Доклад: «Формирование ключевых компетенций у обучающихся с нарушениями слуха»
статья на тему

Главным направлением в деятельности учителя является формирование ключевых компетенций обучающихся с нарушением слуха через образование. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_kompetentsii.docx28.03 КБ
Файл prezentatsiya_kompet._pedsov.pptx953.91 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад: «Формирование ключевых компетенций у обучающихся с нарушениями слуха»

 Слайд 1   Формирование ключевых компетенций

у обучающихся с нарушениями слуха

Слайд 2     Концепция модернизации российского образования ставит перед нашей школой ряд задач, одна из которых — формирование ключевых компетенций у обучающихся с нарушением слуха. 

Слайд3  Компетентность – овладение, обладание учителем соответствующей компетенцией, включающей его профессиональное отношение к ней и предмету деятельности. 

Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности учителя, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним.

Каждый учитель, обучающий глухих и слабослышащих детей, стремится к тому, чтобы выпускники школы смогли успешно пройти государственную итоговую аттестацию, применить знания для получения профессионального образования, реализовать свои способности на рабочем месте. Успешное будущее неслышащего учащегося — это важно каждому учителю. Готовиться к нему необходимо и школа-интернат играет в этом важную роль. У учителя - это сорок пять минут урока .

 Задача системы образования, для учащихся с нарушением слуха, всегда состояла в формировании  знаний у подрастающего поколения, поведенческих моделей, ценностей, которые позволят ему быть успешным вне стен школы.      

Главным направлением в деятельности учителя является формирование ключевых компетенций обучающихся с нарушением слуха через образование. Развитие ключевых компетенций  лучше начинать, предварительно проведя аналитико-оценочный прогноз потенциальных способностей обучающихся, используя  личностно-ориентированный подход к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья.

Слайд 4     Современные ключевые компетенции -это умения и навыки в любой области деятельности.  

  •  целостно - смысловые компетенции,
  • общекультурные компетенции,
  • учебно -познавательные,
  • информационные,
  • коммуникативные,
  • социально - трудовые компетенции,
  • компетенции личностного самосовершенствования.

Остановлюсь на некоторых основных (ключевых) компетенциях.

Слайд 5     Учебно-познавательная компетенция.

Первое, что является предметом познавательного интереса для неслышащих учащихся — это новые знания о мире, показ богатства, заключенного в научных знаниях, т.е.  появление интереса к предмету, удивление от полученных знаний.  Познавательный интерес является основой положительного отношения к учению. Активизация познавательной деятельности неслышащего ученика  без развития его познавательного интереса не только трудна, но и практически невозможна. Особенно эффективно данный вид компетентности развивается при решении занимательных, исторических задач, а так же при проблемном способе изложения новой темы: надо  создать такую ситуацию, чтобы проблема лучше опиралась на личный опыт глухого обучающегося. Трудности в обучении детей с нарушениями слуха уменьшаются в значительной степени, если применить  методические приемы, учитывающие особенности общего и речевого развития глухих и слабослышащих детей, их психологические особенности.

Слайд 6    Однако, не всё может быть интересно в учебном материале. На помощь приходят игровые моменты, помогающие снять усталость и напряжение на уроке. Игры ставят учащихся в условия поиска, побуждают интерес к победе. Один раз пережив успех, глухой человек вновь и вновь будет к нему стремится. Самое главное, у слабослышащего ученика  появится потребность в общении, самостоятельность в решении учебных задач, способность к самоконтролю и сопереживанию.

Одним из способов реализации данной компетентности является проведение проверочных работ в форме теста. Умение решать тесты для неслышащих учащихся будет очень полезным в будущем, т. к. им предстоит сдавать государственные экзамены в форме теста.

Слайд 7    Информационная компетенция .

           Данная компетенция формируется у неслышащих учащихся на уроках, когда учитель применяет их жизненный  опыт, учит самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию. Цель учителя: научить добывать нужную информацию, используя доступные источники (справочники, учебники, словари, интернет-сайты), передавать её.

Особенно важно при изучении новых терминов неслышащим  учениками давать различные определения понятия, например: в математике корень -это  , в биологии корень — это..., в русском языке корень — это... .

