Статья "Проектная деятельность как средство индивидуализации образования"
статья на тему

Статья "Проектная деятельность  как средство индивидуализации образования"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность  как средство индивидуализации образования

В концепции модернизации российского образования в последние десятилетия ставится задача по формированию «целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования». И главным  здесь является создание для каждого ребенка благоприятных условий для всестороннего развития его способностей и таланта, целенаправленного проявления его индивидуальности, так как становятся важными не только знания, сколько  способы и процесс их получения.

Реформирование системы образования свидетельствуют о реальной потребности обращения к проблеме индивидуализации обучения.

        Определение смысла педагогических понятий для нас  заключается в том, что:

  1. Индивидуализация – это процесс реализации  индивидуального подхода, обуславливающего необходимость организации учебной деятельности, направленной на  развитие индивидуальности как нравственной личности.
  2. Главный и основополагающий принцип индивидуализации, ученик – субъект  деятельности.

Согласно утверждениям Полат Е.С. (известного  автора метода проектов, педагогическим технологиям личностно-ориентированного подхода),  именно проектная методика позволяет развивать языковые  умения через выполнение учащимися широкого спектра действий: сбор информации, формирование мысли, высказывание данной мысли, распределение ролей, презентация рода деятельности и т.д., которые впоследствии должны быть представлены в виде практического результата. Несмотря на тенденции активного развития, требования к выполнению проектов учащимися остаются неизменными.

  1. Постановка проблемного вопроса. Он же и будет темой проектной работы.
  2. Сроки выполнения проекта: (конечные  сроки сдачи, контрольные точки).
  3. Форма организации проектной деятельности.
  4. Итог и презентация.
  5. Рефлексия.

Задачами учителя явились:

  1. Создание  образовательной  среды, где ученик – субъект  деятельности;
  2. Создание условий для развития творческой деятельности для реализации  проекта;
  3. Организация  взаимодействия ученик-родитель;
  4. Создание условий, позволяющих транслировать изученный материал;
  5. Определить эффективность применения метода проектов;
  6. Показать динамику  индивидуального  прогресса в усвоении языкового материала;
  7. Предоставить выбор при оформлении дневников;

Второклассники,  дети 8-9 лет,  возраст достаточно специфичный для  того, чтобы ждать инициированной самостоятельной  и осознанной творческой работы.  Первые три месяца нами нарабатывался материал (буквы, звуки, первые представления об изучаемой стране,  первые  слова и предложения). Учебно-методический комплекс К.И. Кауфман выстроен в достаточно интенсивном темпе, что само по себе требовало запоминания большого объема информации. И здесь возникла проблема. Каким образом сохранить то, что уже  было изучено и накоплено.  После обсуждения мы пришли к мысли о создаваемом собственным руками мини-справочнике – прототипе «тетрадей для заметок». Выбор при оформлении остается за учеником. Сам собой наметился моно-проект индивидуальный для каждого ученика, который мы с ребятами назвали  “English Bag”.

Что из себя представляет, так называемый  “English Bag”? В переводе с английского «Английский рюкзачок». Здесь, что называется, кто во что горазд, тетради любого уровня и исполнения,  и комплектации. Мной был задан формат оформления содержания. Вопросы оформления – дело  каждого индивидуально. Вручную или на принтере распечатанная информация. Мы не заостряли внимания на таких моментах, потому что работа носит экспериментальный характер.

При том объеме  работы, который предусматривался для выполнения данного проекта, явно напрашивался вопрос – «А справятся ли ученики 2-го класса самостоятельно?» Ответ был только один – родители, старшие братья, сестры, те, кто могли  быть рядом.  Мы обратились за помощью к родителям, мотивируя одним из положений современной педагогики -  «…то, что ребенок сегодня выполняет с помощью взрослого, завтра станет уже внутренним достоянием ребенка, его новой способностью, умением, знанием…».

