Мастер-класс. Активные методы обучения.
учебно-методический материал на тему

Тугутова Тамара Сергеевна

Мастер-класс, конкурс "Учитель года - 2017". Активные методы обучения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Здравствуйте, уважаемые коллеги, я рада видеть вас на моем  мастер – классе.  Хочу поделиться с вами опытом по  применению активных методов обучения

Перед любой национальной образовательной системой всегда стоит вопрос: «Чему и как учить?». Если «чему учить?» сегодня почти разрешенная проблема -здесь имеется в виду реализация государственных образовательных стандартов,  то  «как учить?» – вопрос многогранный и разносторонний.  

Перед учителем очень часто встают вопросы: «Как обеспечить одновременно эффективность и увлекательность образовательного мероприятия?».  И данная задача, на мой взгляд, успешно решается с помощью применения активных методов обучения.

Активные методы обучения — это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. 

Давайте убедимся, что эта система работает.

Первый прием называется  «Комплимент» (пауза, обращаясь к участникам)

- Вы, как всегда неотразимы, легкая улыбка,  глаза блестят…Только чуть-чуть надо поправить прическу.  Дотроньтесь, пожалуйста, до волос.  Стоп!  Зафиксируйте это движение.

-Какой рукой вы это сделали? (большинство правой)

-А что в это время делала левая рука? (отдыхала)

Давайте условимся, что правая рука у нас будет олицетворять активных, успешных учеников.  Левая – всех остальных, не утруждающих себя работой, не заинтересованных в процессе познания.

А теперь давайте спрогнозируем действие учеников на примере рук.  Правая – активный ученик, с высокой мотивацией, левая……обычный ученик

В каком случае левая неактивная рука  будет вынуждена  работать?

(- убрать  правую, оставить левую) -  это напоминает индивидуальную  работу

- если одной руке не справиться (например, унести большой арбуз), то подключается левая – это напоминает работу в группе.

- либо….известно, что невозможно  с закрытыми глазами быстро соединить  подушечки пальцев растопыренных кистей рук.    Стоп! Итак, остановись мгновенье, ты – прекрасно!  Заметьте, вас никто не заставлял это делать!

И вы продемонстрировали   первую отличительную  особенность  активного обучения:  Принудительная активизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания. Т.е. нам,  учителям условия для активной работы нужно создавать

Следующее упражнение как раз для обеих рук: возьмите салфетку (на столе бумажные салфетки)

Прием называется  «Невозможное – возможно»

В одной  иностранной  инструкции  по уходу за швейными изделиями написано: ПЕРЕД СТИРКОЙ ВЫВЕРНИТЕ ПЛАТОК НА ЛЕВУЮ СТОРОНУ. Уважаемые коллеги! Покажите, как это сделать (пробуют делать). В этом задании нет однозначного правильного ответа и  этот прием говорит нам о том, что на своих уроках мы,  учителя должны создавать такие условия как: побудить к выполнению невыполнимой задачи, поиск эвристических идей и т.д. Не случайно прием называется «Невозможное- возможно».

Следующий прием «Необычное в обычном» Перед вами на слайде числовые ряды.

Пожалуйста,  определите в мелодике числовых рядов ритм стихов.   Какая же считалка зашифрована в этом ряду чисел. (Читает считалку) (участники отгадывают)

(читаете еще 2 ряда)

Следующей отличительной особенностью активных методов обучения  является желание ученика выразить в полной мере свое индивидуальное «Я».  Следующий прием нам поможет узнать о себе новое.

Я предлагаю вам игру:  я, молча (на пальцах) задаю вам количество игроков, которое должно остаться стоять, остальные должны сесть,  НО! Принять решение вы должны за 3 секунды в полной тишине, пока я отвернусь. Игра проходит 3 раза, каждый раз объявляется счет и в чью пользу (ведущего или игроков). (проводите игру, объявляете счет каждый раз)

(После игры) Как правило, проблематично за такой малый срок проявиться лидеру, а другим подчиниться его жестам-командам. Задачей этого  приема было: поиск путей решения детьми в трудной ситуации.  Отсюда-  третья особенность применения активных методов обучения -  достаточно длительное время вовлечения обучаемых в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной и эпизодической, а в значительной степени устойчивой и длительной, что и произошло сейчас.

А сейчас я предлагаю правой стороне «одной левой» надуть воздушные шары, не завязываем, держим – это у нас ассоциация «Мы наполняем знаниями наших учеников»

А левой стороне зала предлагаю сделать со мной бумажные самолеты. (Самолетики складываем под следующие слова)

Ассоциация «Современное обучение предполагает вместе с детьми…  

1. Ставить проблему и находить решение (ищем середину листа, подгибаем два угла)

2. Активно взаимодействовать (решительно сгибаем)

3. Применять знания в новой ситуации (снова сгибаем два угла)

4. Работать  в команде (соединяем два крыла)

5. Исследовать и проектировать (отгибаем два крыла)

6. Стремиться к активной мыслительной и практической деятельности (расправляем, готовим к полету сложенный самолет)

Уважаемые коллеги!  Можно наполнить ученика знаниями и наблюдать, как хаотично он старается их применить. Отпускаем  шары и мы видим как отпущенные незавязанные шары движутся хаотично и непредсказуемо.

А теперь подготовили самолетики к полету: а можно, научив  наших учеников действовать,  отправить их  в красивый полет по жизни.  (Запускаем самолетики).

Спасибо всем за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий мастер - класса «Применение активных методов обучения на уроках физики».

сценарий мастер - класса по применению активных методов обучения на уроках физики...

Мастер-класс "Использование активных методов обучения на уроке английского языка"

Мастер-класс "Активные методы обучения на уроке английского языка"...

Мастер класс: "Исполльзование современных методов обучения для повышения мотивации учащихся к изучению русского языка"

Цель данного мастер класса: представить техниику применения современных образовательных технологий на уроках русского языка....

Mетодическая разработка мастер-класса «Применение активных методов обучения на уроках химии»

Методическая разработка имеет практико-ориентированную направленность, то есть любой педагог имеет возможность использовать её при проведении уроков вне зависимости от специфики преподаваемого предмет...

Мастер-класс Использование игровых методов обучения на уроках русского языка и литературы

Пояснительная записка.Мастер-класс «Использование игровых методов обучения на уроках русского языка и литературы» представлен по направлению «Административное» (учитель основной школы)Цель:1.Презентац...

Мастер- класс«Использование активных методов обучения на уроках информатики в рамках реализации ФГОС»

Работая многие годы в школе, мы замечаем, что как бы мы ни старались – обучаются успешно только 10%. Почему?  Объяснение простое: только 10% людей способны запомнить и понять то, что они чи...