ИГРА - ОДИН ИЗ ОСНОВНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ПЕДАГОГА-ОРГАНИЗАТОРА
статья (5, 6, 7, 8 класс) на тему

Статья о значении игры для развития и воспитания учашихся в школе-интернате.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРА - ОДИН ИЗ ОСНОВНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ПЕДАГОГА-ОРГАНИЗАТОРА

И.А. СУЛИНА

Многолетняя работа педагогом-организатором в школе-интернате  показала, что очень важно направлять самовоспитание и саморазвитие ребенка через самые значимые для него виды деятельности, особенно через игру. Мой опыт подтверждает, что игровую деятельность учащихся можно и нужно рассматривать как способ подготовки детей к жизни. Полностью согласна с мнением А.С. Макаренко, что «каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. Ценными являются те чувства, мысли, опыт, которые ребенок обретает в игре, те изменения в нем, которые она вызывает. Уверена, что детское учреждение не может и не должно существовать без игры. Для ребенка «в игре всегда праздник, в празднике – игра» (1). Игра есть образ детства, его школа морали. Золотое время детских игр кратко и его необходимо ценить.

Поэтому мною были разработаны игры разной тематики для формирования культуры здоровья (физического, психического, духовно-нравственного) с учетом возрастных особенностей детей. Игра – важное психолого-педагогическое средство развития и воспитания ребенка. Она затрагивает эмоционально-чувственную сферу ребенка, что помогает продуктивному усвоению темы игры. Просто получение информации не актуально для ребенка в силу его возраста.

Авторские тематические игры при всем своем разнообразии исходят из общей идеи здоровьесбережения в широком смысле: «Здоровый образ жизни»; «Береги глаза – бесценный дар»; «Береги позвоночник – основу жизни»; «Игры в кругу друзей»; «Кто курит табак, тот себе враг?»; «Это я, это я, это все мои друзья» (по ППД); «Я люблю природу»; «Экология души, тела и среды»; «Берегись огня»; «Символика России»; «Сон, этот волшебник сон»; «День защитника Отечества».

В играх использую кроссворды, теоретические вопросы, практические задания (упражнения для глаз, для осанки и др.), сценки, загадки, стихи, пословицы, частушки, синквейны, музыкальное оформление.

Особенностью игр является наличие в них проблемных ситуаций, в которых учащиеся предлагают свою модель поведения, а ведущий корректируя и уточняя ответы, расширяет поведенческий репертуар играющих.

Ежегодно провожу адаптационные игры для первоклассников (игры на знакомство, выявление интересов, развитие внимательности, памяти, сообразительности).

К настоящему времени мною накоплен объемный опыт по сохранению и укреплению здоровья учащихся через игровую деятельность. Установка на здоровый образ жизни, как известно, не появляется у человека сама собой, а формируется в результате определенного педагогического воздействия, сущность которого, по словам И.И. Брехмана, состоит в обучении здоровью с самого раннего возраста.

Педагогическая игра со многими ее функциями как процесс, затрагивая эмоционально-чувственную сферу ребенка (1), способна нацелить, подготовить, смотивировать его на сохранение и укрепление здоровья, на здоровый образ жизни. Подтверждением служит высказывание педагога П.П. Блонского, что «игра является великой учительницей ребенка». Процесс развития и воспитания ребенка идет через его естественную тягу к игровой деятельности.

В моей работе нельзя обойтись без игровых технологий (2), которые относятся к активным методам обучения и воспитания эффективной современной педагогики, за счет несравненно более гармоничного развития личности в условиях активного включения в процесс постижения себя и окружающего мира. В игровом пространстве можно ярко проявить приоритет позитивных воздействий (подкреплений) на ребенка, который является одним из важнейших условий здоровьесберегающей педагогики, что мною и делается.

В своей практической деятельности столкнулась с некоторыми трудностями.

Дело в том, что дети много знают и умеют в узком перечне вопросов, в том, что их интересует на данный момент (например, увлечение), но для гармоничного взросления нужно иметь знания и навыки в более широком русле (нравственность, безопасность жизни, гражданственность и др.), но они равнодушны и пассивны.

Трудность была в том, чтобы найти такие вопросы, задания, проблемные ситуации, чтобы расшевелить детей, сделать затрагиваемые в играх темы для них актуальными, вызвать их ответную реакцию и получить эффект последействия игры. Для меня важным являются те чувства, мысли, опыт, которые ребенок обретает в игре, те изменения в нем, которые она вызывает. Поэтому мною было проведено несколько исследований с целью выяснения отношения учащихся к темам игр и разным видам деятельности в них (заданиям). Анализ опроса учащихся и наблюдения дали мне много информации по совершенствованию игровой деятельности в условиях школы.