Неуклонно придерживаясь требований к выполнению проектов и следующим этапом  после постановки проблемы, нами были  определены сроки выполнения

сентябрь

сбор материала

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

тестирование (показатели развития) – усвоение языкового изученного  материала в период с сентября по декабрь в одной подгруппе, участвующей в проекте. И  здесь важно отметить, что ученики  совместно с родителями выполняли этот объем, что называется в свободное время

пополнение дневника“English Bag”  заметками из области изученного материала  на уроках, дома и  кружке  из 1 части УМК

март

апрель

май

Тестирование:

- проверялся уровень  усвоения материала (остаточных знаний)  с целью проверить эффективность проведения проекта и выявлялась динамика индивидуального прогресса усвоения языкового материала

- уровень усвоения  языкового материала во 2 подгруппе

защита на школьном фестивале проектов перед аудиторией

пополнение дневника“English Bag”  заметками из области изученного материала  на уроках, дома и  кружке  из 2 части УМК

подведение итогов, рефлексия, обсуждение и планов на следующий год

Первые три месяца осуществлялся сбор материала: карточки букв, звуков, звукосочетаний, правил чтения, грамматические конструкции, письменные работы, игры иззакрепление материала, картинки и информация по страноведению.  Процесс захватил ребят. Посыпались вопросы: «А можно так? А можно  я с мамой вот так? А как лучше? и т.д. Бесконечные рассказы о том, как дома все проделывается и оформляетсяЗдесь наглядно проявился способ организации совместной деятельности  - “на равных”, предусматривающего проявления самостоятельности, активности. Форма взаимодействия учащегося и родителей оправдала себя во всех аспектах, так как труд основывался на взаимоподдержке и взаимопомощи родителей

Выстроив данное взаимодействие мы решили для себя ряд учебно-воспитательных задач:

- повышение педагогической культуры родителей;

- пропаганда успешного опыта выполнения совместных творческих заданий;

- способствование развитию учащихся как субъектов деятельности и становлению активной жизненной позиции воспитанников в целом, поскольку категория “сотрудничество” являет собой сложное единство.

В процессе реализации проекта была намечена еще одна цель- проверить эффективность применения данной методики на практике и выявить динамику  индивидуального прогресса  усвоения языкового материала. Важно отметить, что материалы тестирования были идентичны, с целью проверить эффективность применения методики. В связи с этим нами были запланированы  два тестирования. Первый этап -  перед непосредственным изготовлением “English Bag”, второй - после изготовления дневника “English  Bag” 1 части УМК. В результате в процессе усвоения языкового материала нами была выявлена разница между уровнем владения 1 и 2 подгрупп, которая составила в общем от 15 до 20 %.

Диаграмма 1. Индивидуальная динамика прогресса усвоения языкового материала с промежутком в 3 месяца

Исследования в параллельной подгруппе, где тестировались учащиеся,  которые не участвовали в данном проекте, показали разницу между владением языковым материалом в обеих подгруппах, которая составила приблизительно 18,5%.

Диаграмма 2. Динамика владения языковым материалом между двумя подгруппами

В  процессе применения проектной методики мы пришли к выводу, что данная технология предоставляет возможность  положительной динамики индивидуального прогресса усвоения языкового материала, что является основным  показателем эффективности применения данного вида  деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ЭОР как средства индивидуализации учебного процесса

Человечество за все время своего существования накопило бесчисленныеценности в виде достижений наук, мировоззренческих взглядов и нравственных идеалов, элементов духовной и материальной культуры...

Методическая разработка Использование группового метода обучения как средства индивидуализации учебно-воспитательного процесса по иностранному языку

          Данная разработка адресована учителям иностранного языка средних общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, школ с углубленным изучением английского язы...

Художественно - творческая деятельность обучающихся во внеурочное время в творческих объединениях в системе дополнительного образования детей - как сфера индивидуализации образования.

Данная методическая разработка представляет собой методический материал для проведения внеклассной и внеурочной работы. Предназначена для использования в работе педагогов дополнительного образова...

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ШКОЛА ЖИЗНИ» С УЧЕТОМ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Модель школы старшей ступени представляет собой реализацию обязательной (базовой, профильной) и вариативной части основной образовательной программы старшей ступени образования, которая может быть обе...

Мастер-класс по теме «Коммуникативная культура как одно из средств индивидуализации образования»

Мастер-класс по теме «Коммуникативная культура как одно из средств индивидуализации образования»  в  рамках  муниципального конкурса   педагогического мастерства ...