Дидактический материал. Смысловое чтение
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Мурхусаева Галина Михайловна

Дидактический материал для формирования навыков смыслового чтения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_materialy_smyslovoe_chtenie.docx54.07 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактический материал.

Примерные задания для формирования навыков смыслового чтения

9 класс.

А.С. Пушкин «Анчар»

После чтения:

Почему стихотворение так названо?

Расскажите, о чем это стихотворение?

Зачем А.С.Пушкин  рассказывает об этом дереве?

Зачем в стихотворении появляется человек?

Может быть, цель автора совсем не в описании ядовитого дерева?

«Восстановите данные фразы, вставив нужные слова. Какая тема их объединяет?»

  1. Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей.

Но ____ вершится без труда,

_______ творить трудней (восточная мудрость)

  1. Пусть слаб ты,

И со злом вступить не можешь в бой,

Но сам не делай ____

Стоящим пред тобой (восточная мудрость)

  1. Следовать ______ - взбираться на гору,

Следовать ____ - скользить в пропасть (русская пословица)

  1. ______ человеку – смерть, а __________ - воскресение.
  2. Кто злым попускает, тот сам ____ творит (русская пословица)

 

Объясните, как связаны эти цитаты и пословицы с темой стихотворения?

Каково скрытое название стихотворения?

Интерпретируйте текст стихотворения, переведите на свой язык.

 Тема:  Сложноподчиненное предложение.

  1. Запишите отрывок из книги И. Золотусского «Трепет сердца», решая орфографические и пунктуационные задачи.
  2. Составьте план текста.
  3. Укажите определительные и изъяснительные придаточные.
  4. Объясните, как вы понимаете фразу «духовный голос литературы»?
  5. Почему автор не скрывает, что в работе полагается на чувство, а не на мысль?
  6. Почему владеющего словом можно назвать человеком, имеющим собственное мнение?
  7. Так ли уж важно иметь собственное мнение?

В слове заключен..а невид..мая связь которая п..р..даётся через поколения. Духовный гол..с литературы ов..ществлён..ый в слов.. (не)ст..реет. Кажется, как столетний мёд, он наб..рает ещё большую силу. Пр..терпев многие искушения мы возвр..щаемся к слову, как к своему прар..дителю.

Работа со словом дисц..плинирует чувства и дисц..плинирует мышление. Я в своей работе чаще пол..гался на чувство, чем на мысль. Могу сослат..ся на Достоевского  который говорил что мысль это чувство.

Для меня критик вл..деющий словом уже человек имеющий собственное мнение. А что может быть дороже, чем собстве..ое мнение, в нашем ремесле?

 

Урок литературы «Чувства добрые я лирой пробуждал»

Текст можно использовать на уроке русского языка для решения орфографических и пунктуационных задач.

Я стою перед океаном и пытаюсь ра..сказать о нём. Трудно, (не)измеримо трудно, просто (не)возможно.

А не лучше ли думаю я взять каплю из этого океана и (по)к..зать как в ней отразил..сь солнце, «солнце русской поэзии».

Два раза в году при взгляд.. на календарь сер..це наполняется то радост..ю то гореч..ю. В июне, в самом начале лета, когда ра..цвета..т природа, сер..це радует..ся – родился Пушкин! В феврале, когда з..мля зам..тен..а снегами, сер..це скорбит – Пушкин погиб…

Пушкин!

Кудрявая г..л..ва и восторже..ый пытливый взгляд. Волшебный бег гуси..ого пера и пылкая отзывчивая душа поэта. Восторг и мудр..сть. Кому из нас это не дорого? Это всегда с нами, во все часы нашей жизни, как бы она (н..)проходила – напряжё..о или весело, драматически или даже тр..гично…

С Пушкиным в его обществ.. чувству..ш.. себя надёжно, свободно, уверенно. Он (не)заменимый собеседник и бе..корыстный друг.

                                              Л.Озеров.

