Использование интерактивных техник на уроках истории и обществознания.
презентация к уроку по теме

Газизова Светлана Мирхасовна

Презентация к мастер-классу "Использование интерактивных техник на уроках истории и обществознания".

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Расскажи- и я забуду, Покажи – и я запомню, Дай сделать – и я пойму» МАСТЕР-КЛАСС

Слайд 2

Какими качествами должен обладать выпускник школы? духовно богатый, гуманный, честный, порядочный и самосовершенствующийся; мыслящий, творческий, эрудированный, с логическим мышлением, изобретательная, умный; трудолюбивый, предприимчивый, дисциплинированный, самостоятельный и т.д.

Слайд 3

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Слайд 5

КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ? Активные методы обучения Интерактивные методы обучения

Слайд 6

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ : ученик субъект обучения выполняет творческие задания, вступает в диалог с учителем. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ : творческие задания, вопросы от учащегося к учителю и от учителя к ученику. ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ – методы, построенные на взаимодействии всех обучающихся , включая педагога ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ: групповая работа, дебаты , моделирование , ролевые игры, дискуссии , индивидуальные и групповые проекты, обсуждения .

Слайд 7

ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ Способствует повышению познавательной активности Повышение мотивации Формирование и развитие интеллектуальной деятельности Раскрытие практической ценности знаний Повышение успеваемости

Слайд 8

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ В РЕЖИМЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ТЕХНОЛОГИИ Положительная взаимосвязь Непосредственное взаимодействие Индивидуальная ответственность Развитие навыков совместной работы Оценка работы

Слайд 9

В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все ученики . Надо позаботиться о психологической подготовке учеников. Полезны разминки, постоянные поощрение учеников за активное участие в работе Количество учащихся не должно быть не много ( не более 25 ). Ведь важно, чтобы каждый был услышан, чтобы каждой группе была предоставлена возможность участия в решении по проблеме. Помещение должно быть подготовлено с таким расчетом, чтобы всем участникам интерактива было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах . Вопросы процедуры и регламента надо обсудить в самом начале занятия и постараться не нарушать их .. Деление участников на группы лучше построить на основе добровольности .

Слайд 10

МЕТОДЫ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ Д искуссия Эвристическая беседа «Мозговой штурм» Тренинги Обсуждение видеоматериала Групповая работа Метод проектов Кейс-методы Ролевые, «деловые» игры

Слайд 11

НЕКОТОРЫЕ ПРИМЕРЫ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ 1. Ситуация выбора, диспут или дебаты: 2. Ролевые игры: «Иван IV – фигура в истории России положительная или отрицательная?» или «Иван Грозный-тиран или…?» В 10 классе по истории России по теме: «Отечественная война 1812г», урок обобщения. Класс делится на группы: «Франция», «Россия» и исторические лица. Ребята работают в группах, затем обсуждение.

Слайд 12

3. Соотнесите: 4. Беседа исторического лица Соотнесите события и даты. Соотнесите деятеля с его работой. Соотнесите деятеля и событие. Соотнесите термины с их характеристикой. «Москва-центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва» происходит беседа великого князя Дмитрия Ивановича с современными репортерами, в основе которой лежит текст.

Слайд 13

5. Сочинение-рассуждение, письма, сказки, синквейн : 6. Лото, крассворды , ребусы 7. И другие… «Бизнес – это удел молодых, так как…», «Я, Владимир, ввел христианство на Р уси так как…» и д.р .

Слайд 14

ВЫДЕЛИТЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ МЕТОДОВ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

Слайд 15

Положительные стороны Отрицательные стороны Расширение ресурсной базы Первоначально сформулированная тема может оказаться рассмотренной поверхностно при недостаточном уровне подготовленности обучающихся Высокая степень мотивации Трудности установления дисциплины и ее поддержания Максимальная индивидуализация обучения Строгий лимит обучающихся Акцент на деятельность, практику Объем изучаемого материала небольшой Широкие возможности для творчества Требуется большое количество времени Прочность усвоения материала Сложность индивидуального оценивания

Слайд 16

«Расскажи- и я забуду, Покажи – и я запомню, Дай сделать – и я пойму»

Слайд 17

Вывод Применение в практике преподавания истории и обществознания интерактивных методов обучения способствуют повышению интеллектуальной активности обучающихся, следовательно, и эффективности урока. Даже самые пассивные обучающиеся включаются в активную деятельность с огромным желанием, у них наблюдается развитие навыков оригинального мышления, творческого подхода к решаемым проблемам. Главное, использование интерактивного метода помогает выполнить заказ общества, подготовить личность, способную самостоятельно мыслить и принимать решения .



