Инновационные технологии в обучении биологии в условиях ФГОС
статья на тему

Статья для публикации

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инновационные технологии в обучении биологии в условиях ФГОС

Галина Валентиновна Пилюгина

учитель биологии, высшая квалификационная категория

МБОУ СОШ № 92

городского округа г. Воронеж

Современная российская школа перешла на федеральный государственный образовательный стандарт  (ФГОС) второго поколения. Целью и смыслом современного образования становится развитие ученика как субъекта познавательной деятельности. Использование современных образовательных инновационных технологий является обязательным условием обучения современного школьника, его интеллектуального, творческого и нравственного развития.

Инновации (  англ. Innovation − нововведение) − внедрение новых форм, способов и умений в сфере обучения, образования и науки. Главная цель инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся и развивающемся обществе, формирование у него способностей к саморазвитию. Сущность такого обучения состоит в ориентации учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию.

Какие инновационные образовательные технологии применяю на своих уроках?

1. Технология дифференциации и индивидуализации

В каждом классе есть дети с высокой обучаемостью, с хорошими способностями и дети, имеющие низкий познавательный уровень и интеллектуальные возможности. Индивидуальный, дифференцированный подход в обучении учитывает все особенности учащегося. Главным достоинством технологий дифференциации и индивидуализации является возможность адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности учащегося к его особенностям.

Одним из оптимальных решений пробуждения интереса к предмету и повышению качества обучения является, на мой взгляд, использование разноуровневых заданий на различных этапах урока.

Использую следующие дифференцированные задания:

- по уровню трудности (либо усложнение, либо упрощение заданий для отдельных учеников);

- по объему (часть учащихся выполняет кроме основного задания еще и дополнительное);

- по уровню творчества ( различный характер познавательной деятельности учащегося: репродуктивный или творческий, т.е. применение знаний в незнакомой ситуации, выполнение более сложных мыслительных действий: поисковых, преобразующих);

- по степени самостоятельности ( выполнение заданий самостоятельно или под руководством учителя);

- по степени и характеру помощи учащемуся ( стимулирующая помощь в виде организации деятельности ученика, ободрении; направляющая помощь в виде «подсказок»; обучающая помощь в виде анализа предстоящей работы и плана действий);

- дифференцированные домашние задания ( по уровню трудности, по уровню творчества).

2. Групповые технологии

Групповые технологии применяются с целью обеспечения активности учебного процесса и для достижения высокого уровня усвоения содержания.

Класс делится на группы для решения конкретных учебных задач. Каждая группа получает определенное задание и выполняет его сообща под руководством лидера группы или учителя. Задание выполняется таким способом, который позволяет учитывать и оценить индивидуальный вклад каждого члена группы. Учащихся, которые боятся публично выступать, можно задействовать в другой сфере деятельности : например, записывать высказывания или быть членом жюри. «Слабым» и недисциплинированным ученикам определить роль наблюдателя или члена жюри.

Например, в 9 классе по теме: «Общие законы действия факторов среды на организмы» для изучения нового материала применяю групповые технологии.

1.Класс делится на группы, проводится инструктаж учителя.

2.Работа в группах

Задания для групп:

Тема «Закон оптимума»

  1. Что такое оптимум? Критическая точка?
  2. Какие зоны можно выделить в пределах выносливости видов?
  3. Доказать на конкретных примерах, что закон оптимума имеет большое практическое значение.

Тема «Закон экологической индивидуальности видов»

  1. В чем заключается сущность закона экологической индивидуальности видов?
  2. Каковы могут оказаться последствия незнания данного закона и отсутствия его учета в сельскохозяйственной практике?

Тема «Закон ограничивающего фактора»

  1. Что такое ограничивающий фактор?
  2. Какие факторы, влияющие на организм, являются оптимальными, а какие ограничивающими? Доказать на конкретных примерах.

Тема «Закон совместного действия факторов»

  1. В чем заключается сущность закона совместного действия факторов?
  2. Какие примеры можно привести, доказывающие действие данного закона?

Тема «Закон незаменимости факторов»

  1. Как вы понимаете закон незаменимости факторов? Доказать конкретными примерами.
  2. В чем заключается сущность эффекта замещения?
  3. Как проявление сходного биологического эффекта, вызванного изменениями количественных показателей совместного действия факторов, используется в практике сельского хозяйства?

3.Отчеты группы о проделанной работе, заполнение таблицы «Общие законы действия факторов среды на организм».

Общие законы действия факторов среды на организм

Название закона

Формулировка закона

Закон оптимума

Любой экологический фактор имеет определенные пределы положительного влияния на организмы.

Закон экологической индивидуальности видов

В природе не существует двух видов с полным совпадением оптимумов и критических точек по отношению к выбору факторов среды.

Закон ограничивающего фактора

Наиболее значим тот фактор, который больше всего отклоняется от оптимальных для организма значений.

Закон совместного действия факторов

Результат влияния любого экологического фактора на жизнедеятельность организмов во многом зависит от того, в какой комбинации и с какой силой действуют в данный момент другие.  

Закон незаменимости факторов

Действие одного какого-либо фактора не заменяется другим фактором.

 

3. Информационно-коммуникативные технологии

Уроки с применением ИКТ − это качественно новый тип урока. На уроках биологии должно быть много наглядности, поэтому наличие компьютерных программ − необходимость в проведении современных интересных уроков. Цифровые образовательные ресурсы дают возможность показывать фотографии, интерактивные схемы, таблицы, сложные биологические процессы. Программный материал, представленный в виде учебных фильмов, слайдов с анимацией и звуковым сопровождением облегчает процесс усвоения и запоминания темы.