Понравились детям задания с практической направленностью, заинтересовало их составление синквейнов по теме игры. Например, учащиеся 3-4 классов с удовольствием составили синквейны на понятие «сон». Таким образом, учащиеся начальной школы акцентировали свое внимание на режимном моменте интерната (педагогическая задача).

Оказалось, что учащимся очень понравилось петь частушки. Это привело к общешкольному конкурсу исполнения частушек о здоровом образе жизни – «В здоровые ушки – наши частушки». Желающих участвовать очень много. Поддерживаю желания детей и вместе с ними претворяю их в школьную жизнь.

Еще одна трудность была в том, что класс, проблемный по поведению и учебе, вовлечь в игру сложно. Подтвердились крылатые слова профессора С.А. Шмакова, что «заставить играть нельзя, увлечь игрой можно». Мне пришлось много внимания уделить проблемному классу, чтобы учащиеся влились в игровое пространство школы. Игра – дело серьезное!

Наблюдая за детьми в игре, заметила, что не все дети умеют играть. Моя задача состоит в том, чтобы научить детей играть, а значит – научить жить. Игра – едва ли не единственный вид деятельности, направленный на развитие не отдельных способностей, а способности к творчеству в целом. При этом происходит включение ребенка в систему общественных отношений, усвоение и отработка норм поведения и человеческого общения. Условия игры, которые учащиеся выполняют, и есть прообраз норм поведения. В маршрутных листах команд всегда есть графа «организованность и сплоченность команды». Учащиеся стараются получить высший балл за это условие игры.

Важно, чтобы конец игры был результативным. Итоги игры вывешиваются на информационный стенд, освещаются в радиолинейке. Это поддерживает интерес к игровой деятельности и дает пищу для рефлексии. Рефлексия, осмысление и переосмысление сложившихся игровых ситуаций (для нас педагогических), поставивших ребенка в новые условия, изменивших привычный ход его жизнедеятельности, подводит его к новой модели поведения.

Результаты анкетирования учащихся показали, что детям нравятся тематические игры. Им интересны вопросы, задания, ответы играющих. Ребятам интересно и весело играть. Они узнают новое, проявляют знания и навыки. Всем нравится атмосфера игры. Учащиеся считают, что игра помогает им думать, общаться, расширять поведенческий репертуар. Дети выразили мнение, что такие игры нужны, что они учат доброму.

Наблюдается эффект последействия игры. Учащиеся поют частушки, оформляют классные альбомы фотографиями, придумывают к ним стихи, рассказывают об играх друзьям, близким, пишут заметки в школьную газету, хотят еще сыграть. Выделилась группа учащихся, которые выразили желание играть с малышами и играют с ними в свободное время.

Награда для меня – осознание, что вношу свой вклад в то, чтобы здоровье детей стало лучше, а жизнь нравственнее, чтобы сегодняшние дети стали завтра духовно и физически здоровыми личностями на благо себе и Отечеству.

Литература

  1. Вульфов Б.З.Празднично-игровой мир детства: проблемы и технологии развития. М. 2005.
  2. Ермолаева М.Г. Игра в образовательном процессе: Методическое пособие/М.Г. Ермолаева. 2-е изд.,доп. СПб: СПбАППО, 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации в помощь педагогам-организаторам «Праздничный мир игры как основы социализации ребёнка»

Теория игры (методологическая основа). Социальная природа игры.Классификация игр.Игры детей дошкольного возраста..  Игры детей младшего школьного возраста. Организация сюжетно-ролевых игр в услов...

ШПМ. Автоматизированное рабочее место преподавателя. Ведение электронного журнала преподавателем на занятии - один из главных инструментов повышения качества знаний студентов.

Онлайн-заседание Школы педагогического мастерства Медицинского колледжа № 1 состоялось 16.12.2020 года.Тема моего доклада: "Автоматизированное рабочее место (АРМ) преподавателя. Ведение электронн...

Методическая подборка для педагогов по хореографии и педагогов-организаторов для работы с детьми в летнем оздоровительном лагере

В данном методической подборке рассмотрены разные танцевальные стили, которые часто используются во время работы в  детском лагере, для постановок номеров к концертам, для развития танцевальных н...

Статья "Основные особенности организации досуговой деятельности учащихся педагогом -организатором."

Данная  статья содержит материал об особенностях выстраивания работы педагога-организатора с учащимися школы в соответствии с их возрастными особенностями и личностными интересами...