Предварительный просмотр:

   Использование ресурсов Интернета по подготовке урока  истории и обществознания

При подготовке урока в информационной образовательной среде, основанной на использовании средств ИКТ, учителю необходимо уметь отбирать средства обучения для реализации новых видов учебной деятельности.

К таким средствам обучения относятся:

— электронные образовательные ресурсы (электронные издания для поддержки и развития учебного процесса, электронные информационно-справочные источники, электронные издания общекультурного характера);

— образовательные интернет-ресурсы;

— необходимое компьютерное оборудование (компьютер, видеопроектор, принтер, сканер, интерактивная доска, интерактивные планшеты и др.);

— средства телекоммуникации и др.

В наши дни учителю доступен весьма богатый арсенал электронных образовательных ресурсов. Для того чтобы целенаправленно и методически обоснованно их выбирать, учителю важно знать, какие образовательные задачи можно решать с помощью данных ресурсов, какие методические функции они выполняют и какие виды учебной деятельности могут поддерживать и инициировать. Это определяет потребности взятой за основу учителем определённой методики обучения в соответствующих электронных ресурсах. Следует учитывать тот факт, что электронные образовательные ресурсы обладают такой важной дидактической характеристикой, как интерактивность, которая в данном случае означает наличие условий для учебного диалога.

Не стоит забывать, что использование средств ИКТ в рамках традиционной модели обучения не в состоянии в полной мере реализовать значительный дидактический потенциал этих средств, а главное — не даёт гарантии на получение принципиально новых образовательных результатов. В этой связи учителю необходимо чётко представлять себе возможности средств ИКТ на уроке, их дидактический потенциал. Совершенно точно можно констатировать, что применение средств ИКТ позволяет:

• усилить мотивацию, повысить интерес и расширить познавательные потребности обучаемых;

• обеспечить индивидуализацию обучения, создать предпосылки для перехода к личностью ориентированному обучению;

• повысить интерактивность обучения, развить диалогический характер учебного процесса;

• усилить наглядность в обучении, повысить уровень визуализации изучаемого материала;

• расширить круг учебных задач, используемых в обучении;

• включить в познавательную деятельность арсенал новых методов, основанных на использовании средств ИКТ;

• создать возможности для использования новых источников учебной информации (информационно-справочные системы, электронные энциклопедии, файловые архивы, ресурсы Интернета и др.);

• повысить оперативность контроля результатов обучения, создать базы данных учебных достижений обучаемых;

• погрузиться обучаемым в виртуальную среду с возможностью имитации учебных и профессиональных ситуаций, инициирующих проявление готовности к решению возникающих проблем.

Выделим группы электронных образовательных ресурсов, которые обладают вышеперечисленными дидактическими функциями.

Демонстрационные программы и компьютерные презентации служат для визуализации учебного материала, повышения наглядности в обучении.

Тренажёрные программные средства применяются для тренинга типовых умений.

Контролирующие программные средства обеспечивают оперативный контроль и оценку учебных достижений обучаемых, формирование электронного портфолио, анализ динамики изменения знаний и умений школьников.

Информационно-поисковые, справочные системы, базы данных и знаний, электронные библиотеки и энциклопедии предназначены для ввода, хранения и предъявления учителям и учащимся различной информации.

Средства компьютерных телекоммуникаций обеспечивают доступ к удалённым источникам знаний и системам обучения, организацию групповой учебной деятельности.

Моделирующие программные средства служат для создания компьютерных моделей изучаемых объектов и процессов и для проведения учебных экспериментов с ними.

Интеллектуальные обучающие системы (ИОС), интегрирующие среды обучения относят к системам наиболее высокого уровня, которые реализуются на базе идей искусственного интеллекта. ИОС могут осуществлять управление на всех этапах решения учебной задачи, начиная от её постановки и поиска принципа решения и кончая оценкой оптимальности решения с учётом особенностей деятельности обучаемых. Такие системы обеспечивают диалоговое взаимодействие, в ходе которого может обсуждаться не только правильность тех или иных действий, но и стратегия поиска решения, планирования действий, приёмы контроля. В ИОС на основе модели обучающегося осуществляется рефлексивное управление обучением.

Приступая к отбору средств обучения, учителю необходимо учитывать:

— вид используемых средств ИКТ;

— реальную целесообразность использования тех или иных средств ИКТ на конкретном этапе урока;

— методическое назначение необходимых образовательных электронных ресурсов     — обучающие, информационно-поисковые, имитационные, демонстрационные, контролирующие, учебно-игровые и т. п.;

— работоспособность требуемых средств ИКТ;

— наличие и готовность к использованию программных средств;

— целесообразность использования образовательных сайтов Интернета;

— требуемое при использовании средств ИКТ время и гигиенические ограничения во время работы учащихся с ними.