Важно проведение уроков — семинаров, уроков — конкурсов, викторин и др. Ученики  при подготовке к урокам самостоятельно готовят свои доклады, используя интернет-сайты, они не только ищут нужную информацию, но и преобразуют ее нужным образом.

   Слайд8   Этот вид компетенции по своей сути заключает процесс освоения обучающимися информационных технологий, т.е на уроке учитель должен обучить неслышащих детей способам работы с информационными технологиями, подготавливая их к адаптации в информационном пространстве современного мира.

Слайд 9   Ценностно-смысловая компетенция.

       Наш учащийся должен для себя представлять что и как он изучает сегодня, на следующем занятии и каким образом он сможет использовать полученные знания в последующей жизни. Для развития этого вида компетентности можно применять следующие приемы:

  1. Перед изучением новой темы учитель рассказывает учащимся о ней, а они формулируют по этой теме вопросы, которые начинаются со слов: зачем, почему, как, чем, о чем, оценивается самый интересный, при этом ни один из вопросов не остается без ответа.
  2. На уроке ученики самостоятельно изучают параграф учебника и составляют его краткий конспект. Перед ними стоит задача: пересказать, пояснить прочитанное, выделить, обозначить, подвести итог, подчеркнуть, перечислить, произнести...  В итоге дети учатся выбирать главное, обосновывать его важность не только для других, но и самое главное, для себя.

Слайд 10   Коммуникативная компетенция подразумевает использование различных способов взаимодействия неслышащих с окружающими людьми, развивает навыки работы в группе, владение разными ролями в коллективе. На уроках можно использовать  игры: «Научи меня» (работа в паре: один — учитель, другой — ученик), «Проверь себя» (самопроверка и взаимопроверка выполнения заданий). Формирование знаний у учащегося должно обязательно осуществляется с коррекцией речевого развития и слухового восприятия.

Слайд 11  Неслышащие учащиеся испытывают трудности в усвоении учебного материала, что обусловлено их речевым недоразвитием, специфическими свойствами понятийного и логического мышления. Содержание знаний,  выработанных человечеством обобщено  и закреплено в словесной форме, поэтому наши учащиеся должны понимать словесную речь, включающие слова и словосочетания (речь товарищей, учителя, тексты учебников, формулировки заданий и т. п.), а также пользоваться ею.

          Для формирования грамотной, логически верной речи используются различные диктанты, включающие задания на правильное произношение слов, словосоетаний, терминов и обязательно при этом должны отрабатыватся навыки чтения с губ. Устную речь обучающихся учитель развивает на каждом уроке: исправляет ошибки в ударениях, учит правильному построению фраз. Письменная речь глухих обучающихся развивается во время проведения самостоятельных и контрольных работ, теоретических вопросов.

           Обучение в тесной связи с формированием словесной речи оказывает существенное влияние на овладение учащими системой знаний и формирует коммуникативную компетентность.

Слайд 12    Социально-трудовая компетенция.

          Данная компетенция может быть реализована на уроках и во внеклассных мероприятиях, где ученик выполняет роль гражданина, клиента, покупателя, т. е. подразумевается овладение теми знаниями и умениями, которые он будет использовать непосредственно в своей дальнейшей жизнедеятельности. Задания можно давать социально-трудового характера, которые будут вводить обучающегося в нестандартную, но бытовую ситуацию. Применяя  такие упражнения, мы формируем и закрепляем у учащегося сознательные и прочные вычислительные навыки, добиваясь того, чтобы у неслышащих людей не было проблем при подсчете сдачи, при вычислении суммы покупок в магазине до момента, как подойти к кассе, при определении количества бензина для поездки и т.д. Особенно уместно давать задания, где используются такие понятия как ссуда, ипотека, кредит, займ, скидки, ориентирующие на исследование явлений реального мира.

Слайд13

  К учителю, работающему в логике компетентностного подхода, должны также предъявлятся требования. Еще  Дистервег говорил, что «Плохой учитель преподносит истину, хороший — учит ее находить», а для этого он должен сам обладать педагогической компетентностью: быть ответственным, коммуникабельным, творческим, самостоятельным человеком, готовым и способным постоянно учиться новому в жизни и на рабочем месте, работать в команде, владеть методиками диагностики своего предмета и психологического развития детей.

