Проект - этапы работы, правила оформления.
методическая разработка на тему

Гуженко Татьяна Владимировна

Материал знакомит с основными этапами и правилами оформления иследовательского проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_-_etapy_oformlenie.doc373.5 КБ

Предварительный просмотр:

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

определяется несколькими факторами:

  • необходимостью дополнения теоретических построений, относящихся к изучаемому явлению;
  • потребностью в новых данных;
  • потребностью в новых методах;
  •  потребностью практики.

Обосновать актуальность – значит объяснить, почему данную проблему нужно в настоящее время изучать.

ГИПОТЕЗА

– предположение, при котором на основе ряда факторов делается вывод о существовании объекта, связи или причины явления, причем этот вывод нельзя считать вполне доказанным.

ЗАДАЧА ИССЛЕДОВАНИЯ

- выбор путей и средств достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой.

  • Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели.
  • В работе может быть поставлено несколько задач.

МЕТОДЫ

- основные способы, с помощью которых проводится исследование.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА

– впервые полученные результаты, материал, не исследованный другими.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ

– на какую область науки могут оказать влияние полученные теоретические выводы, каковы перспективы прикладных работ.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ

- определяется влиянием полученных рекомендаций, предложений на решение практических вопросов.

ОБЪЕКТ  ИССЛЕДОВАНИЯ

– это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию.

ПРЕДМЕТ  ИССЛЕДОВАНИЯ

– это то, что находится в границах объекта. Предметом исследования могут быть явления в целом, отдельные их стороны, аспекты и отношения между отдельными сторонами и целым.

ОСНОВНЫЕ   ЭТАПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

  • обоснованный выбор будущего продукта;
  • разработка проекта;
  • макетирование и (или) моделирование;
  • документальное оформление проекта;
  • экономическая и экологическая оценка проекта и технологии
  • защита проекта
  • рефлексия

ЦЕЛЬ  ИССЛЕДОВАНИЯ

- это его желаемый конечный результат.

Наиболее типичны следующие цели:

  • определение характеристики явлений, не изученных ранее, малоизученных, противоречиво изученных;
  • выявление взаимосвязи явлений;
  • изучение динамики явлений;
  • описание нового эффекта, явления;
  • открытие новой природы явлений;
  • обобщение, выявление общих закономерностей;
  • создание классификаций, типологий;
  • создание методики;
  • адаптация методик.

СТРУКТУРА  ИССЛЕДОВАНИЯ

  • постановка проблемы;
  • изучение теории;
  • подбор методик и практическое овладение ими;
  • сбор собственного материала, его анализ и обобщение;
  • научный комментарий;
  • собственные выводы

Типы проекта

Особенности проекта

Информационный

проект

Сбор и анализ информации о конкретном объекте или явлении, выбор процедуры сбора и обработки данных, анализ и обобщение конкретных фактов, обсуждение применения полученных результатов, их сопоставление с официальными статистическими данными.

Типы проекта

Особенности проекта

Практико-

ориентированный

проект

Имеет прикладной характер, результат обычно ориентирован на социальные интересы исполнителей работы или внешнего заказчика.

Игровой

проект

Разработка игры, её содержания и структуры, ход игры, этапы, результаты.

Типы проекта

Особенности проекта

Исследовательский

 проект

Связь с научным исследованием исторической, филологической, культурологической или психологической проблемы. Определение предмета и объекта исследования, обоснование темы, формулирование гипотезы о способах решения проблемы и результатах, обозначение целей и задач, выявления этапов работы, проведение эксперимента, решения задач с заранее неизвестным результатом, описание результатов с обобщениями и выводами.

Типы проекта

Особенности проекта

Творческие проекты

Разработки различных видов. Результатами их выполнения могут стать произведения искусства, альманахи, сборники, путеводители, видеофильмы, сценарии театральных постановок.

Этапы работы над проектом

Этап

работы

Особенности этапа работы

Организационный

этап

- выявление замысла, определение проблемы (исследовательской, информационной, практической) и возможных вариантов её решения, аргументацию своего выбора

- выяснение цели работы

- составление списка используемой литературы, включая интернет-ресурсы по проблеме

- распределение заданий, обсуждение возможных методов исследования, планирование предстоящей деятельности, поиску информации

Основной этап

- выполнение проекта по групповым и индивидуальным планам, связанное с промежуточным обсуждением полученных данных

-  отбор и систематизацию материала

-  конструирование исследования

Затем следуют этапы описания проекта, его экспертиза, защита и презентация,

оценка результатов.

РЕФЕРАТ

 - обзор литературных источников по избранной проблематике.

ИССЛЕДОВАНИЕ 

– деятельность, направленная на получение новых знаний о существующем в окружающем мире объекте или явлении.

ПРОЕКТ

- направлен на создание того, чего еще не существует (например, нового здания, компьютерной программы, социального эффекта).

НАУЧНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО 

- вид деятельности, состоящий в теоретическом решении и материальном воплощении каких-либо технических задач в виде макетов, моделей и опытных образцов;

- поиск и решение задач в области техники на основе использования достижений науки.

Этапы проведения проекта

1. Подготовительный, или вводный (погружение в проект)

1.1. Выбор темы и ее конкретизация (определение жанра проекта).

1.2. Определение цели, формулирование задач.

1.3. Формирование проектных групп, распределение в них обязанностей.

1.4. Выдача письменных рекомендаций участникам проектных групп (требования, сроки, график, консультации и т.д.).