  1. Определите стиль текста, обоснуйте своё мнение.
  2. Сформулируйте основную мысль.
  3. Озаглавьте текст, подберите разные варианты названий. Объясните, почему.
  4. Выпишите номера истинных утверждений:
  1. Трудно рассказать об океане.
  2. В океане отразилось «солнце русской поэзии»
  3. В июне родился Пушкин.
  4. В феврале Пушкин погиб.
  5. Гусиное перо отражает душу поэта.
  6. В обществе Пушкина чувствуешь себя неуверенно.

5. Расскажите о вашем отношении к Поэту

        

6 класс.  Урок развития речи. Типы речи

Прочитайте внимательно «лжетекст». Сумейте определить каждый текст. Имя какого автора вам известно? Что помогло определить авторство?

Однажды лиса всю осеннюю ночь проболталась по лесу не евши. Голодная кума лиса залезла в сад; в нём винограду кисти рделись. На заре прибежала она в деревню, вошла на двор к мужику и полезла на насест к курам. Серая американская лиса, действительно, сверху серая, с рыжей отделкой на боках и шее. Она меньше красной и знаменита тем, что неплохо наловчилась залезать на деревья. Охотится в одиночку в лесах, кустах и на болотах. У кумушки глаза и зубы разгорелись, а кисти сочные, как яхонты, горят. Только что подкралась и хотела схватить одну курицу, а петуху пришло время петь: вдруг он крыльями захлопал и закричал во всё горло. Серая островная лиса похожа на неё, но живёт не на континенте, а некоторых североамериканских островах. Лисица с насеста-то так со страху полетела, что недели три лежала в лихорадке. Лишь то беда, висят они высоко: отколь и как она к ним не зайдёт, хоть видит око, да ум неймёт.

        

6 класс. Урок развития речи. Микротема

Не удивляйтесь и не думайте, что все озёра уже известны, что у каждого  есть своё название. Ещё очень много на карте нашей страны  безымянных озёр, речек и речушек, потому что велика наша Родина. Сколько по ней ни броди, всё равно будешь находить что-нибудь неизвестное, но очень интересное. Может быть, видели на географической карте в низовьях Енисея голубые пятна, будто ученик небрежно брызнул с пера голубыми чернилами? Среди этих почти незаметных кляксочек есть и та, которую называют Васюткиным озером.

Какая микротема не представлена в отрывке?

А) Много ещё неизвестных, но интересных мест в нашей стране, так как велика Родина

Б) Мы гордимся величием Родины

В) В низовьях Енисея есть Васюткино озеро

Г) Не думайте, что все озёра уже известны

        

Прошлым летом на рыбалке я потерял красивую,  блестящую чайную ложечку. Помню, как выпил стакан чаю, отвернулся на минутку, а ложка как в воду канула. А ведь никого близко не было, только сорока всё время кружилась надо мной. Вот я и подумал, что это её проказы.  Решил весной учинить обыск в сорочьих квартирах. Весной я приехал на прежнее место рыбалки и проверил  гнёзда четырёх сорок, но ничего не нашёл. А в пятом обнаружил целый клад старинных монет. Ну и сорока! Настоящий нумизмат!  А чайную ложку я так и не нашёл. Видимо, лежит она в каком-то другом сорочьем гнезде.

Составьте план текста.

Найдите фразеологизм и объясните его значение.

Что значит «учинить» и «нумизмат»?

Приготовьтесь к сжатому пересказу текста.

 

Со времён  глубокой древности лебедь служит символом красоты, любви, чистоты и нежности. Лебедя воспевали в многочисленных былинах и сказках. Существует старинная легенда о лебединой песне, которую эта прекрасная птица якобы поёт перед своей гибелью. По свидетельствам натуралистов, это не вымысел. Последние вздохи умирающего лебедя действительно похожи на мелодичную, печальную песню. Вам, наверное, приходилось слышать и другое выражение – лебединая верность. Дело в том, что лебедь  выбирает подругу на всю жизнь. И если лебёдушка погибает, то лебедь, не в силах вынести горя, поднимается ввысь и, сложив крылья, камнем падает на землю и разбивается. Есть чему поучиться и человеку у этой гордой, красивой, благородной, верной птицы.

Составьте план текста.

