Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
статья по теме

Алямкина Татьяна Борисовна

Моё публичное представление

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы

МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №30» г.о. Саранск Республики Мордовия

Алямкиной Татьяны Борисовны

        Перед каждым учителем в течение всей его педагогической деятельности стоит вопрос: чему учить и как учить. Решение этой проблемы  на разных жизненных этапах и определяет неповторимость учителя, его профессиональное кредо, личностную позицию.

       Наверное, сегодня нет такого учителя, который бы не задумывался над тем, как сделать урок интересным, ярким. Каждый думает о том, как увлечь ребят, как создать ситуацию успеха для каждого ученика. Современный учитель мечтает о том, чтобы его ребята работали на уроке творчески, добровольно. И это не случайно. Новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие мыслить творчески. В обществе возник новый социальный заказ: вместо послушных исполнителей востребованы люди, быстро ориентирующиеся в различных ситуациях, творчески решающие возникшие проблемы, понимающие и принимающие всю меру ответственности за свои решения. Человек, способный творчески мыслить, обладает гибкостью ума, изобретательностью, чувством нового, возможностью осуществлять выбор. Способность к творчеству появляется, когда человек начинает осознавать свою особенность и, таким образом, становится личностью. Образование должно побуждать к творчеству. Поэтому самым главным принципом в своей работе считаю развитие и раскрытие творческого потенциала ученика, умение передать свои знания им, разбудить в них добрые, искренние чувства, воспитывать и обучать, исходя из их запросов и интересов. Уникальность учителя, разумеется, заключается в том, что он одновременно преподает и воспитывает. В своей работе стараюсь придерживаться золотого правила нравственности: «Обучай, воспитывая, воспитывай обучая». 
      Педагогическая проблема, над которой я работаю, – 
«Проведение уроков разных типов в условиях модернизации образования».
Актуальность и перспективность опыта.

       Актуальность и перспективность опыта обусловлена существенными изменениями, происходящими в последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования, современными требованиями к школьному обучению и направлениями, указанными в президентской инициативе «Наша новая школа».  Урок в современной школе претерпевает существенные изменения, которые зависят от ряда факторов: появились образовательные стандарты и на их основе - обновленные программы и учебники, утвержден новый Федеральный Базисный учебный план, внедряются информационные технологии. Эти и другие факторы обусловливают необходимость совершенствования урока, при этом важно учитывать основные приоритеты модернизации образования.  

       Моя задача как и задача любого педагога – пробудить интерес детей к учебной деятельности, добиться проявления учащимися активности в изучении как программного, так и дополнительного материала. Проведение уроков разных типов мне в этом помогает.

Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов).

       Своеобразие и новизна предлагаемого опыта  заключаются в том, что применение современных типов урока позволяет повысить интерес учащихся к учебной деятельности, предусматривает разные формы подачи и усвоения программного материала, заключает в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал. Практическая значимость  данной проблемы заключается в том, что использование разных типов урока отвечает современным требованиям, стоящим перед школой, при подготовке конкурентоспособных граждан.

Наличие теоретической базы опыта.

       Над проблемой «Проведение уроков разных типов в условиях модернизации образования» я работаю с 2009 года. За это время у меня накопился достаточный теоретический и практический материал, который я использую при подготовке к урокам.

        Из всего многообразия современных типов урока предпочтение  отдаю таким как:

- урок изучения нового материала;

- урок совершенствования знаний, умений и навыков;

- урок обобщения и систематизации знаний;

- комбинированный урок;

- уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков;

- урок-семинар;

- зачетный урок.

       Уроки изучения нового материала наиболее применимы в работе со школьниками среднего и старшего возраста, так как именно в средних и старших классах изучается довольно объемистый материал, применяется крупноблочный способ его изучения. Формы такого изучения могут быть самыми разнообразными: лекция, объяснение учителя с привлечением учащихся к обсуждению отдельных вопросов, положений,  самостоятельная работа с учебником, другими источниками. Отсюда и виды уроков, которые я применяю в рамках этого типа уроков: урок-лекция, урок-семинар, киноурок, урок комбинированный (сочетание различных видов урока на одном уроке).

       Основными  дидактическими задачами уроков совершенствования знаний, умений и навыков являются: а) систематизация и обобщение новых знаний; б) повторение и закрепление ранее усвоенных знаний; в) применение знаний на практике для углубления и расширения ранее усвоенных знаний; г) формирование умений и навыков; д) контроль за ходом изучения учебного материала и совершенствования знаний, умений и навыков.