Следует отметить, что при отборе электронных образовательных ресурсов для поддержки тех или иных видов учебной деятельности педагогам необходимо учитывать классификацию таких ресурсов по методическому назначению (табл. 2).

Таблица 2

КЛАССИФИКАЦИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ПО МЕТОДИЧЕСКОМУ НАЗНАЧЕНИЮ

Основные группы электронных образовательных ресурсов

Наименование

Цель использования по методическому назначению

Электронные образовательные ресурсы для поддержки и развития учебного процесса

Электронные учебные пособия, содержащие систематизированный материал в рамках программы учебной дисциплины

Поддержка работы и расширение возможностей педагога, подготовка учителя и учащихся к уроку, а также самостоятельная работа учеников.

Включают в себя все виды учебной деятельности: - приём/ передачу информации; - практические занятия в известных и новых формах; - аттестацию

Электронные образовательные ресурсы информационно-справочного характера

Энциклопедии, справочники, словари, хрестоматии, атласы, нормативно-правовые, экономические сборники и др. (не связанные с определённым курсом, программой)

Исходный материал при решении учебных ситуаций, в том числе выходящих за рамки учебных программ

Электронные образовательные ресурсы общекультурного характера

Виртуальные экскурсии по музеям мира, виртуальные путешествия по городам, странам и континентам; электронные издания, посвященные классикам мировой культуры, шедеврам архитектуры, живописи, музыки

Предоставление равных возможностей и доступа к ценностям общей культуры, расширение мировоззрения учащихся

Для целенаправленного и эффективного подбора электронных образовательных ресурсов в соответствии с видами учебной деятельности учителю надлежит учитывать типологию таких ресурсов в соответствии с видами учебной деятельности (табл. 3.).

Таблица 3

ТИПОЛОГИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

В СООТВЕТСТВИИ С НОВЫМИ ВИДАМИ

УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Типы электронных образовательных ресурсов

Новые виды учебной деятельности

Демонстрационные

Познавательная деятельность (получение мировоззренческих, ориентировочных, оценочных знаний)

Информационно-справочные, информационно-поисковые системы, базы данных и знаний, электронные библиотеки и др.

Контролирующие программы

Регулятивная деятельность, обеспечивающая организацию учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование, прогнозирование, коррекция, оценка

Инструментальные программные средства (текстовые и графические редакторы, СУБД, электронные таблицы и т. д.)

Предметная деятельность (развитие способностей, умений и навыков в оперировании реальными предметами)

Средства компьютерных телекоммуникаций

Коммуникационные (совместные) способы деятельности (пространственное и временное соприсутствие участников, обмен действиями, информацией и др.)

Интегрирующие среды обучения

Проектно-творческая деятельность, основанная на выдвижении предположений, гипотез, идей, включающая планирование, сбор дополнительной информации, выполнение и защиту проекта

Автоматизированные обучающие системы

Познавательная, регулятивная, предметная, коммуникативная, ориентировочно-исследовательская деятельность

Кроме электронных образовательных ресурсов, важными дидактическими свойствами обладают и образовательные интернет-ресурсы. Их можно классифицировать по следующим видам:

— электронные библиотеки;

— энциклопедии и справочники;

— электронные учебники и учебные пособия, размещённые в Интернете;

— лекции в Интернете;

— web-квесты;

— презентации;

— дистанционные учебные курсы;

— контролирующие средства и тренажёры;

— методические сайты.

Отбор средств обучения, используемых на уроке в информационной образовательной среде, основанной на использовании средств ИКТ, надлежит осуществлять с учётом форм их использования, а именно:

1. Самостоятельная работа учащихся с учётом их индивидуального темпа изучения определённой темы или части урока. Для школьника, владеющего умениями и навыками на уровне пользователя, автономная работа на уроке с электронным образовательным ресурсом может стать новой возможностью приобщения к изучению школьной дисциплины. В рамках автономной работы учащиеся по желанию могут объединяться в пары или малые группы. Такой вид организации учебной деятельности школьников возможен на уроке и на внеурочном занятии. При этом время на самостоятельную, автономную работу распределяется и планируется учащимся самостоятельно. Учитель помогает составить индивидуальный алгоритм работы, по необходимости поясняет задания, по окончании автономной работы отслеживает результаты выполнения упражнений. Учащийся управляет собственной учебно-познавательной деятельностью самостоятельно, используя возможности компьютерной программы.

