Использование метода мандалы в практике педагога- психолога
статья по теме
Творческая работа с мандалой из-за её концентрической структуры привносит нужную энергию во внутренний мир человека для восстановления равновесия и спокойствия, чтобы человек чувствовал себя целостным. Мандалы — это нечто большее, чем просто рисунки, выполненные из различных материалов, это есть способ объединения того, что было разобщено в единое целое.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mandala_v_praktike_pedagoga-psihologa_-_statya.docx | 22.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование мандалы
в практике педагога-психолога
Мандала (Mandala) - в переводе с санскрита «круг» или «центр», схематическое изображение, вписанное в круг. Рисунок мандалы симметричен: обычно представляет собой круг с выраженным центром. Внутри круга более или менее обозначены основные направления-ориентиры, число которых варьируется.
Рисунки в окружностях были обнаружены еще в древних цивилизациях и присутствуют в современном мире. Изображение мандал можно встретить у разных народов в разных культурах. Сегодня существует бесконечное число мандал. Мандалы делают объемными из бронзы или глины, а в наши дни — также с помощью компьютерных программ. Мандалы могу быть в виде огромных стен или же в виде маленьких картинок, их можно нарисовать на ткани или бумаге, вышить с помощью цветных ниток на ткани, создать из песка и цветных зерен риса и т.д.
Мандала издревле была символическим отражением мира и психической гармонии. Люди интуитивно научились успокаивать свой ум и душу с помощью изображений в круге.
Еще Карл Густав Юнг был одним из первых ученых, кто изучал мандалы и познакомил с идеей работы с ними. В 1916 году Юнг нарисовал свою первую мандалу, впоследствии описав психологические механизмы, лежащие в основе ее создания. Работая с мандалами он пришел к выводу, что метод мандалы - это путь к нашему центру, к открытию нашей уникальной индивидуальности, обнаружил, что каждый рисунок отражает его внутреннюю жизнь на данный момент, и стал использовать эти рисунки. Он считал мандалу чрезвычайно мощным символом, являющегося зримой проекцией психического мира, формой искусства, формой самовыражения и обнаружения собственной сущности.
В практике можно использовать разные способы создания мандал в зависимости от целей. В том числе следующие:
- Раскрашивание готовых мандал-раскрасок.
- Создание групповой мандалы.
- Создание одной мандалы из индивидуальных кусочков-секторов.
- Создание мандалы из сыпучих, природных и других материалов.
- Создания мандал на земле, из природных материалов.
- Создание мандал из пластических материалов - из пластилина.
Отмечается, что работа с мандалами имеет ряд преимуществ.
- Каждый человек раскрывает себя сам.
- Мандала помогает расслабиться, исчезает напряжения, человек в процессе работы с мандалой успокаивается.
- Во время рисования устанавливается контакт с внутренним «Я», с интуицией и собственными чувствами.
- Рисунки, так или иначе, являются попыткой компенсировать умственную рассеянность, напряжение и неспособность концентрироваться.
- Мандалы дают возможность погружаться в свой внутренний мир на ту глубину, к которой человек готов «здесь и сейчас», безопасно исследовать свою личность, а значит, лучше себя чувствовать и осознавать.
Мандалы хороши как для детей, так и для взрослых, в психокоррекционной и развивающей работе. Возможности применения мандал широки. Работа с мандалой может использоваться в разных целях.
- Для коррекции эмоционального состояния, нормализации поведения (раскрашивание готовых мандал-раскрасок).
- Для диагностики актуального настроения (раскрашивание белого круга).
- Для изучения групповых взаимоотношений (создание индивидуальных мандал в группе с последующим созданием коллективной композиции).
- Для диагностики и коррекции конкретной проблемы (раскрасить круг символизирующий школу, семью, образ «Я», дружбу, любовь, гнев и пр.).
Существует специальные правила работы с мандалами.
Основные правила работы психолога с ребенком при использовании мандалы следующие:
- Предъявляется весь набор мандал.
- Выбор мандалы осуществляет самостоятельно. В случае когда задаются дополнительные вопросы, просто повторяется инструкция.
- На одном занятии можно работать только с одной мандалой.
- Допускается использование музыкального сопровождения.
- Материалы для работы (карандаши, фломастеры, краски, пастель) клиент выбирает самостоятельно.
- 6. Процесс разукрашивания ограничен по времени /для детей — по степени пресыщения работой.
- Психолог фиксирует состояние напряжения/расслабленности, связанное с процессом работы.
- По завершении раскрашивания / рисования проводится беседа о процессе работы и результате: о чувствах и переживаниях по поводу работы над мандалой, об отношении к результату; можно дать название своей мандале; выясняются ассоциации на каждый цвет мандалы и значение, которое придается символам в рисунке.
Творческая работа с мандалой из-за её концентрической структуры привносит нужную энергию во внутренний мир человека для восстановления равновесия и спокойствия, чтобы человек чувствовал себя целостным. Мандалы — это нечто большее, чем просто рисунки, выполненные из различных материалов, это есть способ объединения того, что было разобщено в единое целое. Таким образом, мандала – это способ обобщения и упорядочивания себя, своего внутреннего мира.
Составитель: Шевелева В.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие «Применение психологического метода "Флэштренинг" в работе педагога-психолога»
Методическое пособие предназначено для педагогов-психологов, методистов, социальных педагогов, работающих в сфере образования. Компьютер является хорошим помощником психолога как при работе с детьми, ...
Работа с детской тревожностью в практике педагога-психолога
В современной психологии проблема тревожности является одной из наиболее актуальных. Всё чаще обращаются к педагогу-психологу родители и учителя детей, имеющих высокий уровень тревожности....
Инновационные технологии в практике педагога-психолога
Инновационные процессы сегодня устремились во все сферы жизни общества. Изменения, происходящие в обществе, устанавливают новые, различные взгляды на современное образование. Для развития познав...
Инновационные интерактивные методы и формы работы педагога-психолога с обучающимися общеобразовательных школ
Презентация к выступлению на РМО педагогов-психологов. Посвящена иннновационным интерактивным методам и формам работы с обучающимися общеобразовательных школ....
Выступление на МО по теме "Методическое сопровождение арт- терапевтических методов использования прозрачных мольбертов в работе педагога- психолога"
Использования прозрачных мольбертов в работе педагога- психолога...
Методы и формы работы педагога-психолога с родителями
Презентация к Интерактивному родительскому собранию на тему "Психологическая подготовка выпускников к ЕГЭ" ...
Методы и формы работы педагога-психолога
Материалы для консультирования...