1.5. Утверждение тематики проекта и индивидуальных планов участников группы.

1.6. Установление процедур и критериев оценки проекта и формы его представления.

2. Поисково-исследовательский этап

2.1. Определение источников информации.

2.2. Планирование способов сбора и анализа информации.

2.3. Подготовка к исследованию и его планирование.

2.4. Проведение исследования. Сбор и систематизация материалов (фактов, результатов) в соответствии с целями и жанром работы, подбор иллюстраций.

2.5. Организационно-консультационные занятия. Промежуточные отчеты учащихся, обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.

3. Трансляционно-оформительский этап

3.1. Предзащита проекта.

3.2. Доработка проекта с учетом замечаний и предложений.

3.3. Подготовка к публичной защите проекта:

3.3.1. определение даты и места защиты;

3.3.2. определение программы и сценария публичной защиты, распределение заданий внутри группы (медиаподдержка, подготовка аудитории, видео- и фотосъемка и проч.);

3.3.3. стендовая информация о проекте.

4. Заключительный этап

4.1. Публичная защита проекта.

4.2. Подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы

Паспорт исследовательского проекта

Заполняется авторами и научным руководителем проекта.

1. Название проекта.

2. Цели проекта.

3. Авторы проекта (школа, класс, количество участников).

4. Научный руководитель(и) проекта (специальность, педагогический стаж, звание, ученая степень).

5. Консультант(ы) (специальность, звание, ученая степень).

6. Тип проекта.

6.1. По доминирующей в проекте деятельности: исследовательский, творческий, игровой, информационно-поисковый, практико-ориентированный (учитывает социальные интересы участников, четко ориентируется на результат).

6.2. По предметно-содержательной области: культурологический (литературный, музыкальный, лингвистический), естественно-научный, экологический, спортивный, географический, исторический.

6.3. По количеству участников проекта: личный, парный, групповой.

6.4. По широте охвата содержания: монопредметный, межпредметный, внепредметный.

6.5. По времени проведения: непродолжительный, продолжительный.

6.6. По характеру контактов (степени охвата): в рамках класса, школы, района, в масштабе города, региона, страны.

7. Образовательная область, в рамках которой выполнен учебный проект: филология, обществознание, математика, информатика, естествознание, искусство, технология, основы безопасности жизнедеятельности, физическая культура.

8. Учебный предмет, в рамках которого выполнен учебный проект: русский язык, литература, иностранный язык, математика, информатика и ИКТ, история, обществознание, география, экономика, право, физика, химия, биология, естествознание, музыка, изобразительное искусство, технология, физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности.

9. Методы, использованные в работе над проектом.

10. Форма представления проекта: постер, альбом, видеофильм, буклет, реферат, макет

11. Образовательные и культурно-просветительские учреждения, на базе которых выполнялся проект: база школы, библиотека(и), музей(и), высшее учебное заведение (кафедра), научно-исследовательский институт (лаборатория), зоопарк, планетарий, технический центр, другое (указать).

12. Источники информации, использованные авторами в процессе выполнения проекта: научно-популярные журналы, научные журналы, бюллетени, учебники и учебные пособия, научно-популярные книги, научные издания, монографии, диссертации, авторефераты, депонированные рукописи, словари, справочники, энциклопедии, иностранные книги (английский, немецкий, французский, испанский язык), Интернет (сайт).

13. Словарь исследователя (понятийный аппарат).

Правила для руководителя проекта

1. Подходите к проведению этой работы творчески.

2. Не сдерживайте инициативу учащихся.

3. Поощряйте самостоятельность, избегайте прямых инструкций, учите ребят действовать самостоятельно.

4. Помните о главном педагогическом результате – не делайте за школьника то, что он может сделать (или может научиться делать) самостоятельно.

5. Не спешите с вынесением оценочных суждений.

6. Оценивая, помните: лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что раскритиковать.

7. Обратите внимание на основные составляющие процесса усвоения знаний:

– учите прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями;
– старайтесь формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;
– старайтесь обучать школьника умениям анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую им информацию.

8. В процессе работы не забывайте о воспитании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правила оформления ученических исследовательских работ. Методические рекомендации.

Методические рекомендации по оформлению и структуре ученических исследовательских работ.Даны подробные разъяснения об основных структурных компонентах исследовательской работы, наличие которых обязате...

Правила оформления исследовательской работы обучающегося

В  предложенном материале рассматриваются требования, необходимые при оформлении исследовательской работы....

Правила оформления работы по математике (для учащихся)

Составлено на основании письмаМин. просв.  № 117 – М от 10. 03. 1992и программы по математике...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ШКОЛЕ. ВИДЫ ПРОЕКТОВ. ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТАМИ

Проект – замысел, план; разработанный план сооружения, механизма; предварительный текст какого-либо документа.Виды проектов в школеМонопредметный проект – проект в рамке одного учебного предмета (учеб...

Тема занятия: Правила оформления творческого проекта и подготовка к защите.

Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами познакомимся с правилами оформления творческого проекта и подготовка к защите. Внимательно ещё раз изучите все правила оформления.Объем работы Объем работы ...

30.10.21 ПК2 Учебный проект. Практическая работа №11 "Оформление текстовой информации"

Задание: Оформить в виде информационного листа текстовую информацию по теме: "Плесневые грибы"....

Презентация "Правила оформления проекта"

Презентация разработана для успешного усвоения материала...