Педагогический проект "Методические аспекты подготовки учащихся с ОВЗ к проведению итоговой аттестации и защите выпускной квалификационной работы"
проект на тему

Глушак Тамара Константиновна

     В основу разработки проекта положена личностно-ориентированная технология, позволяющая заменить традиционную форму подготовки к экзаменам для слабых в обучении учащихся на индивидуальную работу, а прохождение экзаменационных испытаний - на тестирование по вопросам билета и разноуровневые практические задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc124 КБ

Предварительный просмотр:

КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ХАНТЫ -МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«РАДУЖНИНСКАЯ ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Педагогический проект

«Методические аспекты подготовки учащихся с ОВЗ к проведению итоговой аттестации и защите выпускной квалификационной работы»

                                                                       Автор проекта: Глушак Тамара Константиновна,

                                                                                                        учитель трудового обучения.

                                                                         КОУ «Радужнинская школа для обучающихся

                                                                               с ограниченными возможностями здоровья»

                                                                                           

г. Радужный,

2015-2016 учебный год

ОГЛАВЛЕНИЕ

1.Сведение об авторе…………………………………………………………… 3

2.Введение………………………………………………………………………..4

3.Основная часть………………………………………………………………... 7

4.Литература……………………………………………………………………..12

Введение

Доступность качественного образования детей с ограниченными возможностями здоровья является предметом пристального внимания. Признание прав такого ребенка, его интересов, потребностей, оказание помощи в процессе его личностного становления, в выборе соответствующей профессиональной деятельности являются чрезвычайно важными. В связи с этим проводится систематический анализ успеваемости, выявляются индивидуальные характеристики и возможности школьников, проверяется качество созданных условий для успешной социальной адаптации.

С этой точки зрения, экзаменационные испытания можно рассматривать как одну из основных форм предъявления результата обучения. Деятельность по организации итоговой государственной аттестации регламентируется нормативными документами Минобразования РФ, изложенными в письме от 14 марта 2001 г. N 29/1448-6. Результатом профессиональной подготовки учащихся с нарушением интеллекта является начальный уровень овладения ЗУН по выбранной профессии.

Экспериментальные данные и практические наблюдения в школе показывают, что у учащихся одного и того же класса формирование ЗУН, необходимых для экзаменационных испытаний без специально направленных на это методов и средств обучения, не достигает необходимого уровня, предусмотренного требованиями ФГОС (приказ от 19.12.2014 года № 1599). Важность этой проблемы определяется ее направленностью на изыскание новых возможных путей реализации принципа корригирующего обучения. В связи с этим возникает необходимость поиска эффективных подходов к воспитанию и образованию школьников с целью достижения ими более высокого уровня профессиональной подготовки и, как следствие, успешной сдачи экзамена и адаптации в современном обществе. Все вышеизложенное указывает на актуальность и необходимость реализации данного проекта.

Учащиеся с нарушением интеллекта способны к овладению несложными профессиями и могут успешно пройти экзаменационные испытания, защитить выпускную квалификационную работу по выбранной профессии, но вместе с тем их возможности в плане профессиональной подготовки значительно ограничены. Это обусловлено умственным заболеванием в разной степени сложности и недостатками физического развития. Таким образом, возникает необходимость применения в процессе подготовки к экзаменам современных образовательных технологий, позволяющих учитывать интересы и индивидуальные особенности каждого ученика.

Многие теоретические и, главным образом, методические вопросы по применению технологии индивидуального подхода в организации подготовки учащихся с интеллектуальными нарушениями к проведению экзаменационных испытаний различного уровня не получили достаточного развития в конкретных разработках, методиках, программах. Анализ состояния обозначенной проблемы позволил выявить следующие основные противоречия:

  • между требованиями, предъявляемыми к качеству образования учащегося с ОВЗ на экзаменационных испытаниях, и имеющимся уровнем профессиональной подготовки выпускника школы;
  • между наличием традиционной формы сдачи итоговой государственной аттестации и необходимостью создания специальных условий для успешного прохождения экзаменационного испытания всеми учащимися;
  • между потребностью реализации в образовательной практике новых идей, технологий и подходов и отсутствием методик по их реализации.

Новизна проекта предполагает разрешение данных противоречий путем включения в процессе профессиональной подготовки новых современных образовательных технологий. Содержание данного проекта определяется рамками реализации Программы развития школы, которая предусматривает инновационные изменения в организации учебного процесса.

В основу разработки проекта положена личностно ориентированная технология. Индивидуальный подход как принцип осуществляется в той или иной мере во всех существующих технологиях, поэтому индивидуализацию обучения можно также считать «проникающей технологией». Данный метод позволяет заменить традиционную форму подготовки к экзаменам для слабых в обучении учащихся на индивидуальную работу, а прохождение экзаменационных испытаний – на тестирование по вопросам билета и разноуровневые практические задания.  