Как звучит последняя песня лебедя?

Легенда о лебединой песне и фразеологизм «лебединая песня» имеют что-либо общее?

Дайте толкование фразеологизму «лебединая верность» с помощью кластера.

Объясните, как вы понимаете пословицы:

Без наук как без рук.

Корень учения горек, да плод его сладок.

Лежебоке и солнце не в пору всходит.

На голове густо, а в голове пусто.

        

 Изучая творчество Крылова И.А.

«Расшифруйте» предложение:

Материнские заботы и упорное самовоспитание и самообразование в сочетании с огромными способностями принесли свои плоды.

Объясните, о чем говорится в морали басни «Осел и Соловей»: «Избави Бог и нас от этаких судей».

         

Изучая творчество А.С.Пушкина

О каком событии рассказывает поэт в стихотворении «И.И.Пущину». Опишите события так, как будто вы присутствовали при этом.

«Расшифруйте»  предложение :

Никто не дерзал отказываться от его приглашения или в известные дни не являться с должным почтением в село Покровское.

        

11 класс. Творческая работа. «В спорах о «Двенадцати» Блока.

«Образом Христа, идущего впереди красногвардейцев, поэма кончается.

  И ее конец – удачней всего в ней. Только тут голос поэта приобретает полноту и силу. Только  тут найдена художественная мера между жизнью и поэзией, и только тут создана картина, убедительная и величественная…

  Блок, идя в ногу со второй революцией, не изменил себе самому ни в чем. Это большая победа. И если он, все видящий, мог сказать, что Христос идет впереди «двенадцати», он исполнил свой долг поэта – и в самом  страшном находит прекрасное.

        И он исполнил свой долг гражданина – всем ослепшим от бед показать выход и дать исцеление…»

С. Городецкий

«Предельная искренность и душевная честность Блока -  вне сомнений. А если это так, кощунственная, прославляющая октябрьский переворот поэма «Двенадцать» не только была создана им во имя «добра и света», но она и есть по существу проявление света и добра, обернувшееся страшной ошибкой.

          Я не прощу. Душа твоя невинна,

          Я не прощу ей никогда, -

Писала, прочтя «Двенадцать», Зинаида Гиппиус. Эти ее строчки подтверждают мои слова».

Георгий Иванов.

    «Блок честно и восторженно подошел к нашей великой революции, но тонким, изящным словам символиста не под силу было выдержать и поднять ее тяжелые, реальнейшие, грубейшие образы. <… > Блок надорвался.

    Помню, в первые дни революции проходил я мимо худой, согнутой солдатской фигуры, греющейся у разложенного перед Зимним костром. Меня окликнули. Это был Блок. <… >

    Спрашиваю: «Нравится?» - «Хорошо», - сказал Блок, а потом прибавил: «У меня в деревне библиотеку сожгли».

     Вот это «хорошо» и это «библиотеку сожгли было два ощущения революции, фантастически связанные в его поэме «Двенадцать». Одни прочли в этой поэме сатиру на революцию, другие – славу ей.

      Поэмой зачитывались белые,  забыв,  что «хорошо»,  поэмой зачитывались красные,  забыв проклятье тому, что «библиотека сгорела».

     <… > Славить ли это «хорошо» или стенать над пожарищем, - Блок в своей поэзии не выбрал».

В. Маяковский.

          Задания.

Познакомьтесь с разными  точками зрения на поэму А. Блока «Двенадцать»

Сформулируйте каждую точку зрения.  

Какое из приведенных высказываний, по-вашему, наиболее соответствует истине?

Аргументируйте свою точку зрения.  

 

        

7 класс. Развивающее задание

Прочитайте текст и выполните задания к нему.

     (1)Сегодня невозможно представить нашу жизнь без кино. (2)А ведь появился кинематограф не так давно: в конце 19 века. (3)Сегодня кино стало настоящей индустрией.

     (4)Чтобы получился фильм, который мы видим на экране, нужен творческий союз людей разных профессий. (5)Сначала пишется сценарий, где излагается содержание будущего фильма. (6)Потом подбираются актёры на роли героев фильма, художники готовят костюмы и декорации, композитор сочиняет музыку.