       Этот тип урока я разбиваю на несколько типов: уроки закрепления изучаемого материала; уроки повторения; уроки комплексного применения знаний, умений и навыков; уроки формирования умений и навыков. Отмечу, однако, что уроки «чистого» повторения или формирования умений и навыков, как свидетельствует реальная школьная практика, менее эффективны и поэтому они, как и уроки, например, целевого применения усвоенного и другие аналогичные им, входят в состав уроков совершенствования знаний, умений и навыков. Видами этого типа уроков являются: а) уроки самостоятельных работ (репродуктивного типа — устных или письменных упражнений); б) урок практических работ; в) урок-экскурсия; г) урок-семинар.

       Уроки типа обобщения и систематизации нацелены на решение двух основных дидактических задач — установление уровня овладения учащимися теоретическими знаниями и методами познавательной деятельности по узловым вопросам программы, имеющим решающее значение для овладения предмета в целом, и проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся по всему программному материалу, изучаемому на протяжении длительных периодов — четверти, полугодия и за весь год обучения.

       Психологически такие уроки стимулируют учащихся к систематическому повторению больших разделов, крупных блоков учебного материала. Каждый раз при проведении таких уроков заранее обозначаю вопросы - проблемы для повторения, указываю заранее источники, которыми учащимся необходимо воспользоваться, провожу при необходимости обзорные лекции, определяю задания учащимся для коллективно-группового их выполнения вне урока, провожу консультации как групповые, так и индивидуальные, собеседования по ходу подготовки учащихся к предстоящему уроку, даю рекомендации по самостоятельной работе. В старших классах наиболее распространенным видом уроков обобщения и систематизации являются уроки, на которых проводятся проблемные дискуссии, или уроки-семинары, на которых углубляется или систематизируется определенное содержание изученного раздела программы или программного материала в целом.

       Комбинированный урок - это наиболее распространенный тип урока в моей практике. В качестве основных элементов этого урока  являются: а) организация учащихся к занятиям; б) повторение и проверка знаний учащихся, выявление глубины понимания и степени прочности всего изученного на предыдущих занятиях и актуализация необходимых знаний и способов деятельности для последующей работы по осмыслению вновь изучаемого материала на текущем уроке; в) введение учителем нового материала и организация работы учащихся по его осмыслению и усвоению; г) первичное закрепление нового материала и организация работы по выработке у учащихся умений и навыков применения знаний на практике; д) задавание домашнего задания и инструктаж по его выполнению; е) подведение итогов урока с выставлением поурочного балла, оценки за работу отдельным учащимся на протяжении всего урока.

        При подготовке к комбинированному уроку я четко определяю целевые установки урока, чему должна научить школьников, как использовать занятия для разумной организации их деятельности

       Уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков  предназначаются для оценки результатов учения, уровня усвоения учащимися теоретического материала, системы научных понятий изучаемого курса. В своей практике провожу такие виды уроков контроля и коррекции: устный опрос (фронтальный, индивидуальный, групповой); письменный опрос, диктанты, изложения, сочинения, тесты.; зачет; зачетная практическая  работа; практикумы; контрольная самостоятельная работа. Все эти и другие виды уроков провожу после изучения целых разделов, крупных тем.  На уроках контроля наиболее ярко проявляется степень готовности учащихся применять свои знания, умения и навыки в познавательно-практической деятельности в различных ситуациях обучения.

       После проведения уроков контроля провожу специальный урок по анализу и выявлению типичных ошибок, недостатков в знаниях, умениях и навыках учащихся, в организации их учебно-познавательной деятельности, которые необходимо преодолеть на последующих уроках, вношу необходимую коррекцию в деятельность учащихся.

       Урок объяснения нового материала в средних классах  провожу методом рассказа-объяснения, сочетающегося с беседой и демонстрацией учебно-наглядных пособий, в старших — в форме лекции, включающей в себя элементы беседы. Этот урок имеет свои особенности. Цель урока - общий разбор темы. Обычно на таком уроке трижды объясняю материал. Сначала очень кратко знакомлю учащихся с простым планом содержания темы, планом ее изложения, основным набором вопросов, что, естественно, поднимает мотивацию учащихся к ее изучению, дает учащимся советы, как конспектировать, выделять главное, фиксировать возникающие у них вопросы по ходу изложения учителем темы. Затем следует подробное объяснение-изложение, нередко сопровождаемое наглядным материалом, яркими фактами и примерами, побуждением учащихся приводить свои факты и примеры в подтверждение услышанного, участвовать в беседе по их анализу. Придавая своему изложению проблемный характер,  стремлюсь привлечь внимание учащихся к учебной литературе, учебнику, даю общую ориентировку в печатных источниках, в тексте соответствующих параграфов учебника, связываю новое с ранее усвоенным, т.е. актуализирую опорные, ранее усвоенные знания и сформированные умения, умственные действия.

