Главные вкладки

    Основные принципы обратной связи высокого качества при формировании общих компетенций в области физической культуры и спорта
    статья по теме

    Шевцова Ирина Ивановна

    Успешное обучение и развитие достигается во многом благодаря наличию качественной обратной связи. Обучающиеся посещают занятия по физической культуре, оплачивают услуги тренеров по фитнесу, ходят на семинары и тренинги в основном ради нее. Ведь по многим упражнениям мы знаем не только «что» делать, но даже и «как» это нужно делать. Тем не менее, все равно пользуемся услугами преподавателя и тренера. Дело в том, что мы понимаем, что благодаря его советам и подсказкам, желанный результат будет получен гораздо быстрее и качественнее.  

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области

    областное государственное автономное

    профессиональное образовательное учреждение

    «Белгородский индустриальный колледж»

    Основные принципы обратной связи высокого качества при формировании общих компетенций в области

    физической культуры и спорта

    Разработчик: И.И.  Шевцова преподаватель

    ОГАПОУ «Белгородский индустриальный колледж»

    Белгород 2016 г.

    Содержание

             1.  Введение

             2. Формирование общих компетенций в области физической культуры и спорта

            3. Основные принципы обратной связи высокого качества

            4. Использованная литература

            5. Резюме

    Введение

    Как сладки критические замечания,

    исходящие из дружеских уст;

    в них веришь; от них становится грустно,

    ибо нет сомнения в том, что они

    правильны, но они не причиняют боли.

    Оноре де Бальзак

    Требования федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) третьего поколения предписывают дисциплине общего гуманитарного и социально-экономического цикла «Физическая культура» формирование  общих компетенций, включающих в себя следующие способности: работать в коллективе и в команде; эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями; вести здоровый образ жизни;  применять спортивно-оздоровительные методы и средства для коррекции физического развития и телосложения.

    Однако в научной, учебно-методической литературе и нормативных документах не представлены технологии и практические рекомендации по решению данной задачи, что, в свою очередь, декларирует разработку определённых рекомендаций по организации физического воспитания данных специалистов в процессе профессиональной подготовки.

    Имеющиеся в литературе данные о значимости тех или иных средств физического воспитания, используемых в деятельности специалистов, имеют противоречивый характер, что проявляется в отсутствии единого мнения исследователей по вопросам содержания и направленности физического воспитания обучающихся ПОО.

    Таким образом, в настоящее время проблема поиска наиболее эффективных средств и методов физического воспитания, способствующих формированию общих компетенций, является достаточно острой и актуальной.

    1. Формирование общих компетенций в области физической культуры и спорта

    Процесс физического воспитания обучающихся ПОО, направленный на формирование общих компетенций, должен осуществляться таким образом, чтобы параллельно реализовывать задачи комплексного развития физических качеств, формирования и совершенствования основных двигательных навыков, закаливания организма, повышения устойчивости к неблагоприятным условиям природной среды и профессиональной деятельности.

    Процесс формирования общих компетенций студентов обучающихся ПОО будет эффективным, если в процессе физического воспитания реализуется технология, которая включает:

    - теоретически, научно-методологически обоснованную цель физического воспитания по формированию общих компетенций студентов;

    - спроектированную и теоретически обоснованную модель, состоящую из блока педагогических условий, содержательного, результативного и критериально-оценочного блоков;

    - средства физического воспитания: упражнения из коллективных

    спортивных и подвижных игр, пеший туризм, плавание, оздоровительную гимнастику, упражнения для снятия нервно-психического напряжения; методы репродуктивной и продуктивной деятельности, информационно-рецептивный метод, метод проектов; формы: учебные теоретические и практические занятия, занятия в спортивных секциях, физкультминутки в процессе производственной практики, спортивно - и физкультурно - массовые мероприятия, внеучебные оздоровительные мероприятия в студенческих общежитиях.

    1. Общие компетенции специалиста представляют собой интегративное качество, характеризующееся совокупностью знаний, умений и навыков осуществления деятельности в области физического воспитания, а также мотивационно-ценностными ориентациями, для развития базовых физических и психологических качеств, повышения физической работоспособности, укрепления здоровья.

    2. Формирование общих компетенций  обучающихся в процессе физического воспитания интегрирует и инициирует развитие общей выносливости, гибкости, силовых, скоростных, общих координационных физических качеств, нервно-психической устойчивости, коммуникабельности, повышение физической работоспособности, закаливание организма, повышение устойчивости к неблагоприятным условиям природной среды и факторам профессиональной деятельности.

    3. Модель формирования общих компетенций обучающихся средствами физического воспитания выступает в качестве теоретической основы и состоит из блока педагогических условий, а также содержательного, результативного и критериально-оценочного блоков.

    4. Технология формирования общих компетенций обучающихся  средствами физического воспитания последовательно успешно реализует компоненты модели на всем протяжении процесса физического воспитания в образовательном учреждении с использованием физических упражнений из коллективных спортивных и подвижных игр, пешего туризма, плавания, оздоровительной гимнастики, упражнений для снятия нервно-психического напряжения, а также методов репродуктивной и продуктивной деятельности, информационно-рецептивного метода, метода проектов; в формах учебных теоретических и практических занятий, занятий в спортивных секциях, физкультминуток в производственной практике, спортивно - и физкультурно-массовых мероприятий, внеучебных оздоровительных мероприятий в студенческих общежитиях.

