Доклад "Содержание ИКС"
статья на тему

Историко-культурный стандарт  содержит основные  подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе с перечнем рекомендуемых для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий. ИКС представляет собой научное ядро содержания школьного исторического образования и может быть применим как к базовому, так и профильному уровню изучения истории. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_soderzhanie_iks.doc325 КБ

Предварительный просмотр:

Туркина Людмила Валентиновна

     

Подготовила Туркина Л.В.,

учитель истории

МБОУ «Ахтырская ООШ»

октябрь, 2014 г.

Слайд 1     

С инициативой создать единый учебник истории выступил президент Владимир Путин на заседании Совета по межнациональным отношениям в феврале 2013 года.

Дмитрий Ливанов, министр образования

«У нас единого учебника истории, скорее всего, не будет. У нас будет единый историко-культурный стандарт, на основе которого будет разработана единая линейка школьных учебников по истории».  

По словам министра, все учебные руководства будут проходить общественную и профессиональную экспертизу.

Проект Историко-культурного стандарта был подготовлен Институтом российской истории РАН, в состав авторского коллектива вошли известные историки, авторы учебных пособий, представители педагогического сообщества.
Стандарт был утвержден Рабочей группой по подготовке концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории и опубликован 1 июля 2013 года в сети интернет для широкого общественного обсуждения.

Слайд 2.

За основу  принципов историко-культурного стандарта взят закон об образовании.

Слайд 3

Историко-культурный стандарт  содержит основные  подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе с перечнем рекомендуемых для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий. ИКС представляет собой научное ядро содержания школьного исторического образования и может быть применим как к базовому, так и профильному уровню изучения истории. Историко-культурный стандарт сопровождается перечнем «трудных вопросов истории», которые вызывают острые дискуссии в обществе и для многих учителей – объективные сложности в преподавании.

Слайд 4

Авторы исходят из того, что российская история – это история всех территорий, стран и народов, которые входили в состав нашего государства в соответствующие эпохи.  

Концептуальное положение ИКС

  1. Культурно-антропологический подход. В современных школьных учебниках продолжает доминировать традиционная установка на политическую историю, уходящая корнями в имперскую и советскую школу.

 Это приводит к тому, что роль личностей, общественных институтов и структур, социокультурные факторы и повседневность человеческой жизни уходят в тень, искажая, в конечном счете, историческую реальность. В предлагаемом историко-культурном стандарте наряду с большим вниманием к  политической истории  особое место уделено личности в истории, причем не только через изучение биографий выдающихся людей, но и через постижение перипетий «рядовых граждан», сквозь судьбы которых могут быть показаны социальные и политические процессы. Такой подход позволит более адекватно отразить современное состояние исторической науки.

Гораздо большего удельного веса заслуживает освещение проблем духовной и культурной жизни России. Учащиеся должны усвоить, что производство духовных и культурных ценностей не менее важная задача, чем другие виды человеческой деятельности, а изучение культуры и культурного взаимодействия народов России/СССР будет способствовать формированию у школьников представлений об общей исторической судьбе нашей Родины.  

2. Этнокультурный компонент: история страны через историю регионов. Преподавание региональной истории в контексте истории России является необходимой составляющей развития демократического государства, формирования современной толерантной личности, готовой к восприятию этнического и конфессионального многообразия мира. Для каждого из регионов России должен быть сформирован перечень «сквозных» исторических сюжетов, основанных на балансе между историей государства, общества и отдельных людей, между политической, социальной и культурной историей, между историей национальной, мировой и локальной.

3. Выработка сознательного оценочного отношения к историческим деятелям, процессам и явлениям – важнейшая задача преподавания истории в школе. Современные методы преподавания истории подразумевают гораздо большую активность учеников на уроках, нежели это было несколько десятилетий назад. Поэтому школьный курс истории должен быть обеспечен учебно-методическим комплексом, включающим в себя, помимо учебника, хрестоматии, сборники исторических текстов, атласы. Работа ученика может быть полноценной и минимально трудоемкой только при постоянном использовании информационно-компьютерных технологий.

4. В значительно расширившемся информационном пространстве школьных курсов учебник истории в его традиционной форме может и должен сохранять свою образовательную миссию. Тем не менее, роль учебника приобретает новые черты и особенности. Учебник должен не только давать информацию и предлагать интерпретации, но и побуждать школьников самостоятельно рассуждать, анализировать исторические тексты, делать выводы и т. Д

Учебник является «навигатором» в стремительно растущем информационном пространстве.  

Слайд 5 .    

                        Разделы ИКС и структура курса истории

Слайд 6

Концепция историко-культурного стандарта направлена на повышение качества школьного исторического образования, развитие компетенций учащихся общеобразовательных школ в соответствие с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего и среднего (полного) образования, формирование единого культурно-исторического пространства Российской Федерации.  

Задача ИКС –  создать условия для получения выпускниками прочных знаний по истории России;

 Стандарт нужен для чёткого представления объёма фактологического материала, необходимого для успешной сдачи ЕГЭ по истории

А относительно деятелей искусства и учёных - с указанием их конкретных произведений. Учитель должен ясно представлять тот минимальный объём материала, который он обязан "выдать" на уроке.

А сверх стандарта - полная свобода учителя! Таким образом, стандарт должен стать "законом" прежде всего для составителей  ЕГЭ.

P.S.

Из личного опыта работы

Акцент на патриотическое воспитание в целом правильный, но в стандарте этого "патриотизма" очень много.

-  все-таки "воспитать чувство гордости" - это не цель. Чувства воспитать нельзя. Было бы правильно "способствовать возникновению чувства гордости". Иначе, если у кого-то из учеников чувство не воспитается? Будет не выполнен стандарт?
Поэтому необходимо отбирать факты на основе объективного научного метода, и структурировать их так, чтобы были сформулированы предпосылки даже не для "гордости", а для уважения к прошлому страны.


-
"гордость военными победами" - зачем то сделан на это акцент? А как же гордость гражданскими победами? Достижениями в науке и искусстве? И как будут преподнесены поражения российской армии? Должна быть не только гордость победами, но уважение к военным подвигам русских солдат. Например, в 1700 году российская армия проиграла в битве под Нарвой, это не говорит, что не было патриотизма..


В стандарте есть определение -
"позитивный пафос исторического сознания".   Историческое сознание - это понимание причинно-следственных связей, понимание закономерностей исторического развития.  В истории России были и победы, и поражения, и созидание, и разрушение, которые должны восприниматься объективно, без пафоса.


История православия  "пронизывает все содержание" ИКС.  Это правильно для истории Древней и Средневековой Руси, но уже в 18 веке стала формироваться светская культура страны, основанная на идеалах эпохи Просвещения, в которой роль религии не была ведущей.