Конкурсное задание "Методический семинар" «Современные подходы к преподаванию русского языка и литературы» конкурс "Учитель года Ставрополья 2017"
методическая разработка на тему

Бережная Евгения Васильевна

Конкурсное задание "Методический семинар" «Современные подходы к преподаванию русского языка и литературы» конкурс "Учитель года Ставрополья 2017"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_seminar.docx115.72 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Администратор\Desktop\189143_html_a73f6f4.jpg

МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР

«Современные подходы к преподаванию русского языка и литературы»

Что значит школа для меня?
  Я всем отвечу однозначно: 
 «Жизнь школьная – моя судьба…
  Моя судьба…и не иначе».

Концепция модернизации российского образования подчеркивает: «…чтобы сформировать личность, социально адаптированную, востребованную в новых экономических условиях, способную на осознанный и динамичный выбор в жизненных ситуациях, прежде всего, необходимо научить решать проблемно-поисковые задачи в различных ситуациях». Я считаю, что содержание образования должно основываться на практических умениях, на возможности применения творческого начала при решении жизненных ситуаций. Поэтому свою педагогическую деятельность подкрепляю примерами практической необходимости, целесообразности,  изучаемых в рамках предметов «Русский язык» и «Литература» способов деятельности. Это позволяет повысить мотивацию обучения, эффективность усвоения знаний и развитию творчески мыслящей и действующей личности.

Без информационных технологий нет современного урока, поэтому в своей педагогической деятельности использую эти технологии при реализации видов, форм и методов обучения:

  • В организации исследовательской деятельности учащихся –20%
  • Лекции –10%
  • Тестовая система контроля знаний –50%
  • Проблемное обучение –30%
  • Дифференцированный подход в обучении –80%
  • Личностно – ориентированный подход- 80%
  • Введение методов научно-исследовательской деятельности в учебном процессе –20 %
  • Метод творческих мастерских –10%

На своих уроках я использую следующие методы и формы интерактивного обучения, которые апробированы в моей практике для уроков русского языка и литературы - кейс-метод, коммуникативные тренинги, интерактивные экскурсии, проблемные лекции, интерактивные игры и др.

Выстроить путь познания моих учеников окружающей действительности и последующего ее преобразования в условиях трудовой деятельности мне помогают инновационные технологии: групповые, игровые, технология уровневой дифференциации, проблемного обучения, личностно – ориентированные технологии. Применение этих технологий без интернет-технологий невозможно, т.к. объяснение конкретных способов действия, разработка творческих проектов, деятельность по организации самостоятельной работы обуславливает применение фильмов, презентаций, CD, DVD, ЦОР, аудио-изложений, аудио-диктантов, видео изложений и диктантов.

Для подготовки к таким урокам активно применяю компьютерные программы, использую мультимедийные диски ЦОР («Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», «Видеоуроки русского языка и литературы» проекта Инфоурок), с помощью этих программ создаю собственные презентации, дидактические материалы к урокам. Наиболее интересными считаю презентации для проведения уроков в форме игр "Счастливый случай", "Кто хочет стать отличником", «Сто к одному», «Своя игра», «Умники и умницы», которые можно использовать для уроков повторения и обобщения по разным темам, меняя содержание.

При подготовке занятий я задумываюсь о том, как познакомить детей с новыми знаниями, разбудить интерес и желание добывать информацию и, конечно, ищу способы для прочного усвоения знаний. Обучение должно быть интересным. А как заинтересовать? Безусловно, существует много технологий и приёмов, которые позволяют учебный процесс сделать интереснее. Мною на уроках используются приёмы «Продвинутая лекция», «Кластер», «Синквейн», «Чтение с остановками», «Чтение с пометками», «Толстые и тонкие вопросы». Совсем недавно я познакомилась с новым приёмом – «Кроссенс» Именно об этом приёме работы я и хотела бы вам рассказать.

В переводе с английского языка слово КРОССЕНС означает « пересечение смысла». Кроссенс, впервые опубликованный в 2002 году в журнале "Наука и жизнь",  представляет из себя ассоциативную цепочку, замкнутую в стандартное поле из девяти квадратиков для  "Крестиков-ноликов". Девять изображений расставлены в нём таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными, но в любом случае это отличное упражнение для развития логического и творческого мышления.  Основной смысл создания кроссенса – это загадка, головоломка, ребус, задание, которое предназначено для определённой аудитории. Именно в этом качестве оно интересно нам, педагогам.

