Основные принципы обратной связи высокого качества при формировании общих компетенций в области физической культуры и спорта
статья по теме

Шевцова Ирина Ивановна

Успешное обучение и развитие достигается во многом благодаря наличию качественной обратной связи. Обучающиеся посещают занятия по физической культуре, оплачивают услуги тренеров по фитнесу, ходят на семинары и тренинги в основном ради нее. Ведь по многим упражнениям мы знаем не только «что» делать, но даже и «как» это нужно делать. Тем не менее, все равно пользуемся услугами преподавателя и тренера. Дело в том, что мы понимаем, что благодаря его советам и подсказкам, желанный результат будет получен гораздо быстрее и качественнее.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области

областное государственное автономное

профессиональное образовательное учреждение

«Белгородский индустриальный колледж»

Основные принципы обратной связи высокого качества при формировании общих компетенций в области

физической культуры и спорта

Разработчик: И.И.  Шевцова преподаватель

ОГАПОУ «Белгородский индустриальный колледж»

Белгород 2016 г.

Содержание

         1.  Введение

         2. Формирование общих компетенций в области физической культуры и спорта

        3. Основные принципы обратной связи высокого качества

        4. Использованная литература

        5. Резюме

Введение

Как сладки критические замечания,

исходящие из дружеских уст;

в них веришь; от них становится грустно,

ибо нет сомнения в том, что они

правильны, но они не причиняют боли.

Оноре де Бальзак

Требования федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) третьего поколения предписывают дисциплине общего гуманитарного и социально-экономического цикла «Физическая культура» формирование  общих компетенций, включающих в себя следующие способности: работать в коллективе и в команде; эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями; вести здоровый образ жизни;  применять спортивно-оздоровительные методы и средства для коррекции физического развития и телосложения.

Однако в научной, учебно-методической литературе и нормативных документах не представлены технологии и практические рекомендации по решению данной задачи, что, в свою очередь, декларирует разработку определённых рекомендаций по организации физического воспитания данных специалистов в процессе профессиональной подготовки.

Имеющиеся в литературе данные о значимости тех или иных средств физического воспитания, используемых в деятельности специалистов, имеют противоречивый характер, что проявляется в отсутствии единого мнения исследователей по вопросам содержания и направленности физического воспитания обучающихся ПОО.

Таким образом, в настоящее время проблема поиска наиболее эффективных средств и методов физического воспитания, способствующих формированию общих компетенций, является достаточно острой и актуальной.

  1. Формирование общих компетенций в области физической культуры и спорта

Процесс физического воспитания обучающихся ПОО, направленный на формирование общих компетенций, должен осуществляться таким образом, чтобы параллельно реализовывать задачи комплексного развития физических качеств, формирования и совершенствования основных двигательных навыков, закаливания организма, повышения устойчивости к неблагоприятным условиям природной среды и профессиональной деятельности.

Процесс формирования общих компетенций студентов обучающихся ПОО будет эффективным, если в процессе физического воспитания реализуется технология, которая включает:

- теоретически, научно-методологически обоснованную цель физического воспитания по формированию общих компетенций студентов;

- спроектированную и теоретически обоснованную модель, состоящую из блока педагогических условий, содержательного, результативного и критериально-оценочного блоков;

- средства физического воспитания: упражнения из коллективных

спортивных и подвижных игр, пеший туризм, плавание, оздоровительную гимнастику, упражнения для снятия нервно-психического напряжения; методы репродуктивной и продуктивной деятельности, информационно-рецептивный метод, метод проектов; формы: учебные теоретические и практические занятия, занятия в спортивных секциях, физкультминутки в процессе производственной практики, спортивно - и физкультурно - массовые мероприятия, внеучебные оздоровительные мероприятия в студенческих общежитиях.

1. Общие компетенции специалиста представляют собой интегративное качество, характеризующееся совокупностью знаний, умений и навыков осуществления деятельности в области физического воспитания, а также мотивационно-ценностными ориентациями, для развития базовых физических и психологических качеств, повышения физической работоспособности, укрепления здоровья.

2. Формирование общих компетенций  обучающихся в процессе физического воспитания интегрирует и инициирует развитие общей выносливости, гибкости, силовых, скоростных, общих координационных физических качеств, нервно-психической устойчивости, коммуникабельности, повышение физической работоспособности, закаливание организма, повышение устойчивости к неблагоприятным условиям природной среды и факторам профессиональной деятельности.

3. Модель формирования общих компетенций обучающихся средствами физического воспитания выступает в качестве теоретической основы и состоит из блока педагогических условий, а также содержательного, результативного и критериально-оценочного блоков.

4. Технология формирования общих компетенций обучающихся  средствами физического воспитания последовательно успешно реализует компоненты модели на всем протяжении процесса физического воспитания в образовательном учреждении с использованием физических упражнений из коллективных спортивных и подвижных игр, пешего туризма, плавания, оздоровительной гимнастики, упражнений для снятия нервно-психического напряжения, а также методов репродуктивной и продуктивной деятельности, информационно-рецептивного метода, метода проектов; в формах учебных теоретических и практических занятий, занятий в спортивных секциях, физкультминуток в производственной практике, спортивно - и физкультурно-массовых мероприятий, внеучебных оздоровительных мероприятий в студенческих общежитиях.

2. Основные принципы обратной связи высокого качества

Успешное обучение и развитие достигается во многом благодаря наличию качественной обратной связи. Обучающиеся посещают занятия по физической культуре, оплачивают услуги тренеров по фитнесу, ходят на семинары и тренинги в основном ради нее. Ведь по многим упражнениям мы знаем не только «что» делать, но даже и «как» это нужно делать. Тем не менее, все равно пользуемся услугами преподавателя и тренера. Дело в том, что мы понимаем, что благодаря его советам и подсказкам, желанный результат будет получен гораздо быстрее и качественнее.