       В старших классах после изучения некоторых тем провожу  уроки – семинары. В системе уроков семинар позволяет включить весь коллектив класса в активную самостоятельную проработку материала прежде всего по учебнику

        Главным источником знаний на таких уроках являются  учебники и учебная литература, научная, справочная литература, а также лекционные конспекты, которые составляются учащимися в ходе объяснения учителем.  Планомерная, систематическая работа учащихся с источниками знания приучает школьников к самостоятельному добыванию необходимой информации, письменно оформлять свои мысли, суждения, дискутировать, отстаивать свои суждения, развивать потребность в знаниях и самообразовании. Обязанность учителя в этих условиях заключается в том, чтобы составить задания, ответы на которые в учебнике не  содержатся в готовом виде. И в то же время именно в учебнике и в той дополнительной литературе, которой учитель снабжает учащихся на уроке, должен полностью содержаться материал, осмысление которого позволяет ученику выполнять задания. Но для такого выполнения требуется не простое чтение учебника, а именно изучение его, свободная ориентировка ученика в тексте учебника и учебной литературы, обобщение информации, которая содержится в них, школьник учится сравнивать и выделять существенные признаки наблюдаемых и изучаемых явлений, процессов.

       На таких уроках организуется тематическое или проблемное обсуждение: учащиеся излагают свои точки зрения, ставят вопросы друг другу, участвуют в дискуссиях, отвечают на вопросы учителя. В заключительном слове я подвожу итоги работы класса, расставляю акценты на обсуждаемых вопросах, оцениваю работы отдельных учащихся, выставляю им оценки. Значительное место в работе учащихся на таких семинарах отводится их выступлениям с сообщениями и рефератами, докладами, подготовленными под моим руководством. Часть этих сообщений, рефератов или докладов могут быть посвящены новой проблеме и предназначаются они для введения класса в новую тему, с которой ему предстоит встретиться на предстоящей лекции.

       Зачетный урок провожу по завершении работы над крупной темой или разделом курса. Делю урок-зачет на две части: обучающую (примерно до 15 минут) и контролирующую (до 30 минут). Первая часть урока-зачета проводится как индивидуальный опрос-беседа с учащимися по теме в сочетании с самостоятельной работой всех учащихся класса. В этой части урока школьники с моей помощью  вновь разбирают основные вопросы пройденной темы.

       Зная о таком порядке, стиле работы на уроке-зачете, учащиеся в процессе повторения, подготовки к уроку заранее внимательно просматривают материал темы в целом по учебнику, своим записям.

       Вторая часть урока посвящается выполнению  письменного задания по теме. Ученики письменно отвечают на серию вопросов, работают над тестовыми заданиями, проводят различные виды разборов. Каждый ученик работает самостоятельно, и ему выставляется зачетная оценка по пройденной теме.

       Контроль, осуществляемый в ходе проведения урока-зачета, весьма специфичен. Он выполняет не только и не столько функцию «накопления оценок», а коррекцию добытых учащимися знаний, умений и навыков, стимулирует активность и самостоятельность учащихся в обучении, осуществляемых учителем в системе урока в целом. Контроль нужен учителю и учащемуся не ради самого контроля, а как средство повышения эффективности обучения, средство оказания помощи еще лучше, с большей пользой для себя учиться. Он помогает учителю и учащимся определить, насколько прочно усвоился изучаемый материал и позволяет ли достигнутый уровень теоретической и практической подготовленности учащихся двигаться в обучении дальше, приступить к работе по новой теме или разделу программы. 

Ведущая педагогическая идея.

       Ведущей педагогической идеей является проведение  современных типов урока с целью развития интереса к русскому языку и литературе. Как учитель, я стремлюсь к созданию системы оптимального сочетания элементов современных образовательных технологий и индивидуализации образования с точки зрения здоровьесбережения детей. 

