Методический материал «Подведение под понятие»
методическая разработка на тему
В данном материале рассказывается о развитии универсального учебного действия "Подведение под понятие" на уроках
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 15.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Захарова Екатерина Ивановна
Муниципальное общеобразовательное учреждение Новомалыклинская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза М.С. Чернова
Учитель технологии и экономики
Развитие универсального учебного действия «Подведение под понятие» на уроках.
Универсальное учебное действие «Подведение под понятие» — это отнесение объекта к известному понятию. Оно применяется при наименовании объекта, отнесении объекта к определенной группе,т.е. при обобщении или классификации объектов, при подборе примера для обобщенного понятия.
Приведу примеры
Цель — наименовать объект
География. Дети познакомились с определением «географическая карта».
Вопрос. Можно ли назвать карту полушарий географической картой?
Цель — объяснить, почему так наименовали объект (или объяснить, что так назвать нельзя)
Литература. Объясните, почему после названия стихотворения стоит слово «быль»?
Биология. Объясните, почему поджелудочную железу называют железой смешанной секреции.
Цель — отнести конкретный пример к обобщенному понятию
Обществоведение. После выхода на пенсию Л. увлекся рыбалкой и вступил в общество рыболовов-любителей. Это пример:
• воспитания;
• социализации;
• самовоспитания;
• самоконтроля.
Цель — классификация объектов
Экономика. Распределите на группы (федеральные, региональные, местные) налоги: НДС, акцизы, подоходный налог, налог на имущество, лесной налог, земельный налог, курортный налог, налог на рекламу.
Цель — подобрать пример для обобщенного понятия (илиобъяснить, что этого нельзя сделать)
Математика. Кто сможет назвать последнее число в ряду натуральных чисел? Объясните.
Химия. Назовите примеры углеводов, которые человек употребляетв пищу.
Алгоритм подведения объекта под понятие
• Определение цели подведения под понятие.
• Выделение (наименование) понятия, под которое будет подводиться объект.
• Определение объекта, которое необходимо подвести под понятие.
• Выделение всех признаков, зафиксированных в определениипонятия.
• Проверка наличия у объекта выделенных признаков.
• Получение вывода о принадлежности объекта к данномупонятию.
• Вывод
Рассмотрим пример подводящего диалога, чтобы продемонстрировать, как этот алгоритм раскрывается при обсуждении конкретных заданий с учащимися.
Учитель. Ребята, мы изучили классификацию супов. Назовите виды супов по способу приготовления. (Заправочные, прозрачные, холодные, сладкие). Какие из перечисленных ниже супов, мы можем отнести к заправочным?
Борщ, окрошка, рассольник, молочный суп.
Учитель. Что нам нужно узнать?
Ученики. Какие из супов, мы можем отнести к заправочным? (Определение цели подведения под понятие?)
Учитель. Какие супы мы называем заправочными? (Выделение понятия, под которое будет подводиться объект)
Ученики. Супы, которые заправляются пассерованными овощами. (Выделение признаков, зафиксированных в определении понятия)
Учитель. Какие из перечисленных супов заправляются пассерованными овощами? (Проверка наличия у объекта выделенных признаков).
Ученики. Борщ, рассольник заправляют пассерованными овощами, поэтому мы можем их отнести к заправочным. (Получение вывода о принадлежности объекта к данному понятию).
Литература
1) М.Р. Битянова, Т.В. Меркулова, Т.В. Беглова, А.Г. Теплицкая
Развитие универсальных учебных действий в школе (теория и практика).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме:"Понятие бытия во фразеологии"
Теоритическая значимость данной работы заключается в обосновании понятия бытия во фразеологии. Пракическая значимость определяется возможностью применения ее результатов на практических занятиях на ан...
Методическая разработка по теме:"Понятие бытия во фразеологии"
Теоритическая значимость данной работы заключается в обосновании понятия бытия во фразеологии. Практическая значимость определяется возможностью применения ее результатов на практических занятиях по а...
Методическая разработка по теме:"Понятие бытия во фразеологии"
Теоритическая значимость данной работы заключается в обосновании понятия бытия во фразеологии. Практическая значимость определяется возможностью применения ее результатов на практических занятиях по а...

Методическая разработка по теме: "Понятие о деепричастии".
Методическая разработка урока по теме: "Понятие о деепричастие"....

Дидактический материал для повторения понятий по теме "Экономика" в 8-9-ых классах.
Материал можно использовать для игры в лотто при повторении понятий и их опросе, как в группах, в парах, так и индивидуально....

Формирование УУД на примере «подведение под понятие» в рамках ФГОС.
Одно из первых математических понятий, с которым ученики встречаются в школе – понятие о числе. Если это понятие не будет усвоено, у учащихся возникнут серьезные проблемы при дальнейшем изучении матем...

Методический материал "Понятия по физической культуре по разделам программы "Физической культуры""
Методический материал "Понятия по физической культуре по разделам программы"Физической культуры"....
