Выступление на флэш-семинаре "Инновационные приемы на уроках русского языка и литературы"
учебно-методический материал на тему

Шаова Любовь Юрьевна

Я - учитель русского языка и литературы. Мне повезло: ведь я занимаюсь любимым делом. Я люблю работать творчески. Мне нравится что-то искать, находить, открывать новое для себя, придумывать самой и учить детей фантазировать, мыслить, познавать глубже и всесторонне этот чудесный мир. Одним словом, созидать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Инновационные приемы на уроках русского языка и литературы.

Мои инновации

Я - учитель русского языка и литературы. Мне повезло: ведь я занимаюсь любимым делом. Я люблю работать творчески. Мне нравится что-то искать, находить, открывать новое для себя, придумывать самой и учить детей фантазировать, мыслить, познавать глубже и всесторонне этот чудесный мир. Одним словом, созидать.

Эта потребность в самовыражении, проявление интеллекта и нравственных начал, воплощение индивидуальности и называется творчеством. Как нужны сегодняшнему времени перемен люди-творцы, самостоятельно мыслящие, умеющие ориентироваться в проблемных ситуациях, личности, способные принимать ответственные решения! Как важно сейчас внимание к общечеловеческим проблемам, освобождающим от схематизма, к формированию культуры личности, её духовности. Возможно, поэтому главной задачей образования становится сегодня не столько овладение суммой знаний, сколько развитие творческого мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, самоактуализации, самоутверждения и самореализации творческих способностей. Развитие творческих способностей есть один из способов мотивации учащихся в процессе обучения. Мы живем в век научно-технической революции, и жизнь во всех ее проявлениях становится разнообразнее и сложнее; она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Человеку с творческим складом ума легче не только сменить профессию, но и найти творческую "изюминку" в любом деле, увлечься любой работой и достичь высокой производительности труда. Именно в школе начинается процесс формирования качеств творческой личности. И очень важно правильно организовать этот процесс.

Тема моей работы: " Развитие творческих способностей учащихся на уроках и на внеклассных занятиях русского языка и литературы»

Актуальность этой темы очевидна. Сейчас наблюдается снижение общей культуры учащихся, грамотности, интереса к предмету, к чтению; у детей отсутствует нравственный ориентир. И я считаю, что основная задача каждого учителя - научить мыслить, выражать свои мысли в устной и письменной форме, анализировать ответы сверстников, принимать участие в спорах по тем или иным вопросам как с преподавателем, так и с классом.

                                       Определение творческих способностей

Каким образом я определяю творческие способности детей?

Народная мудрость гласит: «Познай самого себя - ты познаешь весь мир». Действительно, человек сам себя не знает, не знает, на что он способен. По мнению ученых, каждый из нас рождается в мир с печатью какого- либо таланта. Нужно лишь суметь раскрыть эти способности и развить их. Значит, и каждый ребенок имеет право на творчество. Что отличает творческую деятельность? Как определить уровень креативности?

Для выявления творческих способностей учащихся я использую следующие составляющие творческой деятельности:

-гибкость ума (способность быстро перестраиваться с одной идеи на другую, предлагать разные:

-варианты решения проблемных ситуаций);

- оригинальность и беглость мысли;

- воображение и образность;

- выделение взаимосвязей и взаимодействий;

- использование аналогий;

- любознательность (чувствительность к проблемам окружающего мира);

- готовность к риску и ответственность за принятое решение.

К первому уроку литературы я своих пятиклассников прошу подготовить любую творческую литературную работу: стихи, сказку, рассказ, сценарий, загадки и т.д. Ребята с удовольствием выполняют это задание. Кто сочиняет стихи, кто рассказы, кто небольшие сценки. Вместе с ребятами оформляем стенд на тему « Моё литературное творчество» На уроке каждый ученик защищает свою работу. Дети получают удовольствие от проделанной работы, а я для себя замечаю: кто прозаик, кто поэт. И тогда вспоминаешь слова К.Г. Паустовского, считавшего, что каждый человек хотя бы раз пережил «состояние вдохновения - душевного подъёма, свежести, живого восприятия действительности, полноты мысли и сознания своей творческой силы».