    2. Основные принципы обратной связи высокого качества

    Успешное обучение и развитие достигается во многом благодаря наличию качественной обратной связи. Обучающиеся посещают занятия по физической культуре, оплачивают услуги тренеров по фитнесу, ходят на семинары и тренинги в основном ради нее. Ведь по многим упражнениям мы знаем не только «что» делать, но даже и «как» это нужно делать. Тем не менее, все равно пользуемся услугами преподавателя и тренера. Дело в том, что мы понимаем, что благодаря его советам и подсказкам, желанный результат будет получен гораздо быстрее и качественнее.

    Но не каждая обратная связь приводит к ощутимым результатам. И причина здесь далеко не в преподавателе и тренере или в выдающихся способностях обучающегося. Существуют так называемые принципы обратной связи высокого качества, известные в НЛП:

    1. Отсутствие критики. Большинство обучающихся, оценивающих выступление своих однокурсников, сразу начинают критиковать их. И это несмотря на то, что они были ознакомлены заранее с данным принципом. Многие испытывают искушение сказать выступающему о том, что он сделал не так или о том, что им не понравилось. Часто, давая оценку кому-то в жизни, мы поступаем таким же образом. Но это противоречит принципу конструктивной обратной связи. Максимум, чего можно добиться таким образом, это потерять дружеское отношение и доверие обучающегося к себе. Другими словами – разрушить раппорт. Отказавшись от критики, мы создаем атмосферу доверия и расположения друг к другу. Это необходимое условие того, что наша оценка других принесет пользу.

    2. Первое слово предоставляется тому, чьи действия оцениваются. Мы сами – любители покритиковать себя. Поэтому прежде, чем давать кому-то оценку, лучше спросить его, что он сам об этом думает. Этим сразу удается «убить двух зайцев»: создать атмосферу доверия и вовлечь обучающегося в процесс наблюдения и самоанализа. Собственные советы воспринимаются гораздо эффективнее, чем прозвучавшие из чужих уст.

    3. Акцент делается на том, что получилось удачно. После того, как оцениваемый высказался, можно приступать к «выдаче» ему обратной связи. Начать следует с того, что у него получилось успешно. Это укрепляет веру в его собственные силы и поддерживает раппорт, который составляет фундамент позитивной обратной связи. Необходимо искренне похвалить обучающегося за все, что ему удалось сделать хорошо.

    4. О недостатках говорить в позитивной форме. Только теперь можно переходить непосредственно к тому, что необходимо поменять. Причем делать это нужно в позитивной форме, давая конкретные и понятные рекомендации. Легче всего сказать, что не получилось или было сделано неправильно. Но такие комментарии не дадут нужного эффекта – ведь непонятно что нужно делать вместо этого. В данном принципе заключается все мастерство преподавателя и тренера, чтобы «встроить» конструктивные комментарии в общую атмосферу доверия, которая была установлена заранее.

    Источники:

    1. Вострухов Д. Д., Новое поведение - новая жизнь, Психологи на b17.ru, М -2016. http://www.b17.ru/dmitriy-vostrukhov/
    2. Яворская А. А. Физическое воспитание как средство формирования общих компетенций студентов средних специальных учебных заведений Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук; Калининград –2013; Электронная версия автореферата  сайт ВАК Министерство образования и науки РФ http://vak.ed.gov.ru и официальном сайте ФГАОУ ВПО «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта» HYPERLINK «http://www.kantiana.ru» http://www.kantiana.ru

    Резюме. Процесс формирования общих компетенций студентов обучающихся ПОО будет более эффективным, если в процессе физического воспитания реализуется технология, которая включает следование принципам обратной связи высокого качества не имеющим ничего общего с критикой. Основную часть способа оценки занимает установление доверительных отношений и дружественной атмосферы. В результате комментарии и советы по развитию  интегративного качества, характеризующегося совокупностью знаний, умений и навыков осуществления деятельности в области физического воспитания, а также мотивационно-ценностных ориентаций, для развития базовых физических и психологических качеств, повышения физической работоспособности, укрепления здоровья будут восприниматься гораздо эффективнее, чем в случае жесткой критики.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тестирование уровня знаний в области физической культуры и спорта учащихся 9 класса

    Вам предлагаются задания, соответствующие требованиям к минимуму знаний выпускников средней (полной) школы по предмету «Физическая культура»....

    [3] п.2.3 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА в области физической культуры и спорта специализированной детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва «Югория» имени Арарата Агвановича Пилояна по спортивной аэробике

    1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеразвивающая программа спортивной подготовки по виду спорта спортивная аэробика для специализированной детско-юношеской спортивной школы олимпийского ре...

    Рабочая программа по спортивной гимнастике для спортивно - оздоровительной группы - девочки СОСТАВЛЕННАЯ НА ОСНОВЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА С ЭЛЕМЕНТАМИ СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКИ

         Рабочая программа предназначена для практического использования в учреждениях дополнительного образования, спортивных школах. Программа разработана с целью обучения и воспит...

    Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области физической культуры и спорта по спортивному единоборству «БОКС»

    Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области физической культуры и спорта по спортивному единоборству «БОКС»...

    Выступление Молчановой В.И. на тему «Реформы и преобразование в области физической культуры и спорта»

    Выступление Молчановой В.И. на тему «Реформы и преобразование в области физической культуры и спорта»...

    Дополнительная общеразвивающая программа в области физической культуры и спорта по плаванию

    Программа ориентированна на физическое воспитание личности, приобретение начальных знаний, умений и навыков в избранном виде спорта (плавание) укрепление здоровья всех желающих обучающихся в течение в...