Одним из основных методов профессионального обучения более успешных учащихся является проектный метод обучения. Метод проектов – это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность ребенку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности. Современный метод проектов призван скорректировать и обогатить учебный процесс. Основные положения проектного метода, разработанные зарубежными и отечественными учеными, можно соотнести с деятельностным подходом в современной дидактической системе. Его внедрение в учебный процесс является очень важным для допрофессиональной подготовки (10,11классы), так как использование проектной технологии позволяет активизировать процесс производственного обучения, способствует технологическому образованию, формированию технологической культуры учащихся, подготовке их к реальным условиям жизнедеятельности.

Таким образом, основная идея проекта заключается в оказании помощи слабым ученикам в подготовке к экзаменам, и в выявлении, поддержке и максимальном раскрытии потенциала способных в обучении учащихся. Разноуровневые теоретические и практические экзаменационные задания, защита квалификационной работы в форме творческого проекта является той качественной основой, которая может реализовать инклюзивный подход в обучении. Он направлен на формирование раскрепощенной, творческой личности, деятельность которой уже нацелена на социализацию, на воплощение своих идей наравне со своими сверстниками.

Теоретическая значимость проекта заключается в разработке методических материалов по подготовке и проведению экзаменационных испытаний в соответствии с индивидуальными особенностями выпускников.

Практическая значимость проекта определяется четко выраженной практико-ориентированной направленностью. Использование элементов конструкторско-технологических, экономических знаний, информационно-коммуникационных технологий позволит повысить мотивацию и расширить кругозор учащихся.

Содержание данного проекта основывается на принципах дидактики и направлено на развитие подростка как компетентной личности. Особое внимание уделяется информационной компетентности учащихся, направленной на формирование простейших навыков работы с источником, материалами. Важнейшее значение имеет овладение учащимися коммуникативной компетенцией: умение формулировать собственную позицию, использовать для аргументации при защите квалификационной работы в форме творческого проекта научные сведения, отвечать на поставленные вопросы, связанные с технологическим содержанием.  

Специфика целей и содержания проекта направлено на развитие рефлексивной деятельности учащихся к объективному оцениванию своих учебных достижений, поведения, способности и готовности к профессиональной деятельности и социализации в обществе.

Успешность реализации проекта определяется степенью заинтересованности всех его участников в положительных, лично значимых результатах. Достижение высоких образовательных результатов каждым учеником возможно при решении задачи оптимального сочетания:

  • требований стандарта и индивидуальных способностей учащихся;
  • новых информационно-коммуникативных технологий и учебно-методических комплексов;
  • эмоционально психологической комфортности и интенсивной учебной деятельности.

Основная часть

Вид проекта:

комбинированный, средне - срочный

Сроки: 2012-2015 гг.

Участники: администрация КОУ РШООВЗ, учителя, учащиеся 9, 11 классов, родители учащихся, социальные партнеры.

Цель проекта:

 создать условия для успешного прохождения итоговой государственной аттестации и защиты выпускной квалификационной работы посредством использования элементов технологии личностно ориентированного обучения.

Объект проекта: процесс подготовки учащихся с ОВЗ к прохождению экзаменационных испытаний

Предмет проекта: методические материалы, основанные на элементах личностно ориентированной технологии, по подготовке учащихся с ОВЗ к прохождению экзаменационных испытаний.

Задачи:

1.Выяснить и проанализировать исходный уровень развития коммуникативной, информационной и профессионально-технологической компетенций обучающихся.

2.Изучить методику подготовки к экзаменам с использованием индивидуального подхода и метода проектов.

3. Разработать программно-методическое обеспечение, создать материально-техническую базу для внедрения проекта в образовательный процесс.

4. Подобрать комплекс контрольно-измерительных материалов для изучения эффективности проекта.

5. Разработать план дальнейшего развития проекта с учётом проведённого анализа полученных данных.

Гипотеза проекта: обучающиеся с ОВЗ способны успешно пройти экзаменационные испытания, если в процессе подготовки использовать элементы технологии личностно ориентированного обучения. 

Диапазон проекта: учебная деятельность на уроках профессионально-трудового обучения, направленная на подготовку учащихся 9 класса к итоговой государственной аттестации; учебная деятельность на уроках производственного обучения, направленная на подготовку учащихся 11 класса к защите выпускной квалификационной работы.

Ожидаемый результат: повышение мотивации, ответственности, творческой активности старшеклассников, успешное прохождение экзаменационных испытаний, выпускная квалификационная работа в форме творческого проекта.

