребенка трех лет системы средств вербальной коммуникации, обеспечивающих полноценное речевое общение, необходимое для успешной социализации.

   В качестве диагностического инструментария использовалась адаптированная методика Безруковой О.А. и Каленковой О.Н. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста. Учебно-методический комплекс: методическое пособие для педагога и иллюстративный материал для проведения диагностической процедуры по определению уровня речевого развития детей 3, 4, 5, и 6 лет. Изд. Русская Речь. М., 2014.

   Особое внимание уделяется оценке словарного запаса, прежде всего его количественного состава (достаточно ли этой лексики для осуществления полноценной коммуникации). Неблагоприятный признак – дефицит предикативного словаря. При оценке грамматических навыков особое внимание уделяется сформированности словоизменительных навыков (изменения личных окончаний).

Критерии оценки реализации программы:

В результате логопедической работы над лексикой по данной программе дети должны:

- усвоить лексический минимум, предусмотренный программой для данного возраста;

- овладеть смысловыми компонентами семантики слов,

- уметь обобщать слова (группировать по тематическому и родовидовому принципу);

- уметь дифференцировать слова, обозначающие близкие предметы и действия (чашка-стакан, мыть-стирать);

- уметь подбирать антонимы с ярко выраженными дифференциальными признаками.

2) В результате работы над словообразованием дети должны:

- определять лексическое значение производных слов: возвратных глаголов, слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, с приставками.

3) В результате работы над морфологией и синтаксисом дети должны:

- усвоить базовые категории языка: одушевлённости/неодушевлённости, рода (мужской и женский);

- овладеть навыками изменения окончаний глаголов (изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам, изменение глаголов наст. вр. по лицам и числам);

- понимать пространственные отношения двух предметов при помощи предлогов: на, в, под, из, с; овладеть навыками корректного употребления данных предлогов;

- овладеть навыками правильного употребления предложно-падежных форм существительных и местоимений в ед. ч.;

- усвоить модели полных двусоставных простых распространённых предложений.

3) В результате работы над фонетикой дети должны уметь:

- различать на слух и правильно произносить гласные звуки первого ряда;

- различать на слух гласные звуки и согласные звуки раннего онтогенеза;

- правильно произносить слова различной слоговой структуры (1-4 классы по Марковой). Соблюдать ритмическую структуру и интонационный контур слова;

- правильно произносить согласные звуки раннего онтогенеза;

- интонационно правильно оформлять утвердительные, вопросительные и восклицательные предложения.

Программа состоит из разделов: пояснительной записки, календарно-тематического плана, содержания программы, механизмов отслеживания результатов, условий реализации программы; списка литературы и приложения.

  Программа рекомендована для реализации на логопедических занятиях в условиях ЦДиК «Участие».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К вопросу о развитии речевого общения у детей с недоразвитием речи

В последние годы в рамках коррекционного образования в качестве одной из целей обучения на первый план выдвигается социальная адаптация будущих первоклассников. Необходимым условием готовности детей к...

Рабочая программа по русскому речевому общению (общеобразовательный уровень) 11 класс

Автор программы: Шаталова В. М. Реквизиты программы: Шаталова В.М. Культура русского речевого общения. Программа, требования к уровню знаний, умений, навыков, контрольно-измерительные материалы.–...

Рабочая программа «Коррекционно-развивающих занятий по преодолению фонетико – фонематического недоразвития речи» для 1 класса

Рабочая программа – это важный документ в работе учителя – логопеда. Данная программа и календарно-тематическое планирование направлены на преодоление фонетико - фонематического недоразвития речи у уч...

Рабочая программа по русскому речевому общению 10 класс

Рабочая программа по русскому речевому общению 10 класс...

Аннотация к рабочей программе" Формирование средств речевого общения у детей с недоразвитием речи (ранний возраст)"

Аннотация к рабочей программе Формирование средств речевого общения у детей с недоразвитием речи  (ранний возраст)...

Рабочая программа курса «Русское речевое общение» 10 класс

            Курс "Русское речевое общение" В.М. Шаталовой и О.Н. Зубакиной (10-11 класс) составляет региональный компонент содержания общего образования ...

Логопедических технологий по формированию слоговой структуры слова у детей с недоразвитием речи

Логопедических технологий по формированию слоговой структуры слова у детей с недоразвитием речи...