       Разумеется, в моей практике используются   и другие типы  уроков. Это - уроки пресс-конференции, уроки – размышления, уроки-диалоги, уроки-аукционы, межпредметные уроки, уроки взаимного обучения учащихся, уроки - творческие отчеты, уроки-конкурсы и многие другие. Их главная цель - пробуждение и удержание интереса учащихся к учебному труду, достижение которой обычно связывается с той или иной степенью импровизации учителя на уроке.

Оптимальность и эффективность средств.

       Немаловажную роль в приобретении учащимися глубоких и прочных знаний играет организация учебной деятельности школьников на уроках, правильный выбор учителем методов, приёмов и средств обучения. Вот уже несколько лет на своих уроках я активно использую ИКТ.

       Внедрение ИКТ на уроках русского языка и литературы помогли мне реализовать идею развивающего обучения, повысить темп урока, сократить потери рабочего времени до минимума, увеличить объем самостоятельной работы, как на уроке, так и при подготовке домашних заданий, сделать урок более ярким и увлекательным. Именно ИКТ позволили мне вместе с моими учениками погрузиться в другой мир, увидеть языковые и литературные процессы другими глазами, стать их участниками. Компьютер обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий для работы по осмыслению орфографического и пунктуационного правила.

       Для меня компьютер на уроке - это инструмент с широкими возможностями, позволяющий красочно и интересно изложить материал, подготовить дидактические материалы, сопровождающие урок, разработать письменные задания и тесты для учащихся. Информационно коммуникационные технологии делают возможным удовлетворить множество познавательных потребностей, доступность диалогового общения в интерактивном режиме.

      Открытые уроки разных типов с применением ИКТ провожу для учителей школы и города. Вот несколько из них: «А.И. Куприн. «Тапер». Талант и труд в рассказе» (урок изучения нового материала в 5 классе),  «Сатирическое изображение «хозяев жизни» в сказках М.Е. Салтыкова – Щедрина» (комбинированный урок в 10 классе), «Нравственные уроки в повести В.Г. Короленко «В дурном обществе» (урок литературы в 5 классе), «Буквы о-а в корне –лаг - /-лож- (урок  изучения новой темы  в 5 классе).

       

Результативность опыта.

       Проводимая мною работа позволяет получать высокие результаты подготовки учащихся, развивает творческие способности детей. Ученики показывают хорошие результаты в муниципальных предметных олимпиадах, становятся победителями и призерами различных конкурсов. Так, в 2014 году ученица 9Б класса Бикеева Анна заняла III место в городском литературно – творческом конкурсе  сочинений и детских рисунков по темам воссоединения Крыма и России  в номинации  «Сочинение»,  в 2015 году ученики 9 класса Дыдыкин Данила и Алямкин Никита заняли I и III место в конкурсе сочинений «Мы – наследники победы!»  Мемориального музея военного и трудового подвига 1941 - 1945 годов, посвященном 70 - летию Великой Победы. Алямкин Никита в 2015 году занял 1 место в районном конкурсе стихотворений «Великой Победе - посвящается!»  среди общеобразовательных учреждений Октябрьского района г.о. Саранск. В этом же году он получил 2 место в республиканском фестивале «Таланты и поклонники» на противопожарную тематику в номинации «Авторская или бардовская песня». В 2016 году ученицы 10 класса Сибекина Снежанна и Абрашкина Кристина стали призерами муниципального тура олимпиады по литературе.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта

Анализируя результаты своей многолетней профессиональной деятельности, я столкнулась с определенными трудностями и проблемами в использовании педагогического опыта. Они связаны с применением информационно – коммуникационных технологий на уроках.

        Проблема использования ИКТ актуальна на данном этапе развития Российского образования. Изменяются требования, предъявляемые к самому человеку. Его необходимым качеством становится высокий уровень информационной культуры. Развитый интеллект, умение грамотно работать с любой информацией, профессионализм – вот основные характеристики человека, подготовленного к жизни в информационном обществе. Решение проблемы возможно за счет применения современных педагогических технологий. Я по мере возможности использую ИКТ на различных типах урока и во внеклассной работе. Проводить такие уроки регулярно пока нет возможности, так как во многих учебных кабинетах школы отсутствует  необходимая компьютерная техника.