     (7)Первую скрипку в творческом процессе играет режиссёр, который объединяет усилия всего коллектива.

     (8)Кинооператор снимает фильм на плёнку, благодаря его мастерству сцена получается яркой, впечатляющей. (9)Успех фильма в значительной степени зависит от актёров, от того, насколько убедительно и правдиво они сыграют своих героев.

     (10)Фильм снимается отдельными кусками, их бывает более 500. (11)Соединение этих разрозненных кусков называется монтаж. (12)Это нелёгкое, сложное и ответственное дело, ... фильм должен смотреться не как лоскутное одеяло, а как цельное произведение.

     (13)Теперь вы видите, как много людей должно постараться, чтобы мы увидели на экране какой-нибудь киношедевр.

А1. На какой вопрос в тексте нельзя найти ответ?

1) Кто руководит работой творческой группы?

2) Какие требования предъявляются к игре актёров?

3) Для чего нужно монтировать фильм?

4) Почему кинооператор снимает фильм отдельными кусками?

А2. В каких предложениях текста содержится аргумент, который подтверждает мысль о необходимости союза большого количества людей при создании фильма?

1) 1 - 2

2) 4

3) 5 - 6

4) 10 - 12

А3. Какую цель ставит перед собой автор этого текста?

1) дать новую информацию об изобретении киноаппарата

2) доказать, что художник выполняет главную работу в процессе создания фильма

3) объяснить, что такое монтаж

4) рассказать о том, как создаётся кинофильм

А4. Что хотел сказать автор текста, используя слово ИНДУСТРИЯ (предложение 3)?

1) Кино - самый молодой вид искусства.

2) Кино любят смотреть представители разных поколений.

3) В производстве фильма участвует большое количество людей, вооружённых знаниями и необходимыми техническими средствами.

4) Чтобы создать фильм, необходимо иметь современное оборудование.

 

8 класс. Урок литературы

Комендант, Иван Игнатьевич и я мигом очутились за крепостным валом; но оробелый гарнизон не тронулся. «Что ж вы, детушки, стоите? – закричал Иван Кузмич. – Умирать так умирать: дело служивое!» В эту минуту мятежники набежали на нас и ворвались в крепость. Барабан умолк; гарнизон бросил ружья; меня сшибли с ног, но я встал и вместе с мятежниками вошёл в крепость. Комендант, раненный в голову, стоял в кучке злодеев, которые требовали от него ключей. Я бросился было к нему на помощь: несколько дюжих казаков схватили меня и связали кушаками, приговаривая: «Вот ужо вам будет, государевым ослушникам!» Нас потащили по улицам; жители выходили из домов с хлебом и солью. Раздавался колокольный звон. Вдруг закричали в толпе, что государь на площади принимает присягу. Народ повалил на площадь; нас погнали туда же.

(А.С. Пушкин)

Что испытывает герой в описываемой сцене?

Расскажите о своем отношении к Петру Гриневу в этом эпизоде.

«Толстые» и «тонкие» вопросы. Цель: формировать умение самостоятельно работать с текстом, понимать информацию, содержащуюся в тексте, овладеть приёмом постановки к тексту и составлять план. Этот прием может быть использован на любой из трех стадий чтения.

«Тонкие” вопросы 

«Толстые” вопросы

Вопросы, требующие однословного ответа, вопросы репродуктивного плана.

Вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.

Что?

Дайте три объяснения, почему...?

Кто?

Объясните, почему...?

Когда?

Почему  вы думаете ...?

Как зовут ...?

Почему вы считаете ...?

Было ли ...?

В чём различие ...?

 Где…?

Что, если ...?

 

Согласны ли вы ...?

 

Предположите, что будет, если ...?

Следуйте за персонажем книги. Цели  стратегии: дать наиболее полную характеристику основному герою книги.