2. Работа с мультимедийным содержанием электронного образовательного ресурса отдельных групп учащихся в процессе изучения конкретной темы урока, когда остальная часть класса изучает материал по плану учителя.

3. Использование учителем мультимедийного материала электронного образовательного ресурса как одного из средств обучения в рамках комбинированного, интегрированного, проектного уроков.

4. Выборочное использование схем, таблиц, диаграмм, других дидактических элементов средств обучения при проведении урока.

5. Организация учителем лабораторно-практических занятий на основе текста, таблиц, диаграмм, видеофрагментов, имеющихся в данном электронном образовательном ресурсе. Данные занятия могут быть либо индивидуальными, либо групповыми.

Таким образом, подготовка урока в информационной образовательной среде представляет собой целенаправленное сочетание следующих элементов, направленных на достижение планируемых образовательных результатов:

• педагогическая ситуация;

• содержание обучения;

• техническое оснащение;

• программное обеспечение;

• организация обучения в информационно-образовательной среде урока.

При этом каждый урок конструируется учителем с учётом как общих, так и индивидуальных особенностей школьников, исходя из условий и специфики данного образовательного учреждения, в котором будет происходить процесс обучения.

Попробуем более детально систематизировать активно используемые компьютерные технологии обучения по дидактическим функциям:

  • повышают и стимулируют интерес обучающихся благодаря мультимедийным технологиям, активизируют мыслительную деятельность и эффективность усвоения материала благодаря интерактивности,
  • позволяют моделировать и визуализировать процессы, сложные для демонстрации в реальности (от моделирования опасных физических явлений до экономических моделей);
  • позволяют индивидуализировать обучение не только по темпу изучения материала, но и по логике и типу восприятия обучающихся;
  • позволяют организовывать дистанционное обучение, не только в целях заочного или экстернатного обучения, но и для учеников, пропустивших занятия по болезни;
  • предоставляют  ученикам  через  информационную  деятельность возможность        самостоятельного  исследовательского  поиска  материалов, опубликованных в Internet для подготовки докладов и рефератов;
  • предоставляют помощь в поисках ответов на проблемные вопросы, многократно повышают скорость и точность сбора и обработки информации об успешности обучения, благодаря компьютерному
  • тестированию и контролю знаний, позволяют вести экстренную коррекцию (результат - сразу).

Только на основе этих функций можно сформулировать основные тенденции, заложенные в основе компьютерных учебных технологий (КУТ).

КУТ позволяют развивать самостоятельность. Это свойство заложено в самом понятии «персональный компьютер». Работа осуществляется только в режиме «один на один». Развивают навыки самооценки. Такую возможность дают как специализированные программы контроля знаний, так и при работе с любым программным обеспечением, работает эффект: «Смог не смог», когда ученик видит результат даже раньше учителя. Развивают активность.

В отличие от таких привычных форм как лекция, просмотр видео и кинофильмов предполагают постоянное участие ученика-пользователя компьютера в происходящем, приобщают и приучают к поисковой творческой деятельности. Развивают воображение и модельное видение.

Любая учебная компьютерная программа является моделью в гносеологическом смысле слова. Ученик познает реальность с помощью компьютера через условные понятия и изображения, их нельзя потрогать, они всегда фактически двумерны, несмотря на то, что используется зачастую так называемая 3D графика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интерактивной доски на уроках истории и обществознания для повышения мотивации учащихся.

В работе раскрывается роль интеактивной доски в повышении мотивации учащихся на уроках истороии и обществознания...

Использование интерактивной доски на уроках истории и обществознания в рамках здоровьесберегающих технологий

По данным  официальной статистики здоровье наших детей значительно ухудшилось. Становится очевидной необходимость использовать для сохранения здоровья детей в школе здоровьесберегающие технологи...

Обобщение педагогического опыта учителя истории и обществознания Левашко Галины Анатольевны по теме: «Интерактивное обучение на уроках истории и обществознания»

Обобщение педагогического опытаучителя истории и обществознанияЛевашко Галины Анатольевныпо теме:«Интерактивное обучение на уроках истории и обществознания»...

Использование интерактивных методов на уроках истории и обществознание.

При  формировании  предметных компетенций чрезвычайно значимым и эффективным является деятельностный подход в обучении, позволяющий развить у ребенка способность творчески критически мыслить...

«Интерактивное обучение на уроках истории и обществознания»

Использование интерактивного обучения науроках истории и обществознания...

«Интерактивное обучение на уроках истории и обществознания»

Использование интерактивного обучения науроках истории и обществознания...