Личностно ориентированные технологии обучения
статья на тему

Чемезова Оксана Ивановна
Личностно-ориентированное обучение – способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается учёт возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon loo.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Личностно ориентированные технологии обучения


        Личностно-ориентированное обучение – способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается учёт возможностей и 
способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей. 
Цель такого обучения - создание условий для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся, учета и развития индивидуальных особенностей школьников. 
Организация личностно ориентированного урока.

Учет личного опыта; учет уровня развития каждого ученика; возрастных особенностей; доступность цели, система памяток и коммуникативных опор.

 Личностно-ориентированный подход, развивает  у учащихся не только память, но и самостоятельность мышления. При  разработке системы  учебных заданий на уроке  необходимо  учитывать  не  только сложность  содержания этих заданий, но и различные приёмы их выполнения, которые задаю непосредственно (в виде правил, алгоритмов действий) или путём организации самостоятельного поиска  при изучении той или иной темы.  Например,    использовать  приём соотнесения слова с картинкой, изображающей этот предмет, что позволяет учащимся самостоятельно находить это соответствие и запоминать новые слова.

Основные особенности личностно ориентированного урока 
Цель - создание условий для проявления познавательной активности учеников. 
Средства достижения учителем этой цели: 
·                   Использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся; 
·                   Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; 
·                   Стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный 
ответ и.т.п.; 
·                   Использование дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания; 
·                   Оценка деятельности ученика не только по конечному результату( « правильно - неправильно»), но и по 
процессу его достижения; 
·                   Поощрение стремление ученика находить свой способ работы ( решения задачи), анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные; 
·                   Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; предоставление возможности для естественного самовыражения ученика. 
Сравнение целей деятельности учителя при организации традиционного и личностно ориентированного урока. 

        Песталоцци говорил: «Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача - помочь им раскрыться, развить собственные идеи».

Что мы и делаем с вами на уроке.

Для достижения целей личностно-ориентированного обучения адекватными являются, и часто мною используются: обучение в сотрудничестве, метод проектов, о которых я немного расскажу.

-Обучение в сотрудничестве

Одним из вариантов обучения в сотрудничестве является :

Student team learning (STL, обучение в команде). Уделяется особое внимание «групповым целям» и успеху всей группы. Таким образом, задача каждого члена команды состоит в том, чтобы он овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки, и при этом вся команда должна знать, чего достиг каждый. Вкратце STL сводится к трем основным принципам:

а) команды получают одну награду на всех. Группы не соревнуются друг с другом, так как все они имеют разную «планку» и им дается разное время для ее достижения. 

б) «индивидуальная» ответственность каждого ученика означает, что успех или неуспех всей группы зависит от удач или неудач каждого ее члена.
в) каждый ученик приносит очки своей группе, которые она зарабатывает путем улучшения своих собственных предыдущих результатов. Сравнение, таким образом, проводится не с результатами других учащихся этой или других групп, а с собственными, ранее достигнутыми.

Главная идея обучения в сотрудничестве: «Учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе»!

Терпеливо шаг за шагом приучаю учеников:

-взаимодействовать в группе с любым партнёром или партнёрами.

-вежливо и доброжелательно общаться.

-испытывать чувство ответственности не только за собственные успехи, но и за успехи своих партнёров, всего класса.

-полностью осознавать, что совместная работа в группах- это серьёзный и ответственный труд.

  • Разбить класс на группы(4-5человек). В каждой группе должны быть: сильный, средний и слабый ученики, девочки и мальчики.
  • Предоставьте возможность самим определить функции каждого при выполнении задания:
  • организатор активной деятельности каждого ученика (следит за активностью в группе)
  • отслеживающий культуру общения и взаимопомощи внутри группы
  • редактор(контролирует правильность выполнения)
  • лидер (берёт на себя ответственность подготовить всех своих партнёров к выполнению задания.
  • Чётко сообщить в начале урока и перед работой в группах цель не только познавательную, но и социальную. Записать на доске.