  Алгоритм реализации стратегии:

1.Заполните таблицу, отвечая на вопросы. Задание выполняется устно, но ответ формулируется точно и полно. Для этого надо хорошо знать текст и записать ключевые слова. В случае затруднений можно записывать отдельные моменты. Все устные ответы следует повторить,  чтобы запомнился точный и полный ответ на вопрос.

Следуйте за  Мцыри

Почему Мцыри оказался в монастыре?

 

В чем выражается «могучий дух его отцов»?

 

Как рос Мцыри в монастыре?

 

Почему Мцыри не принял монашество?

 

Какая дума имела над Мцыри власть?

 

С чем сравнивает Мцыри свою жизнь в монастыре?

 

 Какую клятву дал себе Мцыри?

 

 Что подразумевает Мцыри, говоря монаху: «Тебе есть в мире что забыть»?

 

Что видел Мцыри на воле?

 

Опишите родных Мцыри, какими он их представлял себе.

 

Что испытывал Мцыри, убежав из монастыря в бурю?

 

Почему так ярки впечатления Мцыри?

 

 Почему Мцыри вступил в бой с барсом?

 

 Почему Мцыри понял, что ему не попасть на родину?

 

 Как объясняет Мцыри свой жребий?

 

 Какая мысль печалит Мцыри?

2. Подведение итогов обсуждения.  

Что произошло с главным героем?

С какими проблемами он сталкивается?

Как он их решает?

Кто помогает ему?  

Каково единственное желание героя?

Жалеет ли герой о своем побеге?  

Что вы думаете о главном герое?

Предтекстовая стратегия «Мозговой штурм». Цель – актуализация предшествующих знаний и опыта, активизация мыслительной деятельности.

Сегодня мы опять отправляемся в сказку. Хочется, чтобы вы в сказке не заблудились, во всем разобрались и поняли уроки сказки.

Что вы представляете, когда слышите это слово?

Все ассоциации записываем на доске.

По мере чтения сказки ищем соответствия в схеме ассоциаций.

 

Стратегия «Чтение в кружок». Цель -   проверка понимания читаемого вслух текста. Имеющийся в одном экземпляре текст даётся ученику, который читает абзац, остальные ученики слушают его и задают вопросы чтецу, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют. Первым всегда читает учитель, он передаёт первому ученику, затем второму и т.д.

Стратегия «Чтение с остановками». Она применяется при чтении  текстов различных типов речи. Её цель – управление процессом осмысления текста во время его чтения. Обучающиеся читают отрывок и отвечают на вопросы к нему до перехода к чтению следующего. Вопросы должны быть направлены на контроль общего понимания прочитанного отрывка и прогнозирование содержания следующего.

                

Набор «рассыпанных предложений»

Соберите предложения так, чтобы у вас получился текст. Объясните, как вы это сделали.

5 класс

Из зарослей кустарника вылез маленький барсук.

Через полчаса зверь высунул из травы мокрый черный нос, похожий на свиной пятачок.

Потом из травы показалась острая морда с черными пронзительными глазками.

Нос долго нюхал воздух и дрожал от жадности.  

Наконец показалась полосатая шкурка.  

5 класс

Для чего белке мухомор ядовитый?

Белка сушит осенью на сучках грибы: сыроежки, опята, моховики.

Грибы все хорошие и съедобные.

Но вот среди хороших и съедобных находишь вдруг мухомор.

6 класс

Каждое утро на дощатый стол в саду мы насыпали крошки и крупу.

У синиц белые пушистые щеки, и когда синицы все сразу клевали, то было похоже, будто по столу торопливо бьют десятки белых молоточков.

Десятки шустрых синиц слетались на стол и склевывали крошки.

Синицы ссорились, трещали, и этот треск, напоминавший быстрые удары ногтем по стакану, сливался в веселую мелодию.

                

Упражнение из сборника  Цыбулько И.П. «Текстоведение»

6 класс. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

     (1)"Тот не знает наслажденья, кто картошки не едал", - эти строчки из скаутской песенки раньше были очень известными. (2)Их распевали возле костров юные туристы, выковыривая из углей печёную картошку.

