Использование метода мандалы в практике педагога- психолога
статья по теме

Шевелева Вера Алексеевна

Творческая работа с мандалой из-за её концентрической структуры привносит нужную энергию во внутренний мир человека для восстановления равновесия и спокойствия, чтобы человек чувствовал себя целостным. Мандалы — это нечто большее, чем просто рисунки, выполненные из различных материалов, это есть способ объединения того, что было разобщено в единое целое. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mandala_v_praktike_pedagoga-psihologa_-_statya.docx22.64 КБ

Предварительный просмотр:

Использование мандалы

в практике педагога-психолога

Мандала (Mandala) - в переводе с санскрита «круг» или «центр», схематическое изображение, вписанное в круг. Рисунок мандалы симметричен: обычно представляет собой круг с выраженным центром. Внутри круга более или менее обозначены основные направления-ориентиры, число которых варьируется.

Рисунки в окружностях были обнаружены еще в древних цивилизациях и присутствуют в современном мире. Изображение мандал можно встретить у разных народов в разных культурах. Сегодня существует бесконечное число мандал. Мандалы делают объемными из бронзы или глины, а в наши дни — также с помощью компьютерных программ. Мандалы могу быть в виде огромных стен или же в виде маленьких картинок, их можно нарисовать на ткани или бумаге, вышить с помощью цветных ниток на ткани, создать из песка и цветных зерен риса и т.д.

Мандала издревле была символическим отражением мира и психической гармонии. Люди интуитивно научились успокаивать свой ум и душу с помощью изображений в круге.

Еще Карл Густав Юнг был одним из первых ученых, кто  изучал мандалы и познакомил с идеей работы с ними. В 1916 году  Юнг нарисовал свою первую мандалу, впоследствии описав психологические механизмы, лежащие в основе ее создания. Работая с мандалами он пришел к выводу, что метод мандалы - это путь к нашему центру, к открытию нашей уникальной индивидуальности, обнаружил, что каждый рисунок отражает его внутреннюю жизнь на данный момент, и стал использовать эти рисунки. Он считал мандалу чрезвычайно мощным символом, являющегося зримой проекцией психического мира, формой искусства, формой самовыражения и обнаружения собственной сущности.

В практике можно использовать разные способы создания мандал в зависимости от целей. В том числе следующие:

  • Раскрашивание готовых мандал-раскрасок.
  • Создание групповой мандалы.
  • Создание одной мандалы из индивидуальных кусочков-секторов.
  • Создание мандалы из сыпучих, природных и других материалов.
  • Создания мандал на земле, из природных материалов.
  • Создание мандал из пластических материалов -  из пластилина.

Отмечается, что работа с мандалами имеет ряд преимуществ.

  • Каждый человек раскрывает себя сам.
  • Мандала помогает расслабиться, исчезает напряжения, человек в процессе работы с мандалой  успокаивается.
  • Во время рисования устанавливается контакт с внутренним «Я», с интуицией и собственными чувствами.
  • Рисунки, так или иначе, являются попыткой компенсировать умственную рассеянность, напряжение и неспособность концентрироваться.
  • Мандалы дают возможность погружаться в свой внутренний мир на ту глубину, к которой человек готов «здесь и сейчас», безопасно исследовать свою личность, а значит, лучше себя чувствовать и осознавать.

Мандалы хороши как для детей, так и для взрослых,  в психокоррекционной и развивающей работе. Возможности применения мандал широки. Работа с мандалой может использоваться в разных целях.

  • Для коррекции эмоционального состояния, нормализации поведения (раскрашивание готовых мандал-раскрасок).  
  • Для  диагностики актуального настроения (раскрашивание белого круга).
  • Для  изучения групповых взаимоотношений (создание индивидуальных мандал в группе с последующим созданием коллективной композиции).
  • Для диагностики и коррекции конкретной проблемы (раскрасить круг символизирующий школу, семью, образ «Я», дружбу, любовь, гнев и пр.).

Существует специальные правила работы с мандалами.

Основные правила работы психолога с ребенком при использовании мандалы следующие:

  1. Предъявляется весь набор мандал.
  2. Выбор мандалы осуществляет самостоятельно. В случае когда задаются дополнительные вопросы, просто повторяется инструкция.
  3. На одном занятии можно работать только с одной мандалой.
  4. Допускается использование музыкального сопровождения.
  5. Материалы для работы (карандаши, фломастеры, краски, пастель) клиент  выбирает самостоятельно.
  6. 6. Процесс разукрашивания ограничен по времени /для детей — по степени пресыщения работой.
  7. Психолог фиксирует состояние напряжения/расслабленности, связанное с процессом работы.
  8. По завершении раскрашивания / рисования проводится беседа о процессе работы и результате: о чувствах и переживаниях по поводу работы над мандалой, об отношении к результату; можно дать название своей мандале; выясняются ассоциации на каждый цвет мандалы и значение, которое придается символам в рисунке.

Творческая работа с мандалой из-за её концентрической структуры привносит нужную энергию во внутренний мир человека для восстановления равновесия и спокойствия, чтобы человек чувствовал себя целостным. Мандалы — это нечто большее, чем просто рисунки, выполненные из различных материалов, это есть способ объединения того, что было разобщено в единое целое. Таким образом, мандала – это способ обобщения и упорядочивания себя, своего внутреннего мира.  

Составитель: Шевелева В.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие «Применение психологического метода "Флэштренинг" в работе педагога-психолога»

Методическое пособие предназначено для педагогов-психологов, методистов, социальных педагогов, работающих в сфере образования. Компьютер является хорошим помощником психолога как при работе с детьми, ...

Работа с детской тревожностью в практике педагога-психолога

В современной психологии проблема  тревожности является одной из наиболее актуальных. Всё чаще обращаются к педагогу-психологу родители и учителя детей, имеющих высокий уровень тревожности....

Инновационные технологии в практике педагога-психолога

Инновационные процессы сегодня устремились во все сферы жизни общества. Изменения, происходящие в обществе, устанавливают новые, различные взгляды на современное образование. Для развития познав...

Инновационные интерактивные методы и формы работы педагога-психолога с обучающимися общеобразовательных школ

Презентация к выступлению на РМО педагогов-психологов. Посвящена иннновационным интерактивным методам и формам работы с обучающимися общеобразовательных школ....

Инновационные образовательные технологии в практике педагога-психолога

Инновационные процессы сегодня устремились во все сферы жизни общества. Изменения, происходящие в обществе, устанавливают новые, различные взгляды на современное образование. Для развития познавательн...

Методы и формы работы педагога-психолога с родителями

Презентация к Интерактивному родительскому собранию на тему "Психологическая подготовка выпускников к ЕГЭ" ...