Технология кроссенса может использоваться  на различных этапах учебной деятельности. Создай проблемную ситуацию или обобщи добытые учащимися знания, открой цикл уроков   или же оригинально подведи итог, хочешь, укрась кроссенсом  урок, а хочешь- поставь точку с его помощью на внеурочном  занятии. Кроссенс может стать и творческим домашним заданием.

 Не стоит упускать из виду и огромный воспитательный потенциал кроссенсов. Они могут быть составлены по теме классного часа, праздничного мероприятия, юбилейной даты. Они могут стать способом организации коллективного творческого дела.

Этот приём   можно разделить на 2 уровня: простой и сложный. Второй уровень сводится к решению символического кроссенса, который проводится на этапе закрепления. Картинка заменяется символом. Составлять кроссенсы - одно удовольствие. Дети раскрывают новые грани понимания привычных вещей, быстро запоминают материал, развивают логическое и творческое мышление.

Используемые технологии, формы и приемы позволяют мне строить учебный процесс с учётом реальных учебных возможностей детей, позволяя каждому осваивать универсальные учебные действия оптимальным для него темпом, ведь логика развития универсальных учебных действий строится по формуле: от действия – к мысли.

Я считаю важно не просто учить предмету, а формировать способности к самостоятельной учебной деятельности, которая становится на моих уроках важным компонентом учебного процесса, позволяющим реализовать компетентностный подход в преподавании.

Важную роль в своей работе отвожу здоровьесберегающим технологиям. Применяю динамические паузы, физкультминутки для глаз, развития мелкой моторики рук; организую музыкальные, танцевальные физминутки; стараюсь создавать благоприятный психологический климат на уроке; слежу за своевременностью смены видов деятельности; выполняю санитарно-гигиенические условия реализации учебного процесса.

Особое внимание уделяю работе с одаренными детьми. С данной группой детей ведется работа в форме творческой мастерской, применяются элементы групповых и индивидуальных занятий. Учащимся оказывается помощь в подготовке к городским и краевым мероприятиях, олимпиадам.

    Основным видом деятельности в работе с такими детьми становится создание и защита учебных проектов. Работа в этом направлении складывается из нескольких этапов:

   Подготовительный этап включает в себя:

  • формирование навыков научной организации труда;
  • вовлечение в активные формы познавательной деятельности;
  • формирование познавательного интереса;
  • выявление способных учащихся.

   Практический этап - работа над учебным проектом, сообщением; публичная его защита на уроке.

Приобщение учащихся к исследовательской деятельности способствует развитию их творческих способностей и познавательных интересов, достижению оптимальных результатов обучения. 

Личностно-ориентированный подход в образовании предполагает освоение педагогом дифференциации обучения. Этому фактору способствуют два принципа, продиктованных современными условиями. Первый подразумевает индивидуальные тренды развития детей, благодаря чему, можно объяснить неравномерность уровня познавательной и практической деятельности учащихся в зависимости от возраста. Второй учитывает интеллектуальные возможности детей и позволяет максимально эффективно работать с детьми разного уровня развития.

Я, анализируя результативность конкретных классов, пришла к выводу, что только учитель может так смоделировать ситуацию обучения, что на уроке не будет скучно детям с опережающим уровнем развития и комфортно слабоуспевающим. Для этого на каждом этапе обучения разработаны задания для детей, имеющих повышенный интеллект и опережающие развитие, а также установлен четкий минимум содержания образования для детей, испытывающих трудности в обучении.      

В своей работе использую возможности программы по русскому языку и литературе для 5-11 классов для реализации дифференцированного подхода к каждому обучающемуся. Мне удаётся моделировать ситуацию обучения таким образом, чтобы на уроке было интересно детям с разными уровнями развития. Для этого на каждом этапе обучения разработаны задания для детей, имеющих повышенный интеллект и опережающие развитие, а также установлен четкий минимум содержания образования для детей, испытывающих трудности в обучении. Такое применение дифференцированных заданий обеспечивает каждому ребёнку возможность достижения прогнозируемых результатов личностного развития.

     Мною создан банк  разноуровневых заданий на уроке, который разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Во время выполнения задания обучающиеся под руководством учителя определяют уровень сложности и уровень оценивания, что позволяет осуществить дифференцированный подход в обучении. Решается главная функция образования - гуманистическая, дающая возможность овладения учебным материалом на различных уровнях, чем снимается эмоциональное и  психологическое напряжение, формируются положительные мотивы учения. Данный подход позволяет добиваться высокой результативности в обучении, способствует развитию ситуации успешности каждого ребенка и отсутствия конфликтных ситуаций между учителем, детьми и их родителями.