Очень важно приучить детей к тому, что после выполнения задания в группах следует этап коллективного обсуждения. Все учащиеся группы должны быть готовы отвечать на любой вопрос, аргументировано отстаивая своё решение. Это предполагает коллективную дискуссию, и в этом заложен определённый умысел - научить ребят слушать и слышать друг друга, ну, и говорить на английском.

- Одной из технологий, обеспечивающей личностно-ориентированное обучение, является метод проектов, как способ развития творчества, познавательной деятельности, самостоятельности. Типология проектов разнообразна.

По М. Е. Брейгиной, проекты могут подразделяться на: монопроекты, коллективные, устно-речевые, видовые, письменные и итернет-проекты. В реальной практике зачастую приходится иметь дело со смешанными проектами, в которых имеются признаки исследовательских, творческих, практико-ориентированных и информационных.

Работа над проектом - это многоуровневый подход к изучению языка, охватывающий чтение, аудирование, говорение и грамматику. Метод проектов способствует развитию активного самостоятельного мышления учащихся и ориентирует их на совместную исследовательскую работу. На мой взгляд, проектное обучение актуально тем, что учит детей сотрудничеству, а обучение сотрудничеству воспитывает такие нравственные ценности, как взаимопомощь и умение сопереживать, формирует творческие способности и активизирует обучаемых. В общем, в процессе проектного обучения, прослеживается неразрывность обучения и воспитания.

Метод проектов формирует у учащихся коммуникативные навыки, культуру общения, умения кратко и доступно формулировать мысли, терпимо относиться к мнению партнёров по общению, развивать умение добывать информацию из разных источников, обрабатывать её с помощью современных компьютерных технологий, создает языковую среду, способствующую возникновению естественной потребности в общении на иностранном языке.

Учащиеся расширяют свой кругозор, границы владения языком, получая опыт от практического его использования, учатся слушать иноязычную речь, слышать, понимать друг друга при защите проектов. Дети работают со справочной литературой, словарями, компьютером, тем самым создаётся возможность прямого контакта с аутентичным языком, чего не даёт изучение языка только с помощью учебника на уроке в классе. Работа над проектом – процесс творческий. Учащийся самостоятельно или под руководством учителя занимается поиском решения какой-то проблемы, для этого требуется не только знание языка, но и владение большим объёмом предметных знаний, владение творческими, коммуникативными и интеллектуальными умениями. Работа над проектами развивает воображение, фантазию, творческое мышление, самостоятельность и другие личностные качества.

Эти технологии взаимосвязаны и взаимообусловлены. В них реализуются индивидуальный и дифференцированный подход.

Эти технологии:

Обеспечивают успешное усвоение учебного материала всеми учениками, интеллектуальное и нравственное развитие детей, их самостоятельность, доброжелательность, коммуникабельность, желание помочь другим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно-ориентированная технология обучения Якиманской.

В данной заметке приводится пример проведения мастер-класса для педагогов по знакомству с личностно-ориентированной технологией обучения.. Принципиальный момент в том, что технологию надо различать с ...

Личностно-ориентированные технологии обучения

За последнее время в педагогике и педагогической психологии были предприняты различные попытки определить сущность личностно-ориентиро- ванного образования. Личностно-ориентированным образовани...

Личностно - ориентированные технологии обучения.

В данной работе рассматриваются не только особенности данного обучения, но и его специфика. «Личностно ориентированное образование есть системное построение взаимосвязи учения, обучения, развити...

Личностно-ориентированные технологии обучения

Личностно- ориентированное обучение - способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учёт возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия дл...

Личностно-ориентированные технологии обучения в условиях перехода на ФГОС второго поколения

Личностно-ориентированные технологии обучения в условиях перехода на ФГОС второго поколения Содержание:Глава I. Личностно-ориентированное развивающее обучение1.1....

Личностно-ориентированные технологии обучения. Метод проектов

В данном материале представлены основные требования к использованию метода проектов, их типология и структурирование, параметры внешней оценки проекта....