Адресные рекомендации по использованию опыта

       Данный педагогический опыт может быть использован учителями русского языка и литературы. Примерами обмена моего педагогического опыта являются уроки: «А.И. Куприн. «Тапер». Талант и труд в рассказе» (урок изучения новой темы в 5 классе), «Сатирическое изображение «хозяев жизни» в сказках М.Е. Салтыкова – Щедрина» (комбинированный урок в 10 классе), «Нравственные уроки в повести В.Г. Короленко «В дурном обществе» (урок – размышление в 5 классе), «Буквы о-а в корне –лаг - /-лож- (урок изучения новой темы  в 5 классе), «Подготовка к сочинению - описанию картины И.Э. Грабаря «Февральская лазурь» (урок развития речи в 5 классе), «Если ты слеп, если душа твоя глуха…» (урок – размышление по рассказу Е.И. Носова «Кукла»), «Урок – размышление по рассказу Ф.А. Абрамова «О чем плачут лошади». - «Лошадь тоже человек», «Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями» (урок обобщения и систематизации знаний), «Быт и бытие героев  «Тихого Дона». Идея домашнего очага как общечеловеческой ценности» (урок – семинар в 11 классе).

       Анализируя свой педагогический опыт, считаю, что для достижения поставленных целей обучения русскому языку и литературе в средней школе учителям нужно стать «наглядным пособием» для своих учеников.

С публикациями о представленном собственном инновационном педагогическом опыте можно познакомиться на личном сайте учителя Алямкиной Т.Б.:

http://nsportal.ru/alyamkina-t-b-0  и сайте МОУ «Средняя общеобразовательная школа №30»

Приложение 1

Тема урока:

«Нравственные уроки  в повести В. Г. Короленко «В дурном    обществе»

Цели урока:

1. Обучающие: учить обучащихся внимательному и осмысленному чтению литературных произведений; формировать навыки анализа художественного произведения с точки зрения его жанра; умение находить ключевые слова, помогающие раскрыть идею произведений и определить его проблематику.

2. Развивающие: развивать навыки анализа художественных текстов; умения делать обобщающие выводы; развивать кругозор учащихся посредством самостоятельной работы  над текстом, способствовать обогащению словарного запаса учащихся, развитию их устной речи; развивать  навыки  учебного труда.

3. Воспитательные: воспитание положительного отношения к знаниям; воспитание бережного отношения к другим людям, доброты и чуткости через эмоциональное восприятие произведения. Вызвать глубокий эмоциональный отклик у юных читателей.

Планируемые результаты:

  • познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний;
  • личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение, формирование умения анализировать ситуацию и делать моральный выбор;
  • регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
  • коммуникативные УУД: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник (Литература, 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений, в двух частях. Ч. 2 / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин – М. Просвещение, 2014),  карточки с текстом.

Методы и приемы: словесные (эвристическая беседа), ИКТ, выборочного чтения, смыслового чтения, проблемного изложения, самоконтроля.

Тип урока: урок – беседа, элементы дистанционного обучения (презентация, кроссворд).

                                                                                                     

Эпиграф к уроку

               Лучше иметь в груди кусочек человеческого  сердца вместо холодного камня.

                                                                                                                                            В.Г.Короленко.

                                                                  Ход урока.

 1. Организационный момент

 2.Слово учителя                                                                                                                                                                     

- Ребята, мы подробно прочитали повесть В.Г.Короленко «В дурном обществе», познакомились с героями, с их жизнью. Сегодня у нас заключительный этап урока по произведению. (На экране проецируется портрет писателя - Слайд №1).

 

2. Определение темы   урока учащимися  (Слайд№1) 

Учитель: Урок наш будет не просто уроком обобщения и заключения, а  уроком милосердия и добра.

- Ребята в нашей жизни множество людей, которые поступают «как все», «как принято». Есть другие, которые поступают, как велит им голос совести, никогда не отступая от своих нравственных принципов. На примере жизни таких людей мы учимся, как надо жить. Таким удивительным человеком, «нравственным гением русской литературы» был В.Г.Короленко. Он до конца жизни остался  защитником справедливости, в своих произведениях всегда выступая на стороне тех, кто несчастен. Короленко в своих произведениях сумел показать, что самый великий дар человека - чуткое сердце, способное воспринять состояние других людей. Таким даром - чутким сердцем - обладал и сам писатель.

- Ребята, давайте вместе попытаемся сформулировать тему нашего урока. Скажите, какими качествами обладает главный герой повести Вася? (Слайд №2)  (Милосердием, сочувствием, состраданием). - Каким словом можно объединить названные вами слова? Даю подсказку: это слово определяет   характер В.Г. Короленко.

- Правильно, «Нравственность». Теперь попытайтесь, используя слайд, составить собственное определение лексического значения слова «нравственность». (Нравственность – это проявление человеком таких духовных качеств как милосердие, сострадание, сочувствие.