Неоднократно убеждаешься в том, что каждый из детей талантлив, нужно только суметь увидеть, понять скрытые возможности. Результаты подобной диагностики помогают мне целенаправленно и качественно спланировать работу по развитию творческого потенциала учащихся.

 Мои инновации в развитии творчества на уроках

Так каков же мой вклад в образовательный процесс, направленный на гуманизацию, демократизацию, индивидуализацию, развитие таланта и творческого потенциала ребенка? Каковы мои инновации в обучении учащихся?

Стараясь постепенно развивать способности каждого конкретного ребенка, предлагаю ему развивающие, творческие задания. На уроках русского языка после изучения каждого раздела я предлагаю, например, сочинить сказку, составить кроссворд, викторину, подготовить свою презентацию в качестве защиты. В творческих зачетах ребята участвуют по желанию, а у способных детей появляется возможность максимально самореализоваться.

На уроках литературы в старших классах перед изучением крупных произведений я практикую сбор вопросов, которые ребята могли бы задать автору, литературному герою, учителю. Смысл и содержание этих вопросов помогает мне потом более рационально, т.е. в соответствии с запросами и интересами учеников, выстраивать систему уроков, действовать «применительно к аудитории».

При планировании любого урока стараюсь продумать деятельность способных ребят на каждом этапе урока. Очень часто предлагаю им рольучителя, например: проверить задание у слабоуспевающего ученика, у своего соседа по парте, подготовить самостоятельное объяснение определенного материала новой темы.

На уроке я стараюсь меньше говорить, а больше слушать своих учеников. Сильные ученики чувствуют себя более уверенными, сами комментируют мнения одноклассников.

Важным условием творческого развития школьника является использование межпредметных связей на уроках русского языка и литературы. В качестве примера могу отметить такие проведенные уроки, как « Тема Отечественной войны 1812 года в музыке, поэзии, живописи», «Комплексный анализ текста. Звуки леса»

На уроки литературы дети помимо учебников приносят альбомы, в которых делают зарисовки, выражают свое настроение цветом. Затем устраиваем выставки.
В условиях класса, в котором обучаются ученики со смешанными способностями, очень важно осуществлять контроль над развитием познавательной деятельности способных учеников, поэтому все задания должны быть разного уровня сложности.
Использую метод малых групп. Этот метод эффективен в классах, где обучаются сильные дети. Способные ученики должны развиваться не только на уроке, ведь одаренные дети особо нуждаются в развитии своих способностей.

Использование педагогических технологий

Хочется, чтобы на уроке царила атмосфера творчества, чтобы ученики могли сравнивать и ассоциировать, задумываться над проблемными ситуациями и предлагать выход из них. Для этого, безусловно, необходимо творчески мыслить. Можем ли мы научить творческому мышлению? Однозначно ответить нельзя, а вот создать условия для развития тех, кто открыт для творчества, можем. Мы можем научить мыслить критически через поиск. Поэтому теория технологии развития критического мышления через чтение и письмо интересна мне и наиболее широко применяется на моих уроках.

Смысл данной методики заключается в том, чтобы школьник смог спроектировать полученные знания на свой внутренний мир, задача учителя - воспитать мышление, предусматривающее смещение акцентов в усвоении знаний с увеличения объема информации на выработку личностного отношения к знаниям, критическое их осмысление. Поэтому на уроке мы учим выделять главное, планировать собственную деятельность, анализировать, оценивать. Использование рефлексивных методов и приёмов способствует формированию творческого самостоятельного мышления, развивают воображение и творческие способности, способствуют раскрытию интеллектуальных и духовных возможностей детей. Мы и ученики часто стоим перед проблемой выбора информации. Необходимо не только овладеет информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Методика развития критического мышления включает три этапа: вызов, осмысление, рефлексия.