 Слайд14

Список использованной температуры:

1.Лебедев О.Е. Компетентный поход в образовании / О.Е. Лебедев// Школьные технологии. - 2004. № 5.С.3

  1. Стратегия модернизации содержания общего образования: материалы для разработки документов по обновлению общего образования. - М: Минобразования, 2001. - 72 с.
  2. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования//Народное образование — 2003 - №2. С.58-64.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование ключевых компетенций на уроках у обучающихся с нарушением слуха Свиркова Людмила Васильевна учитель математики высшей квалификационной категории КОУ Омской области "Адаптивная общеобразовательная школа-интернат №15 "

Слайд 2

Концепция модернизации российского образования ставит перед нашей школой ряд задач, одна из которых — формирование ключевых компетенций у обучающихся с нарушением слуха.

Слайд 3

Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности учителя, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним. Компетентность – овладение, обладание учителем соответствующей компетенцией, включающей его профессиональное отношение к ней и предмету деятельности.

Слайд 4

Современные ключевые компетенции - это умения и навыки в любой области деятельности целостно - смысловые компетенции, общекультурные компетенции, учебно-познавательные , информационные, коммуникативные, социально - трудовые компетенции, компетенции личностного самосовершенствования.

Слайд 5

Учебно-познавательная компетенция Первое, что является предметом познавательного интереса для неслышащих учащихся — это новые знания о мире, показ богатства, заключенного в научных знаниях, т.е. появление интереса к предмету, удивление от полученных знаний. Познавательный интерес является основой положительного отношения к учению.

Слайд 7

Информационная компетенция Данная компетенция формируется у неслышащих учащихся на уроках, когда учитель применяет их жизненный опыт, учит самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию. Цель учителя: научить добывать нужную информацию, используя доступные источники (справочники, учебники, словари, интернет-сайты), передавать её.

Слайд 8

Ценностно-смысловая компетенция. Наш учащийся должен для себя представлять что и как он изучает сегодня, на следующем занятии и каким образом он сможет использовать полученные знания в последующей жизни.

Слайд 9

Коммуникативная компетенция подразумевает использование различных способов взаимодействия неслышащих с окружающими людьми, развивает навыки работы в группе, владение разными ролями в коллективе.

Слайд 10

Социально-трудовая компетенция Данная компетенция может быть реализована на уроках и во внеклассных мероприятиях, где ученик выполняет роль гражданина, клиента, покупателя и др., т. е. подразумевается овладение теми знаниями и умениями, которые он будет использовать непосредственно в своей дальнейшей жизнедеятельности.

Слайд 11

Учитель должен быть ответственным, коммуникабельным, творческим, самостоятельным человеком, готовым и способным постоянно учиться новому в жизни и на рабочем месте, работать в команде, владеть методиками диагностики своего предмета и психологического развития детей.

Слайд 12

Спасибо всем за внимание! 12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад Формирование ключевых компетенций на уроках физики

В данной работе автор рассказывает о формировании ключевых компетенций при обучении физики в средней общеобразовательной школе.Цель учебно-воспитательной системы школы - формирование целостной личност...

доклад Формирование ключевых компетенций на уроках математики

В данном докладе раскрыты основные вопросы математики, показывающие связь теории с практикой,указаны основные компетенции, задачи,умения,навыки при изучении математики....

Презентация к докладу: "Формирование ключевых компетенций на уроках математики".

Эта презентация к докладу: "Формирование ключевых компетенций на уроках математики"....

Доклад на тему: «Формирование ключевых компетентностей у детей с нарушениями слуха во внеурочное время с применением игровых технологий».

Доклад посвящен актуальной теме в работе с неслышащими учащимися. Формированию ключевых компетентностей во внеурочное время с применением игровых технологий....

Доклад на тему: «Формирование ключевых компетентностей у детей с нарушениями слуха во внеурочное время с применением игровых технологий».

Доклад посвящен актуальной теме в работе с неслышащими учащимися. Формированию ключевых компетентностей во внеурочное время с применением игровых технологий....

Формирование коммуникативных компетенций у обучающихся с нарушениями слуха, их социальная адаптация

В существующих условиях социальной жизни  выступает проблема, требующая включения детей с нарушениями слуха в единую социальную целостность и саму структуру общества.     Необ...