     (3)Кто бы мог подумать, что растение, приехавшее к нам из далёкой Южной Америки, теперь станет для нас вторым хлебом! (4)В 60-х годах 16 века клубни картофеля завезли в Европу. (5)Однако европейцы не сразу разгадали пользу от заморского гостя. (6)Поэтому высаживали его как диковинный заморский цветок.

     (7)Лишь когда прошло более 200 лет, о картофеле заговорили как о вкусном питательном продукте. (8)В Россию этот продукт привёз Пётр I. (9)Крестьяне долго не соглашались сажать "чёртово яблоко", даже несколько раз вспыхивали восстания.

     (10)... теперь никому не придёт в голову бунтовать против этой ценной культуры. (11)Когда картофель стали активно использовать в пищу, то исчезла цинга - опасное заболевание, вызванное недостатком витамина С. (12)Многие учёные считают, что именно картофель из-за его высокой урожайности и питательной ценности в будущем станет главным пищевым продуктом.

А1. На какой вопрос в тексте нельзя найти ответ?

1) Когда картофель стали выращивать южноамериканские индейцы?

2) Почему крестьяне устраивали картофельные бунты?

3) Для каких целей использовали картофель европейцы во второй половине 16 века?

4) Как в России простой народ называл картофель,  завезённый из-за границы?

А2. Какую цель ставит перед собой автор этого текста?

1) рассказать о том, в каких произведениях русской литературы упоминается картофель

2) доказать, что картофель гораздо выгоднее выращивать как красивый цветок для продажи, нежели использовать в пищу

3) в доступной форме сообщить читателю основные сведения о картофеле как пищевой культуре

4) объяснить происхождение слова "картофель"

А3. Какое словосочетание позволяет показать ценность картофеля?

1) чёртово яблоко

2) заморский гость

3) диковинный цветок

4) второй хлеб

А4. Какое слово (сочетание слов) должно стоять на месте пропуска в предложении 10?

1) Поэтому

2) Зато

3) Именно

4) В то же самое время

В1. Найдите в тексте предложение, содержащее аргумент, с помощью которого можно подтвердить мысль о пользе картофеля. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ______________________________________________________________

Ларина Г.В.

5 класс. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

        Жил-был в своѐм логове один Волк. Своѐ жилище он никогда не чинил и не чистил. Оно было грязное, старое – того и гляди развалится!

Проходил как-то мимо волчьего логова Слон. Едва-едва задел крышу, она и покосилась.

- Прости меня, пожалуйста, дружище! – сказал Слон Волку. – Я ведь нечаянно. Я еѐ сейчас починю!

Слон был на все руки мастер и не боялся работы. Взял он молоток, гвозди и починил крышу. Стала крыша крепче, чем была.

«Ого! – подумал Волк. – Да он, видать, меня испугался! Сперва передо мной извинился, потом сам мне крышу починил. Заставлю-ка я его поставить мне новый дом! Раз боится, значит, послушается!»

- Стой! – закричал он на Слона. – Ты что же это? Ты думаешь, от меня так легко отделаться? Своротил мне крышу набок, кое-как еѐ гвоздиками приколотил и хочешь удрать? Изволь построить мне новый дом! Да поживей, а то я тебя так проучу, что ты своих не узнаешь.

      Ничего не ответил Слон, услышав такие слова. Он легко схватил Волка поперѐк живота и швырнул его в яму с гнилой водой. А потом сел на волчий дом и раздавил его.

- Вот тебе новый дом! – сказал Слон и ушѐл.

- Ничего не понимаю! – удивился Волк, придя в себя. – То он меня боялся, прощения просил, а потом так поступил… Ничего не понимаю!

- Дурачина ты! – прокаркал старый Ворон, который всѐ это видел. – Ты просто не видишь разницы между трусостью и хорошим воспитанием!

1. На какой вопрос в этом тексте нет ответа?

1) Где жил Волк?

2) Почему Волк не чинил и не чистил своѐ жилище?

3) Что сделал Слон с домом Волка?

4) Кто объяснил Волку поступок Слона?

2. Запишите словами из текста, каково было жилище Волка?

3. Почему Волк подумал, что Слон его испугался?