Активно использую в своей практике и другие педагогические технологии: развивающее обучение, проблемное обучение, дифференцированный подход к обучению. Основными принципами инновационного обучения являются: креативность, усвоение знаний в системе, нетрадиционные формы уроков, использование наглядности. При использовании данных технологий на уроках русского языка и литературы мною успешно применяются такие приемы, как опорный конспект, ассоциативный ряд, мозговая атака, кластеры, синквейн, эссе, исследование текста, работа с тестами, нетрадиционные формы домашнего задания, использование ИКТ на уроках, ИНСЕРТ

На мойвзляд, более удачными приемами являются:

ИНСЕРТ (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления).Этот прием является средством, позволяющим   ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания, текста. Технически он достаточно прост. Ученикам предлагаю специально подобранный распечатанный на листочках текст, в котором по мере чтения они ставили пометки. К примеру, «галочкой» помечается то, что им уже известно; знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению; знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным; «вопросительный» знак ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше. Использование приёма инсерт позволяет проанализировать, какой раздел предмета учащимися хорошо понят или что вызвало затруднения у них в курсе русского языка.

На стадии осмысления урока в 7-м классе по русскому языку на тему: «Разряды частиц» прошу ребят прочитать статью учебника про себя, сделать пометки карандашом (прием инсерта). Используя ключевые слова и фразы, заполнить таблицу с графами: «V», «+», «–», «?». («V» – знал (а); «+» – новое, «–» – вызывает сомнения, «?» –вопросы по ходу чтения.)..

«V» – знал (а)

«+» – новое

«–» – вызывает сомнения

«?» –вопросы

Мозговая атака

Цель- активизация имеющихся знаний на стадии «вызова» при работе с фактологическим материалом.

Предлагаю ребятам подумать и записать все, что они знают или думают по данной теме, затем обмениваются информацией, ведут запись высказанных предложений. Использую групповую форму работы. Например, в 5, а классе тема «Глагол»:

Часть речи - самостоятельная

Обозначает действие предмета

Изменение по временам

Различие в изменении глаголов настоящего, будущего времени и прошедшего

Сложность в определении спряжения глаголов

Кластеры

Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Последовательность действий проста и логична: посередине чистого листа прошу ребят написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы. Затем вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме. В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.

2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.

3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

Система кластеров позволяет охватить большой объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы. Разбивка на кластеры используется как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии, может быть способом мотивации мыслительной деятельности до изучения темы или формой систематизации информации по итогам прохождения материала. Чаще использую коллективную деятельность в виде общего совместного обсуждения. При изучении темы «Глагол» в 5 классе:

Глагол

Времена

Спряжение

Действие

Самостоятельная часть речи

Роль в предложении

*На уроках литературы часто использую "Трехчастные дневники". Этот прием позволяет работать не только с текстом, но и проводить диалог по поводу прочитанного. Например, урок литературы в 10 классе по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»

Цитата

Комментарии. 
Почему эта цитата привлекла ваше внимание?

Вопросы к учителю

«Природа – не храм, а мастерская, и человек в ней работник»

Не могу полностью согласиться с этим утверждением. Действительно, человек использует природу в практических целях, но для многих природа- это источник вдохновения, это храм, к которому нужно относиться с трепетом.

-Для вас природа – это храм или мастерская?

Синквейн

Происходит от французского слова «cing» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях. Синквейн может быть предложен как индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах; реже как коллективное творчество. Обычно синквейн я использую на стадии рефлексии.

Как показывает опыт, синквейны могут быть полезны в качестве:

1) инструмента для синтезирования сложной информации;

2) способа оценки понятийного багажа учащихся;

3) средства развития творческой выразительности.

Правила написания синквейна:

1. (первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным); эпитеты

2. (вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными);

3. (третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами);

4. (четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме)— крылатое выражение, смысловая фраза

5. (пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы).

Синквейн — белый стих со строго заданной формой.

