Правильная мотивация – залог успеха каждого урока!
статья на тему

Что такое мотивация? Какую роль она имеет в современном уроке? Как правильно построить этот этап урока? Какие использовать приёмы? Об этом я хотела написать в свыоей статье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Важный этап урока - мотивация.20.86 КБ

Предварительный просмотр:

«Правильная мотивация – залог успеха каждого урока»

Никитенко З.А.

учитель истории и обществознания

Вот уже третий год я работаю по новым образовательным стандартам. Работать по ФГОС мне сложно, но  интересно. Пришлось  осваивать различные педагогические технологии,  методики и приемы для того, чтобы мои уроки отвечали современным требованиям системы образования. Системно-деятельностный подход заложен в основу Стандарта. История и обществознание – это гуманитарные предметы, поэтому на своих уроках я использую следующие образовательные технологии:  проблемного диалога,  продуктивного чтения, развития критического мышления, технологию сотрудничества и другие.

 Каждый урок требует творческого подхода, тщательного планирования. Если все этапы урока продуманы, взаимосвязаны между собой, плавно перетекают из одного в другой – это уже полдела.  Самым важным этапом урока я считаю мотивацию. Это первый этап любого урока по ФГОС. Его целью является выработка на личностно значимом уровне ученика внутренней готовности к выполнению нормативных требований учебной деятельности. Он предполагает осознанный переход обучающегося из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности.

Мотивация – (от лат. moveo) – двигаю) -  общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования.  

Для реализации этой цели необходимо:
1) создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность ("хочу").

2) актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности ("надо").

3) установить тематические рамки учебной деятельности ("могу").

        На данном этапе формируются следующие виды универсальных учебных действий (УУД):

Личностные:
- сформированность потребности в самовыражении и самореализации;
- сформированность позитивной моральной самооценки и моральных чувств.

Коммуникативные:
- умение передавать информацию интонацией;
- слушать;
- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации;
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: 
- умение  строить речевое высказывание;
- анализ объектов с целью выделения признаков;

Регулятивные:
- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний;

Какие же приёмы можно использовать на данном этапе урока?

Приведу  лишь несколько примеров приёмов, которые я использую наиболее часть в своей практике.

Прием «Табличка»

Фиксация знания и незнания о каком-либо понятии

Понятие/вопрос

Знал

Хочу узнать

Например «Опричнина»,  «Правонарушение»

Например «Почему царь Иван 4 имел прозвище «Грозный»?»

На этапе мотивации ученикам предлагается поработать с данной таблицей, затем озвучить, что они знают, что хотят узнать.

Прием «Удивляй»

Учитель находит интересный факт, соответствующий теме урока, при котором даже обыденное становиться удивительным. Например, учитель сообщает, что у Ивана Грозного было семь жён и восемь детей, почему же его сын Фёдор стал последним царём из династии Рюриковичей?

Прием «Фантазируй»

На доске записана тема урока.
- Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни.
…………………
- Вот видите, как важно…

Прием «Ассоциативный ряд»

 К теме или конкретному понятию урока нужно выписать в столбик слова-ассоциации. Если ряд получился сравнительно правильным и достаточным, можно дать задание составить определение, используя записанные слова, затем выслушать, сравнить со словарным вариантом. Также можно добавить новые слова в ассоциативный ряд, оставить запись на доске, объяснить новую тему, в конце урока вернуться, что-либо добавить или убрать.

Прием «Эпиграф к уроку»

Эпиграфом к уроку может послужить притча, пословицы, поговорки, стихотворение, загадка.

Например пословица «Доброе слово душу радует, злое слово душу уродует» может стать эпиграфом к теме «Добро и зло». 

Приём «Просмотр видеофрагмента»

1)      без задания
2)      с заданием до просмотра
3)      с заданием после просмотра

Правильно подобранный видеофрагмент - это мотивация, заданная на весь урок. При выборе фрагмента необходимо учитывать возрастные особенности учащихся,  соответствие фрагмента теме урока. Фрагмент не должен быть длинным.

Завершая своё выступление, хочется напомнить, что мотивация – это лишь малая часть урока, но очень важная. От того как она продумана и реализована учителем зависит результат всего урока.

Литература:

  1. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый. - М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 с.
  2. Скороходова Н.Ю. “Психология ведения урока”.  : Книга для учителя / НЮ.Скороходова. - СПб. : Речь, 2002. - 148 с. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективность урока – залог успеха учителя и ученика

Презентация к выступлению: "Эффективность урока – залог успеха учителя и ученика"....

Создание ситуации успеха на уроке - один из способов формирования и повышения мотивации учебной мотивации

Без  знания географической номенклатуры  невозможно представить изучение географии как учебного предмета. Практические работы с  позволяют ученикам свободно ориентироваться на географич...

Выступление по теме "Диалог на уроке – залог успеха в воспитании и обучении"

Выступление по теме "Диалог на уроке-залог успеха  в воспитании и обучении" поможет учителю в организации диалога на уроке....

Высокая мотивация - залог успеха в обучении английскому языку.

Статья, посвящена проблеме мотивации и интереса к изучению английского языка. Написана при участии в международной научно - практической конференции  "Современное общество, образование и наука"....

Пути повышения эффективности урока – залог успеха в обучении русского языка и литературы

Система современного образования не активизирует в достаточной степени внутренние мотивы обучения. Она диктует ребенку свои условия и не доставляет места и времени для его вопросов. В результате школь...

Конспект урока по теме: "Здоровый образ жизни - залог успеха!"

Интегрированный урок по биологии, ОБЖ, ф изической культуре в 8 классе по теме: "Здоровый образ жизни залог успеха!"...

«Успех каждого ребенка, в том числе детей с ОВЗ в творческом объединении по художественной лепке из глины. Условия успеха»

Данная работа представляет практические достижения профессиональной педагогической деятельности....