4. Проанализировав образ жизни и поступки Волка в басне, охарактеризуйте его.

5. Могут ли встретиться волк и слон в настоящем лесу? Почему?

6. В предложении «Он легко схватил Волка поперѐк живота и швырнул его в яму с гнилой водой» замените слово «гнилая» близким по смыслу словом.

7. Как вы понимаете выражение «на все руки мастер»?

8. Запишите, в каких словах басни содержится мораль.

9. Какая  из перечисленных ниже пословиц определяет главную мысль текста:

1) Волка бояться – и от белки бежать.

2) Не храбрись на медведя, а храбрись при медведе.

3) Воспитание и вежливость в лавочке не купишь.

4) На грубое слово не сердись, а на ласковое не сдавайся.

10. Составьте простой план текста.

         

 

Текст из диагностической работы по русскому языку для 7 класса

Прочитайте текст и выполните задания 1 - 4

     Наше зрение создавалось природой для «использования» в совершенно иных условиях, чем те, которые мы называем цивилизованными. Наш глаз приспособлен к пространству, не ограниченному какими-либо препятствиями. Сейчас же люди с самого рождения вынуждены нарушать природные законы: замкнутое пространство, а затем и телевизор, книги, компьютеры, сотовый телефон с его «игрушками».  

     Большой вред неокрепшему зрению ребенка приносит работа на близком расстоянии. У подростков сейчас распространена SMS-мания. Одна юная пациентка рассказала мне, что отправляет в день 50-70 SMS-сообщений. А это два часа работы на близком расстоянии, да еще и с мерцающим экраном телефона.

     Современные электронные средства — это, во-первых, непосредственная работа на близком расстоянии. Во-вторых, прямой свет, с которым наш глаз работать не привык. В-третьих, это постоянное мерцание, которое связано с особенностями механизма смены картинки. Поэтому, если ребенок целый день читает — это вредно. Но если он полдня играет на компьютере — это вреднее во много раз.

      Многие родители не следят за тем, сколько часов ребенок проводит за компьютером и даже поощряют подобное времяпрепровождение.  А уж телевизор нынешние дети вообще смотрят без ограничений. В последние годы прогрессирует негативная тенденция: телевизор — лучшая «нянька». Трехлетнего малыша на весь день сажают за просмотр мультфильмов, чтобы он не мешал родителям заниматься своими делами. А  что от этого страдают глаза и нервная система ребенка, не думают и спохватываются лишь тогда, когда проблемы дают о себе знать.

       Если 25 лет назад к окончанию школы близорукими становились лишь 10-15% ребят, то сейчас к 15-16 годам диагноз «миопия» ставится половине подростков. Между тем, именно в этом возрасте очень важно не допустить резкого прогрессирования близорукости. Когда годам к 19 формирование организма полностью завершится, шанс развития миопии практически равен нулю.  

(по материалам Интернета)

1. Определите, о чем этот текст. Сформулируйте тему текста.

2. Назовите причины, по которым зрение  человека  ухудшается.

3.  Как в народе называют врачебный диагноз «миопия»? Запишите найденное слово.  

4. Составьте рекомендации «Как сохранить зрение подростка», используя данную статью.

Итоговая диагностическая работа по русскому языку. 8 класс

1 вариант

Часть 1.

 