Но не каждая обратная связь приводит к ощутимым результатам. И причина здесь далеко не в преподавателе и тренере или в выдающихся способностях обучающегося. Существуют так называемые принципы обратной связи высокого качества, известные в НЛП:

1. Отсутствие критики. Большинство обучающихся, оценивающих выступление своих однокурсников, сразу начинают критиковать их. И это несмотря на то, что они были ознакомлены заранее с данным принципом. Многие испытывают искушение сказать выступающему о том, что он сделал не так или о том, что им не понравилось. Часто, давая оценку кому-то в жизни, мы поступаем таким же образом. Но это противоречит принципу конструктивной обратной связи. Максимум, чего можно добиться таким образом, это потерять дружеское отношение и доверие обучающегося к себе. Другими словами – разрушить раппорт. Отказавшись от критики, мы создаем атмосферу доверия и расположения друг к другу. Это необходимое условие того, что наша оценка других принесет пользу.

2. Первое слово предоставляется тому, чьи действия оцениваются. Мы сами – любители покритиковать себя. Поэтому прежде, чем давать кому-то оценку, лучше спросить его, что он сам об этом думает. Этим сразу удается «убить двух зайцев»: создать атмосферу доверия и вовлечь обучающегося в процесс наблюдения и самоанализа. Собственные советы воспринимаются гораздо эффективнее, чем прозвучавшие из чужих уст.

3. Акцент делается на том, что получилось удачно. После того, как оцениваемый высказался, можно приступать к «выдаче» ему обратной связи. Начать следует с того, что у него получилось успешно. Это укрепляет веру в его собственные силы и поддерживает раппорт, который составляет фундамент позитивной обратной связи. Необходимо искренне похвалить обучающегося за все, что ему удалось сделать хорошо.

4. О недостатках говорить в позитивной форме. Только теперь можно переходить непосредственно к тому, что необходимо поменять. Причем делать это нужно в позитивной форме, давая конкретные и понятные рекомендации. Легче всего сказать, что не получилось или было сделано неправильно. Но такие комментарии не дадут нужного эффекта – ведь непонятно что нужно делать вместо этого. В данном принципе заключается все мастерство преподавателя и тренера, чтобы «встроить» конструктивные комментарии в общую атмосферу доверия, которая была установлена заранее.

Источники:

  1. Вострухов Д. Д., Новое поведение - новая жизнь, Психологи на b17.ru, М -2016. http://www.b17.ru/dmitriy-vostrukhov/
  2. Яворская А. А. Физическое воспитание как средство формирования общих компетенций студентов средних специальных учебных заведений Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук; Калининград –2013; Электронная версия автореферата  сайт ВАК Министерство образования и науки РФ http://vak.ed.gov.ru и официальном сайте ФГАОУ ВПО «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта» HYPERLINK «http://www.kantiana.ru» http://www.kantiana.ru

Резюме. Процесс формирования общих компетенций студентов обучающихся ПОО будет более эффективным, если в процессе физического воспитания реализуется технология, которая включает следование принципам обратной связи высокого качества не имеющим ничего общего с критикой. Основную часть способа оценки занимает установление доверительных отношений и дружественной атмосферы. В результате комментарии и советы по развитию  интегративного качества, характеризующегося совокупностью знаний, умений и навыков осуществления деятельности в области физического воспитания, а также мотивационно-ценностных ориентаций, для развития базовых физических и психологических качеств, повышения физической работоспособности, укрепления здоровья будут восприниматься гораздо эффективнее, чем в случае жесткой критики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная предпрофессиональная программа базового и углубленного уровня в области физической культуры и спорта по виду спорта «Мас-рестлинг»

Структура программы предусматривает цели и задачи, программный материал по разделам подготовки (теоретической, физической, психологической и технической) и по годам обучения; средства и формы под...

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа базового уровня в области физической культуры и спорта по сложно - координационному виду спорта «Фитнес-Аэробика»

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа базового уровня в области физической культуры и спорта по сложно - координационному виду спорта «Фитнес-Аэробика» (далее ...

Дополнительная общеразвивающая программа области физической культуры и спорта по сложно-координационным видам спорта (фитнес-аэробика)

Общеразвивающая программа дополнительного образования «Фитнес - аэробика»         направлена на формирование характерных особенностейподготовки юных...

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в области физической культуры и спорта по общей физической подготовке с элементами пауэрлифтинга

Пауэрлифтинг вид спорта, способствующий укреплению здоровья, исправлению и коррекции многих врожденных и приобретенных дефектов телосложения и развитию физических способностей человека. Занятия пауэрл...

Дополнительная общеразвивающая программа области физической культуры и спорта по сложно-координационным видам спорта (фитнес-аэробика)

Тренер-преподаватель: Скупченко Ирина Викторовна.Вид спорта: Фитнес-аэробикаГруппа: СОГ- 6 год обученияКоличество учащихся: 7 человекМесто и время проведения: 28 октября 2023 г., 15.30 – 17.00; ...

Дополнительная предпрофессиональная программа в области физической культуры и спорта по виду спорта самбо

Дополнительная предпрофессиональная программа (далее Программа)для МКУ ДО АГО «Ачитская детско-юношеская спортивная школа» (далееМКУ ДО АГО «Ачитская ДЮСШ») по виду спорта самб...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в области физической культуры и спорта по виду спорта Самбо ( для спортивно-оздоровительных групп)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Самбо» дляспортивно-оздоровительных групп (далее - «Программа») имеет физкультурно-спортивнуюнаправленность, соста...