Реализация проекта

I. Подготовительный этап

Дата

Мероприятия

Цель

Результаты

Май

  Проведение опроса учащихся, учителей.    

  Анализ исходного уровня развития    коммуникативной, информационной и профессионально-технологических  

компетенций будущих выпускников.

  Установить

уровень сформированности

коммуникативной, информационной и профессионально-технологических  

компетенций, рекомендовать форму сдачи экзамена.

  Распределение учащихся по группам на основании классификации В.В.Воронковой.  Разработка плана мероприятий, развивающих основные компетенции обучающихся.

Май-август

  Подборка педагогической, методической литературы, диагностического материала по теме проекта.

  Проанализировать психолого-педагогическую, методическую, специальную литературу, нормативные документы по теме проекта, провести системный     анализ   проектирования, моделирование     процесса обучения в 9 и 11 классах.

  Определение эффективных методов работы, разработка пакета методических материалов, рекомендаций по подготовке учащихся к экзаменационным испытаниям.                          

     Разработка адаптированных учебных программ по предмету (9,11 кл.).

Август

  Определение основных этапов работы над проектом.

  Определение основных мероприятий и эффективных методов работы.

  План реализации проекта.

Сентябрь

  Беседа с родителями

выпускников.

Проведение опроса, анализ анкетных данных.

  Ознакомление родителей с предстоящей работой по подготовке к экзаменационным испытаниям, ответы на интересующие вопросы.

  Информированность родителей о подготовительной работе, сроках, этапах и возможных формах сдачи экзамена.

Дата

Мероприятия

Цель

Результаты

Сентябрь

 Проведение занятия с учащимися 9,11 классов.

  Ознакомление учащихся с положением о проведении итоговой государственной аттестации и о возможных формах защиты выпускной квалификационной работы.

  Информированность учащихся о плане работы на год и предстоящих экзаменационных испытаниях.

Сентябрь

 Выступление на МО учителей трудового обучения.

  Обсуждение вопросов разработки инновационного проекта с членами методического объединения.

  Полная информированность педагогов о проекте.

II. Основной этап

Октябрь-декабрь

  Работа по подготовке экзаменационных материалов.

  Разработать экзаменационные материалы с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

  Билеты, ответы к билетам, разноуровневые экзаменационные задания, правила выполнения проекта.

Январь- май

  Работа над выпускной квалификационной работой учащихся.

  Подготовить материалы для написания выпускной работы.

  Создание выпускной работы в традиционной форме или форме творческого проекта.

Январь- май

  Подготовка изделий учащимися для предоставления экзаменационной комиссии.

  Выполнить швейные изделия в соответствии со способностями учащихся.

  Швейные изделия разного уровня сложности.

 Январь-февраль

  Утверждение на педсовете тем выпускной квалификационной работы и формы прохождения итоговой аттестации

  Ознакомить педагогический состав школы с особенностями предстоящих экзаменационных испытаний.

   Решение педсовета.

Дата

Мероприятия

Цель

Результаты

 Январь-май

  Контроль за подготовкой к экзаменам.

  Проверить степень готовности квалификационных изделий, наличие конструкторско-технологической документации, количество подготовленных билетов, степень подготовки творческого проекта.

  Мониторинг количества и качества выполнения работ обязательных для сдачи экзаменационных испытаний.

Апрель-май

  Проведение психологических тренингов.

  Снятие стресса и снижение уровня тревожности перед экзаменом.

  Уменьшение уровня тревожности учащихся.

Январь-май

  Участие в родительском собрании.

  Информирование родителей о степени готовности каждого ребенка к сдаче экзамена.

  Своевременная информированность родителей.

Апрель

  Подготовка пакета экзаменационных материалов.

  Предоставление экзаменационных материалов в ДО и МП.

  Утверждение экзаменационных билетов и заданий.

Май

  Проведение пробного экзамена.

 Ознакомление выпускников с технологией сдачи экзамена.

 Репетиция экзамена.

Май

  Проведение пробной защиты квалификационной работы.

  Ознакомление выпускников с правилами защиты

квалификационной работы.

  Репетиция экзамена.

В течение учебного года

  Применение ИКТ на уроках, создание банка творческих проектов.

   Формирование информационной компетентности и технологической грамотности учащихся.

 Создание учебно-методического комплекса.

III. Заключительный  этап

Дата

Мероприятия

Цель

Результаты

Сентябрь

  Презентация результатов проекта.

   Анализ достигнутых результатов и разработка плана дальнейшего развития проекта.

   Создание учебно-методических материалов с целью распространения опыта реализации инновационного проекта. Размещение                          информации о проекте на школьном сайте.