В период с 2013 по 2016 годы мною были разработаны и проведены уроки и внеклассные мероприятия:

  • Литературная пятиминутка «Литературные улицы города»(1-4 кл), 2015 г.
  •  «Адресаты лирики А.С.Пушкина»(9А кл.), 2015 г.
  • Литературный калейдоскоп (8А кл.), 2015 г.
  • Аукцион литературных знаний “Любви все возрасты покорны…”
  •  (8-11 кл.), 2015 г.
  • «Юбилейная осень - 2015» (7Б кл.), 2015 г.
  • Литературная викторина «Интерактивная раскраска в программе Microsoft Office Power Point:  «Интересные факты из жизни писателей 19 века» (9Б кл.), 2016 г.
  • Литературная игра по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (8Б кл.), 2016 г.
  • Обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами (8Б кл.), 2016 г.
  • Имя прилагательное как часть речи (бБ кл.), 2013 г.

 Результативность моей педагогической деятельности: достаточно высокий уровень качества по русскому языку и высокие показатели качества по литературе

Русский язык

Литература

2013-2014

53

72

2014-2015

53

66

2015-2016

49

61

Результаты основного государственного экзамена по русскому языку 2016 год

В  9 классе годовую  оценку

подтвердили                              -   16 чел.            33%

выше  годовой                           -    31 чел.           64%

ниже годовой                             -    1 чел.             2%

Класс

Количество

сдававших

5

4

3

2

%

успеваемости

%

качества

9 А,Б

48

23

16

9

-

100

81

Результаты Единого государственного экзамена по русскому языку 2015 год

Класс

Количество

сдававших

Кол-во

несдав-ших

Наивыс-

ший балл

Наимень-

ший балл

Средний

балл

%

успева-

емости

11

20

-

92

36

60,45

100

Использованные мною технологии, формы и методы преподавания русского языка и литературы позволили добиться хороших результатов по преподаваемым предметам, способствовали увеличению мотивации; росту качества знаний; улучшению качества творческих работ; увеличению числа участников олимпиад и конкурсов.

Работа - лучший способ наслаждаться жизнью.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурсное задание "Методический семинар" «Современные подходы к преподаванию русского языка и литературы» конкурс "Учитель года Ставрополья 2017" Слайд 1

Конкурсное задание "Методический семинар" «Современные подходы к преподаванию русского языка и литературы» конкурс "Учитель года Ставрополья 2017"...

Конкурсное задание "Методический семинар" «Современные подходы к преподаванию русского языка и литературы» конкурс "Учитель года Ставрополья 2017" Слайд 2

Конкурсное задание "Методический семинар" «Современные подходы к преподаванию русского языка и литературы» конкурс "Учитель года Ставрополья 2017"...

Конкурсное задание "Методический семинар" «Современные подходы к преподаванию русского языка и литературы» конкурс "Учитель года Ставрополья 2017"Слайд 3

Конкурсное задание "Методический семинар" «Современные подходы к преподаванию русского языка и литературы» конкурс "Учитель года Ставрополья 2017"...

Конкурсное задание "Методический семинар" «Современные подходы к преподаванию русского языка и литературы» конкурс "Учитель года Ставрополья 2017"Слайд 4

Конкурсное задание "Методический семинар" «Современные подходы к преподаванию русского языка и литературы» конкурс "Учитель года Ставрополья 2017"...

Конкурсное задание "Методический семинар" «Современные подходы к преподаванию русского языка и литературы» конкурс "Учитель года Ставрополья 2017"Слайд5

Конкурсное задание "Методический семинар" «Современные подходы к преподаванию русского языка и литературы» конкурс "Учитель года Ставрополья 2017"...

Конкурсное задание "Методический семинар" «Современные подходы к преподаванию русского языка и литературы» конкурс "Учитель года Ставрополья 2017"Слайд 6

Конкурсное задание "Методический семинар" «Современные подходы к преподаванию русского языка и литературы» конкурс "Учитель года Ставрополья 2017"...

Конкурсное задание "Методический семинар" «Современные подходы к преподаванию русского языка и литературы» конкурс "Учитель года Ставрополья 2017"Слайд 7

Конкурсное задание "Методический семинар" «Современные подходы к преподаванию русского языка и литературы» конкурс "Учитель года Ставрополья 2017"...