- Ребята, прочитав  произведение «В дурном обществе», мы получаем какие-то жизненные уроки? Какие? (Мы учимся быть добрее, милосерднее, учимся состраданию).

- Итак, какова тема нашего урока? (Нравственные уроки в повести В.Г. Короленко «В дурном обществе».

- Ребята, а какая задача должна быть поставлена на сегодняшнем уроке?

     - Правильно. Наша задача - извлечь нравственные уроки из произведения, понять, какие изменения происходят в сердце главного героя под влиянием общения с новыми друзьями. (Запись темы в тетради. Слайд №3)

Учитель: Ребята, я хочу предоставить вашему вниманию песню.

Звучит песня из к/ф  «Генералы песчаных карьеров».

Учитель:  Какое настроение навевает эта песня?

 (Ответ  учащихся).

-Что объединяет повесть Короленко и эту песню?

(В песне тоже поётся об отверженных, обездоленных. И песню, и повесть объединяет одна тема. )                                              

- Как  вы понимаете значение слова «Трущоба»? - (неблагоустроенная, бедная, грязная часть города; бедный, неудобный для жилья дом).

Учитель: Как вы думаете, кто из героев повести мог бы петь эту песню?  (Валек и Маруся).  

Учитель: Ребята, произведение начинается с описания города.   Найдите в тексте этот эпизод и прочитайте.   Один из учеников передаёт это описание.  (с. 13. Тюрьма - лучшее архитектурное украшение Княж – городка; сонные, заплесневевшие пруды, серые заборы, ушедшие в землю хатки, пустыри с кучами хлама, вонь, грязь, кучи ребят, ползающих в уличной пыли и т.д.)

Учитель:  Почему автор рисует город в таких тонах?

Ответ уч-ся: Такое описание настраивает  к восприятию, усиливает гнетущее чувство.

Учитель: Мы сказали, что главный герой повести мальчик Вася. Он и главный повествователь произведения. О жизни Васи нам вкратце расскажет  Серажетдинова  Сабина

(Это был мальчик из богатой семьи, его отец был судьёй города. Однако детство его было невесёлым. Вася чувствовал себя совершенно одиноким. Его мама умерла, а отец не обращал никакого внимания на сына. Господин судья очень тосковал по умершей жене, он сильно любил её. Судья с нежностью относился только к маленькой дочери Соне, потому что она напоминала ему жену. Вася был предоставлен себе, никто о нём не заботился.  Он целые дни проводил на улице с друзьями).

- О жизни семьи пана Тыбурция расскажет Ионычев Дима. (ученики заранее подготовлены).

(Тыбурций  Драб был необычным человеком в маленьком городке Княжь. Откуда он пришёл в город, никто не знал. Тыбурций рассказал Васе, что у него когда – то вышла крупная ссора с законом. И теперь он и его дети оказались вне закона, без документов, без права на жительство и без средств к существованию. У него нет возможности начать новую жизнь. Тыбурций и его дети находят приют в старом замке на острове, но Януш, бывший слуга графа, выгоняет их оттуда. Изгнанники поселяются в подземельях старой часовни на кладбище.  Чтобы прокормиться, они занимаются мелким воровством в городе).

Учитель: Несмотря на то, что ему приходится воровать, Тыбурций остро чувствует несправедливость. Он уважает отца Васи, который не делает разницы между бедными и богатыми и не продаёт свою совесть за деньги. Тыбурций уважает дружбу, которая завязалась между Васей, Валеком и Марусей, и в критический момент приходит Васе на помощь. Он находит нужные  слова, чтобы убедить судью в чистоте намерений Васи. С помощью этого человека отец по-новому смотрит на своего сына и начинает его понимать.

Вопросы учителя:  Почему Вася начал бродяжничать?

Ответ учащихся:  Герой не встречал привета и ласки дома. Но не только это заставляло его уходить по утрам из дому: в нём жила жажда познания, общения, добра. Он не мог примириться с затхлой жизнью городка. «Мне всё казалось, что где то там, в этом большом и неведомом свете, за старою оградою сада, я найду что-то: казалось, что я должен что-то сделать и могу что-то сделать, но только не знал, что именно». (Эти слова один из учеников читает по учебнику. Стр. 17).

- Как встретились Вася и дети Тыбурция  в часовне? (Ответы учащихся).