Примеры синквейна:

Существительное

Самостоятельное, важное

Изменяется, называет, обозначает

Самая важная часть речи

Предмет

Текст

Воспитательный, эмоциональный

Поучает, размышляет, философствует

Делаю для себя выводы

Рассуждение

Базаров

Неординарный, грубый

Ищет, спорит, отрицает

Двойственное отношение к герою

Нигилист

«Поэтические пятиминутки»

Использую на уроках литературы поэтические пятиминутки. Поэтические пятиминутки - пять минут поэзии два раза в неделю на уроках литературы. Они представляют большую ценность, так как дают возможность каждому ученику пережить минуты успеха, удачи, веры в собственные силы и способности, расширяют рамки школьной программы, повышают общую и читательскую культуру учащихся, формируют эстетический вкус, культуру речи. Ввожу «Поэтические пятиминутки» с 5 класса. Начинаем со стихов русских поэтов о природе. Ученику следует обязательно объяснить свой выбор стихотворения, чем оно понравилось, какой след оставило в душе. В классе звучат стихи К.Бальмонта, И. Северянина. А. Блока, А.Фета, С.Есенина, Н.Рубцова и многих других поэтов. По своему желанию ученик может подобрать музыкальное сопровождение, подготовить иллюстрацию или рисунок. Все это усиливает эмоциональное восприятие поэзии.

На этапе рефлексии иногда использую прием «Подбор стихотворения».

Нужно выбрать то стихотворение, которое наиболее близко ребенку в данный момент. Например:

И любо мне, и сладко мне,

И мир в моей груди,

Дремотою обвеян я –

О, время, погоди!

Ф.Тютчев

С души как бремя скатится,

Сомненье далеко – и верится, и плачется,

И так легко, легко.

М.Лермонтов

Земля дрожит в огнях заката,

Любви прекрасная звезда,

А на душе легко и свято,

Легко, как в детские года.

И.Тургенев

Большое значение для раскрытия творческого потенциала ученика имеют и нетрадиционные формы домашнего задания, которые призваны, с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, позволяют ребёнку проявить самостоятельность, самому найти решение нестандартного вопроса, задания.

Какие использую типы домашнего задания?

Творческие работы, иллюстрации к литературным произведениям, инсценировки художественных произведений, художественное чтение, рисование обложек к произведениям, составление словарных диктантов, лингвистическое исследование текста, создание самостоятельных литературных произведений различных жанров, письмо по памяти, составление конспекта, опорных схем, составление вопросов к зачету. Такие домашние задания помогают избегать однообразия, рутины в обучении. Ребёнок может почувствовать себя и в роли автора, и в роли иллюстратора, и в роли учителя. Необычные задания активизируют мышление, заставляют ребёнка обобщать, систематизировать материал по теме.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).

Широко применяю в своей практике информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Использование ИКТ в работе ведёт к повышению качества образования. Расширяется духовный, социальный, культурный кругозор детей. Внедрение ИКТ на уроках русского языка и литературы позволяют мне реализовать идею творческого развития, сделать урок более ярким и увлекательным. Диапазон использования компьютера широк: от простого тестирования учащихся, игр до получения сложной информации. Я использую ИКТ на различных этапах уроков русского языка и литературы, провожу уроки, различные мероприятия, составляю всевозможные проекты.

Готовлю презентациии к урокам русского языка и литературы, при этом использую разнообразные формы наглядности в виде таблиц, схем, опорных конспектов, предлагаю ученикам некоторые из них дополнить. В качестве домашнего задания я предлагаю найти учебный материал в Интернете, составить презентацию.

Очень часто в свои уроки литературы я вставляю музыкальные произведения, созданные на слова стихотворений поэтов, творчество которых изучается. Под музыкальное сопровождение провожу уроки по творчеству С.А.Есенина, А. Фета, Тютчева, А.Ахматовой и других.

Предлагаю несколько видов самостоятельной деятельности учащихся с применением Интернет - ресурсов:

-поиск определенной информации по творчеству поэта или писателя того или иного литературного направления.

-создание мультимедийной презентации по теме подбор картинок или фотографий по теме с комментариями к ним.