Прочитайте текст и выполните задания 1 - 10

1) XXI век называют веком информационных технологий.  2) Интернет заменил книги. 3) Теперь ответ на любой вопрос можно получить одним нажатием клавиши. 4) Это облегчает процесс обучения.  5) В условиях, когда информация играет главную роль, получение хорошего образования становится основной целью современного человека.  7)Хорошо это или плохо?  8)Уверена:  учиться нужно всегда,  везде и всем независимо от возраста, социального положения и материального достатка.  9) «Но зачем?» -  спросите вы.  10) Ведь в наше время можно получить хорошую работу и не имея образования…   11) Оказывается,  дело тут не в материальной выгоде, но в духовной, прежде всего. 12) Учиться надо, чтобы развивать свои способности. 13) Они есть у каждого, но если их не развивать, то способности постепенно  иcчезнут. 14) Приятно быть человеком, у которого ни к чему нет таланта?  15) Конечно, нет! 16) Поэтому мы идем в детский сад, в школу, в кружки и клубы по интересам. 17) Там преподаватели помогают нам не только обнаружить талант, но и привить интерес к чему-то новому.  18) Развитие способностей - важный шаг к становлению  личности. 19) Учиться надо, чтобы обогащать внутренний мир, развивать чувство прекрасного.  20) Умение насладиться произведениями искусства и по достоинству оценить их может только человек просвещенный.  21) Образование помогает сформировать  богатое мировоззрение, которое играет далеко не маловажную роль, к примеру, в выборе профессии. 22) Чтобы   получить хорошую работу, тоже надо много знать, понимать и уметь.  23) И дело даже не в зарплате. 24) Можно иметь высокооплачиваемую, но скучную работу, а можно иметь не просто высокооплачиваемую, но еще и интересную.  25) Конечно, в наше время найти такую работу непросто, однако возможно, если очень захотеть. 26) Хорошее образование, владение языками и разносторонние знания, несомненно, могут помочь при устройстве на работу.  27) Учиться надо, чтобы реализовать свой потенциал.  28) Умный, образованный и эрудированный человек способен реализовать себя во всем, за что бы ни взялся.

29) Образование помогает  развивать коммуникативные способности. 30) Умение налаживать контакты с людьми разных возрастов и разных социальных групп всегда будет цениться. 31) Случайная беседа, например, о погоде может в дальнейшем вылиться в сотрудничество или даже дружбу.  32)Образованному  и коммуникабельному легче принять верное решение, найти правильный выход из затруднительного положения и стать счастливым.  33) Образованному человеку легче найти свое место в обществе.  34) Чтобы правильно оценить свои возможности, нужно быть грамотным и просвещенным.  35) Грамотному человеку легче  адаптироваться к переменам в жизни, потому что жизнь постоянно развивается не только в технологическом плане, но и в идеологическом и психологическом.  36) Во времена буржуазной   революции во Франции  людям, прожившим в обществе с устоявшимися ценностями, пришлось полностью менять уклад собственной жизни.  37) Кто имел права и свободы - оказался в неволе, а кто жил без прав - обрел их.  38) Перестроиться сумели те, кто был грамотен.  39)Человек не должен останавливаться в своем развитии, так как жизнь не стоит на месте. 40) Каждый день появляется что-то новое, открывается что-то неизвестное.  41) Знать все на свете невозможно, но нужно к этому стремиться, потому что нет предела человеческому совершенству.

(По материалам Интернета)

1. Определите стиль текста и тип речи

2. На какой вопрос отвечает автор  этой статьи? Сформулируйте его.

3. Вы заметили, что текст дан без деления на смысловые части? Сколько в тексте абзацев?   Укажите начало каждого  абзаца по образцу: 1 -  (№ предложения), 2 – (№ предложения)

4. Пользуясь информацией из вышеприведенной статьи, приведите не менее 6 аргументов о пользе учения.

5. Какой вывод можно сделать  на основании полученной из текста информации? Сформулируйте его.

6. Выпишите из текста все синонимы к слову «образованный»

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал по чтению

Это брошюра рекомендуется для учителей начальных классов, а также молодых специалистов, которые стремятся к творчеству, желающие расширить знания учащихся....

Дидактический материал по чтению к стихотворению «Тучи» М. Ю. Лермонтова для учащихся 9 класса коррекционной школы VIII вида .

Дидактический материал к стихотворению М.Ю.Лермонтова «Тучи» для 9 класса коррекционных школ 8 вида может использоваться непосредственно на уроке при изучении данной темы, а также для разработки теста...

Дидактический материал по чтению 5 класс

Данная разработка предназначена для учителей коррекционных школ и рассчитана на творческое использование....

Дидактический материал по чтению 9 класс

Дидактический материал по чтению редназначен для дополнительной творческой работы...

Дидактический материал по чтению

Задания для проведения уроков чтения по отдельным темам....