Учитель: Итак, Вася, Валек и Маруся встретились в часовне. Рассказ ведётся от имени Васи, поэтому прямого описания мальчика нет. Но мы поняли, что этот мальчик удивительно добр, чувствителен (воспоминания мальчика о матери). Он сочувствует детям, лишённых самого необходимого.

- Теперь давайте поговорим о Валеке и Марусе.

- Каким их увидел Вася? – работа по слайду №4. (Здесь даны подробные описания детей подземелья).

Валек и Маруся - дети, выброшенные злою судьбой на улицу, живущие среди «серых камней». Валек про сестру говорит, что «серый камень» высосал из неё жизнь.

«Серый камень» - это символ нищеты, бедности.

Учитель: Почему Вася, наблюдая за Марусей, невольно стал сравнивать её со своей сестрой?

Ученик: Соня росла в достатке, за ней ухаживала горничная. А Маруся росла в нищете и часто бывала голодна. За ней ухаживал только брат Валек. Жизнь обеих девочек противопоставлена.

Учитель:  Общение детей, принадлежащих к разным социальным слоям, становится возможным благодаря душевным качествам Васи.

Вопрос:  Почему Вася ищет дружбы и поддержки за пределами семьи?

- Что принесла Васе дружба с Валеком и Марусей?

Ученики:  Дружба с обездоленными детьми помогла проявиться лучшим Васиным наклонностям: превратила его в доброго и сострадательного человека, он смог проявить лучшие человеческие качества.

Учитель: Уже в самом начале повести мы увидели в мальчике желание понять отца, любовь к младшей сестрёнке, сострадание к людям, которых выгнали из замка, внимание и любовь к природе («мне нравилось встречать пробуждение природы»), смелость (первый полез в часовню), благородство (не стал драться с Валеком, когда увидел Марусю), верность своему слову.

Характер Васи и его отношение к жизни после встречи с Валеком и  Марусей сильно изменились. Вася научился проявлять терпение. Когда Маруся не могла бегать и играть, Вася терпеливо сидел с ней рядом и приносил цветы. В характере мальчика проявилось сострадание и умение смягчать чужую боль, он почувствовал глубину социальных различий и понял, что люди не всегда совершают преступления (плохие поступки).  Вася увидел сложность жизни, начал задумываться над понятиями справедливости, верности, человеческой любви.

Учитель продолжает: Когда Валек прямо сказал Васе, что они нищие и воруют на базаре хлеб, как отреагировал на это мальчик?

Ученик:  Он понял, что их заставляет воровать голод. И мальчик  не отрёкся от них. Вася ушёл домой и горько плакал от чувства глубокого горя. Его любовь к друзьям не стала меньше, но к ней примешалась «острая струя сожаления, доходившая до сердечной боли».

- Брать чужое - грех, преступление. Но что толкает на него бедняков?

 (Нужда, голод, невозможность заработать деньги честным трудом). Вася тоже знал, что «воровать нехорошо», но осудить своих новых друзей он не мог, он не может не сочувствовать их беде, их жизни. Физкультминутка-

 А сейчас мы немного отдохнём.

 Встанем, глубоко вздохнём.

 Мы осанку исправляем,

Спинки дружно прогибаем.

Вправо, влево мы нагнулись,

И до пола дотянулись.

Вы друг другу улыбнитесь

И тихонечко садитесь.

Снова книгу открываем

И читать мы продолжаем

4.Работа над кульминационной главой повести. «Кукла - кульминационная  глава произведения».

Беседа с учащимися по этой главе.

Учащиеся вкратце передают содержание этой главы повести.

Учитель:  Каким человеком предстаёт перед вами Вася в эпизоде с куклой?

Ученик: Вася предстал перед нами как человек, полный доброты и сострадания. Он пожертвовал своим спокойствием и благополучием, навлёк на себя подозрения ради того, чтобы его маленькая подруга могла радоваться игрушке - первый и последний раз в своей жизни.

А Тыбурций увидел эту доброту мальчика и сам пришел в дом судьи в тот момент, когда Васе было особенно плохо. Он не мог предать своих товарищей, и Тыбурцией, как человек проницательный, почувствовал это. Вася пожертвовал своим покоем ради Маруси, и Тыбурций тоже пожертвовал своим скрытным житьём на горе, хотя знал, что отец Васи - судья и что он может их наказать. Это и есть настоящее самопожертвование.

Тыбурций находит нужные слова, чтобы убедить судью в чистоте намерений Васи. С помощью этого человека отец по - новому смотрит на своего сына и начинает его понимать. Судья увидел не образ бродяги - сына, к которому он привык, а истинную душу своего ребёнка.