-подготовка к словарной работе. В Интернете сейчас есть разнообразные словари, справочники, энциклопедии. 

 Работа с интерактивной доской

Активно работаем с интерактивной доской. Использование интерактивной доски делает занятия интересными и развивает мотивацию: предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков. Учащиеся начинают работать более творчески. Широкие возможности открывает использование интерактивной доски при работе с текстом. Текст-модель является основой для разностороннего анализа: орфографического, лексического, пунктуационного. В тексте могут быть выделены цветом слова, словосочетания, предложения, на которые надо обратить особое внимание. Могут быть пропущены буквы, знаки препинания, которые необходимо вставить. Удобно выполнять виды грамматического разбора, работая с напечатанными словами, шаблонами, образцами.

Незаменимой становится интерактивная доска на уроках развития речи. Можно представить богатый дидактический материал при определении признаков стиля речи, основной мысли, при анализе изобразительно-выразительных средств, средств связи предложений в тексте. На уроках подготовки к сочинению демонстрирую репродукции картинизвестныххудожников,осуществляю подбор рабочих материалов, языковая подготовка (предупреждение речевых и грамматических ошибок).

В своей педагогической практике я использую ИД(информационную доску)  для различных видов деятельности:

-работа с текстом и изображениями;

-коллективный просмотр Web-сайтов;

-коллективная работа с электронными образовательными ресурсами;

В последние годы в связи с введением ЕГЭ усилилась практическая направленность факультативов, дополнительных занятий. НП «Телешкола» разработала ряд курсов дистанционного обучения. В этом учебном году наша школа апробирует дистанционное обучение. Я выбрала курс онлайн-тренажер ЕГЭ по русскому языку для 10-11 классов. Онлайн-тренажёры ЕГЭ содержат наиболее актуальные материалы для подготовки к ЕГЭ, основанные на вариантах предыдущих лет. Онлайн-тренажёры структурированы в соответствии с типологией заданий ЕГЭ. Каждый раздел содержит задания части А и В с автоматической проверкой и задания части С. Задания части А и В сопровождаются комментарием, содержащим основной теоретический материал по теме задания и рекомендации по его выполнению. Задания части С имеют эталонный ответ и  или критерии оценивания данного задания, что является существенным отличием представленных онлайн-тренажёров от аналогичных продуктов. Использование онлайн-тренажёров позволяют учащимся максимально комплексно подготовиться к единому государственному экзамену.

В заключении хочу подчеркнуть, что учитель, использующий широкие возможности инноваций в учебном процессе, направленные на достижение результата, качество образования, вкладывающий всю свою душу, умение и мудрость,  взамен  получит несравненно большее: благодарность от своих учеников, радость от познания и лучезарный свет в их доверчивых, искренних глазах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление "Игра и игровая деятельность на уроках русского языка и литературы"

Использование игровых технологий на уроказ русского языка и литературы....

Выступление «Имитационное моделирование жизненных ситуаций на уроках русского языка и литературы как основа формирования и развития ключевых компетенций учащихся»

По теме самообразования «Имитационное моделирование жизненных ситуаций на уроках русского языка и литературы как основа формирования и развития ключевых компетенций учащихся» я работаю третий год. Изу...

Презентация к выступлению на НПК "Здоровьесберегающие компоненты на уроках русского языка и литературы"

Сопроводительный презентационный материал к выступлению по  теме "здоровьесбережения" в работе учителя-словесника...

Использование инновационных методов и приемов на уроках русского языка и литературы

Использование инновационных методов и приемов на уроках русского языка и литературы...

выступление по теме Деятельностный метод на уроках русского языка и литературы

выступление по теме Деятельностный метод на уроках русского языка и литературы...

ФГОС, методические приемы на уроках русского языка и литературы

Методические приемы на уроках русского языка и литературы...

Активные методы и приемы на уроках русского языка и литературы.

Наверное, каждый преподаватель регулярно задает себе вопросы: «Как сделать эффективным процесс обучения?», «Какая методика будет адекватна современной модели образования?», &la...