На уроках можно использовать готовые цифровые образовательные ресурсы, что экономит время подготовки к уроку, а также создавать собственные мультимедийные презентации с новым материалом, разнообразными формами закрепления и проверки знаний.

Мои ученики сами с желанием участвуют в процессе создания презентаций. Это дает им возможность не только использовать свои способности в поиске и передаче нужной информации по заданной теме, но и в проявлении своей индивидуальности и творчества. Использую презентации, созданные учащимися, на всех видах уроков, особенно во время проведения семинаров и конференций.

4. Игровые технологии

Игровые технологии используются учителями давно, но не утратили своей актуальности. В своей работе я стараюсь организовать обучение так, чтобы у всех или, по крайней мере, у большинства детей появилось желание изучать биологию. Главный путь − это вызывать интерес ребенка к изучаемому материалу. Интерес к уроку поддерживаю необычными приемами обучения, новизной подачи материала с учетом индивидуальных особенностей.

Цель моих уроков предельно проста − оживить скучное, заинтересовать обыденным, увлечь творчеством.

В моем педагогическом багаже много проведенных уроков игрового характера. В 6 классах мною проведены уроки-путешествия «Путешествия капельки», «Цветок − орган семенного размножения», «Путешествие в страну двудольных растений», «Космическое путешествие по исследованию флоры на планетах Солнечной системы». Такие уроки обучают речевым структурам, биологическим терминам, диалоговым высказываниям, описаниям, рассуждениям в непринужденной игровой обстановке.

На уроках закрепляющего и обобщающего характера провожу уроки-спектакли, уроки-сказки. Например, «Сказка про царя Гороха» ( 6 классы ),  урок-спектакль «Паучьи сказки − детские рассказки», шоу-драма из жизни простейших «Ползет амеба по субстрату» ( 7 классы ). Такие уроки представляют собой театрализированные представления, в которых участвуют дети в различных ролях, это и поэты, и писатели-фантасты, и сказочники, и актеры. Дети живо воспринимают их и выступают в роли великолепных актеров, сказочников, писателей. Они сами придумывают сказки на разные темы. Обязательно на таких уроках звучит правильно подобранная музыка. Создание эмоциональной сферы восприятия учебного материала и «проживание ситуаций» делает такие уроки запоминающимися.

Большое внимание в своей работе уделяю урокам, которые представляют имитационно-деловые игры. Такие уроки моделируют профессиональные, коммуникативные ситуации, которые максимально приближают игровую ситуацию к реальной, встречающейся в жизни. Например, уроки-телепередачи ( 6, 7 классы ). На таких уроках учащиеся выступают в роли выдающихся специалистов в области биологии, экологии, кинематографистов, актеров, писателей, телезрителей. Учащиеся на таких уроках демонстрируют не только свои знания, но и творчество, юмор.

В старших классах провожу уроки-конференции ( медицинские конференции в 8 классах, научные конференции в 9−11 классах ), круглые столы, уроки-суды ( «Суд над табаком», 8 классы), уроки-размышления ( «Проблемы рационального использования видов и сохранения их многообразия», 10 классы). Такие формы уроков позволяют учащимся перейти от пассивного восприятия темы к активному участию в решении проблем, стоящих перед человеком. Уроки игрового характера создают доброжелательный настрой и делают преподавание более эмоциональным и гуманным, а новый материал интересным и ненавязчивым.

Литература

  1. Лиймет Х.И. Групповая работа на уроках.− М., 1975.
  2. Новые педагогические информационные технологии в системе образования: Учебное пособие/ Под ред. Е.С.Полат.− М., 1999.
  3. Осмоловская И.М. Как организовать дифференцированное обучение.− М.: Сентябрь, 2002.
  4. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии.− М.: РПП, 1996.
  5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.− М., 1998.
  6. Тевс Д.П., Подковырова В.Н. Использование современных информационных и коммуникативных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие/ Авторы-составители: Д.П. Тевс, В.Н. Подковырова, Е.И. Апольских, М.В. Афонина.−Барнаул: БГПУ, 2006.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный подход к преподаванию биологии в условиях ФГОС

Одним из направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», объявленной Президентом России, является переход на новые образовательные стандарты. Они направлены, в первую очередь, ...

Инновационный подход к преподаванию биологии в условиях ФГОС

Одним из направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», объявленной Президентом России, является переход на новые образовательные стандарты. Они направлены, в первую очередь, ...

Формирование УУД при обучении биологии в условиях перехода на ФГОС ООО

В статье, давая характеристику УУД, я представляю свой опыт по формированию личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД при использовании разных форм деятельности....

презентация по курсу виртуальной стажировки: "Современные информационные технологии в обучении биологии в условиях реализации ФГОС ООО"

Презентация п оитогам виртуальной стажировки  "Современные информационные технологии в обучении биологии в условиях реализации ФГОС ООО"...

Программа работы «Технология проблемного обучения как средство активизации мыслительной деятельности обучающихся в процессе обучения биологии в условиях реализации ФГОС».

В настоящее время в связи с изменениями в разных сферах жизни обществу необходимо поколение молодых людей, которые будут чувствовать себя адекватно в новой обстановке, будут мобильно ориентироваться в...

Применение инновационных педагогических технологий на уроках биологии в условиях реализации ФГОС ОО

В статье рассматриваются пути повышения эффективности и результативности учебного процесса с  использованием различных педагогических технологий....

Использование инновационных технологий смешанного обучения «Ротация станций» и «Перевернутый класс» в условиях цифровой образовательной среды на уроках математики

Данная работа представляет собойметодическое пособие прежде всего  для учителей математики, но будет полезна и преподавателям других предметных областей. Работа выполнена на основе опыта разработ...