Методический материал «Подведение под понятие»
методическая разработка на тему

Захарова Екатерина Ивановна

В данном материале рассказывается о развитии универсального учебного действия "Подведение под понятие" на уроках

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podvedenie_pod_ponyatie.docx15.2 КБ

Предварительный просмотр:

Захарова Екатерина Ивановна

Муниципальное общеобразовательное учреждение Новомалыклинская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза М.С. Чернова

Учитель технологии и экономики

Развитие универсального учебного действия «Подведение под понятие» на уроках.

Универсальное учебное действие «Подведение под понятие» — это отнесение объекта к известному понятию. Оно применяется при наименовании объекта, отнесении объекта к определенной группе,т.е. при обобщении или классификации объектов, при подборе примера для обобщенного понятия.

Приведу примеры

Цель — наименовать объект

География. Дети познакомились с определением «географическая карта».

Вопрос. Можно ли назвать карту полушарий географической картой?

Цель — объяснить, почему так наименовали объект (или объяснить, что так назвать нельзя)

Литература. Объясните, почему после названия стихотворения стоит слово «быль»?

Биология. Объясните, почему поджелудочную железу называют железой смешанной секреции.

Цель — отнести конкретный пример к обобщенному понятию

Обществоведение. После выхода на пенсию Л. увлекся рыбалкой и вступил в общество рыболовов-любителей. Это пример:

• воспитания;

• социализации;

• самовоспитания;

• самоконтроля.

Цель — классификация объектов

Экономика. Распределите на группы (федеральные, региональные, местные) налоги: НДС, акцизы, подоходный налог, налог на имущество, лесной налог, земельный налог, курортный налог, налог на рекламу.

Цель — подобрать пример для обобщенного понятия (илиобъяснить, что этого нельзя сделать)

Математика. Кто сможет назвать последнее число в ряду натуральных чисел? Объясните.

Химия. Назовите примеры углеводов, которые человек употребляетв пищу.

Алгоритм подведения объекта под понятие

• Определение цели  подведения под понятие.

• Выделение (наименование) понятия, под которое будет подводиться объект.

• Определение объекта, которое необходимо подвести под понятие.

• Выделение всех признаков, зафиксированных в определениипонятия.

• Проверка наличия у объекта выделенных признаков.

• Получение вывода о принадлежности объекта к  данномупонятию.

• Вывод

Рассмотрим  пример подводящего диалога, чтобы продемонстрировать, как этот алгоритм раскрывается при обсуждении конкретных заданий с учащимися.

Учитель. Ребята, мы изучили классификацию супов. Назовите виды супов по способу приготовления. (Заправочные,    прозрачные, холодные, сладкие). Какие из перечисленных ниже супов, мы можем отнести к заправочным?

Борщ, окрошка, рассольник, молочный суп.

Учитель. Что нам нужно узнать?

Ученики. Какие из   супов, мы можем отнести к заправочным? (Определение цели подведения под понятие?)

Учитель. Какие супы мы называем заправочными? (Выделение понятия, под которое будет подводиться объект)

Ученики. Супы, которые заправляются пассерованными овощами. (Выделение признаков, зафиксированных в определении понятия)

Учитель. Какие из перечисленных супов заправляются пассерованными овощами? (Проверка наличия у объекта выделенных признаков).

Ученики. Борщ, рассольник заправляют пассерованными овощами, поэтому мы можем их отнести к заправочным. (Получение вывода о принадлежности объекта к  данному понятию).

Литература

1) М.Р. Битянова, Т.В. Меркулова, Т.В. Беглова, А.Г. Теплицкая

Развитие универсальных учебных действий в школе (теория и практика).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал для повторения понятий по теме "Экономика" в 8-9-ых классах.

Материал можно использовать для игры в лотто при повторении понятий и их опросе, как в группах, в парах, так и индивидуально....

Формирование УУД на примере «подведение под понятие» в рамках ФГОС.

Одно из первых математических понятий, с которым ученики встречаются в школе – понятие о числе. Если это понятие не будет усвоено, у учащихся возникнут серьезные проблемы при дальнейшем изучении матем...

Методический материал "Понятия по физической культуре по разделам программы "Физической культуры""

Методический материал  "Понятия по физической культуре по разделам программы"Физической культуры"....

Учебно - методический материал «Дидактический материал для учащихся 7 кл. по русскому языку, тема "Служебные части речи"

Учебно - методический материал «Дидактический материал для учащихся 7 кл. по русскому языку,  тема "Служебные части речи"...

Учебно - методический материал «Тренировочный материал для учащихся 5 кл. по русскому языку, тема " Правописание личных окончаний глаголов (практикум)»

Учебно - методический материал «Тренировочный материал для учащихся 5 кл. по русскому языку,  тема " Правописание личных окончаний глаголов (практикум)»...