Один из учеников читает отрывок из учебника: «Я вопросительно поднял глаза на отца…» (стр. 46).

Обращается внимание на эпиграф урока  «Лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца вместо холодного камня». Эти слова сказал пан Тыбурций.

Вопрос учителя:  Ребята, в повести  упоминается о сером камне. Почему Вася не понял смысл загадочных слов Валека: «Серый камень высосал из неё (Маруси) жизнь»?

Ответ:  Вася жил в достатке, он не представлял, в каких ужасных условиях могут жить дети.

-  Когда раскрылась мальчику эта загадка?

- Когда он увидел подземелье.

 

- Ребята, вы, наверное, поняли, что символизирует серый камень.  Это, конечно,  человеческая  жестокость и несправедливость. Какие слова, символизирующие это определение, вы запишете в первой части таблицы?  (Голод, холод, боль, страх, ужас, безжалостность, черствость, равнодушие, жестокость, бесчувствие, несправедливость)

Серому камню противостоит в повести человеческие сердце. Здесь речь идет о сочувствии, сострадании и милосердии. У Васи отзывчивое сердце. Он сам, лишённый любви и ласки, в состоянии оценить и понять одиночество бродяг.

Учитель:  Какие ассоциации вызывает у вас слово «сердце»? Какие  слова  вы запишете во вторую часть таблицы? 

Ученики: Доброта, чуткость, сочувствие, сострадание, милосердие, терпимость, справедливость, искренность.

 «Серый камень»

Человеческое сердце

Голод, холод, боль, страх, ужас, безжалостность, черствость, равнодушие, жестокость, бесчувствие, несправедливость.

Доброта, чуткость, сочувствие, сострадание, милосердие, терпимость, понимание, душевное тепло, справедливость, великодушие, искренность.

Символ жестоких, несправедливых законов общества

Закон совести

Вывод:

Если серый камень является символом жестоких, несправедливых законов общества, то сердце является нашей совестью.

- Если бы все люди жили по законам человеческого сердца, поступали бы по совести, то не было бы «серых камней», высасывающих жизнь из людей, обитающих в трущобах. Все люди жили бы дружно, без войны.  

Учитель:  Ребята, вы знаете, что на тяжёлую жизнь детей обращали внимание не только поэты и писатели 19 столетия, но и художники изображали на своих полотнах нищету и обездоленность детей. Картины В. Перова, И. Репина -  яркий пример этому.  

(Презентация картин В. Перова «Тройка», «Проводы покойника», «Спящие дети» для дополнения, расширения и углубления содержания работы на данном уроке литературы).

Учащиеся знакомятся с лучшими произведениями живописи по данной теме.

5. Подведение итогов урока.  Рефлексия.

Учитель:  Итак, Вася научился сострадать, стал отзывчивым, научился видеть и понимать боль других, ценить людей; он перестал думать о своём горе. Эта встреча открыла ему путь к себе, своим близким. Отдав своё сердце маленьким нищим, разделив их беды и заботы, он повзрослел.                                                                                                                                                                          Для доброты нет дурного общества. Встречи с такими людьми просветляют душу, делают её чище. Человек становится добрее, отзывчивее, если научится сострадать и помогать другим.

Закончить урок мне бы хотелось словами Л.Н. Толстого: «Милосердие состоит не столько в вещественной пользе, сколько в духовной поддержке. Духовная же поддержка состоит прежде всего в неосуждении ближнего и  в уважении к его человеческому достоинству».

— Как вы это понимаете?

— Ребята, а приходилось ли вам  проявлять участие в жизни других?

— А теперь закончите предложение: «Самое главное, что я поняла сегодня на уроке – это…».

6. Домашнее задание:  Подготовить ответ на вопрос: приходилось ли вам проявлять соучастие в жизни других?  Расскажите об этом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Мною представлен опыт моей педагогической деятельности по проблеме "Использование ИКТ в работе уителя химии"....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.

В статье представлен собственный инновационный педагогический опыт, посвящённый проблеме этнотолерантного музыкального воспитания учащихся на уроках музыки....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Пономарёвой Галины Владимировны

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Пономарёвой Галины Владимировны, учителя французского языка МОУ «Средняя школа №2» го Саранск  Респу...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №30» г.о. Саранск Республики Мордовия Богатырёвой Анны В

Основная цель современного  образования – воспитать самостоятельно мыслящую личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформировать у учащихся умение и желание самосовершен...