Ожидаемые результаты реализации проекта

1.Успешное прохождение экзаменационных испытаний учащимися с разными возможностями обучения.

2.Разработка и реализация разноуровневой адаптированной рабочей программы по профессионально-трудовому обучению (9 класс) и

программы по профессии «Швея» (11 класс).

3.Разработка экзаменационных материалов с учетом индивидуальных возможностей учащихся для проведения государственной (итоговой) аттестации (9 класс).

4.Разработка пакета методических материалов, рекомендаций по проведению защиты выпускной квалификационной работы с учетом индивидуальных особенностей на присвоение специальности «Швея» 1, 2 разряда.

5.Реализация проектного метода обучения в процессе подготовке к экзаменам и защиты выпускной квалификационной работы в форме творческого проекта.

6.Разработка рекомендаций для родителей.

7.Создание условий сотрудничества с учителями, специалистами школы, социальными партнерами.

Схема взаимодействия с социальными партнерами в рамках реализации проекта представлена на рис. 1.

Рис.1 Схема взаимодействия с социальными партнерами

Ресурсное обеспечение проекта

Нормативно-правовое:

  • Закон РФ «об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 237-ФЗ (ред. от 13.07.2015).
  • Закон ХМАО Югры «Об образовании в Ханты-мансийском автономном округе – Югре от 1 июля 2013 г. № 68оз (ред. от 11.03.2015).
  • Письмо Минобразования РФ от 14 марта 2001 г. N 29/1448-6 «О Рекомендациях по порядку проведения экзаменов по трудовому обучению выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида».

Материально-техническое обеспечение:

мультимедийное оборудование кабинета: персональный компьютер, проектор, экран, подключение кабинета к локальной школьной сети и обеспечение доступа в интернет.

Информационное обеспечение:

реализация проекта предполагает использование интернет - ресурсов, психолого-педагогической, методической, специальной литературы.

Дидактические средства:

  • технологическая документация на изготовление изделия;
  • тренировочные упражнения;
  • разноуровневые карточки - задания;
  • банк проектов.

Наглядный учебный материал:

демонстрационные, тематические стенды, коллекция волокон и тканей, образцы изделий, образцы поузловой обработке изделия, машинные швы, журналы Мод, выкройки и шаблоны изделий.

Список литературы

  1. Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. [Текст]/ Под ред. В.В. Воронковой –М.: школа – Процесс, 1994. 416 с.

     2. Картушина Г.Б. Технология. Швейное дело. 9 класс: учеб.для спец.    

         (коррекц.) образоват. учреждений YIII вида / Г.Б. Картушина,

         Г.Г.Мозговая. – М.: Просвещение, 2010. – 199 с.: ил.

3. Мирский С.Л.  Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной  

    школы в трудовом обучении. [Текст] / С.Л.Мирский // Науч.- исслед.  

         ин-т дефектологии Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1990.  160

         с.: ил. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовительные материалы и методические рекомендации по геометрии для подготовки учащихся 9 классов к государственной итоговой аттестации

В работе представлено нормативно-правовое обеспечение, методическое и дидактическое обеспечение , электронные образовательные ресурсы и методические рекомендации  учителю математики  по подг...

Организация заключительного повторения по алгебре при подготовке учащихся 9 классов к государственной итоговой аттестации в 2011-2012 учебном году

В работе предлагается календарно-тематическое планирование уроков алгебры по УМК Ю.Н, Макарычева и других, а также тематические тесты по основным вопросам  курса алгебры. Обобщающий  тест 4 ...

Задания по алгебре для подготовки учащихся 9 классов к государственной итоговой аттестации

Материал представляет собой задачник. Задачи разделены на три части: задания на 2 балла, задания на три балла, задания на четыре балла. Также прилагаются ответы к заданиям. Сборник можно использовать ...

Задания по комбинаторике для подготовки учащихся 9 классов к государственной итоговой аттестации

Материаал представляет собой задачник. Задания разделены на две части; задания первой части и задания второй части. Сборник можно использовать при подготовке к урокам, при проведении индивидуальных и ...

Задания по теории вероятностей для подготовки учащихся 9 классов к государственной итоговой аттестации

Материал представляет собой задачник. Пособие разделено на две части: задания первой части и задания второй части.  Задачник можно использовать при подготовке к урокам, а также при проведении инд...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Предзащита и защита выпускной квалификационной работы являются завершающими этапами освоения основной профессиональной образовательной программы СПО и имеют своей целью систематизацию, закрепление и р...

Рабочая программа дополнительных образовательных услуг, спецкурс "Проектная деятельность: требования к подготовке и защите выпускных квалификационных работ" 2021-2022г.

Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном и нравствен...